государственной регулирование экономики

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1 . Понятие и содержание государственного регулирования экономики.……..5

1.1. Основные экономические функции государства…………………….6

1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики………………………………………………………………….………8

1.3. Цель государственного регулирования экономики………………..10

2. Границы эффективности государственного регулирования экономики ….12

2.1. Границы эффективности государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………12

2.2. Средства государственного регулирования экономики……………14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы………………………………………………21

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. [1, с. 11]

Государственное регулирование экономики — форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь — экономическая роль государства велика.

Современный мир — это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой — несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности. [12, с. 71]

С каждым годом потребность разработки теории и методологии государственного регулирования, их практического применения становится все острее и острее в обществе. Если в начале 90-х гг. среди многих экономистов господствовала вера, что за счет саморегулируемости экономики можно отказаться от активного применения методов и инструментов по управлению развитием национального хозяйства, то непрекращающееся падение общественного производства, регулярные кризисы денежно-финансовой, банковской систем, расширяющиеся масштабы безработицы, ухудшающаяся структура федерального

хозяйства заставили по-новому оценить роль государства при переходе к

рыночной экономике. В настоящее время государственное регулирование

рассматривается как один из главных инструментов, который может обеспечить восстановление производственно-технического потенциала страны и не дать превратиться экономике в сырьевой придаток развитых стран Запада. [7, с. 45]

Таким образом, переход экономики от централизованно-управляемой,

административно-командной, где государство всесильный монополист и всеобщий координатор, к рыночной обуславливает актуальность изучения избранной темы.

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.

Задачами работы являются понятие и содержание государственного регулирования экономики; рассмотреть основные экономические функции государства; рассмотреть объекты и субъекты государственного регулирования экономики; рассмотреть цели государственного регулирования экономики.

1 . Понятие и содержание государственного регулирования экономики.

ГРЭ — это деятельность органов власти, по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно-полезных результатов.

Содержание ГРЭ охватывает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей производственного процесса:

Регулирование ресурсов

Регулирование производства

Регулирование финансов

Понятие «ГРЭ» было введено в науку благодаря ученым-экономистам, которые отделили экономическую теорию от экономической политики (А.Смит, Дж. Милль, К.Х. Рау, Дж. Кейнс и др.). Наука «ГРЭ» изучает важнейший аспект функционирования национальной экономики – влияние государства на экономические процессы в стране. [4, с. 101]

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. [1, с. 91]

Государственное регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Это – сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки экономической политики, обоснования ее положений, выбора средств и методов ее проведения. [11, с. 6]

По объекту воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

Содержание государственного регулирования экономики определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении экономической политики. В условиях рыночных отношений оно включает в себя:

информирование участников рынка о состоянии экономики страны и перспективах ее развития;

обоснование важнейших пунктов экономической политики, которую намерены проводить государственные органы власти в рамках данного этапа развития экономики;

мероприятия по развитию государственного сектора экономики – одного из важнейших инструментов воздействия государства на экономические процессы в стране.

Необходимость гос. вмешательства в рыночную экономику обусловлено следующими моментами:

а) наличием сбоев (провалов) в механизме функционирования рыночного хозяйства

б) необходимостью поиска более эффективных вариантов удовлетворения потребностей в общественных благах.Общественные блага – это блага, которым одновременно присуще два свойства:

-увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них.

-ограничение доступа потребителей такого блага практически невозможно.

в) необходимостью выравнивания внешних эффектов (или экстерналии — это последствия производственной деятельности человека, которые непосредственно не отражаются на их производителей. Они бывают положительными и отрицательными. [12, с. 65]

Провалы (сбои) рыночного механизма:

Рынок не обеспечивает макроэкономическую устойчивость, он развивается циклически.

Рынок не обеспечивает социальной гарантии населению.

Рынок не определяет перспективы социального развития и основные направления НТП.

Рынок не способен решить проблему обеспечения экономической и национальной безопасности, а также социальной стабильности в обществе.

В современных условиях особой функцией государства становится обеспечение мировой экологической безопасности.

Сферы (области) государственного вмешательства в рыночную экономику:

Конкурентная рыночная среда

Экономические циклы

Кризисы на микроуровне

Малообеспеченные и социально-незащищенные группы населения

1.1. Основные экономические функции государства

Основные экономические функции государства:

обеспечение экономической и национальной безопасности страны, конкурентно – способности национальной экономики

законодательно — регулирующая функция

стабилизационная функция

координирующая функция, обеспечивает взаимодействия рыночных структур и ГРЭ

стимулирование и защита конкуренции в рамках нац. экономики

социально- направляющая функция, соц. ориентация производства и распределения, включая разработку соц. стандартов, системы соц. гарантий населения

целеориентирующая функция, обоснование и разработка стратегии и развитие нац. экономики, включая нац. прогнозирование, индикативное планирование, экономическое программирование

распределительная функция, осуществление перераспределения ресурсов с целью изменения структуры нац. продукта

контролирующая

управленческая функция, управление объектами гос. собственности

информационная

предотвращение или устранение временных результатов экономической деятельности отрицательного характера

Реализация функций государства осуществляется через гос. расходы, налогообложение, развитие гос. сектора экономики и других механизмов, которые используются в соответствии с уровнем развития нац. экономики, ее темпами и тенденциями, формами ГРЭ.

Формы ГРЭ:

законодательная

налоговая

денежно- кредитная

прогнозная

контрольно- исполнительная и т. д.

Доля ВВП перераспределяемая через гос. бюджет и внешне — бюджетные фонды. Несмотря на заметные различия в отдельных странах в доле перераспределяемого ВВП рынок каждой из этих стран играет первостепенную роль, а ГРЭ дополняет рыночное саморегулирование. [13, с. 11]

Доля гос. собственности. Более высокая доля свидетельствует о большем участии государства в экономике.

Степень разработки общенац. среднесрочных программ соц. – экономич. развития, в сочетании с выработкой долгосрочных ориентиров (приоритетов).

1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики.

Объектом государственного регулирования в широком смысле слова является вся национальная экономика в совокупности со всеми ее отраслями и сферами и всеми происходящими в ней экономическими процессами.

Можно представить экономику как в вертикальном, так и горизонтальном разрезах. В вертикальном разрезе могут быть представлены отрасли и сферы материального и нематериального производства со всем многообразием субъектов, функционирующих в них, а в горизонтальном – все экономические процессы и явления, охватывающие экономику – формирование и распределение доходов, финансовые, кредитные, денежные процессы и отношения, инфляция, занятость и безработица, монополизация, инвестиции и другие. Состояние и «вертикальных» и «горизонтальных» объектов может определяться действием и саморегулирующихся рыночных механизмов, и системой сознательно направленных государственно-административных мер.Вся трудность государственного регулирования состоит в том, чтобы:

найти оптимальную меру соотношения рыночных и государственных рычагов воздействия на объект,

своевременно и правильно определить в этом двигающемся, развивающемся организме «больное и слабое звено», и помочь ему сознательно выработанными государственными мерами.

В узком смысле, объекты государственного воздействия на экономику – это те условия, процессы и отношения в сфере общественного воспроизводства, нормальное функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. В качестве таковых можно выделить:

общехозяйственные процессы, такие, как экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены;

развитие крупных секторов экономики, таких, как промышленность, сельское хозяйство, производственная инфраструктура, банковская сфера;

отдельные крупные корпорации, имеющие важное значение для экономики страны;

комплексное развитие регионов страны.

Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители экономических интересов.

Государственные органы управления, включая региональные и местные образования, используют свою власть для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны, направления их трудовой активности на достижение определенных общих целей. [8, с. 202]

Государственные органы управления образуют определенную иерархическую систему(схема). На высшем государственном уровне осуществляется разделение функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Общие принципы государственного устройства, включая управление экономикой, изложены в Конституции РК.

Субъектами ГРЭ являются также негосударственные общественные организации. К ним относятся различного рода объединения, которые выражают интересы определенных слоев и групп населения. Это – профсоюзы и различного рода союзы предпринимателей.

Государство, осуществляя меры регулирующего характера, выступает как их инициатором, так и основным исполнителем. Залог успеха ГРЭ заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования.

Государственное устройство Республики Казахстан

Президент Республики Казахстан

Парламент

1.3. Цель государственного регулирования экономики

Главная цель государственного регулирования экономики – достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам. [9, с. 68]

Выделяются четыре главные цели госрегулирования, объединяемые понятием «магический квадрат», за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:

экономический рост;

высокий уровень занятости;

стабильность цен (устойчивость денег);

внешнеэкономическое равновесие.

О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно. Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести:

создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;

стимулирование экономического роста;

сглаживание экономического цикла;

обеспечение социально приемлемого уровня занятости;

предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах;

поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

поддержание внешнеэкономического равновесия;

удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Число таких целей множество.Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования – основная черта современной экономической системы.

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. [10, с. 20]

Богатство нации – совокупность располагаемых обществом материальных и духовных ценностей. В состав национального богатства входят: национальное имущество, вовлеченные в народнохозяйственный оборот природные ресурсы, «человеческий капитал».

Национальное имущество – совокупность полезных благ, произведенных и накопленных обществом за весь период его производственной деятельности. В состав национального имущества входят:

основной производственный капитал;

материальные оборотные средства;

капитал социальной сферы экономики (здравоохранения, просвещения, науки, культуры и пр.);

потребительское имущество (товары длительного пользование на руках населения).

Природные ресурсы, вовлеченные в народнохозяйственный оборот, включают:

земельные ресурсы страны, в том числе: сельскохозяйственные угодья, промышленные площадки, лесной фонд;

полезные ископаемые различной степени разведанности (категории А, В, С);

водные ресурсы;

воздушный бассейн.

Человеческий капитал – та часть человеческих знаний, которая является условием производственной деятельности. База этих знаний пополняется путем научных исследований, эти знания распространяются через систему всеобщей образовательной и профессиональной подготовки. Инвестиции в человеческий капитал позволяют создавать новую продукцию, применять новые технологии, что повышает экономическую эффективность и может быть весьма значимо для экономического роста. [3, с. 88]

2. Границы эффективности государственного регулирования экономики .

2.1. Границы эффективности государственного регулирования экономики.

На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на госрегулирование, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. [8, с. 130]

Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственными за принятие экономико-политических решений. [5, с. 107]

Характер и направление научных исследований в области регулирования экономики за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее – «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?».

Однако возможности госрегулирования не безграничны. Его экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, тем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста. [14, с. 120]

В 50-60-х годах государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для оттока капиталов.

Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов

могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях

хозяйственного подъема.



Существуют определенные относительные границы роста

государственных доходов:

— границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

— социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних слоев;

— границы прироста ВВП.

Ограничены и возможности государственной собственности, так как государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, поскольку это противоречит интересам частной собственности. [12, с.102]

Определенные границы имеет и государственное регулирование, поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования является валовая прибыль — разница между ценой и действительными издержками производства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантов санкционированного государством использования прибылей, а возможности присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой производственного цикла, в которой находится экономика страны. [15, с. 414]

Государственное регулирование экономики через налоги и ставки амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы:

— бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов;

— социальные, связанные с готовностью физических и юридических лиц мириться с налоговым гнетом;

— границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для данной ситуации.

Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность регулирования через государственные расходы ограничена

тем, что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для

финансирования резко сокращаются. [7, с. 11]

Главная граница государственного регулирования экономики — возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они ограничены.

Перечисленные границы госрегулирования в условиях рыночного хозяйства носят относительный характер. В этих границах оно продолжает развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность. Его механизм постоянно совершенствуется.

В современных условиях практика регулирования оказалась

достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и

социально-опасных масштабов безработицы в наиболее развитых странах с рыночным укладом экономики.

2.2. Средства государственного регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования экономики — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые лишь в отдаленном будущем при помощи рыночных механизмов, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального

функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи. [16, с. 200]

Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления — рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить

перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование

также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и

государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам.

В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов

производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру экономики. [17, с. 11]

Регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности.

Нежелательное резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным последствиям.

Особое внимание государство уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения — это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции. [5, с. 303]

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования, целям конъюнктуры и структурной политики,

борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных исследований.

Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. [11, с. 11]

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения и обеспечении конкурентной среды. Основные инструменты государственного регулирования:

— фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

— денежная политика;

— политика регулирования доходов;

— социальная политика;

— государственное регулирование ценообразования;

— внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом регулирования является государственный сектор в экономике.

Основные экономические средства — это: регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и их погашение. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса

и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

а) это главный источник финансирования государственных расходов;

б) это инструмент регулирования. В задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Особое место среди средств государственного регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является одним из важнейших средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. [7, с. 107]

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком и полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор — это объекты инфраструктуры,

которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и

энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как средство

государственного регулирования.

В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные

капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит целям повышения эффективности народного хозяйства. Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического



Страницы: 1 | 2 | Весь текст