Экспериментальная программа «Модель взаимодействия основного и д

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №13 Г.ТОМСКА

Экспериментальная программа

«Модель взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию универсальных учебных действий младших школьников»

2011г.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Модель взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию универсальных учебных действий младших школьников

Основание для разработки Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

— ФГОС начального общего образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ №373 06.10.2009г.

— Программа развития гимназии на 2009-2015 гг. Утверждена на заседании УС, протокол №3 от 20.03.2009г.

— Проект программы МЭП. Рекомендован к участию в конкурсе на заседании НМС, протокол № 3 от 17.01.11.

Руководитель Программы

Яблуновская Людмила Васильевна, директор гимназии, Заслуженный учитель РФ.

Научный руководитель (при наличии)

Костюкова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор ТГУ.

Исполнители Программы

Лобастова Марина Петровна, заместитель директора по научно-методической работе;

Баянова Тамара Анатольевна, педагог-психолог, аспирант ИРОС РАО;

Юдина Нина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе;

Мосягина Галина Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

учителя начальных классов;

учителя русского языка и литературы и учителя математики среднего звена.

Цели и задачи Программы

Цель 1 – разработка модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию универсальных учебных действий младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи:

1.создать организационные, информационно-методические, материально-технические, кадровые, управленческие условия для успешной реализации заявленного нововведения;

2. реализовать методологические принципы системно-деятельностного подхода в модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников;

3. разработать программу мониторинговых исследований эффективности модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

Цель 2 — экспериментальная проверка эффективности модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

Задачи:

1.апробировать модель взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

2.реализовать программу мониторинговых исследований эффективности модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

3.разработать методические рекомендации по развитию УУД младших школьников в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования.

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2011 учебный год — подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.

2011 -2012 учебный год – практический этап, включающий апробацию разработанной модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

2012-2013 учебный год – практико – прогностический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов внедрения модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников

Показатели целей и задач и их значения (с детализацией по годам реализации)

Цель1: разработана модель взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию универсальных учебных действий младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

Задача 1: обеспеченность организационных, информационно-методических, материально-технических, кадровых, управленческих условий для успешной реализации заявленного нововведения.

2010-2011 г.г

— Рассмотрение программы МЭП на заседании педагогического совета.

-Определение кадрового состава участников МЭП.

-Организация обучения учителей начальных классов технологиям развития универсальных учебных действий младших школьников.

-Разработка и утверждение образовательной программы начального общего образования гимназии в соответствии с реализующимися в гимназии УМК.

-Изучение потребности пополнения материально-технической базы кабинетов начальных классов.

2011-2012 г.г

-Презентация программ развития УУД младших школьников родителям обучающихся.

-Набор экспериментальных групп по реализации программ развития УУД младших школьников.

— Пополнение материально-технической базы кабинетов начальной школы необходимым оборудованием, в том числе интерактивными досками и мультимедийными проекторами.

2012-2013г.г

— Обеспеченность организационных, информационно-методических, материально-технических, кадровых, управленческих условий для успешной реализации заявленного нововведения на 100%.

Задача 2: наличие утверждённой УС гимназии модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников

2010-2011г.г

-Анализ и отбор имеющихся программ основного и дополнительного образования на предмет соответствия требованиям ФГОС нового поколения по развитию УУД.

2011-2012г.г.

— Корректировка основных и дополнительных программ в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода;

-описание технологий формирования универсальных учебных действий младших школьников.

— Организация образовательного пространства начальной школы в соответствии с задачами развития УУД младших школьников.

2012-2013г.г.

— Окончательный вариант модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

Задача 3: наличие программы мониторинговых исследований, включающей в себя изучение условий, содержания и результатов экспериментальной деятельности.

2010-2011г.г.

— Разработка системы показателей эффективности взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников по следующим направлениям: условия, содержание, результаты.

2011-2012г.г.

— Разработка механизма реализации программы мониторинга экспериментальной работы.

