Экстремального профиля деятельности

На правах рукописи

КОРЕХОВА

Мария Владимировна

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях,

19.00.04 – медицинская психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Санкт-Петербург – 2013

Работа выполнена в ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Научные руководители:

доктор медицинских наук профессор

Соловьев Андрей Горгоньевич

доктор медицинских наук профессор

Новикова Ирина Альбертовна

Официальные оппоненты:

Змановская Елена Валерьевна

доктор психологических наук, профессор,

ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России,

старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела организации научной деятельности

Родыгина Юлия Кимовна

доктор медицинских наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта», заведующая кафедрой психологии им. А.Ц. Пуни

Ведущая организация:

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Защита состоится «7» февраля 2013 г. в «13» часов на заседании диссертационного совета Д 205.001.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России по адресу: 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 4/2

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» МЧС России.

Автореферат разослан « » декабря 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат медицинских наук

Санников М.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Профессиональная деятельность специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности (спасателей МЧС России, сотрудников правоохранительных органов, подводников, космонавтов, летчиков, военнослужащих –участников боевых действий) является эмоционально напряженным видом социальной активности, сопровождающейся значительными психическими и физическими нагрузками (Грунин А.В., 2007; Назаров Ю.Н., 2007; Кузнецова П.В., 2009; Рыбников В.Ю., 2009; Калашникова С.А., 2010; Малышев И.В., 2011). Опасные (экстремальные) условия труда характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни и высокий риск развития острых профессиональных поражений (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: P2.2.2006-05: утв. Гл. гос. сан. врачом РФ 29.07.2005 г.).

Профессиональная деятельность специалистов экстремального профиля относится к числу профессий повышенного риска и характеризуется одним из наиболее высоких уровней профессионального стресса (Маржохов А.Р., 2004; Дубак Е.А., 2008; Митюрина Н.Ю., 2008; Удальцов А.А., 2008; Спиркин В.С., 2009). Экстремальные условия деятельности (разрешение вооруженных конфликтов, командировки в Северо-Кавказский регион (СКР), контртеррористические операции и т.п.) могут возникать под воздействием криминальных чрезвычайных обстоятельств, а также некриминальных чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера (Авдеев Н.В., 1988; Hodgkinson P.E., 1991; Horn J.M., 1991; Mithcell J.T., 1991; Шиханцов Г.Г., 1998; Котенев И.О., 2000; Марьин М.И., 2004).

Выполняя оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, специалисты экстремального профиля деятельности, могут быть отнесены к группе риска возникновения стрессовых состояний и, как следствие, развития психической дезадаптации, приводящей к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья, служебных взаимоотношениях, семейно-бытовой сфере личного состава, увеличивают риск самоубийств (Гордиенко Д.А., 2005; Тарабина Н.В., 2008; Сложеникин А.П., 2009; Levy B.S., 2009; Renshaw K.D., 2012).

К настоящему времени накоплены данные по различным аспектам проблемы психической адаптации специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности (Ксенофонтов А.М., 2005; Пономаренко Е.Н., 2006; Шевырева Е.Г., 2006; Антонова Н.А., 2009; Солдатов В.И., 2009; Шихова А.П., 2009; Стебенева Е.В., 2010; Шамрей В.К., 2011; Цикунов С.Г., 2012). В последние годы выполнены диссертационные исследования, раскрывающие особенности их профессионального стресса и копинг-поведения (Солдатов В.И., 2009; Шихова А.П., 2009; Кузнецов Д.Ю., 2010; Кобозев И.Ю., 2011), профессиональной деформации (Харламова Н.Н., 2009), делинквентного поведения (Беспалая С.Г., 2007), а также социально-психологической адаптации (Сложеникин А.П., 2009). Предприняты попытки изучения отдельных факторов, способствующих развитию нарушений адаптации личности при различных травмирующих ситуациях: семейных (Пермогорская Е.М., 2011), социально-психологических (Антонова Н.А., 2009; Пыжьянова Л.Г., 2011), личностных (Зайцева В.Б., 2009; Ичитовкина Е.Г., 2011). Однако в существующих работах отсутствуют комплексная характеристика различных видов психической дезадаптации и комплексная оценка факторов, детерминирующих возникновение психической дезадаптации у специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности. Отсутствуют исследования, раскрывающие взаимосвязи между спецификой служебной деятельности, с одной стороны, и признаками и факторами психической дезадаптации, с другой. Слабая научная проработанность вопросов комплексной оценки факторов, форм и признаков психической дезадаптации специалистов экстремального профиля с учетом характера служебной деятельности обусловливает проблему недостаточно высокой эффективности профилактических и коррекционных мероприятий.

Все это определило цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования − выявление комплекса факторов психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности и разработка рекомендаций по прогнозированию и профилактике психической дезадаптации.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Выявить признаки психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности и частоту их встречаемости.

Установить ведущие факторы, способствующие развитию психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности, и описать их содержание.

Определить психологические особенности дезадаптированных специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности.

Выявить различия признаков психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности в зависимости от стрессогенности условий служебной деятельности, профиля профессиональной деятельности и стажа работы.

Разработать методику экспертной оценки выраженности психической дезадаптации и алгоритм прогнозирования вероятности развития психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности с использованием методов многомерного математического моделирования.

Объект исследования – специалисты экстремального профиля деятельности.

Предмет исследования – факторы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности.

Гипотеза исследования: психическая дезадаптация специалистов экстремального профиля деятельности включает совокупность специфических признаков и комплекс взаимосвязанных факторов на нескольких уровнях функционирования личности (профессионально-деятельностном, социально-групповом, индивидуально-психологическом, психофизиологическом), изучение которых позволяет производить оценку степени дезадаптации и прогнозировать ее развитие в профилактических целях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи о деятельности как средстве психического и профессиональногоразвития человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); системный подход к изучению адаптации человека к жизнедеятельности в экстремальных условиях (В.М. Бехтерев, C.W. Churchman, В.Н. Спицнадель, И.В. Прангишвили и др.); исследования психологической подготовки и профессиональной деятельности в условиях боевых действий (А.И. Адаев, А.В. Барабанщиков, С.П. Безносов, А.Г. Караяни, В.Ю. Рыбников, Н.Н. Силкин, В.Я. Слепов, А.Г. Шестаков, Н.В. Тарабрина, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, M.L. Kaufman, T.N. Kean, M.W. Miller); работы, посвященные исследованию влияния стресса на процессы адаптации (Ф.Б. Березин, Л. Китаев-Смык, И.О. Котенев, М.И. Марьин, А.А. Реан, Г. Селье, И.В. Соловьев, А.М. Столяренко, Г.С. Човдырова, R. Lazarus и др.). В работе также использованы исследования, посвященные психологическим и социально-психологическим явлениям, связанным с жизнедеятельностью человека в чрезвычайных условиях (Ю.А. Александровский, И.О. Котенев, В.И. Калашников, Н.Н. Пуховский, О.В. Василец, Т.Б. Дмитриева), современным подходам в области психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ОВД (А.В. Белинский, Ю.С. Голов, М.В. Лямин, И.В. Соловьев, В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, А.Т. Иваницкий, М.В. Пряхина, В.А. Корчмарюк, Г.С. Никифоров и др.).

Положения, выносимые на защиту:

У специалистов экстремального профиля деятельности выявляется комплекс признаков психической дезадаптации: низкий уровень работоспособности, трудности в межличностных контактах, нервно-психические нарушения, поведенческие отклонения, нарушения эмоциональной сферы, психосоматические симптомы, вегетативный дисбаланс, доминирование функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Психическая дезадаптация у специалистов экстремального профиля деятельности (сотрудников ОВД) детерминируется системой факторов, действующих на различных уровнях функционирования личности: профессиональными (профиль профессиональной деятельности – ПОРД; стрессогенность условий служебной деятельности − участие в командировках в СКР; стаж работы до 5 лет и свыше 15), социальными (отсутствие семьи и детей, наличие 3 и более детей, низкий уровень образования, трудности в установлении социальных контактов), индивидуально-психологическими (неадекватно завышенный уровень притязаний и самооценки, низкие интеллектуальные способности, высокая личностная тревожность, неадаптивные копинг-стратегии, аддиктивная склонность).

Алгоритм прогнозирования развития психической дезадаптации у специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности, разработанный на основе оценки факторов психической дезадаптации с помощью модели логистической регрессии, позволяет определять вероятность развития различных видов психической дезадаптации (профессиональной, социальной, индивидуально-психологической, психо-физиологической) в целях адресного осуществления профилактических мероприятий.

Научная новизна исследования. Впервые на основе результатов психологического исследования выявлен и описан комплекс признаков психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности, включающий низкий уровень работоспособности, трудности в межличностных контактах, семейные проблемы, нервно‑психические нарушения, поведенческие девиации, повышенную агрессивность, нарушения эмоциональной сферы, психосоматические симптомы, низкую психическую устойчивость, вегетативный дисбаланс, доминирование функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Выявлены факторы, способствующие возникновению и развитию психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности: профессиональные (подразделение оперативно-розыскной деятельности, участие в командировках в СКР, стаж работы до 5 лет и свыше 15), социальные (отсутствие семьи и детей, наличие 3 и более детей, низкий уровень образования), индивидуально-психологические (неадекватно завышенный уровень самооценки, низкие умственные способности, высокая тревожность, неадаптивные копинг-стратегии, употребление алкоголя, курение).

Определены наиболее значимые детерминанты психической дезадаптации: командировки в СКР, стаж профессиональной деятельности свыше 15 лет, социальные факторы − низкий уровень образования, индивидуально-психологические факторы − неадаптивные копинг-стратегии, высокие уровни самооценки и притязаний, аддиктивные проявления.

Установлено, что наиболее значимыми индивидуально-психологическими факторами психической дезадаптации являются: высокие уровни организационного стресса и личностной тревожности, низкий уровень образования и интеллекта, низкий коммуникативный потенциал, использование неадаптивной копинг-стратегии (конфронтации).

Выявлены особенности психической адаптации и признаков психической дезадаптации у специалистов в зависимости от степени стрессогенности и характера служебной деятельности.

Обоснована методика оценки выраженности психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности на основе экспертного опроса, позволяющая выявить группу риска по психической дезадаптации.

На основе математического моделирования разработан алгоритм прогнозирования психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия психической дезадаптации, установлении различий между признаками и факторами психической дезадаптации, разработке классификации форм дезадаптации, уточнении данных о факторах и особенностях психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности.

Экспериментально выявлены и теоретически обоснованы признаки психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля.

Определен комплекс факторов психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности (сотрудников ОВД): профессиональные (профиль профессиональной деятельности – ПОРД; стрессогенность условий служебной деятельности − участие в командировках в СКР; стаж работы до 5 лет и свыше 15); социальные (отсутствие семьи и детей, наличие 3 и более детей, низкий уровень образования, трудности в установлении социальных контактов); индивидуально-психологические (неадекватно завышенный уровень притязаний и самооценки, низкие умственные способности, высокая личностная тревожность, неадаптивные копинг-стратегии, склонность к зависимому поведению).

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные увеличивают возможности психодиагностики и профилактики психической дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности. На основании результатов исследования разработана методика выявления группы риска по психической дезадаптации среди специалистов экстремального профиля деятельности, в её основу положен метод экспертной оценки, а также разработан алгоритм прогнозирования вероятности развития психической дезадаптации и ее видов на основе оценки факторов психической дезадаптации.

Диссертационное исследование проводилось в рамках «Программы научно-практических мероприятий по психологическому обеспечению личного состава ОВД», реализованной в рамках сотрудничества СГМУ и УМВД по Архангельской области (2009–2010 гг.). Обоснованы рекомендации по профилактике психической дезадаптации специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности. Разработаны и внедрены методические рекомендации для практических психологов по совершенствованию мероприятий, направленных на профилактику психической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел (ОВД).

Результаты исследования представляют научный и практический интерес для специалистов в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, медицинской психологии − для преподавания этих дисциплин в учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением общепринятых психологических методик, использованием методов математико-статистического анализа, широкой эмпирической базой исследования.

Методы исследования. Для обоснования основных положений и реализации цели исследования были использованы теоретико-методологический анализ литературы, анкетирование, психологическое тестирование, экспертная оценка, математико-статистическая обработка эмпирических данных.

Внедрение и апробация результатов. Материалы диссертационной работы доложены и обсуждены на XII Ломоносовских научных чтениях с международным участием «Психология и современный мир» (Архангельск, 2010), VII Международном научно-практическом конгрессе «Человек в экстремальных условиях: клинико-физиологические, психологические и санитарно-эпидемиологические проблемы профессиональной деятельности» (Москва, 2010), итоговых научных сессиях Северного научного центра Северо-Западного отделения (СНЦ СЗО) РАМН и Северного государственного медицинского университета (СГМУ) (Архангельск, 2010, 2011), научной конференции с международным участием «Психология и современный мир» (Архангельск, 2011), IV Архангельской международной медицинской научной конференции молодых ученых (Архангельск, 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы» (Ярославль, 2011), Международной научно-практической конференции «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии» (Владивосток, 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция» (Астрахань, 2011), Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии» (Новосибирск, 2011), Международной научно-практической конференции «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения» (Тамбов, 2011), VIII Поволжско-Уральском семинаре «Психологическая помощь: содержание, формы, опыт» (Оренбург, 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы клинической психологии» (Санкт-Петербург, 2011), Международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье и благополучие нации: проблемы, реалии и перспективы» (Донецк, 2011), Международной Северо-Балтийской сети по психологии (Санкт-Петербург, 2012), совместном заседании проблемной комиссии по гигиене, физиологии труда, экологии и безопасности в чрезвычайных ситуациях и проблемной комиссии по психическому здоровью СГМУ (Архангельск, 2012).

По результатам исследования внесено рационализаторское предложение «Способ скрининга группы риска дезадаптации сотрудников органов внутренних дел» (уд. №1/11 от 14.03.2011). Материалы исследования использованы для разработки методических рекомендаций «Профилактика психологической дезадаптации сотрудников правоохранительных органов в штатных и экстремальных условиях служебной деятельности» (Архангельск, 2011) для психологов, студентов психологических и медицинских специальностей. Результаты исследования внедрены в работу психологической службы УМВД по Архангельской области (акт внедрения от 03.03.2012).

Публикации. Результаты исследования отражены в 15 научных работах, в том числе в 3 статьях в журналах по перечню ВАК Минобразования и науки РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка используемой литературы и приложений. Работа изложена на 213 страницах машинописного текста и иллюстрирована 27 таблицами и 55 рисунками. Библиографический список включает 303 источника, в том числе 245 – отечественных и 58 − иностранных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность исследования; определены объект, предмет, цель, задачи исследования; сформулированы гипотеза и основные положения, выносимые на защиту; приведены данные о теоретической и практической значимости работы, ее научной новизне и апробации.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты изучения факторов психической дезадаптации у специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности» представлены материалы теоретического анализа проблемы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности: раскрываются основные понятия и теоретические подходы, анализируются условия и особенности дезадаптации сотрудников ОВД.

Под адаптацией понимают биологическое, психологическое, социальное приспособление индивида к внутренним и внешним условиям существования (Роговин М.С., 1979; Залевский Г.В., 1999). В зависимости от степени успешности данного процесса адаптация может проявляться на разных уровнях континуума: психическая адаптация – психическая дезадаптация.

В соответствии со структурно-уровневой концепцией психическая адаптация представляет собой сложный процесс, обусловленный структурно-уровневой организацией психики (Роговин М.С., 1979; Залевский Г.В., 1999; Гадельшина Т.Г., 2011). Психическая адаптация является результатом функционирования психофизиологической (биологической), индивидуально-личностной (психологической), социальной (личностно-средовой) подструктур (Вассерман Л.И., 1994; Гадельшина Т.Г., 2011).

Адаптация одновременно рассматривается и как процесс приспособления к условиям среды с целью достижения состояния равновесия, и как само состояние, при котором потребности организма удовлетворены с учетом требований среды. В связи с этим предлагается различать понятия адаптации и адаптированности (Налчаджян А.А., 1988).

Дезадаптация возникает в результате того, что требования ситуации превышают ресурсные возможности системы по их удовлетворению, системные связи между компонентами, обеспечивающие их согласованную деятельность, на каких-то этапах ослабевают или распадаются (Ломов Б.Ф., 1984; Шапкин С.А., Дикая Л.Г., 1996; Лазебная Е.О., 2007).

Существует научная проблема, связанная с отсутствием единой классификации видов адаптации/дезадаптации. В зависимости от характера доминирующих нарушений выделяются следующие основные формы психической адаптации/дезадаптации: психофизиологическая, индивидуально-психологическая, учебная, профессионально-деятельностная, групповая, социальная (Березин Ф.Б., 1988; Налчаджян А.А., 1988; Залевский Г.В., 1999; Змановская Е.В., 2003; Розум С.И., 2006; Рыбников В.Ю., 2010).

Психическая дезадаптация имеет конкретные внешние и внутренние проявления на различных уровнях организации жизнедеятельности личности. К внешним признакам дезадаптации относятся: соматические заболевания, психосоматические и нервно-психические расстройства, поведенческие отклонения, снижение продуктивности деятельности, межличностные конфликты, семейные проблемы, правовые деликты и пр. В группу внутренних проявлений дезадаптации входят: ухудшение общего самочувствия и удовлетворенности различными аспектами жизни, тревожно-депрессивные и эмоциональные расстройства, снижение продуктивности саморегуляции, когнитивные искажения, мотивационные нарушения, снижение профессиональной мотивации и др. (Березин Ф.Б., 1988; Розум С.И., 2006; Змановская Е.В., 2010; Гадельшина Т.Г., 2011).

Специфика профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля характеризуется длительным воздействием значительного числа стрессогенных психотравмирующих факторов и может рассматриваться как специфический фактор дезадаптации (Адаев А.И., 2004; Дунин Г.С., 2007; Кузнецов Д.Ю., 2010). Выраженным дезадаптационным воздействием для специалистов является участие в боевых действиях, сопровождающееся переживанием боевого стресса (Караяни А.Г., 1998; Ушаков И.Б., Голов Ю.С., 2002; Гурвич И.Н., 2003; Гордиенко Д.А., 2005; Литвинцев С.В., 2005; Снедков Е.В., 2005; Антонова Н.А., 2009; Марченко А.А., 2009; Авдиенко Г.Ю., 2010; Ичитовкина Е.Г., 2011; Шамрей В.К., 2011; Цикунов С.Г., 2012). Выполнение служебно-боевых задач оказывает негативное воздействие на их психику и приводит к нарастанию депрессивной симптоматики, агрессивному поведению, увеличению количества суицидов и грубым нарушениям дисциплины (Котенев И.О., 2004; Ксенофонтов А.М., 2005; Гордиенко Д.А., 2005; Сидоров П.И. и соавт., 2007; Антонова Н.А., 2009); у участников спецопераций ухудшаются межличностные и семейные отношения (Рыбников В.Ю., Марьин М.И., 2005). Помимо травмирующих факторов боевой обстановки, в штатных условиях служебной деятельности также существуют ситуации, имеющие высокий уровень интенсивности стресса (связанные с риском для жизни: задержание преступников, пресечение преступлений и др.) (Адаев А.И., 2004; Родыгина Ю.К., 2004; Антонова Н.Ю., 2009; Коноплева И.Н., Богданович Н.В., 2010; Кузнецов Д.Ю., 2010).

На возникновение и развитие психической дезадаптации также влияет стаж профессиональной деятельности (Модестов А.А., Рублева Т.Ю., 2006; Ионова И.В., 2008; Шмыков В.И., 2008; Солдатов В.И., 2009; Стебенева Е.В., 2010; Кобозев И.Ю., 2011; Родыгина Ю.К., Дерягина Л.Е., 2011).

К факторам, влияющим на возникновение психической дезадаптации, относятся: семейное положение, социальная поддержка, способности и интеллект (Водопьянова Н.Е., 2005; Орел В.Е., 2005; Евдокимов В.И., Марищук В.Л., Губин А.И., 2008). Социальная поддержка семьи и близких людей признается значимым условием профилактики психологической дезадаптации (Орел В.Е., 2001, 2005; Гурьева М.В., 2011). Уровень образования является важным фактором, определяющим возможность социально-бытовой и профессиональной адаптации человека в обществе (Пушкарев А.Л. и соавт., 2000; Модестов А.А., Рублева Т.Ю., 2006).

Наряду с профессиональными и социальными причинами дезадаптации, исследователи подчеркивают ведущую роль личностного фактора (индивидуально-психологических особенностей индивида) в развитии дезадаптации (Гордиенко Д.А., 2005; Кровяков В.М., 2005; Колов С.А., 2010). Выделяются определенные личностные черты (эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, высокая тревожность, низкие моральная нормативность и стрессоустойчивость), повышающие склонность к негативным дезадаптивным формам поведения (Адаев А.И., 2004; Шевырева Е.Г, 2006; Беспалая С.Г., 2006).

Значимым личностным фактором в развитии психической дезадаптации является самооценка (Кобаза С., 1979). Важное значение имеет продуктивность копинг-поведения, связанного с преодолением стресса. Использование личностью неэффективных копинг-стратегий может привести к нарушению процессов адаптации и формированию психической дезадаптации (Пономаренко Е.Н., 2006; Солдатов В.И., 2009; Вассерман Л.И., 2010; Кобозев И.Ю., 2011). Еще одним фактором дезадаптации выступает злоупотребление спиртными напитками (Антонова Н.Ю., 2009).

Данная проблема изучалась на разных специалистах экстремального профиля деятельности (табл. 1): спасателях (Шевченко О.И., Лахман О.Л., 2005; Коновалов Е.А., 2006; Индина Т.А., 2010; Портнова А.Г., Холодцева А.Е., 2010; Решетникова Е.М., 2011), военнослужащих (Михайлова Е.В., 2007; Лыткин В.М., 2007; Левицкая Т.Е., 2008; Родыгина Ю.К., 2011; Майсак Н.В., 2011; Цикунов С.Г. и соавт., 2012), летчиках (Зиборова П.А., 2009), военно-морских специалистах (Мосягин И.Г., 2007), моряках‑подводниках (Вассерман Л.И., 2008), сотрудниках федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) (Грунин А.В., 2007), сотрудниках ОВД (Гордиенко Д.А., 2005, Солдатов В.И., 2009; Ичитовкина Е.Г., 2011, Малышев И.В., 2011). Однако в существующих работах отсутствует комплексная характеристика различных видов психической дезадаптации сотрудников экстремального профиля деятельности и комплексная оценка факторов, детерминирующих возникновение психической дезадаптации.

Таблица 1

Области исследования психической дезадаптации специалистов

экстремального профиля деятельности

Объекты изучения

Авторы

Область исследования

МЧС

Шевченко О.И., Лахман О.Л., 2005

Психологические особенности пожарных вследствие воздействия неблагоприятных профессиональных факторов

Коновалов Е.А., 2006

Психофизические и личностные особенности спасателей Европейского Севера и их связь с успешностью деятельности

Чумаева Ю.В. и соавт., 2009

Психофизиологическое состояние пожарных-спасателей

Индина Т.А.,

2010

Регуляторные и личностные механизмы принятия решений специалистами экстремальных профессий

Портнова А.Г., Холодцева А.Е., 2010

Копинг-механизмы и психологические защиты сотрудников МЧС

Решетникова Е.М., 2011

Особенности психологического статуса ликвидаторов аварии на ЧАЭС

Военно-служащие

Михайлова Е.В., 2007

Адаптация личности к последствиям боевого стресса

Лыткин В.М.,

2007

Личностные изменения ветеранов локальных войн

Левицкая Т.Е.,

2008

Адаптация военнослужащих (изучается система личностного потенциала)

Родыгина Ю.К., 2011

Влияние профессиональной деятельности на функционирование психических процессов

Майсак Н.В.,

2011

Психологические особенности деформации личности военных кадровых офицеров

Цикунов С.Г. и соавт., 2012

Проявления дезадаптации у военнослужащих – участников боевых действий, после перенесенного витального стресса

Военно-морские специалисты

Мосягин И.Г.,

2007

Психофизиологические закономерности адаптации военно-морских специалистов

Вассерман Л.И., 2008

Роль психосоциальных факторов как потенциальной угрозы расстройств психической адаптации моряков-подводников

Сотрудники ФСИН

Грунин А.В.,

2007

Личностные качества, необходимые для выявления своих профессиональных обязанностей

Сотрудники ОВД

Гордиенко Д.А., 2005

Адаптивный потенциал личности сотрудника ОВД

Солдатов В.И.,

2009

Психологические особенности копинг-поведения (копинг-стратегии и личностные копинг-ресурсы оперуполномоченных

Ичитовкина Е.Г., 2011

Пограничные психические расстройства комбатов МВД, а также личностные характеристики, способствующие формированию расстройств адаптации

Малышев И.В.,

2011

Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности сотрудников ОВД с признаками эмоционального выгорания

Таким образом, деятельность специалистов экстремального профиля, сопряжена с постоянным риском для жизни и здоровья, включает комплекс стрессогенных факторов, что обусловливает у значительного числа сотрудников развитие психической дезадаптации, приводящей к снижению работоспособности, неэффективности в выполнении служебных задач, поведенческим девиациям, конфликтности, нарушениям служебных и семейных взаимоотношений, социальной изоляции, плохому самочувствию и появлению психопатологических признаков.

Во второй главе «Организация и методы исследования» приведены данные об организации, объеме и методах исследования.

Исследование проводилось в 2009–2010 гг., обследуемыми являлись 159 сотрудников ОВД по Архангельской области, ср. возраст — 34,3±7,6 года (М±σ). Для анализа результатов все сотрудники были подразделены на несколько групп:

А). Первое разделение на группы производилось по условиям служебной деятельности: I – 31 чел. (20,6 %) – специалисты, которые были в командировках в СКР, ср. возраст – 37,8±6,6 года; II – 21 чел. (13,7 %) – специалисты, которые не были в командировках, но в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей сталкивались с экстремальными ситуациями, где испытывали страх за свою жизнь, ср. возраст — 35,1±7,1 года; III – 101 чел. (65,7 %) − специалисты, не бывшие в командировках в СКР и не сталкивающиеся с подобными стрессовыми ситуациями, ср. возраст — 33,1±7,6 года.

Выделение данных групп было связано с тем, что боевой стресс является значимым фактором в возникновении психопатологии и дезадаптации у специалистов экстремального профиля деятельности (Рыбников В.Ю., 2000; Гордиенко Д.А., 2005; Литвинцев С.В., 2005; Снедков Е.В., 2005; Антонова Н.А., 2009; Марченко А.А., 2009; Авдиенко Г.Ю., 2010; Ичитовкина Е.Г., 2011; Шамрей В.К., 2011; Цикунов С.Г., 2012).

Б). Далее выделялись подгруппы по профилю профессиональной деятельности: подразделение оперативно-розыскной деятельности (ПОРД) – 47 чел. (30, 7%, ср. возраст – (33,6±7,2) года; М±σ); подразделение охраны общественного порядка (ПООП) – 106 чел. (69, 3%, ср. возраст – (33,6±7,2) года; М±σ). Специфика службы, а также узкая специализация могут явиться причиной профессиональной деформации сотрудников полиции (Стебенева Е.В., 2010).

В). Одновременно производилось выделение условных подгрупп по стажу работы: до 5 лет (16,3 %), 5–10 лет – 35 чел. (22, 9%), 10–15 лет – 50 чел. (32, 7%), свыше 15 лет – 43 чел. (28,1 %). По мнению ряда исследователей, стаж является важным фактором профессиональной дезадаптации (Шмыков В.И., 2008; Ионова И.В., 2009; Стебенева Е.В., 2010). Существует мнение, что с увеличением стажа работы повышается риск профессионального выгорания и дезадаптации (Шмыков В.И., 2008; Водопьянова Н.Е., 2009; Дружинин В.Н., 2009; Ионова И.В., 2009; Стебенева Е.В., 2010; Кобозев И.Ю., 2011).

Выбор психологических методик (табл. 2) был обусловлен гипотезами и задачами исследования, а также разработанной в ходе теоретического анализа классификацией факторов дезадаптации.

Репрезентативность выборки (159 чел.) обоснована с помощью статистической программы EpiInfo (2007), при статистической мощности исследования 80 %. Полученные эмпирические данные подвергались статистической обработке с помощью программы SPSS 17.0. Высчитывались первичные статистики. Для достоверности разницы средних показателей при анализе количественных данных с нормальным распределением использовался метод Стьюдента; с ненормальным распределением – U-критерий Манна–Уитни.

Таблица 2

Основные направления и методики исследования

Виды дезадап-тации

Характеристика видов психической дезадаптации

Используемые методики

Факторы

дезадап-

тации

Направления исследования

Используемые методики

Профес-сио-

нально-деятель-ностная

Низкая работоспо-собность, наруше-ния дисциплины, низкая эффектив-ность в выполнении служебных задач, низкая профессио-нальная компетент-ность

Анализ личных дел; анкета, выявляющая социально-демо-графические характеристики, анкета профес-сионального стресса; анализ личных дел; экспертный оп-рос; методика диагностики уровня эмоцио-нального выгорания В.В. Бойко; тест Спилбергера–Ханина (ситуа-тивная тревож-ность); проек-тивный тест «Несуществующее животное»; шкалы 1-го уровня МЛО-АМ; цветовой тест М. Люшера; корректурная проба «Таблицы Шульте»; актива-циометрия (прибор АЦ-6)

Профес-сиональ-

ные

Профиль деятельности; стрессогенность условий служебной деятельности; стаж работы

Анализ личных дел; анкета профессиональ-ного стресса; методика организацион-ного стресса Мак-Лина

Социаль-но-груп-повая

Трудности взаимо-отношений, вспыльчивость, конфликтность, ухудшение семей-ных отношений, замкнутость, изоляция

Социаль-

ные

Семейное положение; уровень образования; социальные контакты

Анализ личных дел; анкета, выяв-ляющая социаль-но-демографичес-кие характерис-тики; МЛО-АМ (КП, МН)

Индиви-дуально-психоло-гическая



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст