Экспертная карта для оценки методов, отражающих степень активнос


Приложение 1. Схема 1

Анализ методов и приемов обучения,

используемых преподавателем на занятии (семинаре)

Экспертная карта для оценки методов,

отражающих степень активности и самостоятельности учащихся, используемых педагогом

Методы обучения

Не используется

Используется периодически

Доминирует

Объяснительный и иллюстративный

Репродуктивный

Метод проблемного изложения

Частично-поисковый (эвристический) метод

Исследовательский метод

Выводы и рекомендации__________________________________

Экспертная карта для оценки словесных, наглядных и практических методов, используемых преподавателем на занятии на занятии (семинаре)

Методы обучения

Не используется

Используется периодически

Доминирует

Словесные

Рассказ

Объяснение

Беседа

Работа с книгами

Наглядные

Наблюдение

Демонстрация

Практические

Упражнение

Практическая (лабораторная) работа

Творческая работа

Выводы и рекомендации__________________________________

Экспертная карта для оценки приемов, используемых на различных этапах занятия

Приемы обучения

Не используются

Используются периодически

Доминируют

Приемы подготовки к изучению нового материала

Приемы изучения нового материала

Приемы конкретизации, углубления и обобщения знаний

Приемы приобретения практических умений и навыков

Приемы контроля и оценки результатов обучения

Проанализируйте эффективность методических приемов, используемых педагогом. Назовите наиболее удачные и наиболее неудачные приемы, используемые педагогом. Проанализируйте их. Какие мыслительные процессы активизируются в ходе применения тех или иных приемов? Какие бы вы использовали приемы на таком занятии?

Приложение 1. Схема 2

Анализ форм организации учебного процесса

Какие формы работы использовал преподаватель? Каково их временное соотношение?

Определите рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

Определите соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемой темы.

Определите эффективность помощи преподавателя во время индивидуальной работы учащихся.

Приложение 1. Схема 3

Анализ вербального взаимодействия

(преподавателей и студентов на занятии

(с использованием модификации методики Фландерса Н.)

Цель анализа — характеристика структуры вербального взаимодействия преподавателя и студентов, а именно:

Определение временного соотношения между вербальной активностью педагога и студентов;

Определение соотношения воздействий прямого и косвенного характера в речи педагога;

Выявление временных нагрузок на отдельные функции педагога (презентативную, инсентивную, диагностирующую, корректирующую);

Анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий для проявления инициативности, активности, познавательных способностей, творческости, саморегуляции;

Выявление преобладающего типа деятельности студентов (воспроизводящий, творческий);

Определение уровня речевой активности учащихся на занятии;

Оценка речевой активности педагога с точки зрения создания условий мотивационной основы занятия;

Определение стиля педагогического общения.

Литература:

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб: Питер Ком, 1999. — С. 309-313.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М., ТЦ «Сфера», 1997. — С. 449-452.

Примерный протокол анализа вербального взаимодействия

студентов и педагога на семинарском занятии

Категории анализа

Реализация

Общее время

1. Восприятие чувств, эмпатия

2. Похвала, подбадривание

3. Принятие идей учащихся

4. Постановка вопросов педагогом

4i

4d

4k

5. Сообщение информации

5p

5k

6. Дача указаний и распоряжений

6i

6p

6k

7. Критика или защита педагогом собственных утверждений

7p

7i

7k

7d

8. Ответ студента педагогу

По теме

Не по теме

9. Спонтанная речь студента

По теме

Не по теме

10. Пауза-замешательство

Из-за педагога

Из-за учащихся

11. Потенциально-продуктивная пауза

12. Ответ студента товарищу

По содержанию

Не по теме

Приложение 1 Схема 4

Оценка личностно-ориентированного потенциала

занятия (семинара, практического занятия)

Карта экспертной оценки

личностно-ориентированного потенциала занятия (Алексеев Н.А.)

ОУ _____________________Класс (группа) _________________________

Предмет __________________Тема ______________________________

Педагог __________________Эксперт ________________________

Содержание

1.

Соответствие содержания материала по сложности типу класса (группы)

7 6 5 4 3 2 1

По сложности материал не соответствует типу класса

2.

Совпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации

7 6 5 4 3 2 1

Несовпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации

3.

Оптимальный объем материала для достижения цели занятия

7 6 5 4 3 2 1

Неоптимальный объем материала для достижения цели занятия

Методика

4.

Хорошая мотивировка учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Мотивационный этап урока практически не обеспечен

5.

Широкий спектр заданий развивающего характера

7 6 5 4 3 2 1

Задания развивающего характера отсутствуют

6.

Отсутствие «двойных» психологических заданий

7 6 5 4 3 2 1

Задания педагога не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий

7.

Адекватность дидактического материала

7 6 5 4 3 2 1

Неадекватность дидактического материала

8.

Адекватность когнитивной визуализации

7 6 5 4 3 2 1

Наглядность занятия не учитывает специфику восприятия учащихся

9.

Хорошо используются самостоятельные работы для инициации творчества



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст