Этическое образование в современной школе

О.Ф. Левичев, С.Г. Чухин

ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Учебно-методическое пособие для учителя

Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный педагогический университет

О.Ф. Левичев, СТ. Чухин

ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Учебно-методическое пособие для учителя

Омск 2004

ББК 87.717 Печатается по решению

Л 372 редакционно-издательского совета

Омского государственного

педагогического университета

Л 372 Левичев О.Ф., Чухин С.Г. Этическое образование в со-

временной школе: Учебно-методическое пособие для учителя. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. 104 с.

ISBN 5-8268-0821-7

Настоящее пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и других педагогических дисциплин, а также при разработке спецкурсов по проблематике процесса нравственного воспитания школьников.

ISBN 5-8268-0821-7

© Омский государственный педагогический университет, 2004

ВВЕДЕНИЕ

В данном учебно-методическом пособии раскрыта проблематика нравственного воспитания школьников. Мы полагаем, что основной целью нравственного воспитания должна стать помощь растущему человеку в обретении Смысла своей жизни, так как именно фактор отсутствия Смысла жизни (нравственного идеала) у человека лежит в основе таких социальных «болезней» молодежи, как наркомания, преступность, распространение венерических заболеваний, самоубийств.

Базовое содержание учебного пособия ориентирует будущих и настоящих педагогов на вопросы становления нравственных идеалов, осознание и осуществление нравственной цели, на выбор своей нравственной позиции в жизни. Именно человек, имеющий свой нравственный идеал, отстаивающий его всей своей жизненной позицией способен противостоять негативному влиянию среды, и не только противостоять, но и активно преобразовывать ее в нравственно-позитивном направлении.

В учебном пособии используется подход к теории этического образования с позиций гуманистической этики, в частности нравственной философии экзистенциализма; дифференцированно-проективного подхода к процессу актуализации нравственных идеалов школьников.

Ни для кого не секрет, что многие старшеклассники, которые уже завтра будут самостоятельными членами общества и от чьей этической образованности будет зависеть и нравственный уровень нации, пренебрегают этическим образованием, не стремятся к приобретению устойчивых нравственных принципов.

Происходит это потому, что ошибочные представления о простоте и легкости освоения этического материала на теоретическом уровне вызывают неадекватное отношение к нравственности вообще.

В создавшейся ситуации педагогика нуждается в такой методике развития нравственной личности, которая могла бы вызывать неподдельный интерес учащихся к основам нравственности и морали, которая актуализировала бы их соответствующие потребности, чувства, эмоции, мысли. Данное учебное пособие представляет одну из попыток педагогической помощи молодому человеку в процессе смысложизненного самоопределения.

Целью нашей работы является создание необходимых предпосылок для самостоятельного нравственного развития человека Данная цель соответствует стратегической цели этического образования через осознание своего Смысла жизни, своего нравственного идеала, через приобретение опыта нравственной деятельности найти путь к самоопределению и наиболее полной самореализации и осознанно осуществить нравственный выбор в жизни, нацеленный на этическое преобразование общества. Данная цель может быть реализована через решение следующих задач:

— осознание потребности в выборе своей нравственной цели в жизни;

— проектирование человеком актуализации своего нравственного идеала;

— овладение опытом нравственной деятельности, необходимом для достижения человеком своего нравственного идеала;

— выработка (тренировка) волевых качеств, необходимых для достижения своего нравственного идеала

Пособие имеет ряд особенностей Учебный материал отражает различные подходы, суждения, определения, он отобран на основе сравнительного анализа

Каждая тема — основная структурная единица пособия — завершается комплексом вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов. Многие из них носят творческий характер. Ряд заданий ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в процессе педагогической практики.

Перечень основных понятий позволяет более глубоко понять изучаемый теоретический материал и в случае затруднения еще раз обратиться к нему. Предлагаемые темы рефератов, курсовых работ, списки литературы помогут студенту выбрать заинтересовавшие его вопросы, сориентироваться в поиске информации.

Для практической ориентации студентов в пособии предлагается программа «Основы этики человека» для 10-11 классов, которая представлена в главе 4.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Конечная цель морали должна заключаться в том,

чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы

Ж. Гюйо

1. ЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА МОРАЛИ И ВАРИАНТЫ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Важное значение для обоснования этической позиции учителя -исследователя имеет характеристика кризиса современной морали и обусловленного им феномена этического отчуждения человека Современный кризис морали «в основе своей есть кризис современного поступка. Образовалась бездна между мотивом поступка и его продуктом. Но вследствие этого завял и продукт, оторванный от онтологических корней» [10. С. 4]. Иначе говоря, кризис современного поступка выражается в том, что наша этическая рефлексия часто замыкается в области нашего сознания и не может перейти в конкретное нравственное действие, нравственный поступок. И наоборот, наши поступки оторваны от нашего внутреннего мира, часто мы поступаем против собственной совести. Можно выделить три основные причины современного кризиса морали или кризиса нравственного поступка:

Таблица I Причины современного кризиса морали

№ причины

Содержание причины

№1

Длительное время в отечественной этической науке преобладало представление о морали как форме главным образом человеческого сознания. Деятельностному компоненту отводилось второстепенное значение.

№2

Как на уровне этической теории, так и на уровне обыденного сознания преобладает мнение о содержательном тождестве понятий мораль и нравственность: «нравственность была сведена к морали социума» .

№3

Поглощение сферы морали идеологией Игнорирование нравственности, нравственной деятельности привело к одностороннему пониманию этической реальности, а именно как сугубо моральной. Мораль же, согласно диалектической противоположности нравственности, делает акцент на общественном, групповом, полезном.

Следствием современного кризиса морали (кризиса нравственного поступка) в нашей стране стало этическое отчуждение человека В словаре по этике дается следующее определение термина «отчуждение»: «философская категория: означает превращение результатов и продуктов деятельности в нечто, не зависящее от человека и господствующее над ним; извращение характера человеческой деятельности так, что она лишается творческого содержания, а сам человек деперсонифицируется, поскольку общественные отношения людей приобретают форму отношений вещей». В специфически этическом плане отчуждение понимается нами как процесс, лишающий человека его экзистенциальной сущности: деятельного, свободного, творческого, ответственного субъекта. Этическое отчуждение «подменяет» внутреннюю природу нравственной деятельности, отношений, сознания человека внешней моральной деятельностью, отношениями, сознанием. Это приводит к тому, что человек перестает считать свой нравственный идеал, высшие нравственные ценности, ответственность за свои поступки, даже собственную совесть своим индивидуальным достоянием и подчиняет их внешней, не зависящей от него необходимости: обществу, господствующей политической идеологии, религиозному культу и так далее. Это и есть отчуждение человека от того, что может быть творимо и определяемо только им самим

Результатом этого отчуждения является человек моральный, но безнравственный. «Человек, всегда руководствующийся только моральными нормами, хорошо адаптирован к социуму. Но такая адаптация приобретается дорогой ценой: полной или частичной потерей способности к личностному общению, рефлексии; человек оказывается в жесткой зависимости от обстоятельств, внешних факторов, что закрывает для самого человека возможность превращения в личность нравственную, способную поступать по своей воле» [10. С.4]. Такой отчужденный человек привык, что за него этическую ответственность несет морально-идеологическая система, а не он сам. Это позиция «ребенка», который без своего «родителя» не знает, как себя правильно вести.

Итак, процесс этического отчуждения бросает человеку вызов, ставит его в ситуацию нравственного выбора, которая предполагает только два пути: либо подчиниться, стать комформным, обезличенным, отчужденным от своей экзистенциальной сущности: деятельного, свободного, творческого, ответственного субъекта; либо искать подлинную этическую реальность. В истории этической мысли было и есть много направлений, стремящихся обрести эту подлинную этическую реальность. Человек в экзистенциализме понимается как Абсолют: «нравственность отнюдь не является детерминантом человека извне, космической или метафизической обусловленностью или заданием его действия. Она, напротив, представляется способом самовыражения уникально-личностного, неповторимо-уникального в человеке» [19. С.83]. Согласно позиции экзистенциализма, «смысл нравственности (Сартр) …состоит не в том, чтобы «быть», стать чем-то, а в том, чтобы «делать», что-то предпринимать и совершать». Это нравственное самоопределение человека, согласно позиции экзистенциализма, проявляется в пограничных ситуациях или ситуациях нравственного выбора. Наиболее ярко в художественном плане концепция пограничных ситуаций отражена в творчестве А. Камю и Э.М. Ремарка. Иначе говоря, приближение человека к подлинной этической реальности, преодоление его этического отчуждения должно произойти вследствие реализации его экзистенциальной сущности (деятельного, свободного, творческого и ответственного субъекта) в нравственном поступке, нравственной деятельности. «Базовым компонентом нравственной деятельности, ее основной клеточкой является нравственный поступок, добродеяние, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств» [10]. Таким образом, преодоление кризиса морали должно происходить через единство нравственной деятельности, отношений и сознания человека Тогда человек будет представлять себя свободным творцом, деятелем этической реальности, не зависящим от социальной конъюнктуры. Такой нравственно целостный человек не может быть отчужден от ответственности за свои поступки «Мера личной свободы есть мера личной ответственности. Только тогда человек несет бремя ответственности перед самим собой, своей совестью и перед людьми» [10].

2. ПОНЯТИЯ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ (ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством

красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.

Ф.М. Достоевский

Основополагающим для этической позиции является методологическое положение о диалектическом единстве и различии понятий «мораль» и «нравственность». Термин «нравственность» диалектически противопоставляется нами термину «мораль». Хотя данные понятия в языковом смысле имеют общее происхождение, но содержание их раз-

лично. Можно обозначить три основные позиции в этике относительно проблемы единства и различия понятий «мораль» и «нравственность»:

Таблица 2

Позиции в этике относительно проблемы единства и различия понятий «мораль» и «нравственность»

№ позиции

Содержание позиции

№ 1

Традиционная позиция отечественной этики, согласно которой понятия «мораль» и «нравственность» полностью отождествляются, так как обладают (с точки зрения данного подхода) примерно одинаковым объемом и содержанием. Нравственность рассматривается как синоним морали. Данной позиции придерживается большинство отечественных этиков, среди них можно выделить таких, как Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Попов, М.Н. Росенко.

№2

Позиция, согласно которой мораль это форма сознания, где этика обретает свое мировоззренческое, духовное, теоретическое определение, а нравственность, понимается как практическая этика, то есть деятельность, направленная на практическую реализацию моральных норм. Различие понятий «мораль» и «нравственность» носит здесь чисто функциональный характер. Среди представителей данной позиции можно выделить Г.В.Ф. Гегеля.

№3

Точка зрения, согласно которой понятия «мораль» и «нравственность» рассматриваются в их диалектическом единстве и различии. Данная позиция, подчеркивая диалектическое единство морали и нравственности, рассматривает их как две разные области этической деятельности, отношений и сознания, как сочетание общего и особенного в этическом мире человека Среди представителей этой позиции можно обозначить таких ученых как М.Н. Аплетаев, B.C. Библер, Г.А. Брандт, Е.Л. Иголь, A.M. Лобок, А.А. Радугин, Г.П. Синицына. Наше исследование стоит на позициях данной точки зрения.

Мораль и нравственность представляют собой две разные сферы (области) этической реальности, находящиеся в диалектической связи Источником моральных норм и требований являются надъиндивидуальные образования: общественное мнение, социальные институты, обычаи и нравы, традиции. Нравственная позиция человека возникает также под влиянием общества, но через индивидуальный выбор ценностей. Источник нравственности — это нравственные поступки человека, это «совесть (коренное средоточие, сердцевина, неделимое ядро древа нравственности)».

Структура морали подразделяется на коллективную деятельность, субъектом которой выступает личность; общественные отношения, которые развиваются в этой деятельности; общественное сознание, которое отражает эти отношения. Структура нравственности включает в себя три компонента: нравственную деятельность, нравственные отношения и нравственное сознание. Базовым компонентом нравственной деятельности является нравственный поступок. Мораль связана с внешней целесообразностью деятельности человека, направленной на сохранение данного социума Требования морали представляют собой «относительно жесткую систему норм поведения людей в обществе» [8]. Нравственность же предполагает «внутреннюю кодификацию» взаимоотношений личности с обществом. Нравственность, в отличие от морали, «система более широкая и гибкая, где выбор линии поведения — следствие индивидуального духовного поиска» [8].

Основные функции морали заключаются, во-первых, в согласовании личного и общественного интересов, во-вторых, мораль выступает в качестве гаранта сохранения общественных отношений и достоинства каждого, являющегося субъектом данных отношений Основная функция нравственности — это саморегуляция этического поведения человека. Нравственность служит гарантом сохранения экзистенциальной сущности человека то есть его деятельностной активности, свободы выбора, творчества, субъектности, ответственности.

В морали отношения личности и общества предстают как диалектические, то есть и общество, и личность, находясь в тесном взаимодействии, оказывают влияние друг на друга и могут изменять друг друга. Но ввиду того, что в морали основными являются общественные деятельность, отношения, сознание, то человек далеко не всегда рассматривается в морали как абсолютная ценность. В нравственности же человек не может быть средством. Он всегда — цель. В нравственности человек является для самого себя обосновываемой и творимой действительностью, то есть абсолютной ценностью.

Основное содержание понятий «мораль» и «нравственность», согласно позиции нашего исследования, предстает следующим образом. В современном понимании мораль — это социальная форма (сфера) существования принятых в социуме императивов, норм и требований, осно-

9ванных на силе общественного мнения, предъявляемых каждому человеку, регулирующих его поведение и систему отношений в социуме как условие их взаимосвязанного функционирования и развития

Освоение человеком моральных норм представляет собой необходимый этап его адаптации в социуме как условия нравственной свободы человека, творца морали, субъекта морального нормотворчества

Нравственность — это деятельность и отношения людей, построенные по законам самой человеческой жизни В отличие от нормативных, условных и искусственно установленных правил поведения, регулирующих отношения между людьми, существуют принципы подлинной нравственности, которые вырастают из задач обеспечения жизнеспособности человека и усиливают эту жизнеспособность Нравственная жизнь заключается не в поведении, подчиненном определенным внешним правилам, где человек несвободен, а находится лишь на поводу событий и обстоятельств. Нравственная жизнь там, где человек сам творит обстоятельства. А это он может делать, лишь совершая поступки. Поступки — это малый подвиг, обеспечивающий определенную поступательность нравственной жизни. Личность растет поступками.

Человек, который существует только в одной из сфер этической реальности, морали или нравственности, не может отвечать своей экзистенциальной сущности, то есть быть деятельным, свободным, творческим, ответственным субъектом. Человек только моральный хорошо адаптирован к обществу, но способен лишь усваивать, приобретать моральные ценности в готовом виде, а не творить их самостоятельно. Как следствие, такой человек становится конформистом. Человек, раскрывающий себя только в нравственности, радикально противопоставляющий себя общественной морали, теряет свою способность к ценностному творчеству, так как чтобы творить более совершенную реальность, надо сначала жить в существующей общественной жизни и понимать в чем ее несовершенство. Поэтому в реальной жизнедеятельности мораль и нравственность должны быть полноценно представлены в своем едиа-стве в деятельности, отношениях и сознании человека

И все-таки нравственные поступки как цель и идеал должны жить в его духовном мире как образец, как критерий оценки самого себя и своего практического действия: они составляют свободное, неограниченное пространство нравственного развития человека, являются источником обновления моральных норм и предписаний социума Нравственный поступок интегрирует в себе сущностные черты морали и нравственности. Он отвергает социально-групповое в пользу общечеловеческого и тем самым делает моральную деятельность, отношения и сознание более этически совершенными Ситуация внутреннего конфликта между моралью и нравственностью не всегда предполагает противостояние между ними, так как если моральные ценности совпадают с нравственными принципами человека, то происходит их слияние, интериоризация во внутреннем мире человека Нравственный поступок, нравственная деятельность характеризуют человека как творца, субъекта преобразования общественной реальности, а также как ответственного за свою нравственно-моральную деятельность, отношения и сознание.

3. ФЕНОМЕН НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА ЧЕЛОВЕКА

Идеал состоит в реализации

своего собственного «Я».

Д.Мур

Теперь целесообразно перейти к раскрытию сущности понятия «нравственный идеал человека». В современном психолого-педагогическом словаре дается следующее толкование понятия «идеал»: «(греч. idea — идея, первообраз) образ совершенства наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей.

Основные точки зрения в понимании феномена нравственного идеала человека можно выразить и классифицировать следующим образом. Основным критерием, определяющим наличие разных подходов к рассмотрению нравственного идеала является степень отношения (приближения) его к действительности. Можно выделить следующие основные подходы в этике к решению проблемы отношения нравственного идеала к действительности.

Одним из них является подход И. Канта, который осуществил попытку раскрыть структуру идеала и его место в деятельности, отношениях и сознании человека. По Канту, идеалом может быть только человек, разумно утверждающий свои цели и, таким образом, сознательно стремящийся к совершенству. Идеал принципиально недостижим в действительности. Он представляет собой регулятивную идею и указывает скорее направление цели, чем саму цель, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может быть представлен в виде образа — в форме прекрасного, а значит, жизнь идеала допускается только в искусстве.

В марксистской философии рассмотрение соотношения идеала и действительности происходит с позиции диалектики сущего и должного. Понятие должного шире идеала, а идеал воплощает в себе не все, а лишь определенные грани должного. «Идеал — желаемое будущее, оцениваемое как высшая, более совершенная, с точки зрения достигнутого, ступень развития, высшая цель человеческого бытия. …В нравственном идеале… мы находим… общее представление о совершенном обществе, об образе человеческой личности, ее назначении, цели и месте в жизни… Нравственные идеалы всегда стоят несколько выше достигнутого, совершеннее его, иначе они не были бы высшим образцом, своеобразным эталоном для многих реально живущих в обществе людей» [18].

Согласно позиции экзистенциализма, у каждого человека свой нравственный идеал, и он непосредственно соотносится с реальностью. Чем является нравственный идеал человека по отношению к действительности, субъектом или объектом, определяется в «пограничной ситуации», или акте «кризисного прозрения», в которых человек должен сделать нравственный выбор, «с кем он»: со своим нравственным идеалом, или с несовершенной действительностью.

Целесообразным является синтезированное представление о нравственном идеале человека Содержательный аспект нравственного идеала человека лучше всего отражает позиция И. Канта. Исходя из этого общие черты содержательного аспекта нравственного идеала человека определяются нами следующим образом:

— нравственный идеал человека имеет идеальную, духовную сущность;

— основные формулировки категорического императива составляют главное содержание нравственного идеала человека;

— в содержании нравственного идеала человека представлены такие неотъемлемые его характеристики, как абсолютность, универсальность, совершенство;

— содержание нравственного идеала человека имеет определенную автономию к изменчивому влиянию исторической действительности и окружающей социальной среды;

— содержание нравственного идеала человека наделено свойством императивности по отношению к действительности.

Возникновение, развитие, формы воплощения нравственного идеала человека в действительности более полноценно раскрываются в позиции марксистской философии. Исходя из этой позиции можно обозначить следующие черты нравственного идеала человека применительно к обозначенному нами аспекту:

— рассмотрение нравственного идеала как явления, находящегося в процессе постоянного динамического становления и развития Смена одной конкретизации нравственного идеала человека другой осуществляется по мере воплощения нравственного идеала человеком в действительности;

— рассмотрение соотношения идеала и действительности с позиций диалектики сущего и должного, обуславливающей необходимость и возможность воплощения нравственного идеала человека в действительности;

— рассмотрение нравственного идеала человека как продукта чисто человеческой деятельности, отношений и сознания. Нравственный идеал не может существовать в отрыве от нравственных потребностей человека;

— характеристика окружающей социальной среды как фактора, оказывающего большое воздействие (положительное или отрицательное) на актуализацию человеком своего нравственного идеала

Определение субъекта-носителя нравственного идеала человека более верно, на наш взгляд, представлено в позиции ситуативной этики и экзистенциализма. Итак, субъект — носитель нравственного идеала, раскрывается посредством следующих его определений:

— носителем нравственного идеала является человек как деятельный, свободный, ответственный субъект, творец своего нравственного поведения через избранный им нравственный идеал;

— подчеркивается приоритет конкретного человека (индивидуальности) перед всевозможными формами внеиндивидуальной деятельности, отношений и сознания (религией, обществом, социальным классом, политической идеологией, группой, авторитетом и так далее);

— именно человек, его неповторимый индивидуальный мир, объявляется подлинной этической реальностью (нравственностью, находящейся в диалектической противоположности морали), в котором только и возможно воплощение и существование нравственного идеала.

Таким образом, нравственный идеал человека — это универсальный, абсолютный, целостный эталон этически совершенного человека, центром содержания которого является понимание человека как цели и никогда как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действительности. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью,

13целью, образцом, стандартом для определения Смысла жизни и направления нравственного самосовершенствования человека Только человек может быть носителем нравственного идеала в силу своих неотъемлемых экзистенциальных характеристик деятельности, свободы, творчества, субъектности, ответственности; является творцом данного идеала, который может возникнуть, существовать и воплощаться только в подлинной этической реальности — нравственности в процессе своего непрерывного нравственного роста (становления). Конкретизации нравственного идеала человека постоянно совершенствуются в ходе исторического развития человечества, вбирают в себя наиболее ценные особенности индивидуального и общественного менталитета (своего народа).

4. КОМПЛЕКСНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Нравственность это разум воли.

Г. Гегель

Структура актуализации человеком своего нравственного идеала содержит три основных компонента

Практико-деятельностный компонент. Это определяющий компонент процесса развития целостного нравственного человека стремящегося в своей жизни к достижению выстроенного им образа нравственного идеала. Только на основании успешности данного этапа самосовершенствования человека можно говорить о его нравственном самостановлении. Главный показатель преобразования нравственных убеждений в деятельность здесь не просто отдельно взятый нравственный поступок, а повседневное совершение данным человеком нравственных поступков в процессе своей жизнедеятельности.

Эмоционально-волевой компонент. Это переходный (промежуточный) этап от усвоения представлений о нравственном идеале человека на познавательно-ценностном уровне, полученных в результате опыта нравственной деятельности, к их практической реализации в повседневной жизнедеятельности. Без позитивного эмоционального восприятия нравственных ценностей и волевого устремления на их реализацию в практической деятельности невозможно образование нравственного человека. Необходимо, чтобы человек самостоятельно пришел к осознанию индивидуапьной потребности в нравственном образе жизни, определил свое отношение к нему.

Познавательно-ценностный компонент. Данный компонент включает в себя представление о Смысле жизни, индивидуальном счастье, высшие нравственные ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Согласно данным представлениям человеком проектируется программа воплощения своего нравственного идеала в процессе своей жизнедеятельности.

Согласно избранной нашим исследованием логике представления материала, следующий этап заключается в анализе функций феномена нравственного идеала человека Основополагающая функция нравственного идеала заключается в том, что он позволяет определить человеку свои действия и отношение к другим людям, понять смысл своего и общечеловеческого существования Основываясь на анализе изученной этико-философской литературы, мы считаем нужным выделить следующие функции нравственного идеала человека

Регулятивная функция регламентирует содержание деятельности и отношений человека с другими людьми на основе избранного им нравственного идеала Именно нравственный идеал человека представляет наиболее важные, глубинные ориентиры, является центром всего духовного и материального мира человека и оказывает главенствующее воздействие на его деятельность и отношение к действительности

Образовательная (проекционная) функция осуществляет проектирование актуализации нравственного идеала человека Эта функция может быть реализована только через целостную систему этического образования, главным направлением которого является развитие человека в процессе его нравственной деятельности. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько образовывает саму способность действовать согласно свободно избранным идеальным нормам и «высшим» ценностям. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выработать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, то есть самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно образованного человека, вытекают из фундаментальной его способности поступать как должно исходя из представления о своем нравственном идеале.

Оценочная функция играет важную роль в нравственном самосовершенствовании человека В нравственном идеале человека сущее сопоставляется с должным. Оценочная функция нравственного идеала человека носит универсальный характер и распространяется на все действия человека. Главным субъектом оценочной функции нравственного идеала выступает совесть человека Совесть — это «есть самооценка личностью своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей» [14].

Познавательная (отражательная) функция позволяет создавать и реализовывать позитивный духовный потенциал человека в процессе его нравственной деятельности, общения с другими людьми, теснейшим образом взаимосвязана с оценочной функцией нравственного идеала человека. Когда человек оценивает поступки других людей или свои собственные, он получает представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей. Как следствие этого представления, он может сопоставлять и должным образом подвергать оценке свой нравственный идеал и нравственные идеалы других людей, отражаемые в его и их деятельности и отношениях

Мировоззренческая функция определяет нравственный идеал как призванный дать ответ на смысложизненные вопросы человека А для этого важно выявить место человека в мире. В нравственном идеале человека мировоззрение формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым, упорядоченным или хаотичным и т.д. Через мировоззренческую функцию нравственного идеала обеспечивается становление человека с твердыми нравственными установками и убеждениями.

Ценностно-ориентирующая функция выражается в том, что нравственный идеал человека содержит жизненно важные для человека ориентиры. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. Таким образом, задача нравственного идеала человека — придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу.

Гуманизирующая функция нравственного идеала человека «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Всякое частное предписание («для детей», «для женщин», «для белых») отступает перед общеобязательностью нравственного долга, налагаемого на человека избранным им нравственным идеалом. Так, нравственный идеал как бы возвращает человеку его целостность, такова его гуманистическая роль.

В заключение следует заметить, что выделение определенных функций нравственного идеала человека является условным поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом Именно в целостности функционирования и развития нравственного идеала проявляется своеобразие его воздействия на бытие человека

Нравственный идеал человека как обобщенный образ высшего и совершенного в нравственной деятельности, отношениях и сознании не подлежит конкретизации в рамках самого этого понятия. В качестве универсального критерия оценки нравственного идеала человека выступает «степень реализации человеком своего нравственного идеала в поступках», а показатели данного критерия следующие:

— определение человека как высшей цели и ценности в отношениях между людьми. Данный критерий отражает одну из трактовок категорического императива И. Канта: «человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности, но сам есть целый мир со своими целями, которые не менее ценны, чем все остальные»;

— наличие свободно избранного нравственного идеала человека как цели нравственной деятельности на основе активной жизненной позиции (позиции субъекта);

— избирательность к средствам достижения нравственного идеала человека и конкретность в обстоятельствах его практического воплощения;

— обязательность оценки окружающей действительности с позиций дихотомии добра и зла, способность видеть границу между ними в повседневной жизнедеятельности;

— необходимость сопротивления злу исходя из требований избранного нравственного идеала и жизненных принципов, а не по принуждению;

— осознанность представления собственного нравственного идеала человека;

— истинность и ценностность представления нравственного идеала человека;

— реалистичность нравственного идеала человека, возможность достижения. Иначе говоря, возможность конкретизации тех абсолютных характеристик (ценностей), которые содержит абстрактно-теоретическая модель нравственного идеала человека;

— целостность (полнота) представления нравственного идеала человека. Определение его свойств, целей, путей и средств воплощения в действительность;

— наличие нормативно-психологического (ценностно-эмоционального) механизма регуляции отношений между людьми, который непосредственно и связывает нравственный идеал человека с реальностью;

— в процессе достижения нравственного идеала человека, руководствоваться бескорыстными мотивами нравственной деятельности по самосовершенствованию;

— господство разума над аффектами как факт наличия у человека сильной воли и способности к мобилизации нравственных сил для самосовершенствования и достижения своего нравственного идеала

Основные понятия

Этика, нравственность, мораль, моральные нормы, общество, человек, индивид, индивидуальность, личность, нравственная позиция человека, нравственный идеал, цель жизни, Смысл жизни.

Вопросы для самопроверки

1. Как можно определить предмет этики?

2. В чем единство и различие понятий мораль и нравственность?

3. Каково соотношение нравственности человека и моральных норм общества?

4. Дайте характеристику «пограничной ситуации» на основе изучения произведений Э.М. Ремарка?

5. Сущность понятия «нравственный идеал»? ,

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте свой вариант сократовской беседы «Поиск смысла жизни».

2. Проведите тестирование методом недописанного тезиса «Нравственный идеал-это…».

3. Осуществите выборку норм общения в группах и их аргументации.

4. Составьте ситуативные задачи по проблеме нравственного выбора.

5. Проведите с учащимися семинар на тему «Герои книг Э.М. Ремарка».

Возможные темы рефератов

1. Нравственный подвиг Сократа

2. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

3. Социальный статус личности и социальной группы.

4. Семья как хранитель нравственных ценностей.

5. Проблемы семьи, дружбы, добра и милосердия в современной литературе.

Литература

1. Атетаев М.Н. Диалектика нравственности и морали как методологическая основа педагогических исследований // В поисках нравственного смысла образования школьникок Материалы областной конференции в 3-х частях. Часть 3 / Под ред. проф. М.Н. Аплетае-ва. — Омск: ОмГПУ, 2000. — С. 10-17,

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гарда-рика, 1998.-472 с.

3. Зеленкова И.Л., Беляева КВ. Этика: Учебное пособие и практикум. — Минск: НТООО «Тетра — Системе», 1997 — 368 с.

4. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.-512 с.

5. Кругляницо Т.Ф. Этика. — М.: Изд. центр A3, 1997. — 96 с.

6. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. — М.: Просвещение, 1988.-304 с.

7. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. — М.: Центр, 1998. — 160 с.

8. Росенко М.Н. Основы этических знаний. — СПб.: Лань, 1998.-256 с.

9. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1981.-430 с.

10. Синицына Г.П. Воспитание современного школьника Учебное пособие. — Омск: ОмГПУ, 2000. — 167 с.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст