Этические нормы менеджмента в предпринимательстве


Тема: Этические нормы менеджмента в предпринимательстве

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc183424804» Введение PAGEREF _Toc183424804 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc183424805» Глава 1 Сущность этических норм менеджмента и их применение в предпринимательстве PAGEREF _Toc183424805 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc183424806» 1.1 Понятие этики бизнеса PAGEREF _Toc183424806 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc183424807» 1.2 Этические нормы PAGEREF _Toc183424807 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc183424808» 1.3 Предпринимательская этика и этикет PAGEREF _Toc183424808 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc183424809» 1.4 Этика индивидуальной ответственности в предпринимательстве PAGEREF _Toc183424809 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc183424810» Глава 2 Этические нормы в российском бизнесе PAGEREF _Toc183424810 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc183424811» 2.1 Этические критерии бизнеса. Ситуация в России и на западе PAGEREF _Toc183424811 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc183424812» 2.2 Кодекс корпоративной этики в российской практике предпринимательства PAGEREF _Toc183424812 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc183424813» Заключение PAGEREF _Toc183424813 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc183424814» Список использованной литературы PAGEREF _Toc183424814 \h 27

Введение

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Предметом особенно пристального внимания этические проблемы деловой жизни стали в США, где институт предпринимательства особенно развит. Обязательные курсы этики читаются не только на философских и теологических факультетах, но и в различных школах бизнеса. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников. Многие фирмы создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является как первым, так и последним шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих, как правило, ниже, чем представителей других профессий.

И все-таки внимание общественности к этическим проблемам вынуждает предпринимателей производить этический анализ своей деятельности. От сетований на неуловимый и не поддающийся контролю характер морали, что является общим местом исследований по этике, делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деятельности организации в планируемый и контролируемый порядок, институционализировать мораль.

Проблема этики российского бизнеса пока еще мало исследована, хотя процесс становления корпоративных этических норм в России идет довольно интенсивно. Объясняется это прежде всего новизной такого явления, каким для россиян является бизнес. Но основное препятствие на этом пути — «закрытость фирм» и их лидеров, нежелание допускать исследователей «внутрь» фирмы, неверие в целесообразность социологических измерений для оптимизации их деятельности.

В связи с этим изучение теоретически и практических основ предпринимательской этики в России является несомненно актуальным.

Целью данной работы является изучение этических норм менеджмента в предпринимательстве. В связи с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:

— раскрыто понятие этики бизнеса;

— рассмотрены этические нормы менеджмента;

— описана предпринимательская этика и этикет;

— рассмотреть проблемы этических норм поведения в российском бизнесе.

Информационную базу исследования составили работы Грязновой А.Г., Тебекина А.В., Касаева Б.С., Базарова Т.Ю. и др. отечественных авторов посвященные вопросам менеджмента и предпринимательской деятельности.

Заключение

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организаций в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.



Этика выступает своего рода разграничительной линией, отделяющей приемлемое поведение от неприемлемого у персонала организации, что непосредственно связано с личной шкалой ценностей каждого специалиста. Именно этические соображения защищают интересы личности, противостоят принуждению или преднамеренному созданию безвыходной ситуации, вынуждающей совершать неэтичные действия или поступки. Этика в отношениях владельцев организации с ее персоналом позволяет регулировать степень эксплуатации последнего в процессе выполнения им порученной работы.

Этические нормы представляют систему общих ценностей и правил, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников. Такие нормы содержат: описание целей организации; условия создания нормальной атмосферы в коллективах подразделений; определение этических рекомендаций в процессе принятия управленческих решений

Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность принципов поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

В нашей стране слова «предприниматель», «деловой человек», «бизнесмен», «коммерсант» все еще не получили того общественного статуса, которого они заслуживают. До сих пор в общественном мнении преобладает негативное отношение к работникам государственной и кооперативной торговли, кооператорам, вообще предприимчивым руководителям в сферах сельского хозяйства, промышленности и т. д. Наших предпринимателей критикуют за то, что они получают значительные доходы без адекватной отдачи обществу, переманивают лучших работников государственных предприятий.

Для того, чтобы предпринимательство у нас стало цивилизованным и получило статус уважаемой и крайне необходимой для роста могущества государства и благосостояния народа деятельности, необходимо на самом раннем этапе закладывать этические, морально-нравственные основы. Это особенно важно, учитывая кризисное состояние нашего общества в духовной сфере.

Для этого необходимо ознакомиться с нравственной стороной зарубежного предпринимательства и вспомнить опыт предпринимательской деятельности дореволюционной России.

Список использованной литературы

Базаров Т.Ю. Управление персоналом.- М.: ЮНИТИ, 2004.- 285 с.

Букин С.О. Основы менеджмента в вопросах и ответах. – М.: Гардарика, 2006.- 160с.

Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента. – М.: Экономика, 2007. – 427с.

Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. – Спб.: Питер, 2007.- 864с.

Емельянов Е.Н. Психология бизнеса.- М.: Экономист, 2005.- 343 с.

Епишкин А. В. Деловой этикет.- Усть-Каменогорск: Трио, 2005.- 176с.

Руденко А. Корпорации учатся этике// Ведомости.-08.02.2005

Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: Учебник. – М.: КНОРУС, 2007.- 416с.

Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности.- Таганрог: ТРТУ, 2005.- 345 с.

PAGE

PAGE 5