Элективные курсы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

Саратов 2008

УДК 373.5.016

ББК 74.264

Э 45

Рецензент: Петрович В.Г., к.и.н., доцент кафедры гуманитарно-художественного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Материалы сборника изданы в авторской редакции.

Э 45Элективные курсы (история, обществознание, география): Учебно-методическое пособие /Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008. – 108 с.

ISBN 978-5-9758-0760-1

В настоящем сборнике представлены материалы победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения», которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении.

Материалы сборника позволят организовать профильное обучение по учебным предметам «История», «Обществознание», «География» в 9-11 классах общеобразовательной школы.

Элективные курсы направлены на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, развитии временной перспективы, способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности.

Выпуск данного издания осуществляется

при участии министерства образования Саратовской области на средства областной целевой программы «Развитие образования» на 2006-2008 годы

ISBN 978-5-9758-0760-1

УДК 373.5.016

ББК 74.264

Печатается по решению экспертного научно-методического совета

при министерстве образования Саратовской области

© Министерство образования Саратовской области, 2008

© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ

4

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………

4

Константинов Е.Е. Династия Романовых: от основания и до заката

4

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

17

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………

17

Ермашова М.Г. Право и экономика

17

Пирская Т.В. Выбор профессионального пути

26

ГЕОГРАФИЯ

34

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………

34

Волкова Г.А. Образные выражения стран мира……………………………..

34

Голосова Е. Л. Основы туристической деятельности……………………….

71

Соленкова Н.Н. Что такое город и зачем он нужен………………………….

76

Бахтарова М.В. Учись быть первым. Подготовка к олимпиадам по географии……………………………………………………………………….

92

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………

100

Вишневская М.П., Бахтарова М.В. Интернет для географа…………………

100

ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ: ОТ ОСНОВАНИЯ И ДО ЗАКАТА

Константинов Е.Е., учитель истории

МОУ «СОШ №5 г. Вольска Саратовской области.

Свой династический порог они преодолели –

Им покровительствовал бог лишь в благородной цели.

За неугодные дела он спрашивал сурово –

Менял на троне он царей, чтоб начинали снова…

Пояснительная записка.

Династия Романовых охватывает исключительно важный период в истории России, являющийся составной и весьма существенной частью её истории с начала XVII-го и до начала XX века.

С деятельностью её наиболее ярких представителей связаны выдающиеся успехи во внутренней и внешней политике государства, достижения в области культуры, либерализации и демократизации общества.

Знакомство с личностными характеристиками царствующих особ и отличительными чертами государственной деятельности представителей «династического древа Романовых» создаст целостную картину Отечественной истории на протяжении трёх столетий, поможет понять, наглядно представить роль личности в истории государства и народов России.

Известно, насколько ученики переходного от подросткового к юношескому возрасту склонны к броским фактам и подражательским поступкам. Яркие фрагменты из биографии представителей династии способны вызвать устойчивый интерес к истории своей страны, побудить к дальнейшему – более глубокому и детальному изучению истории Отечества и Мира в старшем возрасте. А интерес к обществоведческим дисциплинам способствует воспитанию многих, крайне необходимых сегодня, гражданских качеств личности.

Задачи курса:

1) сформировать у учащихся устойчивый интерес к исторической науке;

2) заложить основы необходимых учащимся знаний, умений и навыков для профильной их ориентации:

— развить способность к аналитическому мышлению;

— придать более стройный, системный характер имеющимся у учащихся знаниям о различных областях жизнедеятельности российского государства;

— развить способность к установлению причинно-следственных связей между различными историческими событиями, личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей;

3) способствовать выработке, формированию у учащихся последовательных, полезных обществу, устойчивых убеждений;

4) содействовать формированию уважительного отношения к своей стране, её историческому прошлому; прививать чувство патриотизма, сопереживания за судьбу своей Родины;

5) всё в комплексе будет способствовать выработке активной жизненной позиции, побуждать к практическому личному участию в формировании будущего своего Отечества.

Методические рекомендации и пояснения:

Курс представлен в объёме 12-ти часов. В качестве главного информационного элемента используется лекция. Деятельность учащихся сводится к конспектированию важнейших фактов из биографии и государственной политики монархов, составлению характеристик исторических личностей, сравнительных таблиц, участию в свободных закрепительных беседах по представленному учителем материалу, практическому составлению «династического древа Романовых». В ходе работы повторяются, закрепляются и углубляются знания, полученные в предыдущих классах.

Курс может быть прочитан и за 8 часов. При использовании второго варианта на тему №3 отводится 1 час, темы №8 и№9 объединяются и изучаются за 1 час. Кроме того, убирается 1 час, отводимый на зачётное занятие. В этом случае практическое составление учениками «династического древа Романовых» и пояснительной записки к нему может приравниваться к зачёту по курсу.

В случае необходимости объём материала позволяет учителю увеличить количество часов плана в два раза.

Учебно-тематический план курса.

№ темы

Наименование темы

Кол-во часов

Форма работы учителя и учеников.

1.

Причины и обстоятельства возникновения династии Романовых.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

2.

От Михаила Фёдоровича до Петра I: этапы становления династии.

1

Лекция. Составление кратких характеристик по рекомендованной учителем схеме.

3.

Укрепление государства и государственности при Петре Великом:

внешняя политика и Северная война;

а) внутренняя политика

б) государственные реформы.

2

Лекция. Практическое занятие по составлению таблицы важнейших мероприятий Петра I.

4.

Наследники Петра Великого и эпоха дворцовых переворотов.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

5.

Екатерина II: немецкая кровь и русский патриотизм.

1

Лекция, в ходе которой выписываются доказательства, факты к теме.

6.

Внутрисемейные противоречия или династический кризис: Екатерина II, Павел I, Александр I.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

7.

Отличительные особенности внутренней и внешней политики Николая I и Александра II: консерватор и реформатор.

1

Лекция, в ходе которой составляется сравнительная таблица по деятельности двух императоров.

8.

Александр Миротворец: трудный выбор и его последствия.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

9.

Николай II: «добрый» семьянин или посредственный правитель. Закат династии.

1

Лекция. Закрепительная беседа.

10.

Практическое занятие по теме: «Династическое древо Романовых».

1

Составление генеалогической схемы с сопроводительным описанием самых памятных событий и действий исторической личности.

11.

Зачёт по курсу.

1

Использование билетов с вопросами по материалам изученного курса.

Рекомендованная литература.

Боханов А.Н. Российские самодержцы. 1801-1917. «Международные отношения», М.: 1993.

Дворцовые перевороты в России. Изд. «Современник», Тольятти: 1991.

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Сост. А.И. Уткин, М.: изд. «Просвещение», 1990.

Князьков С.М. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: «Культура», 1990.

Козяков С. «Время Петра I». Изд. «Планета», М.: 1990.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. М.: изд. «Мысль», 1990.

Пушкарский Н. Всероссийский император Николай II (1894-1917). Жизнь. Царствование. Трагическая смерть. Саратов: «Соотечественник», 1995.

Рамбо А. Живописная история древней и новой России. М.: изд. «Современник», 1994.

Универсальная энциклопедия для юношества. Цивилизации. Сост. А.М. Цирульников, М.: изд. дом «Современная педагогика», 2000.

Школьная энциклопедия «Руссика». История России (3 части), 9-17 вв; 18-19 вв; 20 в. М.: «Олма-Пресс Образование», 2003.

Допускается использование и других литературных изданий.

План урока по теме элективного курса:

«От Михаила Федоровича до Петра I:этапы становления династии»

Цели урока:

1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об историческом периоде и особенностях деятельности первых представителей династии Романовых. Подчеркнуть, что в условиях преодоления последствий Смутного времени их деятельность не могла быть очень яркой и насыщенной, поскольку период компромиссной политики, когда общество нуждалось в сплочении для решения важнейших внешнеполитических и внутренних проблем.

2. Развивающая: совершенствование навыков работы над материалом, воспринимаемым на слух с целью составления кратких характеристик исторической личности по схеме, предложенной учителем.

3. Воспитательная: прививать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, способность проникнуться духом изучаемой эпохи и понять поступки и действия ее представителей.

Тип урока: урок обучающего характера.

Форма урока: урок – лекция с элементами практической работы учащихся по составлению краткой характеристики правителя.

Оборудование: историческая карта изучаемой эпохи, портреты исторических деятелей, схема – памятка по составлению кратких характеристик личностей.

План урока: 1. Опорное повторение по теме предыдущего урока: «Причины и обстоятельства возникновения династии Романовых» (5 мин.)

2. Лекция по объявленной теме урока с составлением кратких характеристик по схеме:

а) Обстоятельства прихода к власти;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст