Экспериментальная программа направленной силовой подготовки 145


в соревновательном упражнении на основе Биоменаники двигательный действий

Содержание

Введение 3

Глава 1. Исследование состояния проблемы 12

1.1. Современные представления о биомеханических особенностях спортивной техники приземления

1.2. Качественная биомеханическая сущность приземления в гимнастике 33 1.3 .Особенности построения двигательных действий и формирования 52

двигательной структуры в спортивных упражнениях

1.4. Современные представления о физических способностях и 57

особенностях их развития

Глава 2. Методы и организация исследования 66

2.1. Методы исследования ¦ 66

2.2. Организация исследования 79 Глава 3. Биомеханическое обоснование направленной силовой подготовки 82 к ударному взаимодействию с опорой в процессе приземления

3.1. Классификация приземлений 82

3.2. Фазовая структура контактного периода приземления 87

3.3. Качественные педагогические биомеханические особенности 92 двигательных действий в процессе приземления

3.4. Кинематические и динамические особенности приземления в 117 соревновательных и специальных подготовительных упражнениях

Глава 4. Экспериментальная методика направленной силовой подготовки 135 гимнастов к приземлениям и ее эффективность

4.1. Характеристика экспериментальной методики 135

4.2. Экспериментальная программа направленной силовой подготовки 145

4.3. Особенности педагогического эксперимента и его результаты 153 Заключение 162 Выводы 168 Научно-практические рекомендации 172 Литература 174

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В значении словарного толкования понятия «приземление» как «опускание на землю» (151) заложен глубокий для человека смысл. Значимость приземления означает возвращение человека, как правило, из экстремальных ситуаций, к нормальной жизнедеятельности в усло-

* виях контакта с земной поверхностью. Такие ситуации возникают в повсе-

дневной жизни, в производственной деятельности, в военном деле, авиации, космонавтике. Приземления человека можно разделить на две основные группы. Первая связана с предварительным условием свободного полета и последующим непосредственным контактом с опорой человека как биомеханической системы. Вторая основана на косвенном контакте человека с поверхностью земли в условиях технического аппарата (воздушный шар, дельтаплан, самолет, космический корабль и др.), когда человек как биомеханическая система, вы-| полняя функции оператора, оказывает лишь определенное влияние на результат

В настоящем исследовании рассматриваются приземления первой группы и, в частности, имеющие место в спорте. Важное значение для соревновательного результата имеют приземления в спортивных видах гимнастики, в гимнастическом многоборье. Общеизвестным, и, к сожалению, распространенным в спортивной гимнастике и акробатике является неудачное завершение соревновательных комбинаций, связанных с некачественным приземлением, и, как следствие, потерей драгоценных десятых долей оценочного балла, часто необходимых для общей победы. В этом смысле свежи и показательны ситуации, возникшие у лучших гимнастов России на последних Олимпийских играх в Греции, и в частности драматичное выступление Алексея Немова на перекладине, где его не совсем удачное приземление в конце комбинации позволило судьям-дельцам от спорта лишить замечательного спортсмена олимпийской медали.

4

Приземление в спортивной гимнастике как структуру двигательных дей-

ствий относят к ударным взаимодействиям с опорой (Д.Д. Донской, В.Н. Заци-4 орский,1979; В.Б. Коренберг, 1979; В.Н. Курысь, 1972; Н.Г.Сучилин, 1978).

В биомеханике физических упражнений известны труды, связанные с разработкой теоретических основ ударных взаимодействий (Н.А.Бернштейн, 1923, 1924, 1947; Л.В.Чхаидзе, 1970; Ф.К.Агашин, 1977; Г.П.Иванова, 1978, 1991; В.Н. Курысь, 1972; К. Бартониетц, 1975; S. Plagenthoef, 1971; Н. Hatze, 1976; J. Groppel, 1986). Большинство из них, как и научно-методические работы последних десятилетий направлены на исследование соударений в спортивных играх.

В сфере спортивных видов гимнастики работы подобного рода единичны

(Ю.А.Гагин, 1970; В.Н. Курысь, 1972, 1994; Н.Г.Сучилин, 1978; Г.П. Иванова,

Л.В. Чхаидзе, 1980; Г.П. Иванова, Н.В. Макаров, 1981; Н.В. Макаров, 1982) и

носят характер биомеханического обоснования методики обучения упражнени-

( ям ударного характера. Следует отметить, что лишь некоторые из них носят ха-

j рактер целенаправленных диссертационных исследований биомеханических

особенностей приземления (33).

Несмотря на достигнутый уровень знаний об ударных взаимодействиях в спорте, необходимость, по крайней мере, качественной гимнастической интерпретации теории ударных взаимодействий весьма целесообразна, как и уточнение некоторых сторон динамической и других структур приземления. Не способствуют целенаправленному изучению приземления как важнейшего элемента гимнастических упражнений отсутствие его классификации. Отмеченное затрудняет создание у тренера и спортсмена представления о приземлении как элементе системы, которой является упражнение (соскок, прыжок) в целом, а также представления о приземлении как системе.

Успешное выполнение упражнений спортивных видов гимнастики напрямую зависит от совершенства владения техникой двигательных действий. В свою очередь, спортивная техника во многом зависит от уровня развития ско-

* Надежность исполнения гимнастических упражнений определяет достаточный уровень наполнения структуры двигательных действий силовым компонентом (Ю.В. Менхин, 1969, 1979, 1989, 1 997; B.C. Рубин, А.Б. Плот-кин, 1989; В.Б. Коренберг, 1972, 1980, 1991; ЛЛСеменов, В.М. Смолев-ский, 1961; Л.П. Семенов, Д.С. Якубенок, 1971; М.Л. Укран, 1971; Л.Я. Арка-ев, Н.Г. Сучилин, 1997; В.Н. Курысь, 1991, 1994; Н.В. Макаров, 1982; Н.Н. Пи-люк, 2000; Н.Г. Саркисова, 2000).

Ударные по характеру взаимодействия в спорте обеспечиваются двумя главными составляющими: технической и силовой подготовленностью спортсмена. На важнейшее значение силовой подготовки спортсменов, обоснование путей её совершенствования, указывают ведущие ученые в области теории спортивной тренировки (В.М. Дьячков, 1961; В.М. Зациорский, 1970; В.В. Куз-

*. нецов, 1975; Н.Г. Озолин, 1970; В.Н. Платонов, 1986; И.П. Ратов,1987; СМ.

f j Вайцеховский, 1971; Ю.В. Верхошанский, 1977, 1988). Накопленный трудами

ряда специалистов (Ю.Т. Черкесов, 1993; В.А. Сланко, 1993; А.А. Кожемов, 1996; А.А. Эльгайтаров, 1996; В.Г. Свечкарев, 1997; В.ЛЖуков, 1999; М.М. Эбзеев, 1999, A.M. Доронин, 1999; А.З. Бажев, 2001 и др.) научный и научно-методический опыт инновационных подходов по совершенствованию силовой подготовки в спорте и, в частности, создания тонких технологий наполнения двигательной структуры упражнения силовым компонентом посредством применения «условий искусственной управляющей среды» (И.П. Ратов, 1972, 1976, 1987, 1991), позволяет существенно влиять на уровень подготовленности спортсменов и результаты соревнований.

В процессе приземления, как комплекса двигательных действий ударного

характера, силовое противодействие гимнасту внешней среды равно силе его

ударного действия. Известно также, что рекомендуемые и в практике приме-

; няемые тренировочные упражнения, направленные на совершенствование ка-

* чества приземления, на повышение эффективности силовых взаимодействий с

поверхностью опоры, проявляемые обучаемым внешние силы в лучшем случае обречены на роль адекватного ответа на действие внутренних сил спортсмена. То есть, тренировочные воздействия, основанные на модели естественного ответа среды, не способствуют тонкому, и с опережением, наполнению двигательной структуры силовым компонентом. Следовательно, необходим поиск, обоснование и создание инновационных подходов к силовому обеспечению

¦ спортивной техники приземления.

Несмотря на достаточно высокий уровень теоретического и методологического обеспечения процесса подготовки гимнастов, вопросы обучения такой распространенной составляющей упражнений как приземления в специальной литературе представлены явно недостаточно. Информация об обучении носит преимущественно общий неинформативный и часто противоречивый характер (СВ. Янанис,1989; Д.С. Якубенок, 1951, 1958, 1967; A.M. Игнашенко, 1953, 1964; Е.Г. Соколов, Ю.К. Николаев, 1965; Э.А. Вишневский, 1969; К.М. Иванов, 1969; Н.Ц. Таджиев, 1967; А.Д. Тулупов, 1968; В.Е. Заглада, 1975). А еди-

J ничные, заслуживающие внимания научно-методические рекомендации

(Ю.А.Гагин, 1970) требуют уточнения и развития.

В ходе исследования состояния проблемы проявилось значимое противоречие, сущность которого с одной стороны заключается в непреходящей важности приземления как завершающей части соревновательного гимнастического упражнения и влияния его качества на конечный результат, хронических для отечественной спортивной гимнастики ошибках в ходе приземления, а с другой стороны — отсутствие в теории и методике спортивных видов гимнастики достаточно стройных систематизированных знаний о биомеханической сущности двигательных действий в приземлении, способствующих созданию эффективных технологий подготовки спортсменов к завершению упражнений в видах гимнастического многоборья. Отмеченные противоречия и их разрешение легли в основу научной проблемы, в рамках которой выполнена данная диссертационная работа.

Таким образом, важной научной задачей исследования, как основного критерия кандидатского труда, является создание системного, классификаци-онного представления о приземлении как двигательном акте человека, уточнение представлений о биомеханике приземления в спортивной гимнастике посредством собственных биомеханических исследований на этой основе разработка методики специальной подготовки гимнаста к успешному приземлению.

Отмеченные выше определяет актуальность темы и мотивы настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования — процесс совершенствования двигательных действий гимнастов на основе биомеханического обоснования их силовой подготовки.

Предмет исследования — биомеханические особенности спортивной техники приземления как предпосылка направленной подготовки гимнастов к успешному завершению упражнений.

Целью работы является биомеханическое обоснование, разработка и экс- периментальная проверка эффективности методики направленной подготовки гимнаста к успешному приземлению.

Гипотеза исследования. Основаниями для формирования научного предположения явились известные научные взгляды и разработки о:

— построении двигательных действий и формировании двигательной структуры в спортивных упражнениях (Н.А.Бернштейн, Д.Д.Донской, Л.В.Чхаидзе, И.П.Ратов, Ю.В.Верхошанский, И.М.Козлов, Ф.К.Агашин);

— существующих представлениях о биомеханических особенностях ударного взаимодействия с опорой и спортивной технике приземления (Г.П.Иванова, Ф.К.Агашин, В.Б.Коренберг, Д.Д.Донской, В.М.Зациорский, Ю.А.Гагин, В.Н.Курысь);

— качественной биомеханической сущности приземления в гимнастике (В.Б.Коренберг, Ю.А.Гагин, Б.К Гавердовский, В.Н.Курысь);

— современных представлениях о физических способностях и особенностях их

развития применительно к проблемным вопросам гимнастики (Л.П.Матвеев,

Ю.В.Верхошанский, В.М.Филин, В.В.Кузнецов, И.П.Ратов, Ю.В.Менхин,

В.Н.Курысь, Ю.Ф.Курамшин, Ю.Т.Черкесов).

Опираясь на известные научные факты, мы предположили, что биомеханическое обоснование спортивной техники приземления и уточнение взглядов на биомеханические особенности ударного взаимодействия гимнаста с опорой при завершении упражнений будет способствовать получению оснований для разработки и создания эффективной методики направленной подготовки гимнастов к успешному приземлению.

Основные задачи исследования. Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы решались следующие основные задачи:

1. Изучить и систематизировать современные представления о биомеханических особенностях спортивной техники приземления в гимнастике как ударного взаимодействия с опорой.

2. Разработать классификацию приземлений человека, и в частности в гимнастике, уточнить фазовую структуру приземления.

3. Исследовать биомеханические особенности приземления в гимнастике и в силовых упражнениях модельного характера как предпосылки создания инновационного подхода к обучению.

4. Обосновать, разработать и проверить эффективность авторской методики обучения приземлению.

Методологической основой исследования явились современные научные представления о перемещении человека в пространстве как взаимодействии живой системы с окружающей средой (Н.А.Бернштейн, Д.Д.Донской, В.Б.Коренберг и др.); о системно-структурном подходе к познанию физических упражнений (Д.Д.Донской, В.М.Зациорский, В.Б.Коренберг, В.Н.Курысь и др.); закономерностях соударений в спорте; органической связи технической и физической подготовки спортсменов (В.К.Агашин, Г.ПИванова, Ю.А.Гагин, В.Н.Курысь и др.), феномене « искусственной управляющей среды» в тренировке спортсмена (И.П.Ратов, С.П.Евсеев, Ю.Т.Черкесов, А.М.Доронин, С.Е.Чурсинов, В.И.Жуков и др.); основы научных педагогических исследова-

ний и экспериментирования (Б.А.Ашмарин, М.Р.Кудаев, И.А.Ашмарин, Б.А.Райсберг).

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по биомеханике физических упражнений (Н.А.Бернштейн, Д.Д.Донской, Л.В.Чхаидзе, В.М.Зациорский, В.Б.Коренберг, Г.П.Иванова), концепции и взгляды по биомеханике ударных взаимодействий в спорте (Д.Д.Донской, Ф.К.Агашин, ШИванова, В.Б.Коренберг, Ю.А.Гагин, В.Н.Курысь), труды известных специалистов в области физической подготовки в спорте (В.М.Дьячков, В.М.Верхошанский, В.А.Кузнецов, Ю.Т.Черкесов, Ю.В.Менхин), концептуальные основы «искусственной управляющей среды» И.П.Ратова, сопряженного развития двигательных способностей спортсменов в условиях, создаваемых техническими средствами управляющего воздействия (ИЛ.Ратов, С.П.Евсеев, Ю.Т.Черкесов, В.И.Жуков, А.М.Доронин).

Научная новизна. В работе:

— обобщены и систематизированы эмпирические и научные данные о приземлении в гимнастике как ударном взаимодействии с опорой;

— уточнена фазовая структура приземления с выявлением микрофаз переходных процессов;

— выявлено более чем троекратное уменьшение нагрузки на опорно-двигательный аппарат спортсмена в процессе приземления, путем применения специального покрытия;

— осуществлен сравнительный анализ биомеханических особенностей приземления и упражнений направленного силового характера как основы для технологически тонкого формирования силового компонента спортивной техники.

Теоретическая значимость. Проведенное исследование позволило обобщить знания об ударных взаимодействиях в спорте, интерпретировать их основные положения на приземления в гимнастике, пополнить знания о фазовой структуре приземления, уточнить представление о приземлениях как двигательном явлении с позиций разработанных классификаций, научно обосновать

и экспериментально доказать эффективность подхода по направленной силовой подготовке гимнастов к устойчивому приземлению на основе биомеханики спортивных движений.

Практическая значимость. Научно обоснованная и экспериментально подтвержденная методика направленной силовой подготовки гимнастов к ударному взаимодействию с опорой в процессе приземления внедрена в учебно-тренировочный процесс детско-юношеских спортивных школ КБР, в учебный процесс Кабардино-Балкарского государственного университета, вузы г.Нальчика, способствует более эффективному решению профессионально-педагогической и спортивной подготовки специалистов в области физической культуры. Авторские научно-практические рекомендации могут найти применение в школах спортивной гимнастики и учебном процессе физкультурных учебных заведений.



Положения, выносимые на защиту.

1. Обобщенные и систематизированные знания о биомеханических особенностях ударных взаимодействий в спорте, их интерпретация на приземления в гимнастике создают предпосылки научного обоснования педагогических инноваций.

2. Классификация приземлений в гимнастике, уточненная фазовая структура приземления, соответствие особенностей двигательной структуры приземления и модельных упражнений направленной силовой подготовки как основа инновационного подхода к обучению.

3. Методика направленной силовой подготовки гимнастов к ударному взаимодействию с опорой в процессе приземления, основанная на биомеханике двигательных действий в соревновательных упражнениях и упражнениях сопряженного воздействия.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Международной научной конференции «Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки» (г.Нальчик, 1999), на заседаниях кафедры «Научных основ физической культуры и спорта», ито-

говых научно-практических конференциях факультета физической культуры (1999, 2000, 2001 гг.) Кабардино-Балкарского государственного университета. Практические рекомендации по результатам диссертационного исследования апробировались в учебном и учебно-тренировочном процессах кафедры спортивных дисциплин КБГУ, детско-юношеских спортивных школах Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.

Достоверность результатов исследования подтверждается статистической обработкой материалов и анализом, требуемым количеством испытуемых, удостоверениями на рационализаторское предложение, актами внедрения.

Объем, структура и оформление диссертации. Работа изложена на 191 странице машинописного компьютерного текста и состоит из следующих разделов: введение, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, содержащего 208 источников, в том числе 14 на иностранном языке, трех актов внедрения. Текст диссертации содержит 3 таблицы и 28 рисунков.

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Современные представления о биомеханических особенностях спортивной техники приземления

Общепринятое представление о приземлении связано с контактом человека с земной поверхностью после определенного по длительности пребывания в безопорном положении, т.е. в полете (151). Приземление как таковое имеет место в различных сферах деятельности человека. Примерами могут быть случаи из повседневной жизни (прыжок с дерева, через препятствие), в профессиональной деятельности: десантирование, физическая подготовка военных; трюки в кино; в цирковом искусстве, в различных видах профессионального и любительского спорта. Следует иметь в виду, что приземление в нашем устоявшемся представлении связано с контактом человека с поверхностью опоры (землей) ногами и принятием обычного вертикального положения. Однако под приземлением понимается только целый ряд других контактных взаимодействий, связанных с начальным касанием опоры туловищем, руками, скользящим контактом с опорой ногами с последующим запланированным падением. Имеются случаи и опосредованного приземления, примером которого является завершение прыжка с высоты в воду.

Предметом нашего внимания является приземление в спортивной деятельности. Приземление как таковое имеет место в большинстве видов спорта. Однако, наиболее широко оно распространено и значимо в спортивных видах гимнастики (художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная гимнастика, прыжки на батуте) и в целом в видах спорта, связанных с искусством движений. Значимость приземлений в отмеченных видах спорта заключается в том, что эта часть упражнения как и другие, подвергается экспертной оценке. Видимо, в других видах спорта, таких как прыжки в длину, тройном прыжке, в высоту, стипль-чезе и др. приземление не менее значимо, но уже с позиций интегральной оценки результата спортивных действий.

В спортивной гимнастике, акробатике, прыжках на батуте, художественной гимнастике одним из важнейших критериев качества приземления является принятие позы устойчивого равновесия при завершении спортивной композиции. Именно демонстрация устойчивого приземления, выполненного пластично, а значит и эстетично, является одним из существенных показателей исполнительского мастерства спортсмена. Следует сказать, что понятие «исполнительское мастерство» присуще как спортсменам, выступающим по программе кандидатов и мастеров спорта, так и младших и «средних» разрядов. Не секрет, что мы можем получить значительно более высокое эстетическое наслаждение от блестяще выполненного упражнения третьего разряда, нежели от посредственно выполненного упражнения по программе кандидата в мастера спорта. И далеко не последнее значение при этом имеет качество завершения упражнения, т.е. приземление.

В этой связи не случайно построение наших экспериментальных исследований преимущественно на модели приземлений спортсменов младших разрядов. Опережая педагогические разделы работы, отметим, на наш взгляд, акси-омное положение о том, что приземлению, как травмобезопасному контакту с поверхностью и тем более завершающей части гимнастического упражнения, надо специально и целенаправленно учить на ранних этапах спортивной карьеры.

Поскольку обучение невозможно без представления о том «чему учить», то вполне оправдано и традиционно наше обращение к особенностям техники приземления. Представление о том, «чему учить» должно дать содержание понятия техники физического упражнения. Наиболее упрощенной трактовкой понятия техники, является ее представление как «наиболее рациональный способ выполнения упражнения» (46). Понятно, что из этого определения выявляется вопрос, который требует дополнительного освещения: какую смысловую нагрузку несет в данном случае слово «рациональный»? Более содержательным определением техники является следующее: «Техника физического упражнения — это наиболее полная реализация механизма двигательных действий

при выполнении упражнения» (47). Этим подчеркивается то обстоятельство, что выполнение любого упражнения подчиняется определенным механическим закономерностям. И чем больше приближены двигательные действия исполнителя упражнения к соответствующему закону движения, тем более точно и эффективно оно выполняется (97).

Эффективность выполнения физических упражнений, и особенно спортивно-гимнастического характера, зависит от соответствия структуры системы двигательных действий уровня развития физических способностей спортсмена. Именно достаточный уровень проявления физических способностей в соответствующих показателях физических качеств может обеспечить надежные и эффективные связи между элементами системы двигательных действий, а это прямо связано с эффективной техникой упражнения. Видимо, в связи с отмеченным выше, существует еще одна трактовка понятия техники: «Техника исполнения упражнения — это система двигательных действий, осуществляемая посредством проявления определенных физических качеств».

С позиций качественного биомеханического анализа, предполагающего последовательность, логичность познания техники упражнения, (97) предлагает так называемое прикладно-аналитическое понятие техники, которое применительно к гимнастике гласит: «Техника физического упражнения — это последовательность, а также сочетание двигательных действий, приводящих к рациональному его выполнению, то есть к наиболее полной реализации механизма движений, соблюдением специальных требований и обусловленного гимнастического стиля». Автор полагает, что приведенная трактовка может быть отправной позицией в познании физического упражнения.

Применительно к спорту, на наш взгляд, наиболее приемлемым является обобщающее словосочетание «спортивная техника», что в научно-методической литературе встречается, к сожалению, редко. Тем не менее, в трактовке Ф.К.Агашина «Спортивная техника — это структура процессов управления, осуществляемых биомеханическим аппаратом спортсмена и направленных на выполнение двигательных программ данного вида спорта» (1).

Различают два вида процессов управления действиями, осуществляемыми биомеханическим аппаратом спортсмена. Это процессы управления, связанные с синтезом систем с обратной связью, реализуемые в достаточно больших отрезках времени — более 0,12-0,15 сек. Ко второму типу относят программно-автоматическое управление процессами, длящимися менее 0,12-0,15 сек. Именно к таким процессам и типу управления относятся отталкивания на сложные сальто и приземления в опорных прыжках и соскоках.

Овладение спортивной техникой и ее совершенствование связано как с совершенствованием процессов управления в самом биомеханическом аппарате спортсмена за счет оптимизации самих процессов, так и путем изменения параметров биомеханического аппарата спортсмена. Подчеркнем, что в рамках нашего исследования одним из важнейших таких параметров является уровень и управляемость силовой готовностью гимнаста. Знание конкретного биомеханического процесса, как и механизма управления двигательными действиями в конкретном упражнении, лежит в основе становления и совершенствования спортивной техники.

Первичное представление о программно-автоматическом управлении характерном для приземления можно создать через хотя бы краткое раскрытие взаимоотношения категорий «прошлого» и «будущего» через «настоящее» (2). «Прошлым» движением спортсмена управлять невозможно, исходя из реализующегося в природе принципа причинности. «Будущие» движения управляемы посредством создания в настоящем биомеханических аппаратов, био- и ме-хано- регуляторов, а проще, основ спортивной техники, которые в запланированный момент «будущего» обеспечат автоматическое управление двигательным процессом в упражнении. В отмеченном, в своей основе, заключается главная суть формирования и совершенствования спортивной техники. Полагаем, что рассмотрение техники упражнения, безусловно, связано с особенностями двигательных действий на качественном и, что лучше, на количественном уровне. Поэтому вполне правомочно эту разновидность научного познания считать изучением биомеханических особенностей спортивной техники.

Первые обращения специалистов к особенностям техники приземлений в гимнастике относятся к началу второй половины прошлого столетия (143, 144, 10). Внимание специалистов того времени ограничивалось кратким и очень общим описанием техники приземления. Суждения авторов изобиловали крайними точками зрения. Так, профессор Янанис СВ. еще в 1938 году отмечал, что хорошее, устойчивое, мягкое приземление является показателем хорошо выполненного упражнения и производит хорошее впечатление на зрителей. При этом он считал, что становление техники должно пройти этапы выполнения приземления в упор присев, затем в присед и далее в полуприсед и полуприсед с быстрым выпрямлением в стойку. В этом суждении показана и эволюцион-ность взглядов на биомеханику приземления, и в то же время перспективность мнения автора о рациональности спортивной техники.

Специалисты более позднего времени указывают на то, что приземление следует выполнять на носки напряженных, почти выпрямленных ног с последующим переходом на всю стопу и постепенным и незначительным сгибанием ног (142). Определенный диссонанс звучит в словах ряда специалистов (79,191, 192, 142, 143, 144), которые или советуют, или утверждают о необходимости медленного опускания на всю стопу после приземления на носки напряженных и почти выпрямленных ног. Утверждение о «немедленности» неубедительно в связи с тем, что с быстрым опусканием ног на всю стопу, последняя практически выключается из регуляторной функции придания устойчивости приземлению. В этой связи интересно мнение В.Б. Коренберга (80, 81), который отмечает целесообразность акцентированного контакта с поверхностью опоры концами пальцев ног. Этим, по мнению профессора, осуществляется более тонкое дифференцирование величины необходимого усилия для придания телу спортсмена устойчивости. Это был, безусловно, прогрессивный взгляд, основанный на приведенной биомеханической аргументации.

Одним из первых, на добротной биомеханической основе, было изучено приземление Ю.А.Гагиным (31), осуществившим аналитическое исследование положения стопы при приземлении гимнаста. Он на доказательной основе под-

твердил мнение В.Б.Коренберга и пришел к заключению, что раннее опускание на пятки приводит к перенапряжению свода стопы и может привести к травмам в голеностопном, таранно-ладьевидном и других суставах, связках, мышцах. Автор, на наш взгляд, обоснованно считает, что опускаться на всю стопу надо к моменту окончания фазы амортизации.

В процессе исследования особенностей приземления обнаружился интересный факт, что техника, в той или иной степени глубины изложения, приводится преимущественно применительно к опорным прыжкам (143, 144, 145,37, 38). Информация же о технике упражнений в других видах многоборья, как ни парадоксально, завершалась в лучшем случае входовыми, до контакта с опорой действиями спортсмена (120, 79, 142, 143, 144, 34, 35, 167, 36, 37, 38 и др.). Хотя общеизвестно, что исходные условия приземлений в различных видах спорта и гимнастического многоборья в частности, настолько многообразны, насколько многочисленны разновидности соскоков и приземлений в упражнении. В этой связи отметим, что если единичные попытки создания классификации соскоков имеются (163), то классификаций приземлений в известной нам литературе мы не встретили. При этом общеизвестно, что классификация специфических упражнений или их частей способствует как их познанию, так и системному обучению им (56, 96, Т. 1).

На целесообразность быстрого выпрямления ног и туловища после контакта с опорой указывают К.М.Иванов (67) и Ю.А.Гагин (32,33).

Качество приземления ряд авторов связывают с движениями вышерасположенных частей тела. Так, одни специалисты (142, 143, 144) считают необходимым усиливать при приземлении напряжение мышц плечевого пояса и удерживать руки в положении вперед — наружу. Это утверждение об усилении напряжения мышц нам представляется дискуссионным, ибо авторы не уточняют в какой фазе приземления необходимо начало таких действий. Чрезмерно раннее закрепощение суставных сочленений плечевого пояса и конечностей, несоразмерность напряжений может, да и приводит, как показывает опыт, к утрате управляемости движений как до контакта с опорой, так и в активно кон-

Материалы предоставлены интернет — проектом www.diplomrus.ru®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок