Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографии


На правах рукописи

ФЕТИСОВА Наталия Евгеньевна

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности (по всем уровням образования)

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Якушкина Галина Владиславовна

Официальные оппоненты: Леванова Елена Александровна,

доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»,

профессор кафедры социальной

педагогики и психологии

Никитин Олег Денисович,

кандидат педагогических наук,

ФГНУ «Институт художественного

образования»,

старший научный сотрудник

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Защита состоится «03» июля 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д. 4.

Автореферат разослан «31» мая 2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент

Геворгян Н.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. Начало XXI в. отмечено интенсивным реформированием экономической, политической и культурной жизни России, результатом которого стало законодательное закрепление направленности нашего общества на сохранение и поддержку национально-культурной самобытности входящих в него народов и, как следствие, – усиление этнокультурного компонента в содержании образования разных уровней. При этом задачи развития художественного образования вошли в сферу культурной политики России и выступили предметом активного научно-теоретического осмысления и практико-методического поиска.

В настоящее время большое внимание государства уделяется модернизации системы дополнительного образования детей на основе сохранения и совершенствования традиций российского художественного образования. Одной из главных целей учреждений дополнительного образования (школ искусств, хореографических школ, центров и студий детского художественного творчества) является воспитание подрастающего поколения на основе нравственных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе освоения разных видов народного художественного творчества. Это отражено в ряде документов: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г., федеральной целевой программе «Культура России» на 2012-2018 гг., Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг. В частности, в Концепции декларируется необходимость поддержки детского и юношеского творчества, развития сети детских школ искусств как одной из важных составляющих регионального культурно-образовательного пространства.

Организация хореографического творчества является сегодня одним из основных направлений деятельности данных учреждений. Однако несмотря на многогранность содержания хореографического образования, реальная практика обучения и воспитания в детских школах искусств свидетельствует, что этнохудожественное развитие личности требует к себе особого внимания. Особенно нуждаются в педагогической поддержке подростки. В психолого-педагогической науке доказано, что в подростковом возрасте происходит активное формирование системы ценностей, которая определяет содержание деятельности и общения личности, складываются основы нравственности, вырабатываются социальные установки в отношениях с другими людьми, товарищами по подростковому коллективу и старшими наставниками. Также для подростков характерно развитие творческих способностей, предполагающих проявление интеллектуальной и творческой инициативы в создании нового посредством коллективной и индивидуальной деятельности. Данные личностные изменения выступают фактором самоидентификации подростка с культурой и традициями своего народа как основы межкультурных взаимодействий в обществе.

Вместе с тем проведённый нами опрос среди подростков, занимающихся хореографическим творчеством в учреждениях дополнительного образования в Орловском регионе, показал, что менее половины опрошенных (42%) смогли безошибочно назвать традиционных героев русского фольклора, 19% – пояснить признаки народного искусства, отличающие его от профессионального, 26% – указать различия между культурой русского народа и каких-либо других народов мира. Лишь каждый десятый подросток выразил уверенное желание изучать русское народное художественное творчество, другие же не видят в этом необходимости и не испытывают интереса, хотя 70% опрошенных отдали предпочтение знакомству с культурными традициями народов разных стран.

Хореография является синтетическим видом искусства, прошедшим в процессе своего культурно-исторического развития ряд этапов – от народной к профессиональной и самодеятельной (любительской). Становление профессионального хореографического искусства постепенно привело к его подразделению на классическую хореографию (балет) и народный сценический танец. При этом русский фольклор (танцевальный, устно-поэтический, музыкально-песенный, декоративно-прикладной) не только выступил мощным фактором генезиса русской танцевальной культуры в целом, но и на протяжении периода становления профессионального хореографического искусства в России, начиная с ХVIII века и по наши дни, остался неиссякаемым источником сюжетов, образов и героев, воссозданных средствами сценического хореографического искусства. Именно такие духовно-культурные основы хореографии обусловливают её особый педагогический потенциал, который способен, на наш взгляд, выступить действенным средством в процессе организации этнохудожественного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Научный интерес исследователей к проблемам этнохудожественного воспитания личности достаточно высок. Большой вклад в развитие идей народной педагогики внесли известные зарубежные (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег) и отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, Н.И. Пирогов, С.И. Гессен, Н.А. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков и др.).

Проблемы воспитания личности на национально-культурной основе нашли свое отражение в трудах отечественных философов XIX-XX вв. (В.В. Розанов, И.А. Ильин, М.С. Каган и др.). Жанры русского фольклора анализировались в социальном и культурологическом контексте фольклористами В.П. Аникиным, А.Н. Афанасьевым, В.Я. Проппом и др.

Процесс приобщения детей к художественному творчеству нашёл своё психологическое обоснование в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева и др. Психолого-педагогические проблемы развития личности подростка раскрыты в отечественной (Л.И. Божович, Е.А. Леванова, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Р.С. Немов, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.).

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в процессах сохранения и развития народной художественной культуры, роль учреждений культуры в организации самодеятельного художественного творчества населения рассмотрены такими учеными, как М.А. Ариарский, Т.Г. Бортникова, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, М.Б. Зацепина, А.С. Каргин, Н.М. Сокольникова, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, С.К. Ткалич и др.

Особенности творческой деятельности профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов в жанре народного сценического танца раскрыты в работах Г.Ф. Богданова, Г.П. Гусева, Н.И. Заикина, И.А. Моисеева, Н.С. Надеждиной, И.В. Смирнова, Т.А. Устиновой и др. Специфика отражения русского фольклора в балете рассматривается В.В. Вансловым, В.М. Красовской, А.А. Соколовым-Каминским, М.М. Фокиным и др.

Современные педагогические проблемы этнонаправленного образования и воспитания анализировали М.И. Долженкова, А.В. Нестеренко, В.И. Солодухин, Т.Я. Шпикалова, Г.В. Якушкина и др.

Таким образом, проблема этнохудожественного воспитания личности получила значительное теоретическое осмысление и рассматривалась с разных позиций. Однако научно-теоретические основы организации в учреждениях дополнительного образования процесса этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии, воссоздающей русский фольклор, остаются недостаточно разработанными на сегодняшний день.

Проведённый теоретический анализ позволил выявить следующие противоречия: — между социальной потребностью воспитания подрастающего поколения на основе духовных ценностей и образцов мировой и отечественной народной художественной культуры и преобладающим низким уровнем этнохудожественной воспитанности подростков;

— между накопленным опытом этнохудожественного воспитания подрастающего поколения в процессе дополнительного образования и недостаточной научной разработанностью теоретико-методологических основ организации этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования;

— между педагогическим потенциалом хореографии, воссоздающей русские народные традиции и художественные образы, в этнохудожественном воспитании подрастающего поколения и недостаточным программно-технологическим обеспечением художественно-творческой деятельности подростков на основе русского фольклора в процессе дополнительного хореографического образования.

На основе данных противоречий была определена проблема исследования, состоящая в определении педагогических условий этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии на основе теоретического и практико-творческого освоения русского фольклора в учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования заключается в научном обосновании, практической разработке и экспериментальной проверке педагогических условий этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: этнохудожественное воспитание подростков.

Предмет исследования: педагогические условия этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования будет успешным при реализации следующих педагогических условий, если:

— в основе педагогической деятельности лежат теоретико-методологические подходы (системный, культурологический, аксиологический, личностный, деятельностный) к этнохудожественному воспитанию подростков средствами хореографии;

— учитываются индивидуально-психологические особенности развития личности в подростковом возрасте как основа для заинтересованного и творчески активного освоения подростками разных видов хореографии, воссоздающей русский фольклор;

— спроектирована педагогическая модель этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования, представляющая совокупность целевого, содержательно-процессуального и результативно-корректирующего блоков, обеспечивающих взаимодействие педагога и подростков в процессе теоретического познания и практического воссоздания русского фольклора в коллективной и индивидуальной хореографической деятельности;

— разработан критериальный аппарат для объективной оценки компонентов этнохудожественной воспитанности подростков как результата этнохудожественного воспитания средствами хореографии на основе русского фольклора;

— в процессе дополнительного хореографического образования используется разработанная педагогическая программа с целью поэтапной и технологической организации этнохудожественного воспитания подростков.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать сущность и специфику этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в процессе дополнительного образования.

2. Разработать и обосновать педагогическую модель этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования.

3. Реализовать педагогическую программу этнохудожественного воспитания подростков в процессе дополнительного хореографического образования.

4. Обосновать совокупность педагогических условий этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются положения системного, деятельностного и личностного подходов к процессу этнохудожественного воспитания подрастающего поколения в условиях дополнительного образования; идеи культурологического и аксиологического подходов о целостном формировании и развитии личности в процессе освоения духовного наследия национальной культуры; диалектический метод понимания единства познавательного и ценностного в контексте организации этнохудожественно направленной творческой деятельности личности.

Теоретической основой исследования послужили:

теоретико-методологические аспекты организации социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования (М.А. Ариарский, М.И. Долженкова, Ю.А. Стрельцов и др.);

исследования, посвященные изучению проблем современного этнохудожественного образования и воспитания подрастающего поколения (А.Ю. Гончарук, Л.В. Ершова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.);

исследования в области общей и возрастной психологии, раскрывающие структуру личности и возрастные особенности подросткового периода (Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.);

положения психологии творчества о деятельностном подходе в развитии личности (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарёв, Б.М. Теплов и др.);

идеи использования русского фольклора в классической и народной сценической хореографии (А.А. Соколов-Каминский, Т.А. Устинова и др.)

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

теоретических: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; систематизация и обобщение полученной информации; моделирование;

эмпирических: педагогический эксперимент; включенное наблюдение; анкетирование; эксперт-опрос; математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

База исследования. В ходе исследования на его различных этапах приняли участие 199 человек, из которых: 80 подростков (в возрасте 12-14 лет), обучающиеся в МБОУ ДОД «Орловская детская хореографическая школа» и МБОУ ДОД «Орловская детская хоровая школа» (хореографическое отделение), которые составили экспериментальную и контрольную группы исследования; 72 руководителя детских хореографических коллективов из городов Брянск, Москва, Курск, Орёл, Рязань, Северодвинск; 47 студентов кафедры хореографии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры».

Организация исследования осуществлялась в течение 2008-2012 гг. и состояла из трёх основных этапов:

— На первом этапе (2008-2009 гг.) изучалась степень научной разработанности проблемы этнохудожественного воспитания подростков, был осуществлён анализ основных этапов возникновения и развития этнохудожественного образования и воспитания в России. Разрабатывались теоретико-методологические основы исследования, были определены его цель, объект и предмет, базы, сформулированы гипотеза и задачи.

— На втором этапе (2009-2010 гг.) анализировалось эмпирическое состояние проблемы этнохудожественного воспитания подростков в условиях дополнительного хореографического образования. Посредством анкетирования был проведён констатирующий эксперимент с целью определения уровней этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией. На основе сравнительно-сопоставительного теоретико-эмпирического анализа были обоснованы педагогические условия и спроектирована модель этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования.

— На третьем этапе (2010-2012 гг.) осуществлялась разработка и реализация авторской педагогической программы «Огненное перо Жар-Птицы» по этнохудожественному воспитанию подростков средствами хореографии, проводились формирующий и контрольный эксперименты. Была проверена гипотеза исследования, проанализирована реализация поставленных цели и задач, формулировались выводы по теоретическим и организационно-практическим аспектам работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обоснована совокупность педагогических (организационно-методических, социально-педагогических, индивидуально-творческих) условий этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии, позволяющих повысить эффективность данного процесса в учреждениях дополнительного образования;

— обоснованы критерии (культурно-образовательный, эмоционально-ценностный, коммуникативный, творческо-деятельностный), соответствующие им показатели и уровни (высокий, средний, низкий) этнохудожественной воспитанности подростков как результата процесса этнохудожественного воспитания средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования;

обоснована, разработана и апробирована педагогическая модель этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии, воссоздающей русский фольклор, в учреждениях дополнительного образования, включающая целевой, содержательно-процессуальный и результативно-корректирующий компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности конкретизированной и систематизированной информацией о сущности и специфике этнохудожественного воспитания подростков, комплексно (теоретически, нравственно-эстетически и практико-творчески) осваивающих русский фольклор, в процессе занятий хореографией в учреждениях дополнительного образования;

— расширены представления о педагогическом потенциале организации хореографического творчества на основе русского фольклора как средстве этнохудожественного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования;

— обоснована сущность и специфика этнохудожественного воспитания подростков на основе русского фольклора, воссозданного средствами хореографии, в процессе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— полученные результаты способствуют эффективному осуществлению этнохудожественного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования средствами хореографии, воссоздающей русский фольклор, и позволяют разработать методические рекомендации по организации данного процесса;

— разработана и апробирована авторская педагогическая программа «Огненное перо Жар-птицы», обеспечивающая поэтапную и технологичную организацию процесса этнохудожественного воспитания подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования;

— основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы: в учебно-воспитательном процессе дополнительного, среднего и высшего образования хореографического профиля; в системе переподготовки и повышения квалификации работников сферы дополнительного образования; в деятельности ансамблей самодеятельного хореографического творчества.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены методологическими основаниями исходных позиций; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований; репрезентативностью эмпирических данных; объективной проверкой полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования представляет собой совокупность педагогических воздействий на сознание, чувства, поведение и творческие способности личности на основе её добровольного включения в коллективные и индивидуальные формы познавательной и практической деятельности с целью выработки этнохудожественных знаний, нравственных ценностей и коммуникативных качеств, специальных танцевальных и творческих навыков как единой системы.

Специфика этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образовании заключается в особых педагогических возможностях этнохудожественно направленной коллективной и индивидуальной хореографической деятельности, в процессе которой подростки расширяют свой культурный кругозор в области русской народной художественной культуры и переживают чувство личной сопричастности к ней, вырабатывают социально нравственные способы взаимодействия в хореографическом коллективе и специальные танцевальные навыки, которые позволят сформировать у подростка высокий уровень этнохудожественной воспитанности, и позволяет ему утвердиться в качестве носителя национальных духовно-культурных ценностей, заинтересованного и творчески способного к их сохранению и популяризации средствами хореографии.

2. Модель этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования направлена на обеспечение в процессе дополнительного образования системно, поэтапно и технологически выстроенных взаимодействий педагога (руководителя) и участников хореографического коллектива, повышение уровня этнохудожественной воспитанности подростков по показателям теоретической осведомлённости в области русской народной художественной культуры, эмоционально-ценностного отношения к её традициям, способности к социально-нравственной коммуникации и творческому воссозданию сюжетов и образов русского фольклора в хореографическом коллективе, способности к самостоятельному применению приобретённых знаний и опыта.

3. Педагогическая программа обеспечивает технологическую организацию процесса этнохудожественного воспитания подростков в учреждении дополнительного образования в ходе реализации содержания трёх этапов: I – вводного (познавательно-информационного и ценностно-ориентирующего); II – закрепляющего (социально-коммуникативного и коллективно-творческого); III – итогового (индивидуально-творческого и корректирующего), усвоение подростком системы знаний в области русской народной художественной культуры, развитие патриотических чувств, коммуникативных навыков в коллективном хореографическом творчестве, развитие индивидуальных творческих способностей посредством воссоздания художественных образов и героев русского фольклора, умение самостоятельно использовать приобретенные знания и опыт в художественно-исполнительской деятельности.

4. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования, включают в себя: организационно-методическое обеспечение педагогом этнохудожественного содержания познавательной и практико-хореографической деятельности подростков; социально-педагогическую поддержку и взаимодействие педагога и подростков в процессе творческой деятельности хореографического коллектива; активное индивидуально-творческое участие подростков в процессе теоретического изучения, эмоционально-ценностного осмысления и хореографического воссоздания русского фольклора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации обсуждались на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях (Белгород, Курск, Москва, Нижневартовск, Орёл, Санкт-Петербург, Тамбов).

Внедрение материалов работы проводилось в процессе педагогической деятельности автора в МБОУ ДОД «Орловская детская хореографическая школа» (реализация педагогической программы «Огненное перо Жар-птицы»), на кафедре хореографии и факультете повышения квалификации и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры».

Результаты диссертационного исследования отражены в учебном пособии и 14 научных публикациях, в том числе 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Личное участие автора состоит в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, теоретической разработке основных концептуальных идей и положений исследования. Исследование является результатом многолетней научно-педагогической работы автора в системе образования.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы и заключение. Завершает работу список использованной и цитируемой литературы, а также приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, охарактеризованы его научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования» дана оценка современного состояния проблемы, раскрыты сущностные характеристики этнохудожественного воспитания подростков, выявлена специфика организации хореографического творчества на основе русского фольклора.

Истоки этнохудожественного воспитания подрастающего поколения проистекают из народной педагогики. Постепенно бытовавшие лишь на уровне практического опыта идеи воспитания личности на основе культурных традиций и народного художественного творчества своей страны стали предметом научного осмысления философами и общественными деятелями, педагогами, психологами, культурологами и др.

В материалах параграфа характеризуются основные периоды становления и реализации идей этнохудожественного воспитания в России:

I период: с XIХ в. до начала советского строительства (после 1917 г.)

II период: после революции 1917 г. и до 1970-х гг.

III период: 1970-80-е гг.

IV период: с 1990-х гг. и по настоящее время.

Проведённый теоретический анализ научных трудов и учебно-методических разработок для различных звеньев системы образования показал, что этнохудожественное воспитание является неотъемлемой частью этнохудожественного образования, которое представляет собой процесс и результат формирования у обучающихся знаний, ценностей, умений и творческого опыта на основе освоения национально-культурных традиций и художественной культуры народа, воплощающих высшие духовно-нравственные идеалы человека. Этнохудожественное воспитание в данном контексте предстаёт целенаправленным педагогическим процессом формирования, развития и самовоспитания у личности духовно-нравственных ценностей и социально-культурных качеств средствами народного художественного творчества. Этнохудожественное образование и воспитание, таким образом, неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, являясь компонентами системы этнокультурного образования в целом.

Всё это позволило нам рассматривать этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования (центрах и домах творчества, школах искусств и др.) как целенаправленный процесс комплексного (культурно-образовательного, эмоционально-ценностного и практико-творческого) освоения русской народной художественной культуры и фольклора, посредством организованной коллективной и индивидуальной хореографической деятельности.

В результате проведённого анализа видно, что наряду с узко специальной задачей – демонстрацией хореографического мастерства – организация хореографического творчества на основе русского фольклора, начиная с XVIII века и по настоящее время, выполняет ряд социально-культурных функций: культурно-просветительскую, ценностно-ориентирующую, патриотически воспитывающую, творчески и эстетически развивающую, коммуникативную и др. При этом сложившиеся в отечественной хореографии профессиональные жанры (балет и народный сценический танец) и самодеятельное хореографическое творчество, воссоздающие русскую народную тематику, обладают культурно-образовательным, социально-нравственным и творчески-развивающим потенциалом для этнохудожественного воспитания исполнителей (участников хореографических коллективов) и зрителей.



Активное вовлечение детей и подростков в занятия художественным творчеством во внешкольной работе подготовило в конце 1970-х годов появление учреждений дополнительного образования – школ искусств, школ-комплексов, центров и студий эстетического воспитания, реализующих задачи всестороннего художественного развития подрастающего поколения, в том числе на основе творческого освоения образцов народной культуры.

Постсоветский период (с 1990-х гг. и по наше время) характеризуется развитием в системе дополнительного образования детей вариативности реализуемых программ, направленных на приобщение подрастающего поколения к разным видам народного художественного творчества. Содержательной основой для ряда программ становятся региональные – песенные, инструментальные, танцевальные, декоративно-прикладные – фольклорные традиции, как неотъемлемая часть русской народной культуры в целом.

Однако для целенаправленной организации процесса этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии, воссоздающей русский фольклор, требуется специальное педагогическое моделирование с учётом конкретных возможностей учреждения дополнительного образования и возрастных особенностей обучающихся.

Нами разработана модель этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования, целью которой является обеспечение системной и планомерной организации данного процесса. В модель включены взаимосвязанные целевой, содержательно-процессуальный и результативно-корректирующий блоки (схема 1).

Педагогическое моделирование основывалось на исследованиях о закономерностях развития коллективной и индивидуальной художественно-творческой деятельности (В.С. Библер, Н.В. Кузьмина) и предполагало реализацию системного подхода к процессу осмысления и освоения подростками традиций русской народной художественной культуры применительно к конкретным образовательно-воспитательным ситуациям в условиях занятий хореографией в учреждениях дополнительного образования.

Спроектированная модель направлена на обеспечение в процессе дополнительного образования системно, поэтапно и технологически выстроенных взаимодействий педагога (руководителя) и участников хореографического коллектива, результатом которых является повышение уровня этнохудожественной воспитанности подростков. Уровни – высокий, средний, низкий – этнохудожественной воспитанности подростков, выступающей результатом этнохудожественного воспитания средствами хореографии, были определены на основе сравнительного анализа теоретически выделенных критериев и показателей этнохудожественной воспитанности. С помощью данного критериального аппарата предполагается отслеживание динамики в изменении содержания компонентов этнохудожественной воспитанности подростков, а также осуществление необходимой индивидуально-педагогической коррекции формирующихся личностных новообразований.

Схема 1. Педагогическая модель этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждении культуры

Полученные теоретические результаты педагогического моделирования послужили основой для проведения экспериментальной части настоящего исследования.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по организации этнохудожественного воспитания подростков средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования» посвящена анализу организации и полученных результатов опытно-экспериментальной работы, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В процессе проведения констатирующего эксперимента было необходимо проанализировать организационно-педагогический аспект исследуемой проблемы, определить исходный уровень этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией в учреждениях дополнительного образования, и количественно-качественные показатели применения в их художественно-творческой деятельности русского фольклора.

С этой целью было проведено анкетирование руководителей и участников-подростков ряда действующих хореографических коллективов г. Орла и Орловской области. Кроме того, изучался опыт хореографических коллективов из других регионов. Нами были разработаны анкеты для руководителей и подростков с вопросами закрытого и открытого типов, позволяющие респондентам выразить своё мнение в свободной форме.

Далее, на основе разработанной нами матрицы индикаторов для оценки ответов в соответствии с заданными критериями этнохудожественной воспитанности подростков, занимающихся хореографией, были определены уровни её проявления у участников хореографических коллективов. Для этого потребовалось установить: 1. сформированность знаний в области русской народной художественной культуры и осознанность её духовно-нравственного потенциала; 2. выраженность эмоционально-ценностного отношения к русскому фольклору, наличие интереса и потребности в его изучении; 3. проявление коммуникативных качеств личности в процессе общения и творческой деятельности в хореографическом коллективе; 4. наличие умений и навыков хореографического воссоздания русского фольклора, способности к художественно-творческой деятельности на его основе.

По итогам опроса (общее количество опрошенных – 80 подростков в возрасте 12-14 лет) были определены:

— высокий уровень (от 146 до 96 баллов) – у 22,5% (18 человек);

— средний уровень (от 95 до 47 баллов) – у 40% (32 человека);

— низкий уровень (от 46 баллов и ниже) – у 37,5 % (30 человек).

Анализ эмпирического состояния исследуемой проблемы позволил установить ряд организационно-педагогических трудностей и недостатков в деятельности руководителей хореографических коллективов, равно как и преобладание у значительной части подростков среднего и низкого уровней этнохудожественной воспитанности. Исходя из этого, представляется необходимым комплексное решение данной проблемы в практике учреждений дополнительного образования на основе программно-технологического подхода.

В ходе формирующего эксперимента, организованного в рамках исследуемой проблемы были определены экспериментальная и контрольная группы подростков, занимающихся хореографией. Их составили 42 учащихся в возрасте 12-14 лет МБОУ ДОД «Орловская детская хореографическая школа» (экспериментальная группа) и 38 учащихся в возрасте 12-14 лет хореографического отделения МБОУ ДОД «Орловская детская хоровая школа» (контрольная группа).

Прежде чем приступить к формирующему этапу опытной работы, необходимо было определить начальный уровень этнохудожественной воспитанности подростков в контрольной и экспериментальной группах. Итоги входной диагностики позволили выявить долевую представленность уровней этнохудожественной воспитанности среди опрошенных (см. таблицу 1).

Таблица 1

Распределение уровней сформированности этнохудожественной

воспитанности подростков из контрольной и экспериментальной групп

в начале опытной работы (в %)

Уровни этнохудожественной воспитанности подростков

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Высокий

21%

20%

Средний

45%

42%

Низкий

34%

38%

Полученные данные показали, что у большинства участников экспериментальной и контрольной групп: недостаточно сформированы знания и представления в области русской народной художественной культуры (культурно-образовательный критерий) и слабо выражено эмоционально-ценностное отношение к её традициям (эмоционально-ценностный критерий). При этом подростками недостаточно проявляются коммуникативные качества в процессе общения и совместной работы в хореографическом коллективе (коммуникативный критерий), в репертуаре и художественно-творческой деятельности которого мало используется русская фольклорная тематика (творческо-деятельностный критерий).

Содержательной основой проведения опытной работы с подростками стала разработанная нами педагогическая программа «Огненное перо Жар-птицы». Цикл её освоения охватывает учебный год (с сентября по май), периодичность проведения занятий составляет 1-2 раза в неделю.

Особенностью настоящей программы является интеграция разных видов деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, специальной практической, художественно-творческой) подростков, осваивающих русский фольклор, воссозданный средствами хореографии. Данные виды деятельности разворачиваются в свободное от учебных занятий время.

В составе экспериментальной группы занимались подростки 6-8 классов, по желанию и вне зависимости от проявленных ранее способностей. Работа педагога с ними включала теоретические и практические занятия, организуемые в коллективной и индивидуальной форме. Также участники экспериментальной группы получали задания для самостоятельной работы. Подростки, образовавшие контрольную группу, в этот же период времени обучались на хореографическом отделении в обычном режиме.

Программа реализуется в течение трёх этапов, каждый из которых имеет своё конкретное содержание, реализуемое через формы и методы этнохудожественного воспитания. Главной функцией первого этапа (вводного, информационно и ценностно-ориентирующего) выступает педагогическое управление процессом этнохудожественного воспитания подростков. При этом использовались такие виды занятий, как: ознакомительный и комбинированный уроки; тестирование; объяснительно-иллюстративные методы (просмотр видео-материалов, эскизов сценических костюмов и декораций); игровые технологии (викторина «Огненное перо Жар-птицы»; КВН «В гостях у сказки»).

Основу второго этапа (закрепляющего, социально-ориентирующего и коллективно-творческого) образует частичная передача педагогом своих функций управления процессом этнохудожественного воспитания личности самим подросткам в ходе организации коллективной творческой деятельности на основе русского фольклора. Формой реализации данной деятельности выступает подготовка хореографической театрализованной программы по мотивам русских народных сказок, праздников и обрядов. К формам и методам первого этапа добавляются творческие практические задания – конкурсы «Нарисуй (изготовь) эскиз костюма русского фольклорного персонажа» и др.

Главная функция третьего этапа (итогового, индивидуально-творческого, корректирующего) заключается в предоставлении подросткам возможности самостоятельно организовать свою этнохудожественно развивающую творческую деятельность. Педагогу при этом отводится направляющая и поддерживающая роль. В этот период подростки приступают к подготовке самостоятельных хореографических этюдов на основе русского фольклора. Выполнение данного задания раскрывает творческий потенциал исполнителей посредством выразительных средств хореографического искусства (танец, пантомима, жест, лексика танца, рисунок и композиция). Итогом освоения программы «Огненное перо Жар-птицы» является проведение конкурса сценических хореографических работ «Сказочная палитра».

Таким образом, поэтапная технологическая реализация программы «Огненное перо Жар-птицы» обеспечивает педагогическую регуляцию процесса этнохудожественного воспитания подростков посредством целенаправленного влияния на когнитивную, эмоционально-ценностную, коммуникативную и творческо-деятельностную сферы личности с целью наполнения их духовно-ценностным и творчески содержательным потенциалом русской народной художественной культуры. Всё это обусловливает положительную динамику в повышении уровня этнохудожественной воспитанности подростков средствами хореографии, воссоздающей русский фольклор.

Практическая апробация педагогической программы «Огненное перо Жар-птицы» позволила выделить совокупность условий: организационно-методических, социально-педагогических, индивидуально-творческих, – обеспечивающих эффективность процесса этнохудожественного воспитания подростков применительно к специфике освоения русского фольклора средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования.

Цель реализации данных условий – создание этнохудожественно развивающей среды на основе диалоговых взаимоотношений и творческого взаимодействия педагога и подростков, самих подростков между собой как участников творческого коллектива. Вместе с тем со стороны педагога необходимо обеспечение индивидуальной поддержки в появлении у подростков новых знаний и представлений о русской народной художественной культуре; формировании эмоционально-ценностной позиции в отношении русского фольклора; готовности к популяризации традиций русской народной культуры посредством общения и её творческого воссоздания средствами хореографии. При этом требуется осуществление адекватной педагогической коррекции данных личностных новообразований, организуемой в соответствии с критериями и показателями этнохудожественной воспитанности подростков в процессе дополнительного образования.

В рамках контрольного эксперимента было осуществлено повторное выявление уровня сформированности этнохудожественной воспитанности подростков. Методика проведения данного эксперимента была идентична входной диагностике и предполагала обследование испытуемых из экспериментальной и контрольной групп по анкете, включающей 32 вопроса, которая использовалась изначально.

В таблице 2 представлено долевое распределение уровней этнохудожественной воспитанности подростков в экспериментальной и контрольной группах по итогам опытной работы.

В таблице 3 показана динамика результатов этнохудожественного воспитания подростков в условиях опытно-экспериментальной работы по критериям этнохудожественной воспитанности личности. В целом по итогам контрольного эксперимента можно отметить, что уровень сформированности выделенных критериев в контрольной группе остался приблизительно в тех же значениях, в то время как в экспериментальной группе после использования программы «Огненное перо Жар-птицы» наблюдается возрастание значений всех рассматриваемых критериев.

Таблица 2

Распределение уровней сформированности этнохудожественной

воспитанности подростков из контрольной и экспериментальной групп

в конце опытной работы (в %)

Уровни этнохудожественной воспитанности подростков



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст