Этапы реализации Программы ресурсное обеспечение Основные направ


Управление образования мэрии города Ульяновска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 34»

ПРОГРАММА «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

2009-2014 гг.

Директор гимназии Л.П.Токмакова

Заместитель директора по УВР И.А.Борисова

г.Ульяновск, 2009

Содержание

Введение …………………………………………………………………2

Проблемно-ориентированный анализ…………………………………5

Моделирование системы работы с одарёнными детьми…………..7

Этапы реализации Программы ……………………………………..13

Ресурсное обеспечение……………………………………………….15

Основные направления деятельности коллектива гимназии по реализации Программы………………………………………………18

Основные мероприятия по реализации Программы………………25

Мониторинг…………………………………………………………..27

Литература…………………………………………………………….29

Введение Актуальность проблемы

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере Ульяновской области. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».

Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждому ОУ новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.

Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашей гимназии.

Положительная динамика в работе педагогов школы в данном направлении привела к возникновению проблем своевременного выявления , поддержки и сопровождения одарённых и способных детей (речь идёт об интеллектуально, творчески, спортивно одарённых детях). Их решение обеспечивает программа работы с одарёнными детьми в гимназии. Программа «Одаренные дети» представляет собой подпрограмму Программы развития гимназии на 2009-2014 годы, включающая деятельность всего коллектива гимназии для создания условий развития одаренных детей.

Цель программы:

совершенствование системы деятельности педагогического коллектива гимназии по развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, развитию одарённости.

Ожидаемые результаты:

Формирование системы работы с одаренными учащимися.

Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров, системы дополнительного образования.

Творческая самореализация выпускника школы.

Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ

Повышение квалификации педагогов.

II. Проблемно-ориентированный анализ

Анализируя работу гимназии по итогам 2008-2009 учебного года, можно сделать выводы, что педагогический коллектив достиг заметных результатов по совершенствованию системы учебно-воспитательного процесса, развитию проектно-исследовательской деятельности:

В учебный процесс успешно внедряются информационные технологии, технологии личностно ориентированного обучения;

В течение года действовала творческая лаборатория «Деятельностный подход к образованию», в рамках которой педагоги обменивались опытом работы, овладевали современными приёмами и формами организации учебных занятий;

74% педагогического коллектива имеют высшую и первую квалификационную категорию, что позволяет обеспечить высокое качество образования;

18% учащихся гимназии являются членами научного общества учащихся «Перспектива», в рамках которого активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью;

Закономерны высокие результаты, достигнутые учащимися гимназии на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, фестивалях: Белоголова Анна, ученица 9А класса, стала призёром (3-е место) заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, Фолунин Владимир, ученик 11Б класса, занял 2-е место, Лапина Наталья – 1-е место на региональном этапе олимпиады по русскому языку, Сорокина Софья, ученица 11Б класса, стала победителем городского этапа Всероссийской олимпиады по французскому языку. Проект Фолунина Владимира «Космофизический практикум » получил высокую оценку на международной научной молодёжной конференции. Учащиеся гимназии – участники и победители региональных и всероссийских творческих конкурсов в номинациях «Вокал» (Мусина Ксения, Молунова Диана), «Декоративно-прикладное творчество» (Рушкина Ксения, Рожкова Оксана, Тогунова Лидия, Герасимова Татьяна);

С 2005 года в гимназии действует система работы с одарёнными детьми, включающая различные субъекты образовательного процесса и виды деятельности.

Однако в работе с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий, учебно-познавательный потенциал, есть недостатки:

Существует проблема выявления одарённых детей, поскольку в повседневной жизни мы часто не замечаем одаренности ребенка, а если и замечаем, то порой не даем ребенку раскрыться и проявить свою индивидуальность;

Одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за недостатка учебных программ, в которых предусмотрены индивидуальные возможности усвоения знаний;

Требует развития профессиональная компетентность педагогических работников по работе с одарёнными детьми.

Для решения названных проблем необходимо квалифицированное педагогическое взаимодействие.

Только системное и комплексное решение обозначенных проблем может иметь следствием эффективность деятельности педагогического коллектива гимназии по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей.

На основе проблемно-ориентированного анализа работы гимназии с одарёнными детьми вытекают

задачи:

повысить компетентность педагогов по проблеме выявления, обучения, развития и психологической поддержки одарённых детей;

создать условия для широкого проявления разнообразных способностей учащихся гимназии;

сформировать эффективную образовательную среду для развития одарённых детей в виде системы дополнительных образовательных услуг, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ;

обеспечить участие одарённых детей в разнообразных образовательных событиях высокого качественного уровня, успехи в которых признаются вузами;

обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми.

Ш. Моделирование системы работы с одарёнными детьми

Высшей целью своей профессиональной деятельности мы считаем формирование личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Поэтому для нас обучение знаниям, умениям и навыкам, формирование базовых компетентностей, воспитание черт характера и качеств личности, развитие способностей, склонностей и интересов являются обязательными, равноценными и тесно связанными друг с другом сторонами образовательного процесса. Обучение одаренных детей в гимназии должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Индивидуализация обучения может осуществляться с помощью индивидуального учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Занятия по свободному выбору: факультативы, спецкурсы, курсы по выбору, в особенности в малых группах, – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это делает возможным учет различных потребностей и способностей одаренных детей. В гимназии, начиная с 5-го класса, осуществляется дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного изучения иностранного языка, русского языка, математики, изучение второго иностранного языка), что предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.

Активно внедряется в образовательный процесс такая форма работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся «Перспектива», других творческих объединений гимназистов, где учащимся предоставляется не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

Ученики гимназии обучаются операциям «проектной деятельности», которые выглядят как соавторство в изучении каждого из предметов, вырабатывают исследовательские навыки, формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска, они свободно ориентируются в научной и любой другой информации. Гимназист свободен в самореализации, в творчестве, может проявить свои способности в мастерстве, искусстве, спорте и т.д.

Указанная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать раскрытие личностных стратегий, нравственного поступка, стоящих за научным открытием.

Одарённый ученик получает образование в гимназии под непосредственным четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких любимых учителей, команды учителей, работающих в данном классе, психолого-педагогической среды гимназии в целом и уклада школьной жизни. Индивидуально-личностное педагогическое общение даёт ученику опыт диалога, уважения и статусного общения. Командное педагогическое общение даёт ученику опыт кооперации, ответственного выбора, субординации. Благоприятный психолого-педагогический климат дает ученику положительный опыт взаимодействия в разновозрастном и разнонапрвленном по интересам коллективе. Уклад школьной жизни, представляющий собой живые традиции гимназии, даёт ученику устойчивую систему идеалов общественного бытия.

Отметим основные тенденции в развитии системы образования одарённых детей в гимназии:

Формирование образовательной системы гимназии путём обеспечения интегрированности воспитания и обучения; повышение воспитательного потенциала обучения (в том числе усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин);

Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в деятельности различных творческих и общественных объединений;

Реализация принципа участия семей в воспитательном процессе, повышение роли индивидуальных занятий с одарёнными учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации одарённых детей, укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта.

Если в гимназии будет создана система поддержки одарённых детей, включающая в себя все перечисленные компоненты, тогда одарённый ребёнок, зная о своих способностях, уникальных качествах, данных ему природой, будет проявлять самоуважение и уважение к окружающим, будет жить в ладу с внешним миром, извлекая для себя максимум пользы и активно развиваясь.

Критерии эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми:

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

V .Этапы реализации программы:

2009-2010 учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в гимназии.

Задачи:

Мониторинг одарённости.

Развитие банка данных об одарённых детях.

Обновление банка олимпиадных заданий по предметам и разноуровневых заданий для проведения интеллектуальных конкурсов.

Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

Разработка и уточнение программы работы с одаренными учащимися.

Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Организация системы дополнительного образования.

2. 2010-2011 учебный год – подготовительный

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

Диагностика склонностей учащихся.

Составление индивидуальных маршрутов обучения одарённых детей.

Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.

Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

Разработка индивидуальных программ по отдельным предметам.

Совершенствование системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

Разработка методические рекомендации по работе с обучающимися: по основам учебного исследования, по проведению классных часов, интеллектуальных игр и марафонов.

Сохранение традиции работы с портфолио учащихся.

Повышение квалификации педагогов.

2011-2012, 2012-2013 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель:

реализация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Анализ промежуточных итогов реализации программы.

Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в гимназии.

Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

Введение в практику работы рейтинга учащихся.

4. 2013-2014 учебный год — аналитический отчет

Создание банка педагогического опыта в работе с одарёнными детьми.

Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одарёнными детьми»

Ресурсное обеспечение программы

Программа «Одарённые дети на 2009-2014 гг.» предполагает следующее обеспечение системы работы с одарёнными детьми.

Нормативно-правовое обеспечение:

— соответствующие федеральному Положению о всероссийской олимпиаде школьников региональные и муниципальные нормативные правовые акты (Положение о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в Ульяновской области, Положение о муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в муниципальных органах управления образованием, Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в образовательных учреждениях, пакет приказов и регламентирующих информационных материалов в соответствии с этими положениями);

— федеральные положения об олимпиадах и конкурсах, включённых в федеральные перечни, областные регламенты и положения;

— пакет региональных концептуально-программных документов по работе с одарёнными детьми, включающих областную целевую программу «Семья и дети Ульяновской области»; Положение о региональном этапе реализации Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее»;

— пакет положений о работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.

Финансово-экономическое обеспечение:

— введение стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одарёнными детьми;



— формирование общественного фонда поддержки одарённых детей.

Материально-техническое обеспечение:

— оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий, библиотеки, спортивного зала, производственных мастерских для работы с одарёнными детьми;

— оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одарёнными детьми;

— оснащение инвентарём и расходным материалом творческих объединений детей.

Научно-методическое обеспечение:

— осуществление научных исследований по теме одарённости;

— проведение научно-методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми;

— разработка вариативных программ для индивидуального обучения;

— создание методической копилки, включающей учебные пособия, рекомендации, авторские разработки и т.п., по проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей

— создание и поддержка функционирования постоянно действующей консультационной службы для родителей одарённых детей.

Информационное обеспечение:

— использование в работе с одарёнными детьми фондов библиотеки, Интернет-ресурсов;

— освещение работы с одарёнными детьми в средствах массовой информации;

— размещение материалов об одарённых детях на сайте гимназии;

— издание сборников интеллектуально-творческих работ учащихся.

Организационное обеспечение:

— формирование школьной базы данных об одарённых детях и талантливой молодежи;

— выявление одарённых детей и талантливой молодежи через разнообразные образовательные события;

— участие в региональных и Всероссийских олимпиадах школьников;

— функционирование научного общества учащихся в гимназии;

— проведение конкурсов социально-значимых проектов;

— создание школьного фонда поддержки талантливой молодежи;

— проведение школьной конференции «Иди за разумом с любовью…»;

— проведение ежегодного интеллектуального марафона;

— проведение многожанрового фестиваля художественного творчества учащихся.

Кадровое обеспечение:

— повышение квалификации через курсовую подготовку учителей, педагогов-психологов, работающих с одарёнными детьми;

— привлечение к работе с одарёнными детьми профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.

Основные направления деятельности педагогического коллектива

Направление

Условия реализации

Предполагаемые результаты

Управленческая деятельность

Перестройка управления учебно-воспитательного процесса

Обновление содержания образования

Освоение современных педагогических технологий: личностно ориентированных, сотрудничества и др.

Создание здоровьесберегающей среды. Социальная защита обучающихся

Осуществление социально-педагогического мониторинга с целью систематизации нормативно-правовой базы

Конструирование учебного плана гимназии с учётом перспектив развития одарённых детей

Апробация инновационных технологий, мониторинг эффективности их применения

Создание комфортных условий обучения

Оформление нормативно-правовой базы гимназии

Соответствие содержания образования задачам Программы работы с одарёнными детьми

Создание модели педагогической деятельности с обеспечением комфортных условий для всех субъектов образовательного процесса

Соблюдение требований здоровьесберегающих технологий, организация питания и отдыха детей

Организационно-педагогическая деятельность

Определение уровня целей и задач, содержания работы с одарёнными детьми

Организация индивидуальных планов и консультаций для одарённых детей

Анализ диагностики и мониторинга качества знаний учащихся, определение индивидуальной работы

Планирование системы интеграции основного и дополнительного образования как условие полноценного личностного развития ученика

Анализ работы гимназии с талантливыми и способными учащимися

Приказ по школе. Составление индивидуальных планов и графиков работы с одарёнными детьми

Определение динамики академической успешности по предметам, выявление причин затруднений учащихся, факторов интеллектуального роста

Эффективность конструирования учебного плана и системы дополнительного образования

Планирование деятельности гимназии по реализации Программы работы с одарёнными детьми

План работы с одарёнными детьми, утверждение на МС

Составление сравнительных таблиц и диаграмм

Составление комплексного планирования работы с одарёнными детьми с учетом интеграции основного и дополнительного образования

Работа с родителями

Создание условий для равноправного взаимодействия гимназии и семьи в развитии личности талантливого школьника

Изучение социального заказа родителей одарённых детей с целью определения направлений сотрудничества

Осуществление взаимодействия родителей и учащихся с целью развития интеллектуальных, творческих способностей в ходе участи в системе дополнительного образования



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст