Эта актуальна, так как информатизация постепенно вхо


МОУ средняя школа №55

Использование ИКТ на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету.

(Обобщение опыта)

Учитель русского языка и литературы Ильина Л.Ю.

г. Пермь, 2009 г.

Содержание.

I. Введение. 3-4 стр.

II. Теоретическое обоснование. 5 – 9 стр.

1. Модернизация образования и ИКТ.

2. Информатизация образования.

3. Прагматический аспект информатизации.

4. Информационно-учебная деятельность, её виды.

5. Преимущества работы с компьютером (конфиденциональность, индивидуализация и интенсификация обучения, эмоциональность, ситуация сотрудничества).

III. Примеры использования ИКТ. 10- 16 стр.

Использование мультимедийных презентаций.

Интегрированный урок.

Телекоммуникационные проекты.

IV. Аналитическая часть. 16-17 стр.

Заключение. 17 стр.

Приложение. 18 — 28 стр.

Пример интегрированного урока.

Пример телекоммуникационного проекта.

VII. Литература. 29 стр.

Глава I.

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время наблюдаются противоречия между необходимостью повышения уровня образования (с одной стороны) и низкой познавательной активностью учащихся (с другой стороны).

Вырисовывается проблема: недостаточно развита у школьников учебная мотивация (низкая познавательная активность).

Как развить познавательную активность учащихся при изучении литературы?

Средством достижения цели может быть использование новых информационных технологий на уроках литературы и во внеучебной деятельности по предмету.

Тема эта актуальна, так как информатизация постепенно входит во все сферы нашей жизни. Выпускники школы должны быть готовы использовать ИКТ в своей жизни. Сейчас главный труд школьников – учёба. Учащиеся должны научиться использовать информационные технологии в своей учебной деятельности. Кто им поможет в этом? Конечно, учитель.

В новом стандарте основного (общего) образования по литературе

одним из требований к уровню подготовки выпускников является следующее требование:

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернет).

Если выпускник-девятиклассник по новым стандартам должен владеть информационными технологиями, то учитель обязан научить его этому.

Учитель сам должен являть пример человека, который с компьютером на «ты».

Итак, внедрение ИКТ на занятия имеет две практические стороны:

Интернет как средство получения информации;

информационные технологии как методические средства, приёмы.

В данной работе представлено

теоретическое обоснование объекта исследования,

примеры использования ИКТ на занятиях,

анализ работы и перспектива дальнейшей деятельности.

Для проведения анализа деятельности по теме были определены цели, объект, предмет исследования.

Цель анализа: выявить эффективность использования ИКТ на уроках литературы и во внеклассной деятельности по предмету для формирования познавательной активности учащихся.

Объект анализа: познавательная активность учащихся.

Предмет анализа: ИКТ как средство, обеспечивающее формирование познавательной активности учащихся средней школы.

Для проведения исследования были использованы методы теоретического уровня (классификация, моделирование) и эмпирического уровня (наблюдения, тестирование, беседа)

ГЛАВА II.

«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность».

Бернард Шоу

Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Новые технологии образования, основанные на широком доступе к информационным ресурсам на базе средств компьютерной техники, быстро проникают в общеобразовательную школу, становятся источником новых приемов и методов обучения, базой для гуманизации и демократизации образовательного процесса. Начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования. Информатизация образования – это, прежде всего, долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях информационного общества; это последовательное движение к новой модели учебного процесса, которая дает возможность реализовывать эффективные педагогические решения, определяющие перспективу развития муниципальной общеобразовательной школы.

Среди таких решений:

индивидуализация – формирования индивидуальных образовательных траекторий;

конструирование обучаемыми собственных знаний, представлений о мире, умений и навыков, установок в ходе практической работы с объектами окружающего мира (включая компьютерные модели);

проектная организация учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно достигают важную для них цель (зачастую связанную с их жизнью вне школы, иногда «неформализованную», плохо определенную, в том числе относящуюся к нерешенным проблемам).

Прагматический аспект информатизации образовательного процесса – решение таких проблем, как:

обучение активной письменной речи, эффективное освоение школьниками письма, как процесса;

эффективное практическое освоение проблемного обучения как массовой педагогической технологии;

широкое повседневное использование активных методов учения и обучения;

последовательная реализация деятельностного подхода к процессам учения и обучения;

развитие коммуникационных компетенций (в том числе необходимых для жизни в условиях глобализации мировой экономики);

систематическое использование реальных житейских проблем в качестве учебных – сближение обучения в школе с повседневной жизнью;

реализация исследовательского подхода в обучении – включение в учебный процесс таких задач, решение которых еще не получено;

освоение методов, специфичных для научной деятельности, широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений.

Анализ ситуации в школьном образовании показывает, что образовательный процесс представляет собой набор определённых областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой и не учитывают возрастных и психологических особенностей развития учащегося. Учебный процесс строится через жестко заданную классно-урочную систему в отрыве от многих видов будущей профессиональной деятельности ученика в условиях постиндустриального общества.

Исходя из этого, формулируются новые принципы и методологии организации учебного процесса, учитывающие индивидуализированные формы учебной деятельности и нацеленные на выработку проектно-исследовательских навыков, создание условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного пространства.

При проектировании учебных программ необходимо учитывать:

Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе;

Возможность выбора учащимися элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности;

Практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностного компонента.

Реализация указанных целей может быть обеспечена:

Разгрузкой учебного материала;

Изменением структуры существующих учебных программ, построенных на выделение ключевых, смыслообразующих понятий и схем;

Систематизацией форм дополнительного образования;

Определением внешнего пространства, нацеленного на повышение роли проектно-исследовательской деятельности социальной практикой учащихся.

ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленная на достижение учебных целей.

Включает следующие виды деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих; передача достаточно больших объёмов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности; коррекция по результатам контроля; тренировка; тестирование.

Компьютер гарантирует конфиденциональность. Если ученик сам осуществляет контроль за результатом работы, то только он знает свой результат и свои ошибки. Социальная оценка ученика при этом не снижается и создаётся психологически комфортная атмосфера.

Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе является и то, что он может быть «собеседником». То есть можно работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме. Восполняя отсутствие коммуникатора. Компьютер позволяет индивидуализировать и интенсифицировать обучение, повышает его мотивацию, создаёт комфортную среду и условия для самостоятельной работы, способствует выработке самооценки, служит справочником, обучающим устройством, тренажёром…

О преимуществах новых технических средств обучения спорить сейчас никто не берётся, и рано или поздно любой учитель встанет перед проблемой внедрения в учебный процесс компьютерной (или компьютеризованной) системы обучения.

Как же оптимально и органично ввести новые технологические средства обучения в традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску?..

Самое простое, что достигается путём минимальных усилий, — это несравнимо более широкое использование иллюстративного материала.

Компьютерные слайды, подготовленные заранее и показанные на экране телевизора, помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения.

Слайды создают на уроке атмосферу сопереживания; события жизни словно приближаются из «туманной» временной дали, а строки произведений наполняются более глубоким содержанием.

Мультимедийный комплекс избавляет учителя от необходимости «добывать» к уроку множество книг.

Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, свободно смещая при этом область обзора.

Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

Ребёнок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал:

«Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

«Наглядность», «эмоциональность», «эстетика» — ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и тому подобное с лёгкостью изменяются, улучшаются, дополняются, Вполне можно говорить о принципиально новых открывающихся горизонтах преподавания, расширяющих возможности учителя в достижении конечного результата – качества образования, достойного гражданина передовой страны.

В ходе совместной разработки и эксплуатации мультимедийных обучающих программ возникают принципиально новые отношения «учитель — ученик», в реальной, а не искусственно созданной ситуации сотрудничества.

Преимущества работы с компьютером очевидны.

Глава III.

Использование мультимедийных презентаций на уроке.

К наиболее эффективным формам представления учебного материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия информации, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Возможности использования мультимедийных презентаций:

позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе урока;

индивидуализировать обучение: обучаемый работает в темпе, соответствующем его индивидуально-психологическим особенностям;

происходит интенсификация учебной деятельности: меньше времени тратится на решение организационных проблем, в результате увеличивается объём работы, выполняемой учащимся;

материал изложен четко, ясно, наглядно, доступен для понимания учащимся любого уровня;

ориентация на личность учащегося.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока.

Формой организации компьютерного обучения на уроках, в том числе на уроках литературы, может быть интегрированный урок.

Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (например, литературы и информатики); такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов

Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трех элементов:• Знания и умения из первой предметной области;• Знания и умения из второй предметной области;• Интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.

Информатика – та благодатная почва, на которой реализуется интеграция между различными общеобразовательными дисциплинами. Использование информационных технологий на общеобразовательных предметах – актуальная задача. Интегрированные уроки требуют координационной деятельности учителей разных предметов. Инициатива в проведении интегрированных уроков, может исходить как от учителя-предметника, так и от учителя информатики. Здесь все должно строиться исходя из общих интересов для всех участников интеграции.

Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечит конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.

В приложении приводится пример урока литературы, проводимого совместно с учителем информатики.

Телекоммуникационные проекты.

Учебный телекоммуникационный проект — одна из перспективных форм модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности. Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность.

Важными отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:

его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);

использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную или квазивиртуальную группу;

необходимость четкой организации деятельности учащихся, которая устанавливается координатором проекта.

Телекоммуникационный (сетевой) проект как метод обучения играет побуждающую роль, влияет на положительные мотивы предметных действий учащихся, на развитие поиска, творческого подхода к освоению знаний. Осуществление сетевых проектов позволяет имитировать профессиональную коллективную работу: между учащимися распределяются конкретные функциональные роли в соответствии с их уровнем знаний, психологическими особенностями и желаниями. В такой организации присутствуют элементы профильной дифференциации учащихся, что позволяет создать благоприятные условия для протекания процесса деятельности, для успешного её результата. Указанные особенности организации учебного процесса в рамках сетевых проектов являются показателями её эффективности. Учащиеся, имеющие опыт работы в сетевых проектах:

эффективнее используют средства компьютерных коммуникаций для решения рутинных задач (сбор, обработка и представление информации, поиск необходимых данных и коммуникация с другими участниками сетевого проекта);

способны самообучаться;

осознают, что именно они знают и умеют и готовы поделиться этими знаниями с другими;

умеют организовывать свою деятельность в коллективе, лучше понимают проблемы, возникающие в ходе коллективной работы.

Разновидностями телекоммуникационных проектов наряду с исследованием какой-нибудь проблемы являются телекоммуникационные Интернет-игры, турниры, викторины.

Целью проведения компьютерной дистанционной олимпиады по какому-либо предмету школьной подготовки является повышение качества преподавания этого предмета.

Это достигается благодаря:

стимулированию интереса к изучаемому предмету с помощью Интернет-технологий и использования сравнительного аспекта обучения;

внедрению в учебную практику новых и эффективных методов обучения;

методической помощи участникам и локальным организаторам;

проведению олимпиады по новым и сложным разделам учебных курсов;

стимулированию активности и самостоятельности, учащихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, внеклассной работе;

развитию навыков коллективной работы участников олимпиады;

совершенствованию письменной речи учащихся;

объективному контролю глубины и широты знаний, качество усвоения материала учащимися, объективной оценку педагогом выбранной им тактики и стратегии работы с классами, методики обучения, выбора предметного содержания.

Телекоммуникационные викторины, турниры, олимпиады базируются на методе проектов и используют командные формы организации деятельности. Командные технологии – это одна из разновидностей коллективной деятельности. Командная работа предполагает совместное решение какой-то проблемы, задачи, поэтому при распределении ролей в командной деятельности необходимо учитывать психологические особенности членов команды.



Роли команды:

Учитель координирует работу команды, сотрудничает с командой;

Капитан выступает от имени команды о результатах;

Генератор идей придумывает всё, что приходит в голову;

Критик скептически настроен отвергать решения, придуманные генератором;

Секретарь фиксирует фразы;

Искатель занимается поиском информации из различных источников;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст