Этнокультурная адаптация евреев еао к общественным трансформация


На правах рукописи

Примак Петр Викторович

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ЕВРЕЕВ ЕАО

К ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСФОРМАЦИЯМ

КОНЦА ХХ — НАЧАЛА XXI вв.

Специальность 07.00.07 – этнография, этнология и антропология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Биробиджан

2006

Работа выполнена на кафедре истории Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии

Научный руководитель – доктор исторических наук, доцент

Березницкий Сергей Васильевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Аргудяева Юлия Викторовна

кандидат исторических наук, доцент

Сагитова Ирина Олеговна

Ведущая организация – Омский государственный университет

им. Ф. М. Достоевского

Защита состоится «10» ноября 2006 г. в «10.00» часов на заседании диссертационного совета Д.005.010.01 при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по адресу: 690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 89.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Автореферат разослан «06» октября 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук Г.А. Сухачева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется тем, что современные российские социально-политические и культурные изменения, рост этнического самосознания отражаются в попытках этносов пересмотреть историческое прошлое и реализовать свой этнокультурный потенциал. С крахом советской идеологии обострились межэтнические и межконфессиональные отношения, что поставило вопрос о необходимости их комплексного анализа. Россия всегда являлась полиэтнокультурным государством, и каждый ее регион, включая Еврейскую автономную область, уникален. Региональная специфика ЕАО обусловлена этнокультурной историей евреев, которая вызывает большой интерес. Еврейские общины России представляют собой разные модели развития отношений с окружающим обществом. Особенность евреев ЕАО связана с характером их переселения и освоения области в ХХ в. Еврейская культура представляет исследовательский интерес, поскольку по своей мировоззренческой основе, ценностным ориентациям разительно отличается от культуры других народов России и Дальнего Востока.

Возрождение этнического самосознания и культуры евреев ЕАО начинается со второй половины 1980-х гг., поэтому актуальным является исследование этнокультурной адаптации евреев к современным изменениям российского общества, современных этнокультурных процессов, протекающих в еврейской среде, оторванной от основной массы еврейского населения. Несмотря на то, что в ХХ в. в области протекали ассимиляционные процессы и отмечались вспышки антисемитизма, евреи не утратили этнической идентичности.

Объектом исследования является современная еврейская культура в Еврейской автономной области.

В качестве предмета выступают особенности этнокультурной адаптации евреев к современным общественным изменениям в ЕАО.

Территориальные рамки исследования обоснованы компактным расселением евреев на территории ЕАО, которые переселились сюда в конце 1920-х гг. и до настоящего времени живут здесь.

Хронологические рамки: вторая половина 1980-х гг. – начало XXI в. В 1980-х гг. стала активизироваться деятельность евреев в области отправления религиозного культа в связи с политическими послаблениями в стране, что впоследствии привело к возрождению элементов комплекса еврейской культуры. Нижняя граница определяется тем фактором, что освещаемые процессы происходят и в настоящее время.

Цель работы заключается в исследовании процесса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к современным российским общественным трансформациям, возрождения их этнического самосознания и традиционной культуры. Поставленная цель решается с помощью конкретных задач:

– раскрытие роли религиозных общин «Бэйт-Тшува» и «Фрейд» в развитии еврейской культуры;

оценка вклада государственных и общественных учреждений в процесс возрождения еврейского языка, образования и воспитания;

– исследование компонентов еврейской культуры в деятельности местных музеев, литературе, изобразительном искусстве;

– выявление степени самобытности современного еврейского театра, музыки и танцев;

– исследование роли фестивального движения в процессе межэтнического взаимодействия.

Методы исследования. Методы полевой этнографии: наблюдение, опрос информантов, фиксация этнографических материалов и документов учреждений, текущих архивов: запись в полевой дневник, фото и видео съемка. Методика сбора: этнографический материал собирался в областном центре и поселках области; запись фольклорных текстов и описание ритуалов проводились на русском языке; сюжеты духовной культуры перепроверялись в беседах с несколькими информантами разных возрастов; информанты отбирались по результатам собеседования с руководителями общин, раввинами, с учетом возраста, места рождения, специальности, уровня образования. Диссертант участвовал в религиозных праздниках в общинах и синагоге, фестивалях еврейской культуры, обрядах жизненного цикла. Результаты исследований оформлены в виде полевых отчетов и зафондированы в Государственном архиве ЕАО.

В качестве теоретических методов использовались три составляющих сравнительно-исторического метода, необходимого для изучения целостного процесса историко-культурной динамики. С помощью историко-типологического метода исследовались стадиальные явления и тип культуры, совокупность моделей поведения людей, в рамках относительно замкнутых областей, традиционные иудейские верования и ритуалы, обряды жизненного цикла; на основе историко-диффузного метода решались проблемы культурного взаимовлияния внутри и между этносами, исследовалась степень иноэтнического влияния славянской культуры на мировоззренческий комплекс евреев; историко-генетический метод применялся при решении проблем трансляции этнокультурных ценностей в ходе этнической истории и трансформации этого механизма. С помощью метода системного анализа выявлялась структура и функции комплекса верований и ритуалов евреев.

Методологическими принципами являются системность и историзм, необходимые для исследования функционирования отдельных явлений целостного образования, находящихся в развитии при изучении сущности и структуры этнокультурного комплекса евреев, изменявшегося на протяжении XX в., обусловленности его современного состояния прежними чертами; принцип выявления общего и особенного в этнической истории, получивший развитие в разработках отечественных ученых: С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, В.А. Тишкова, С.А. Токарева и др. Данный принцип использовался для сопоставления причин трансформации отдельных форм духовной культуры евреев: этнокультурных, экономических, политических и т.п.

Важными в методологическом плане являются теоретические разработки С.А. Токарева по выявлению этнических признаков обрядности, что позволяет выделить локальные аспекты этнических культур. Согласно концепции конструктивизма В.А. Тишкова, политическая ассимиляция почти всегда идет впереди этнокультурной, а конструируемые культурные стандарты используются для оценки этнической принадлежности. Ключевую роль в конструировании этничности и мобилизации членов этнической группы на коллективные действия играют политические лидеры, преследующие свои цели. Данные теоретические концепции позволили выявить этнокультурные особенности религиозной ментальности евреев ЕАО на протяжении нескольких десятилетий, сравнить политические тенденции с толчком к возрождению традиционной культуры, произошедшим в результате воздействия на местную власть и сознание людей политических мероприятий, законов о языке, свободе вероисповедания и др. С середины 1990-х гг. процесс развития культуры евреев как титульного этноса стал использоваться региональной властью как один из инструментов сохранения за ЕАО статуса субъекта РФ.

Одним из главных механизмов сохранения этничности является обрядность этноса. В последние десятилетия наблюдается постепенное возвращение евреев к отдельным сторонам самобытной духовной культуры. В культурной динамике современного мира выделяются три группы тенденций: 1) обусловленные прогрессивным движением культуры в условиях развития науки и техники; 2) обусловленные современной социально-политической обстановкой и 3) связанные с растущим осознанием народами мира общности судеб человечества. Для культурной динамики евреев ЕАО наиболее характерной является тенденция, связанная с современной социально-политической обстановкой в стране и регионе. По мнению С.А. Арутюнова, культуры отдельных обществ взаимодействуют с межэтнической культурой, адаптируя ее и приспосабливая к своим специфическим нуждам, вычленяя в ней новые локальные варианты и маркируя ее спецификой своей ценностной ориентации. Такая маркировка может успешно достигаться украшением общественных зданий традиционными орнаментами. Подобная маркировка осуществлялась в период еврейского освоения Биро-Биджанского района Дальневосточного края и создания ЕАО в конце 1920-х гг., с бурным развитием еврейской культуры, с идишем как доминирующим языком. На государственных учреждениях висели вывески на этом языке, частично велось делопроизводство, регулярно выходила газета, его учили представители других этносов, развивались национальное образование, литература и искусство. Однако репрессии 1930-х-40-х гг. прервали эти процессы, и до конца 1980-х гг. о еврейской принадлежности области, кроме названия, мало что свидетельствовало.

Локальное разнообразие культуры имеет важное адаптивное значение, так как для эффективного выполнения своих адаптивных функций культура должна быть способной нести в себе необходимые потенции в изменяющихся условиях. В качестве такой потенции в условиях общественных трансформаций в ЕАО можно назвать стремление евреев к воссозданию своей традиционной духовности в сфере образования, религиозной жизни, музыки, искусства, театра и т.п. При взаимодействии различных культур в культуре-рецепторе по отношению к воздействию культуры-донора активизируются особые механизмы, фильтрующие поток культурного воздействия. У евреев роль такого фильтра играли иудаизм и традиционные нормы, которые в советское время деградировали под воздействием государственной политики, а в конце 1980-х – в 1990-х гг. стали возрождаться.

Важным методологическим аспектом исследования выступает разработанная Э. С. Маркаряном концепция о сущности традиционной культуры этноса, ее динамике, трансформации и современном состоянии. Из этой концепции заимствовано понимание динамики культурной традиции как универсального механизма воспроизведения и изменения человеческих обществ и основного носителя жизненного опыта. Культурная традиция является одним из средств культуры, специфическим механизмом, призванным упорядочивать и структурировать социальный жизненный опыт через стереотипизацию новаций. В настоящее время традиционного комплекса еврейской культуры в ЕАО не существует, есть лишь отдельные его аспекты, что связано с его разрушением в советское время и особенностями современного процесса конструктивной, деструктивной и стагнационной трансформации. В результате конструктивной трансформации прослеживается влияние еврейской культуры на нееврейское население области: принятие иудаизма отдельными славянами, получение еврейского образования их детьми, приобщение к еврейскому искусству. Деструктивная трансформация, происходившая под воздействием советской идеологии, привела к разрушению комплекса еврейских традиций, исчезновению ритуальной практики, социальной апатии евреев и исчезновению обрядности на семейном уровне. Результатом стагнационной трансформации, с одной стороны, стало воссоздание культурных элементов, не опирающихся на внешние атрибуты, исчезнувшие у евреев области в советское время, но проявлявшиеся на ментальном уровне стариков (при отсутствии мезузы на косяке двери в доме, некоторые евреи продолжали прикасаться к этому месту). С другой стороны, некоторые культурные проявления продолжают сохраняться на протяжении всей истории ЕАО: вывески на идише на административных зданиях, деятельность еврейских театральных и танцевальных коллективов. В настоящее время эти факторы во многом определяют характер этнокультурной адаптации евреев в ЕАО.

Диссертант использовал определение этнокультурной адаптации как приспособления евреев ЕАО к меняющимся историческим и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и ценностей, образа жизни, способов жизнеобеспечения, механизмов трансляции социального опыта. Этнокультурная адаптация — один из основных факторов исторической изменчивости этнической культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации, которые могут привести к утрате прежних культурных ценностей и переходу на новые.

На основе теоретических разработок этнографов, этнологов и теоретиков культуры была сформулирована концепция данной диссертации: процесс этнокультурной адаптации евреев ЕАО к социокультурной трансформации российского общества конца XX – начала XXI вв. связан с двумя главными группами сложных причинно-следственных связей: с этническими традициями и ментальностью еврейского этноса, с одной стороны, и с политическими процессами, с другой.

Новизна исследования обосновывается положениями, не привлекавшимися ранее в качестве специального исследования истории и культуры евреев в России:

– комплексное исследование современной культуры евреев в Еврейской автономной области;

– исследование процесса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к общественным изменениям конца XX- начала XXI в.;

– выявление трансформации традиционности и возможных перспектив процесса возрождения еврейской культуры в регионе.

Апробация работы и практическая значимость. Аспекты диссертационного исследования обсуждались на международных (XII сессии археологов и антропологов Дальнего Востока, Владивосток, 2005; V Крушановских чтениях «Тихоокеанская Россия в истории российской и восточно-азиатских цивилизаций», Владивосток, 2006), региональных (Биробиджан, 2005) научных конференциях; на заседаниях кафедры истории ДВГСГА в 2004-06 гг.; в Управлении культуры правительства ЕАО в 2006 г.

Отдельные положения диссертации использованы при разработке спецкурсов в Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Диссертантом подготовлены рукописи учебных пособий «Современная еврейская культура в ЕАО» и «Этнический сервис как фактор возрождения еврейской культуры в ЕАО». Разработки были учтены комиссией Управления культуры ЕАО в ходе выработки концепции развития народных промыслов, Комитетом по охране памятников культуры.

Источниковой базой по исследуемой проблеме служат источники четырех видов: законодательные акты, религиозные книги, архивные материалы и музейные коллекции.

Законодательные акты являются важным источником, так как они регламентируют характер развития религиозных организаций и возрождение еврейского языка на территории ЕАО.

Религиозные книги представлены тремя сборниками, входящими в ТаНаХ (Ветхий Завет): Тора, Невиим (Пророки), Кетувим (Писания). Их использование необходимо для понимания главных положений иудаизма. Важную роль в повседневной религиозной жизни евреев играет Сидур – сборник молитв. Все эти книги изданы в Израиле на русском языке.

Архивные документы достаточно доступны, достоверны и ценны своей фактологической стороной. Весь их корпус классифицирован на материалы государственного областного архива и документы текущих архивов местных учреждений и религиозных организаций.

– Государственный архив ЕАО (ГАЕАО) представлен документами, связанными с процессом закрытия синагоги в 1953 г. Использовать более широко фонды ГАЕАО не позволили хронологические рамки исследования. Наиболее важными из архивных источников являются материалы полевых исследований диссертанта 2004-2006 гг., так как они содержат информацию по многим аспектам современной истории и культуры евреев ЕАО, которые прежде нигде не документировались: о процессе возникновения религиозных общин, о проведении религиозных праздников и фестивалей, о современной обрядовой жизни евреев и т.п.

– Текущий архив религиозной общины «Бэйт-Тшува» (ТАРОБТ), в котором содержится информация о проведении еврейских праздников и т. п. Документы не классифицированы, но позволяют проследить процесс развития первой еврейской общины Биробиджана.

– Материалы текущего архива религиозно-общественной организации «Фрейд» (ТАРООФ) позволяют изучить организацию работы общинного центра, направлений его деятельности.

– Текущий архив управления культуры ЕАО (ТАУКПЕАО), в котором содержатся отчеты о работе Музея современного искусства ЕАО, о проведении фестивалей еврейской культуры в Биробиджане. Документы этого архива также не систематизированы.

Музейные коллекции областного краеведческого музея представлены культовыми предметами иудаизма; уникальными являются свитки Торы и Вавилонский Талмуд. Коллекции выполняют важную ретранслирующую функцию по передаче молодежи знаний о культуре евреев области.

Анализ источников показал, что в них наиболее освещены вопросы развития биробиджанских еврейских общин, проведения общественных обрядов, деятельности благотворительной организации «Хэсед» и клубов. Недостаточно освещенными оказались проблемы деятельности Еврейского агентства в России и его филиала в ЕАО; иудаистские обряды и праздники в домашних условиях, свадьбы и похороны.

Анализ опубликованных работ показал, что историография по этой проблеме только начинает складываться и пока невозможно проследить хронологические периоды. Поэтому литература классифицирована на четыре группы: историческая, религиозная (иудаика), краеведческая и периодика.

1. Одними из первых исследовали сущность и функции религиозных общин российских евреев Ю. И. Гессен, С. М. Дубнов, Ю. Островский, Л. В. Кальмина и др. Первое крупное исследование, посвященное еврейским общинам Дальнего Востока, было проведено В. В. Романовой, которая акцентировала внимание на их правовом статусе и отношениях с властями. Однако эти работы затрагивают историю еврейских общин со второй половины ХIХ в. до 1930-х гг. и позволяют диссертанту сделать лишь ретроспективные отступления, помогающие выявить процессы, схожие с теми, которые происходят среди евреев в конце 1980-х гг. – начале ХХI в.

Изучением проблем этнической адаптации, миграций евреев Приморского края, еврейской диаспоры занимаются ученые Владивостока: А. С. Ващук, Е. Н. Чернолуцкая, И. О. Сагитова и др. Деятельность еврейских некоммерческих общественных организаций на Дальнем Востоке изучает Е. С. Верещагина.

В 2002 г. в Биробиджане прошла городская научно-практическая конференция, на которой обсуждались проблемы воссоздания еврейской культуры в ЕАО, что явилось первой попыткой обобщения опыта развития культурных традиций евреев. На IV региональной научной конференции 2003 г. было отмечено, что возрождение еврейской жизни на окраинах России – сложный и противоречивый процесс; в основном разрабатываются сюжеты, связанные с ХIХ и началом ХХ вв., период с 1920-х по 1990-е гг. остается малоисследованным, слабо изучаются современные процессы, происходящие в еврейской среде региона.

Первой достаточно крупной работой, посвященной аспектам истории и культуры евреев ЕАО, является монография американского историка Р. Вейнберга об истории создания и развития ЕАО с 1928 по 1996 гг. Однако современному положению еврейской культуры и начавшемуся процессу ее возрождения уделено мало внимания.

Имеются публикации, затрагивающие историю и современное положение иудейских общин, развитие еврейского образования в ЕАО.

2. Религиозная литература представлена работами Ю. Мануйловой, И. Бен Шимона, М. Г. Рашовского, Р. Й. Телушкина, Д. А. Харриса и др.

3. Краеведческая литература представлена книгами Д. И. Вайсермана и Е. И. Кудиша, в которых сделана попытка показать историю строительства области еврейскими переселенцами, их надежду на обретение здесь новой родины и крах этой надежды в 1920-е-1950-е гг. Эти исследования используются для выявления предпосылок современного возрождения еврейской культуры и литературы в ЕАО.

4. В научной литературе характер современного развития еврейской культуры в регионе отражен очень слабо, поэтому при написании диссертации были задействованы публикации в периодических изданиях об общих проблемах современного развития иудаизма, еврейского образования и культуры.

Таким образом, изучение процесса возрождения культурной и религиозной жизни евреев и перспектив дальнейшего их развития в ЕАО является актуальной и практически неисследованной проблемой. Многие проблемы только поставлены, и диссертационное исследование является первой попыткой комплексного историко-этнографического решения вопроса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к общественным трансформациям современности. В дальнейшем диссертант планирует продолжить исследование проблем, связанных с развитием еврейской культуры в ЕАО с момента появления здесь в конце 1920-х гг. первых евреев до современности и процесса их этнокультурной адаптации.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений с иллюстрациями, рецептами традиционной еврейской кухни, сценариями еврейских праздников, списком информантов, таблицей соотнесения месяцев еврейского календаря с григорианским.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи, определяются хронологические и территориальные рамки, освещаются методы сбора и анализа материала, методология исследования, обосновываются новизна, практическая значимость и структура исследования, анализируются источниковая база и степень изученности темы.

В первой главе «Роль религиозных общин и праздничной обрядности в современной этнокультурной адаптации евреев ЕАО» рассматривается процесс образования и функционирования религиозных общин «Бэйт-Тшува» и «Фрэйд». Выявлено, что именно община для евреев области является местом совершения обрядов жизненного цикла, изучения Торы, встречи Субботы и других важнейших праздников. В домашних же условиях, согласно результатам опроса информантов-евреев, эти установления ими не соблюдаются.

Впервые синагога была официально открыта в Биробиджане в 1947 г. во время праздника Рош-Гашана (еврейского нового года), что стало официальным признанием религиозного центра и значимым событием для евреев Биробиджана и области. После ухудшения отношений с Израилем в нашей стране развернулась компания по борьбе с «космополитизмом», и синагога была закрыта 1953 г. На протяжении 1960-80-х гг. о национальном статусе области свидетельствовали лишь ее название, сохранившиеся вывески на идише на административных учреждениях и деятельность музыкально-художественных коллективов. Однако самобытность евреев в антропологических, поведенческих и языковых аспектах продолжала сохраняться. В общем же, процесс этнокультурной адаптации к изменяющимся общественно-политическим условиям в советское время привел к тому, что подавляющее большинство евреев утратили знание родного языка, религии и других элементов этнической культуры.

Определенный перелом произошел в начале 1990-х гг., когда перемены в государственно-конфессиональных отношениях были закреплены законодательно и конфессии получили возможность пропаганды религии в регионе. В 1990 г. в области стали проходить службы в синагоге, что во многом стало толчком к процессу возрождения еврейской культуры.

В 1994 г. ЕАО выделилась из состава Хабаровского края и стала самостоятельным субъектом РФ, сохранив статус автономной области. Сохраняя в названии слово «еврейская», руководство области понимало, что без активной поддержки религии, языка и культуры титульного этноса надеяться на сохранение региона как национального, на соответствующую поддержку федерального центра и на развитие внутреннего потенциала будет проблематично. В связи с этим правительство области начинает активно поддерживать развитие еврейской культуры и религиозных общин в ЕАО.

Первая еврейская религиозно-общественная организация «Бэйт-Тшува» в Биробиджане была образована и официально зарегистрирована в 1996 г. Она стала распространять религию ортодоксального иудаизма в ЕАО, помогала верующим в отправлении религиозного культа, знакомила с основами иудаизма и еврейскими традициями, проведила общественные молитвы, лекции и занятия по изучению еврейских обрядов и праздников. Сегодня в жизни общины принимают участие более 50 человек, в основном, люди пожилого возраста, из которых 70% составляют мужчины. Одной из главных функций еврейской общины является соблюдение древнейшего ритуала, связанного с Субботой.

Общественно-культурный центр «Фрейд» был организован и официально зарегистрирован в Биробиджане в 1997 г. Центр относится к хасидскому направлению иудаизма и координирует свою деятельность с Федерацией еврейских общин России (ФЕОР). При центре работает еврейский народный университет «БЕНУ» и воскресная школа, которая в летние каникулы преобразуется в семейный лагерь «Мишпоха Това» («Добрая семья»). С 2000 г. функционирует здание общинного центра, в котором разместились молельный зал, библиотека, компьютерный класс, благотворительная служба Хэсэд. С конца 1990-х гг. при воскресной школе проводится обряд совершеннолетия мальчиков и девочек.

Характер деятельности религиозно-общественной организации «Фрейд» имеет отличия от общины «Бэйт-Тшува», так как она охватила своей деятельностью гораздо больше евреев области, которые желают не только остаться в России и области, но также возродить и сохранить свои этнокультурные и религиозные особенности. Во многом это желание совпадает с политическими интересами руководства и большого числа других жителей региона. Возрождение еврейской культуры является одной из приоритетных задач, в решении которой ведущую роль играет община «Фрейд», которая выполняет функцию сохранения и укрепления межэтнического единства в полиэтнической ЕАО.

Главное место в культуре евреев занимают сакральные и мирские праздники. Существующие еврейские праздники можно классифицировать, руководствуясь различными принципами, например, объединить праздники по функциональному признаку, прежде всего по климатическим и хозяйственным сезонам, по их связи с древнейшими культами. В диссертации использована классификация праздников по времени возникновения, как ее придерживаются сами евреи области. Это — установленные Торой — Рош Гашана, Йом Кипур, Песах, Суккот, Шавуот; установленные мудрецами — Ханука, Пурим, Ту би-Шват, Рош-Ходеш; современные праздники — День катастрофы и героизма, День независимости и др.



В целом, выявляется двусторонняя тенденция процесса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к общественным трансформациям. С одной стороны, следует отметить важнейшую роль этнического менталитета евреев, который не смогли уничтожить многолетние идеологические репрессии советской власти и КПСС. С другой стороны, этому процессу во многом способствовала изменившаяся позиция официальной власти и в стране в целом, и в ЕАО в частности. Благодаря этой тенденции у евреев ЕАО появилась возможность создать общины «Бэйт–Тшува» и «Фрейд», основной задачей которых стало возрождение этнического самосознания, религии и культуры. Они осуществляют сотрудничество при подготовке и проведении массовых праздников, фестивалей еврейской культуры, оказывают помощь средним и дошкольным образовательным учреждениям с этническим уклоном и т.п. Все это благотворно сказывается на процессе этнокультурной адаптации евреев области к современным российским условиям.

Вторая глава «Традиционное еврейское образование как важный компонент этнокультурной адаптации» посвящена важным проблемам возрождения еврейского образования и языка в ЕАО. С 1980-х – 1990-х гг. в педагогической среде ЕАО возрос интерес к традиционному еврейскому образованию, к исходным положениям еврейской народной педагогики. Иудаизм связывает высокий престиж образования с тем, что знание есть высочайшее и чистейшее блаженство, которого человек может добиться уже в этом, земном мире. Еще одним принципиальным положением традиционного еврейского образования является создание в ходе обучения условий для его переживания, т. е. обращение внимания педагога на эмоциональную сторону этого процесса, особенно в приобщении ученика к восприятию нравственных ценностей. Важным моментом в образовании является высокая степень толерантности в отношении к другим людям в процессе обучения, а затем и в жизни.

Определение содержания образования в еврейской школе потребовало введения в состав дидактических принципов принципа этнокультурной направленности. Учет его в реальном педагогическом процессе предполагает следование традициям и обычаям, народной мудрости этнической педагогики.

Главной задачей национального образования стало приобщение учеников к еврейской культуре, а в учебный план было внесено изучение еврейского языка – идиша, через который должно было идти это приобщение. Главная цель преподавания иврита заключается в формировании еврейской самоидентификации ученика и органичного его вхождения в культуру иудаизма. Актуальность проблемы связана с тем, что евреи области вынуждены были скрывать свою этническую принадлежность в советское время. Поэтому школа играет важную роль возрождения самосознания евреев посредством современного еврейского языка.

В процессе развития еврейского языка в ЕАО в конце ХХ – начале ХХI вв. можно выделить два этапа. Первый этап охватывает конец 1980-х — первую половину 1990-х гг. и характеризуется попытками возрождения статуса идиша, основанного на традициях, исторически сложившихся в ходе переселения и этнокультурной адаптации евреев в Биро-Биджанском районе в 1920-х – 1940-х гг. ХХ в. Второй этап начался с середины 1990-х гг. и продолжается в настоящее время. Во многом он характеризуется изменением политики государства в отношении национального возрождения и развития этнических культур на местах, в частности, передачей большинства полномочий в этом вопросе регионам и национально-культурным автономиям. Иврит сохраняет характер актуального языка, являющегося инструментом, позволяющим евреям области осознавать себя частью еврейского этноса, живущего во всем мире, а идиш будет иметь статус исторического, т. е. языка предков современных евреев ЕАО, что позволит им более органично адаптироваться к современным условиям полиэтничного российского общества.

Важнейшим элементом и необходимым условием возрождения этнической культуры и существования еврейского этноса в ЕАО является развитие его этнического самосознания. Особенность этнического самоопределения евреев связана с культом женщины-матери и ее огромной ролью в процессе социализации детей, в результате чего именно у евреев этническая принадлежность традиционно идентифицируется по матери. Еврейские дети ЕАО являются представителями народа, давно утратившего общность языка, территории проживания и другие «объективные» этнодифференциирующие признаки, но парадоксальным образом сохранившего определенные аспекты этнического самосознания, хотя и нередко просто на уровне эмоционального переживания своей «инаковости». В связи с этим задача возрождения этнического самосознания является наиболее актуальной в процессе учебной деятельности еврейских образовательных и дошкольных учреждений.

Важную функцию развития этнического самосознания у еврейских детей осуществляет школа № 2 г.Биробиджана, которая прививает подрастающему поколению чувство патриотизма и привязанности к своей родине, что в итоге может благотворно сказаться на сокращении, а, возможно и прекращении их оттока из ЕАО. Одной из основных стратегических задач образования является трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них исторически сложившихся, наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей соответствующего социума, предопределяющих глубинные основания его специфическогоменталитета. В этой связи дошкольные образовательные учрежденияпомимо функций ухода, оздоровления и обучения детей в современныхусловиях берут на себя и функции максимального развития личности,раскрытия индивидуальности и способностей ребенка. Именно дошкольное учреждение служит той воспитательно-образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. То же относится и к национальной компоненте детских дошкольных учреждений

Таким образом, на рубеже XX — XXI вв. движение за этнокультурное самосохранение евреев в области получило выражение в поисках форм и реализации национально-культурного воспитания детей, что происходит без стремления поставить их в узкие рамки национальной замкнутости, чему не способствует и сама жизнь в поликультурной ЕАО.

В третьей главе «Адаптационные процессы в еврейской художественной культуре ЕАО» исследуется роль музеев и творческой интеллигенции, театрального, музыкального и танцевального искусства, фестивалей еврейской культуры как важных составляющих традиционной духовной культуры и факторов укрепления межэтнического взаимодействия.

Областной краеведческий музей насчитывает около ста экспонатов. Основу коллекций составляют предметы культа – от весьма старинных, передававшихся в еврейских семьях из поколения в поколение, до современных, произведенных в Израиле. Музей проводит экскурсии для учеников воскресной школы «Ган Тиква», действующей при общине «Фрейд», средней школы № 2, где осуществляется программа еврейского образования, а также воспитанников детского сада № 28. Эти экскурсии пользуются большой популярностью среди детей и способствуют их вхождению в мир иудаизма и приобщению к истории евреев в ЕАО и за рубежом.

Функцию приобщения к религиозным и культурным корням евреев через художественные образы в ЕАО осуществляет Музей современного искусства, открытый в Биробиджане в 1989 г. как филиал Дальневосточного художественного музея.

С 1990-е гг., в связи с заметным процессом возрождения этнического самосознания в области, в творчестве художников стали активно проявляться еврейские мотивы. Не меньшую роль в этом процессе играют литераторы области, которые стараются если не продолжить, то хотя бы сохранить традиции еврейских литераторов ЕАО 1930-40-хгг. – Э. Казакевича, Б. Олевского и др. Современная еврейская литература в области пока не получила такого развития, как религия, но интерес к творчеству, проявляемый более молодым поколением еврейских авторов, позволяет сохранять надежду если не на полное возрождение литературных этнических традиций в ЕАО, то на своеобразный синтез современных еврейских и русских культурных элементов в их произведениях.

Не менее важную роль в развитии еврейской культуры играет творчество театральных, музыкальных и танцевальных коллективов области. В последние 20 лет в Биробиджане активно развивается музыкальное искусство, т.к. еврейская культура невозможна без музыки, пения и танцев. Некоторые коллективы появились еще в советское время и не утратили своей актуальности, другие появились лишь в конце 1990-х гг., но сразу же заняли свою нишу в культурной жизни евреев. Главную роль играет еврейский народный музыкально-драматический театр «Когелет», созданный в 1981 г.

Еврейскую культуру невозможно представить без музыки, поэтому в ЕАО всегда уделялось большое внимание музыкальному образованию детей, а также творческой деятельности музыкальных коллективов. Еще в 1964 г. в Биробиджане был создан ансамбль скрипачей, в репертуар которого входят произведения европейских композиторов и фантазии на темы еврейских песен. Кроме того, артисты являются участниками фестивалей еврейской культуры, проводимых в ЕАО. За свою многовековую историю еврейский этнос создал огромное количество песен, которые являются неотъемлемым компонентом его народной культуры, особенно идишской. Совершенно новым явлением в еврейской культурной жизни области стало появление здесь детского ансамбля еврейской песни «Иланот».

Следует отметить, что современное творчество биробиджанских музыкальных и вокальных коллективов и авторов не имеет чисто еврейского характера. Причинами этого являются и полиэтничность региона, и эмиграция многих талантливых музыкантов за границу, и др. С другой стороны, в условиях современного роста интереса к культуре евреев в ЕАО они вносят в свой репертуар все больше еврейских композиций.

Еврейская народная культура немыслима без танцевального искусства. Одним из первых современных танцевальных коллективов в ЕАО стал ансамбль народного танца «Мазлтов», образованный в 1984 г. Еще одним биробиджанским танцевальным коллективом, в творчестве которого большое место занимает еврейский культурный компонент, является театр танца «Сюрприз». Эти танцевальные коллективы своим творчеством органически дополняют и обогащают современную культурную жизнь евреев области и способствуют возрождению самосознания у подрастающего поколения еврейских детей.

Составной частью процесса возрождения еврейской культуры стали Фестивали еврейской культуры в ЕАО. Возникновение фестивального движения явилось показателем роста этнического самосознания евреев, активной поддержки региональных властей процесса возрождения еврейской культуры, а также одобрения этого явления нееврейским населением области. В результате сохранения этих тенденций на протяжении около 20 лет фестивали еврейской культуры стали визитной карточкой Биробиджана, который превратился в один из ведущих центров еврейской культуры на Дальнем Востоке и стране. Можно выделить два этапа фестивального движения. Первый охватывает период с 1989 по 1993 гг. и характеризуется тем, что в его организации использовались методы и формы, сложившиеся в советское время. Второй этап охватывает период с 1999 г. по настоящее время. Он был подготовлен процессом возрождения национальных культур в стране и еврейской культуры в области. Здесь активизировалась деятельность религиозных общин, международных еврейских организаций, художественных коллективов, творческой интеллигенции и т. д., которые выступали за восстановление традиции проведения фестивалей. С другой стороны, развитие ЕАО как самостоятельного субъекта Российской Федерации способствовало тому, что руководство области стремилось заявить о восстановлении здесь статуса культуры титульного этноса. Приданию же фестивалям еврейской культуры уровня международных способствовало открытие границ и вхождение страны в мировое сообщество.

Процесс развития еврейской художественной культуры в ЕАО состоит из нескольких основных этапов. Первый этап (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) характеризуется сохранением элементов еврейской культуры и условий их репродукции в том виде, в котором они существовали в советское время. На втором этапе (с начала до конца 1990-х гг.) художественная культура переживала серьезный кризис. Третий этап охватывает конец 1990-х – начало 2000-х гг. и характеризуется процессом возрождения в области еврейской культуры в целом и художественной в частности.

Заключение содержит в себе основные выводы о сложности и неоднозначности процесса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к трансформациям российского общества в последние десятилетия.

С одной стороны, следует отметить важнейшую роль этнического менталитета евреев, который не смогли уничтожить идеологические репрессии советской власти, что привело к процессу возрождения этнической культуры и языка со второй половины 1980-х гг. Это согласуется с концепциями Э. С. Маркаряна о сущности культурной традиции как универсального механизма воспроизведения и изменения этноса и С. А. Арутюнова о том, что одним из главных механизмов сохранения этничности является обрядность, ведь воссоздание еврейской культуры в ЕАО началось с восстановления роли иудаизма в жизни евреев. Кроме того, его же положения об адаптивном потенциале культуры подтверждается стремлением евреев к реализации традиционной духовности в сфере образования, религиозной жизни, музыки, искусства и театра.

С другой стороны, этому явлению во многом способствовала изменившаяся позиция официальной власти в стране в целом, и в ЕАО в частности. Этот вывод согласуется с концепцией В. А. Тишкова о важной роли политических сил, государственной власти в процессе конструирования этноса и его культуры. Современные процессы этнокультурной адаптации евреев в ЕАО во многом демонстрируют зависимость характера этой адаптации от современной политической обстановки в стране и области, что проявляется, например, в реализации принципа толерантности и патриотизма в образовательных стандартах государственных еврейских учебных заведениях и т. п., что нередко противоречит традиционным началам иудаизма.

В ходе этого двойственного процесса в области появились и стали развиваться общины «Бэйт–Тшува» и «Фрейд», выполняющие функции восстановления этнического самосознания, религии и культуры.

Важное место в общественной религиозной жизни заняли праздники, среди которых уже выделяются наиболее популярные и менее значимые для еврейского населения области. Определенную роль в этом играет процесс адаптации традиции к местным природным условиям. Праздники помогают влиться евреям в свою этническую культуру и религию, чего они были лишены в течение длительного времени, и являются наиболее подходящей формой вовлечения в этот процесс подрастающего поколения, что способствует процессу воспроизводства еврейской культуры в ЕАО. С другой стороны, большинство евреев области относятся к праздникам лишь как к массовым мероприятиям, а на бытовом уровне ритуалы ими не соблюдаются.

Не менее важное значение для ретрансляции этнокультурных ценностей имеет система еврейских воспитательных и учебных заведений, возникшая и успешно развивающаяся в области. Образование, играющее важную роль в сохранении и развитии этнического самосознания, не является единственным компонентом этнокультурной адаптации евреев ЕАО: не менее значимыми элементами являются музыкальное, песенное и танцевальное искусство, театральная деятельность, живопись и литература, без которых немыслима светская еврейская культура. В этой сфере можно выделить основные тенденции, имеющие место в процессе адаптации еврейской художественной культуры к современным условиям, сложившимся в области: с одной стороны, используются политические рычаги, т. е. прямая заинтересованность руководства области в продвижении еврейской культуры не только в самой ЕАО, но и за ее пределами. С другой стороны, активно реализуются связи между российскими и международными еврейскими организациями, которые нередко оказывают помощь в организации концертов и выставок.

Таким образом, в результате проведенного исследования диссертанту удалось реализовать комплексное исследование современной культуры евреев ЕАО, включающей религиозный, образовательный и художественный компоненты. При этом был выявлен общественный характер этой культуры и слабое развитие ее на бытовом, семейном уровне.

Диссертант пришел к заключению, что ведущим мотивом в возрождении евреями своей культуры в области явилось их внутреннее стремление вернуться к своим этническим корням, что соотносится с концепциями А. С. Арутюнова и Э. С. Маркаряна. Однако этот процесс инициируется и корректируется, с одной стороны, реальной политической обстановкой в России, а с другой – стремлением руководства региона использовать статус титульного этноса для сохранения ЕАО в качестве субъекта Федерации, что согласуется с концепцией В.А. Тишкова.

Остается не изученным ряд проблем, перспективных для дальнейшего исследования. В частности, большой интерес вызывает постепенный процесс стирания принципиальных различий между еврейскими общинами области и других регионов Дальнего Востока и страны в целом. Весьма полезным стало бы сравнение этнокультурных процессов, протекающих среди евреев Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и т. д. Данная работа, вероятно, станет частью будущей исследовательской темы, связанной с изучением современных этнических процессов, происходящих в Еврейской автономной области.

Содержание диссертации изложено автором в 5 работах (общий объем 6 п.л.).

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

1. Примак, П.В. Еврейские религиозные общины в Еврейской автономной области / П. В. Примак // Культурологические исследования в Сибири. – 2006. — № 2. – С. 73-77. (0,5 п.л.).

2. Примак, П. В. Этнокультурная адаптация евреев ЕАО в ХХ веке / П. В. Примак // Россия и АТР. – 2006. — № 3. – С. 62-66 (0, 5 п. л.).

Публикации

3. Примак, П. В. Еврейская культура в Еврейской автономной области в конце ХХ – начале ХХI веков / П. В. Примак // Проблема трансформации исторического знания и формирования социально-ориентированной личности учителя: Сб. докладов региональной науч. конф. Биробиджан, 10 ноября 2005 г. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2005. – С. 125-130 (0,5 п.л.).

4. Примак, П. В. Еврейское национальное образование в ЕАО в ХХ – начале ХХI веков / П. В. Примак // Проблема трансформации исторического знания и формирования социально-ориентированной личности учителя: Сб. докладов региональной науч. конф. Биробиджан, 10 ноября 2005 г. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2005. – С. 130-136 (0,5 п.л.).

5. Примак, П.В. Возрождение еврейской культуры в ЕАО в конце ХХ – начале ХХI вв. / П. В. Примак. – Биробиджан: ДВГСГА, 2006. – 81 с. (4 п.л.).

Примак Петр Викторович

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ЕВРЕЕВ ЕАО

К ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСФОРМАЦИЯМ

КОНЦА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВВ.

Специальность 07.00.07 – этнография, этнология и антропология

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата исторических наук

Лицензия № 020096 от 22.09.97 г.

Формат издания 60х84 1/16. Печать офсетная.

Усл. печ. Л. 1,75

Тираж 100 экз. Заказ № 71/2006

Отпечатано в печатном цехе

Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии

679015, г. Биробиджан, ул. Широкая, 70-А

Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 168-179.

Токарев, С. А. К постановке проблемы этногенеза // СЭ. 1949. № 3. С. 12-36; Он же. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ. 1980. № 3. С. 26-36; Он же. Ранние формы религии. М.: Изд. Полит. лит-ры, 1990. С. 23-24.

Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 86, 106-107.

Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. С. 22, 29, 70 и др.

Там же. С. 133, 144.

Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. С. 152-153.

Там же. С. 156.

Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. С. 58-59.

Козырьков, В. П. Латентный характер современной социокультурной трансформации // Социология социальной трансформации. Мат-лы международ. научно-практ. конф., 4-6 марта 2002 г. Н. Новгород: Изд-во «НИСОЦ», 2003. С. 225-232.

Культурология. ХХ век: Энциклопедия. В 2-х тт. Т. 1 / отв. ред. Л. Т. Мильская. СПб., 1998. С. 11.

Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990 г., Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г., Декларация ВС РСФСР «О языках народов России» 1991 г., Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» 1991 г., Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 1996 г.

ГАЕАО. Ф. 1-П. Оп. 4. Д. 232. Докладная записка начальника управления МВД по ЕАО от 13 октября 1953 г. Л. 77-78.

ГАЕАО. Ф. 629. Оп. 1. Д. 1127. Примак П.В. Современное развитие еврейского среднего образования на территории ЕАО. Биробиджан. 2004. 129 л.; Там же. Д. 1128. Примак П.В. Современное развитие еврейской культуры на территории ЕАО. Биробиджан. 2005. 53 л.; Там же. Д. 1139. Примак П.В. Современная еврейская художественная культура на территории ЕАО. Биробиджан. 2006. 94 л.

Гессен, Ю. История еврейского народа в России. Л, 1927. 234 с.; Дубнов, С. Евреи в России и Западной Европе в эпоху антисемитской реакции. М.– Пг.: Изд-во «Френкель», 1923. 102 с.; Дубнов, С., Динур, Б. Две концепции еврейского национального возрождения. Иерусалим: Б-ка «Алия», 1990. 470 с.; Островский, Ю. Сибирские евреи. СПб, 1911. 62 с.; Кальмина, Л. В. Особенности еврейской религиозной жизни в Западном Забайкалье на рубеже веков // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока: мат-лы I региональной науч.-практ. конф. (4 – 5 ноября 2000 г.). Томск: Изд-во ТГУ, 2000. С. 8-12.

Романова, В. В. Евреи на Дальнем Востоке России (II пол. ХIХ в. – I четв. ХХ в.) / В. В. Романова. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. – 256 с.; Она же. Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая пол. ХIХ в. – 20-е годы ХХ в.). Красноярск, 2001. 292 с.

Ващук, А. С. Борьба с космополитизмом в СССР и решение еврейского вопроса на Дальнем Востоке (1946-1950-е гг.) / А. С. Ващук // Этнос и культура в условиях общественных трансформаций. – Владивосток: Дальнаука, 2004. С. 144-155; Ващук, А. С., Чернолуцкая, Е. Н., Королева, В. А., Дудченко, Г. Б., Герасимова, Л. А. Этномиграционные процессы в Приморье в ХХ веке / А. С. Ващук и др. – Владивосток: ДВО РАН, 2002. 228 с.; Чернолуцкая, Е. Н. Представители народов бывшей Российской империи в Приморье в новых политических условиях (1917 – 1922 гг.) / Е. Н. Чернолуцкая // Адаптация этнических мигрантов в Приморье в ХХ в. – Владивосток, 2000. С. 102-127.; Она же. Из истории закрытия синагоги в г. Владивостоке // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока России. Красноярск, 2001. С. 120-125; Сагитова, И. О. Диаспора как исследовательская проблема / И. О. Сагитова // Россия и АТР. 2003. № 3. С. 109-115.

Верещагина, Е. С. Еврейские некоммерческие общественные организации в России и на Дальнем Востоке (конец ХХ – начало ХХI в.) // Россия и АТР. 2003. № 3. С. 91-95.

Weinberg, R. Stalin’s forgotten Zion: Birobidzhan and the making of a Soviet Jewish homeland. Berkeley: University of California press, 1998. 102 p.

Ващук, А. С. Борьба с космополитизмом в СССР и решение еврейского вопроса на Дальнем Востоке (1946-1950-е гг.) // Этнос и культура в условиях общественных трансформаций. Владивосток: Дальнаука, 2004. С. 144-155; Примак, П. В. Еврейская культура в Еврейской автономной области в конце ХХ – начале ХХI веков // Проблема трансформации исторического знания и формирования социально-ориентированной личности учителя: Сб. докладов регион. науч. конф. Биробиджан, 10 ноября 2005 г. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2005 а. С. 125-130; Он же. Еврейское национальное образование в ЕАО в ХХ – начале ХХI веков // Там же. С. 130-136; Тойтман, Л. Г. Деятельность Биробиджанской еврейской религиозной общины «Фрейд» по развитию еврейской культуры и традиций // Биробиджанский опыт еврейского национального возрождения: Мат-лы городской науч.-практ. конф. Биробиджан, 2002. С. 54-55; Беляева, Е. В. Фактор национальной культуры в преподавании второго иностранного языка (на примере языка идиш) // Материалы науч.-практ. конф. молодых ученых «Научный резерв XXI в. (интеграция науки и образования)». Биробиджан, 1999. С. 20-24; Она же. Влияние геополитических процессов на решение методологических проблем языкового обучения (попытка анализа языковой политики на территории ЕАО // Интеграция науки и образования с целью развития творческого потенциала специалистов. Биробиджан, 2001. С. 58-64; Голубь, И. Б. Еврейское образование в России: вчера и сегодня // Дальний Восток и Еврейская автономная область: история, современность и перспективы развития: тезисы международ. науч.-практ. конф. 21-22 апреля 2004 г. ч. I. / отв. ред. Фрисман Е.Я. Биробиджан: Правительство ЕАО; ИКАРП ДВО РАН; БГПИ, 2004. С. 130-132; Он же. Культурологические ценности еврейского национального образования и современная школа // Проблема трансформации исторического знания и формирования личности учителя: Сб. докладов регион. науч. конф. Биробиджан, 10 ноября 2005 г. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2005 а. С. 73-77; Он же. Некоторые материалы из истории становления и развития национального образования в ЕАО // Там же. С. 65-73; Файн, Т. А. Учебники еврейского языка и литературы как источник возрождения еврейской национальной культуры (на примере ЕАО) // Процессуальный и содержательный аспекты образования: Мат-лы 4-й науч.-практ. межвуз. регион. конф. Ч. I. Биробиджан, 1995 б. С. 18-22; Она же. Из опыта воссоздания государственного еврейского образования в Еврейской автономной области Российской Федерации // Процессуальный и содержательный аспекты образования на рубеже XXI в. Биробиджан, 1996. С. 25-29; Она же. Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве Еврейской автономной области // Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России. Биробиджан, 2000. С. 68-75.

Мануйлова, Ю. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. 320 с.; Бен Шимон, И. Если ты еврей. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. 384 с.; Рашовский, М. Г. Что значит быть евреем? Введение в еврейскую традицию / Пер. с иврита Г. Пинхас. Иерусалим, 1994. 112 с.; Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. М., 1995; Иерусалим, 5755. 576 с.; Harris, D. A. The jewish world. New York: «Liberty publishing house», 1989. 456 p.

Вайсерман, Д. И. Как это было? Биробиджан, 1993. 234 с.; Он же. Биробиджан: мечты и трагедия. История ЕАО в судьбах и документах. Хабаровск: Изд-во «РИОТИП», 1999. 512 с.; Кудиш, Е. И. Славен в стихах и песнях. Музыкально-поэт. сб. Биробиджан, 1997. 168 с.; Он же. Литературное краеведение – к юбилею города // Биробиджанский опыт еврейского национального возрождения: Мат-лы город. науч.-практ. конф. Биробиджан, 2002. С. 48-53.

Газеты: «Еврейские новости», «Биробиджанер Штерн», «Биробиджанская звезда», «Биробиджанская неделя», «МИГ» (Муниципальная информационная газета), «Октябрьские зори».

PAGE

PAGE 2

PAGE