Экзамен по литературе 9 класс


ВНИМАНИЕ!

Материал для тех, кто сдаёт литературу в формате ОГЭ

!!!!!! Если вы обнаружили у Антона Лебедева этот материал, то перешлите его своим одноклассникам, сдающим литературу.

Экзамен состоится в понедельник, 23 декабря 2013 года в кабинете 302

С собой иметь: гелевую чёрную ручку, паспорт, тексты произведений («Слово о полку Игореве», «Горе от ума», «Евгений Онегин» по ним и будет сочинение в объёме 200 слов (не учебник) с заклеенными вступительными статьями). Пользоваться можно только текстом произведения!

Задания

Часть I имеет два варианта (это ваш выбор: можно выполнить вариант 1 или вариант 2, но только ОДИН)

Задания 1.1.1, 1.1.2 – 3-5 предложений, 1.1.3. – 5-8 предложений – 1-ый вариант

Задания 1.2.1, 1.2.2. – 3-5 предложений, 1.2.3. – 5-8 предложений – 2-ой вариант

Часть II содержит четыре темы. Вы выбираете только одну (на экзамене зимой – ваша тема 2.1)

Здесь нужно написать сочинение 200 слов.

Требования к сочинению

— Сочинение состоит из трёх частей (вступление, основная часть и заключение; цитаты из произведения обязательны)

— Опора на авторскую позицию

(Авторская позиция – это понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении.

Авторская позиция может быть выражена либо прямо, открыто, недвусмысленно, в прямой оценочной форме, либо косвенно, когда автор старается избегать прямых суждений и оценок. Некоторые писатели используют для выражения своего отношения к людям и событиям героев-резонеров, то есть таких героев, которые близки авторам, выражают их мысли или их представления о человеке, даже если облик таких людей противоречит их же собственным высказываниям)

— В сочинении должны быть использованы теоретико-литературные понятия

-Необходимо соблюдать речевые нормы (орфография и пунктуация не оцениваются)

Как распределить время на экзамене по литературе, чтобы выполнить все задания?

Так как на выполнение экзаменационной работы ГИА по литературе отводится 235 минут (3 часа 55 минут), рекомендуется на выполнение заданий 1 части (три задания по тексту) потратить 2 часа, остальное время оставить на работу над сочинением (2 часть экзаменационной работы). Выполняя работу над 1 часть экзамена ГИА по литературе, нужно запланировать на ответы на первые 2 вопроса по 30 минут на каждый. Вопрос-задание 3 к тексту потребует больше времени – 60 минут.

Таким образом, рекомендуется: 2 часа – работа по 1 части экзамена, 1час 55 минут – работа по 2 части экзамена.

Система оценивания всей работы

Первые два задания предполагают написание кратких рассуждений (3-5 предложений), максимальная оценка за каждое их них – 3 балла.

Третий вопрос требует проведения сравнительного анализа выбранного текста с отрывком из другого произведения, который также приводится в экзаменационных бланках. Ответ по литературе на это задание должен иметь объем 5-8 предложений, максимальный балл – 5.

Итого за первую часть можно получить 11 баллов.

Оценка за вторую часть — 12 баллов, которые выставляется исходя из следующих критериев:

степень раскрытия темы (3 балла), если по этому пункту ученик получает 0, то сочинение засчитывается как невыполненное;

владение теоретическими понятиями (2 балла);

применение цитат и их обоснованность (2 балла);

композиционная цельность работы (2 балла);

соблюдение речевых норм (3 балла).

Перевести баллы ОГЭ в школьную оценку можно с помощью специальной таблицы:

19-23 – “5″;

14-18 – “4″;

7-13 – “3″;

0-6 – “2″.

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

Материалы по авторской позиции

Что такое позиция автора?

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожа­лению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.



Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

(По В. Белову )

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Средства выражения позиции автора

оценочная лексика

Оценочная лексика — слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный — поло­жительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный — отрицательная оценка. Например: Любящий человек — это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).

средства выразительности

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всём этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).

слова-маркеры

Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т. п.: Главное — научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).

вводные слова

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что всё чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.

побудительные предложения

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).