грэ предприятия


Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия………………………………………………………………………….5

1.1 Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятия………………………………………………………………………….5

Глава 2. Государственное регулирование деятельности предприятия……….….8

2.1 Создание конкуренции…………………………………………………………..9

2.2 Кадровая политика……………………………………………………………..10

Заключение …………………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………………12

Введение

Существуют различные теоретико-методологические подходы к исследованию основ государственного регулирования деятельности предприятий.

В экономике действуют в основном юридически и экономически независимые от государства предприятия, которые осуществляют сознательное саморегулирование, включающее в себя внутреннюю и внешнюю координацию хозяйственных отношений. Необходимость корректирующего воздействия со стороны государства обусловлена стремлением повышения эффективности действия механизмов внутреннего и внешнего саморегулирования.

Государственная поддержка предприятий является составляющим элементом государственного регулирования, которое, с одной стороны, выполняет ограничительную функцию, с другой же осуществляет стимулирующее воздействие, реализуясь через систему государственной поддержки. Государственная политика поддержки предприятий предусматривает оказание им экономической, организационной, технической и иной помощи, направленной на создание условий для их успешного функционирования в соответствии с рыночными принципами хозяйствования.

В рамках реализации поставленных задач в работе исследуется механизм государственной поддержки предприятий, включающий в себя функции, цели, формы, методы и инструменты, а также институциональный механизм её реализации (субъекты, объекты).

Составными элементами институционального механизма реализации государственной поддержки выступают субъекты — государственные органы управления и контроля, объекты (то, на что направлена деятельность субъектов) — реальный сектор экономики (предприятия, отдельные виды производств, отрасли).

Цели государственного регулирования развития промышленности направлены на поддержание экономической стабильности, сбалансированности спроса и предложения на всех уровнях и сегментах рынка, так, чтобы это способствовало совершенствованию структуры национальной экономики и повышению уровня жизни населения.

Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

• дать общую характеристику предприятия;

• рассмотреть регулирующие функции государства;

• рассмотреть методы и цели государственного регулирования деятельности предприятий.

Глава 1. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия

1.1 Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятия

Государственное регулирование производственно-хозяйственной деятельности организаций – это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на производственно-хозяйственную деятельность. [1,стр. 5]

Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. [1,стр. 15]

Основные принципы государственного регулирования экономики: минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Функции государства в области регулирования экономики: разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма; стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства; регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса; создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений; перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.); регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ. [1,стр. 33]

Необходимость воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятия возникает в виду: обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики; создания экономической стабильности и расширенного воспроизводства; решения экономических и социальных проблем государства в целом. Основными целями воздействия государства на производственно-хозяйственную деятельность предприятий функционирующих в условиях рынка являются – повышение эффективности рыночной экономики государства в целом; возможность законного регулирования самих условий производственно-хозяйственной деятельности; эффективная научно- техническая, промышленная и социальная политика проводимая государственными структурами. Основными формами воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятий являются – поддержание и регулирование путем законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирование производителя путем снижения налогового бремени, усовершенствования таможенного и налогового законодательства.

К основными методам государственного регулирования производственно-хозяйственных отношений предприятий действующих в условиях рыночных отношений являются: административные (базируются на силе государственной власти т.е. это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов и распоряжений); правовые (методы и способы регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий воплощенные с помощью законов, таких как антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве и др.); экономические методы (основываются на использовании налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов регулирующих цены и тарифы). [1,стр. 40]

Методы государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий бывают прямыми, т.е. формируют и используют бюджеты, устанавливают минимальные ставки по оплате труда сотрудников регулирование цен на товары и услуги, защита конкуренции; косвенными индивидуальное планирование производства/хозяйствования, целевое программирование деятельности предприятий, определение норм и правил промышленных, производственных, коммерческих предприятий, также регулирование банковской деятельности (% ставки, сумма учетных ставок, законное использование кредитно-денежных инструментов).



Глава 2. Государственное регулирование деятельности предприятия

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:

1. «Регулирующий объект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса осталось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства.

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Если убрать ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. [4,стр.61]

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов.

Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки», «платежи». Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки. [2,стр. 42]

2.1 Создание конкуренции

Одной из функций государства является создание здоровой конкуренции на рынке с тем, чтобы не происходило потерь из-за излишней монополизации. Для этих целей государством принимаются многочисленные нормы и правила, которые предписывают хозяйствующим субъектам либо обращаться за предварительным разрешением, либо уведомлять антимонопольные органы о приобретении определенной доли влияния на каком-либо рынке. Так, в соответствии с законодательством, за деятельностью (созданием, реорганизацией и т.д.) предприятий осуществляется государственный контроль. [2,стр. 55]

На этапе планирования деятельности предприятия необходимо уделить внимание следующему обстоятельству: в определенных случаях возможно принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Дело в том, что в случае, когда предприятие, занимает доминирующее положение и совершило два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких предприятий на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Для этого в отношении предприятия необходимо соблюдение всех следующих условий:

1. возможности организационного и территориального обособления его структурных подразделений;

2. отсутствия между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) его структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

3. возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. [8,стр. 5]

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

2.2 Кадровая политика

Государство участвует в экономическом регулировании при помощи кадровой политики, т.е. посредством подготовки и обучения сотрудников предприятия, а также установлением для них — определенных условий и предоставлением возможности защиты своих прав. [10,стр. 75]

Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:

• свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;

• получение желаемого уровня общего и специального образования;

• материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).

Заключение

Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.

Основные принципы государственного регулирования экономики: минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы, влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов. [7,стр. 5]

При государственном регулировании деятельности предприятий должна быть система мер прямого и косвенного государственного регулирования экономики, направленная на стимулирование развития предприятий. Это кредитная политика, повышение национальной конкурентоспособности, возможность технического перевооружения в интересах всего государства и национальной безопасности страны. Необходимо стимулировать человека на производство, рабочий должен быть заинтересован в своей деятельности. Должен быть масштабный выход на мировые рынки в обрабатывающей промышленности, завоевание прочных позиций российских товаров на внешних рынках, улучшение условий для кооперации российских и западных компаний, особенно в наукоемких отраслях. Кроме того, сейчас особенное внимание уделяется сохранению и улучшению жизнедеятельности, сохранению окружающей среды, что является фактором устойчивости общего существования.

Список использованной литературы

государственный рыночный конкуренция научный технический

Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой // Предпринимательство. – 2006. — № 6. – с.102-108

Волков О.И., Скляренко В.К.Экономика предприятия. — Москва: Инфра-М, 2002.

Горфинкель В.Я., Куприяков Е.М., Швандар В.А., и др. Род ред. Горфинкеля В.Я., Куприякова Е.М. «Экономика предприятия». — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Грибов В.П., Грузинов В.П. Экономика предприятия., Москва: Финансы и статистика, 2002.

Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М., 2005.

Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля // Вопросы экономики. – 2006. — №10. — с.55-69.

Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. — М., 2000.

Зайцев Н.Л Экономика промышленного предприятия.- Москва: Инфра-М, 2005.

Мильнер Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. Государственная поддержка предпринимательства// Общество и экономика. – 2005. — № 17.

Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2003.