2012-2013г.г.

— Уточнение и корректировка программы мониторинга эффективности взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

Цель 2: экспериментально проверена эффективность модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

Задача 1: наличие описанных результатов апробации.

2010-2011г.г.

— Реализация модели

взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников в экспериментальных группах.

2011-2012г.г.

— Апробация программ, прошедших этапы отбора, корректировки и анализа.

2012-2013г.г.

— Описание результатов апробации модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

Задача 2: наличие результатов мониторинговых исследований эффективности модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

2010-2011г.г.

— Оценка исходного состояния взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

2011-2012г.г.

Промежуточная оценка взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

2012-2013г.г.

— Итоговые результаты внедрения модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

Задача 3: публикация методических рекомендаций по развитию УУД младших школьников в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования.

2010-2011г.г.

— Корректировка программ «Речь, словесность, письменность» и «Стратегия осознанного мышления при решении задач с учетом требований ФГОС

Разработка проектов внедрения модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников.

2011-2012г.г.

— Презентация программ, проектов

на городском, областном, Всероссийском уровнях (семинары, конференции, конкурсы).

2012-2013г.г.

Публикация наработанных материалов в различных научно-методических сборниках

Выпуск отдельного печатного издания по итогам экспериментальной работы.

Объёмы и источники финансирования (с разбивкой по годам)

Расходы на реализацию программы, всего —

2 059 800 рублей

в том числе:

Финансирование

2010-

2011 уч. г.

2011-

2012 уч. г.

2012-

2013 уч. г.

бюджет ОУ

656 600

656 600

656 600

кадровые ресурсы

576 600

576 600

576 600

МТ ресурсы

110 000

110 000

110 000

Ожидаемые показатели эффективности Программы

соответствие модели взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию УУД младших школьников

новым ФГОС общего начального образования;

внедрение технологий развития УУД младших школьников в программы основного и дополнительного образования – 100%;

повышение квалификации учителей начальных классов на 50%;

-построение образовательного пространства начальной школы в соответствии с разработанной моделью;

повышение мотивации обучающихся к качественному обучению младших школьников на 10%;

повышение качества обучения младших школьников по русскому языку, математике и литературному чтению на 10%;

увеличение спектра дополнительных образовательных услуг для обучающихся начальной школы;

организация преемственности образовательных программ по развитию УУД на I и II ступенях обучения

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Экспериментальная программа «Модель взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию универсальных учебных действий младших школьников» вслед за Федеральным стандартом начального общего образования 2009г. направлена на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования,

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся,

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий «переход к стратегии социального проектирования и конструирования; ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира как на основной результат образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся большое место в стандарте отводится внеурочной деятельности, развитию возможностей дополнительного образования.

Главной особенностью образовательного процесса гимназии в целом является взаимодействие основного и дополнительного образования, каждое из которых сохраняет свои особенности, при этом целенаправленно дополняя друг друга, содействуя решению задач обучения, воспитания и профессионализации.

В составе гимназии функционируют:

•школа I, II, III ступени;

•художественно-эстетическое отделение, где учащиеся получают дополнительное образование по выбранной специальности;

•спортивные секции;

•кружки по интересам;

•ансамбли и объединения;

Общеобразовательную программу дополняют спецкурсы по выбору.

Наиболее значимая функция образования – социализация подрастающего поколения. Основное образование эту функцию выполняет через трансляцию базовых теоретических знаний, определённых общеобразовательным государственным стандартом. Дополнительное образование формирует социальный опыт обучающихся в неформальных условиях, основываясь на принципах индивидуализации, вариативности и непрерывности образования. Если основное образование ценно прежде всего своей системностью, то дополнительное – возможностью индивидуализировать процесс социализации личности. Свобода выбора образовательного маршрута, индивидуальный темп и объём обучения, сотрудничество со сверстниками и взрослыми – факторы, свидетельствующие о преимуществе дополнительного образования и необходимости проектирования взаимодействия с ним.

Другими словами, социокультурные запросы обучающихся наиболее полно могут быть удовлетворены только при условии грамотно организованного взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках единого образовательного пространства.

Исходя из сказанного, миссия гимназии определена как создание единого образовательного пространства, обеспечивающего интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, формирование потребностей гимназистов к самообразованию и саморазвитию посредством взаимодействия основного и дополнительного образования.

Цель развития гимназии – обеспечение равенства возможностей обучающихся для получения качественного образования через реализацию принципа вариативности в структуре и содержании основного и дополнительного образования.

Основополагающими принципами развития гимназии являются:

•принцип вариативности в структуре и содержании основного и дополнительного образования;

•принцип непрерывности образования;

•принцип максимального использования возможностей внутренней и внешней среды гимназии в развитии школьников;

•принцип здоровьесбережения;

•принцип гуманитаризации среды жизнедеятельности и развития ребёнка.

Вариативный подход предполагает предоставление возможности выбора как для обучающих, так и для обучающихся, обеспечение доступности качественного образования для всех школьников.

Принцип гуманитаризации подчинён цели формирования системы отношения к миру, к себе, к обществу, основанной на эмоционально-ценностных, духовно-нравственных ориентациях личности, через создание культурно-эстетической среды, насыщенной творческими видами деятельности.

Максимальное использование возможностей внутренней и внешней среды гимназии в развитии школьников обеспечивает становление и готовность обучающихся к осуществлению саморазвития и самореализации. Привлечение общественности и социальных партнёров содействует организации активной социально значимой деятельности обучающихся и расширению содержания образовательного процесса.

Обязательным условием организации обучения является грамотная забота о здоровье. Формирование в гимназии здоровьесберегающего пространства позволяет всем участникам образовательного процесса совместно решать задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и воспитания культуры здоровья.

Принцип непрерывного образования обеспечивает организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех ступеней развития, совместно и скоординировано решающих задачи обучения и воспитания с учётом актуальных и перспективных личных и общественных потребностей.

Единое образовательное пространство гимназии включает учебную деятельность как этап возникновения новых теоретических знаний, внеурочную деятельность по апробации полученных знаний в заданных ситуациях и социально-творческую деятельность в практике повседневной жизни как этап решения жизненных проблем в спонтанно возникающих ситуациях.

В соответствии с миссией и целью развития гимназии намечен и частично реализован ряд изменений в структуре и содержании образовательного процесса гимназии. Так, главной задачей первой ступени обучения является необходимость научить школьников учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. В настоящее время на I ступени обучения успешно и в полном объёме реализуется технология развивающего обучения по системе Занкова, внедряется программа «Перспективная начальная школа», используются элементы технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (в том числе технология развития критического мышления посредством чтения и письма и технология проблемного обучения).

Дополнительное образование гимназии имеет художественно-эстетическую направленность и ставит своей целью развитие личности средствами искусства. На I ступени обучения создаются классы эстетической направленности (изобразительное искусство, хореография), что позволяет осуществлять раннюю профилизацию. Предметы образовательной области «Искусство» в начальной школе дополняются такими предметами и факультативами, как ритмика, хореография, рисунок, живопись. Таким образом, школьники имеют возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор учебных дисциплин и глубину освоения отдельных курсов. Эти дополнительные предметы практикуют индивидуальные формы образования (например, индивидуальные занятия вокалом и индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах).

Психологической службой реализуется модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в ситуациях школьного взаимодействия.

В Программе развития гимназии на 2009-2015г.г. описана модель выпускника начальной школы — личность с основами нравственного поведения и общеучебными навыками, необходимыми для продолжения образования в основной школе и обеспечивающими «умение учиться», способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Применительно к современной терминологии термин «общеучебные навыки» тождественен термину «универсальные учебные действия», закреплённому новым ФГОС начального общего образования.

Таким образом, предметом изменений в гимназии становятся основные элементы образовательной системы начальной школы: программы обучения, формы и технологии обучения, в том числе совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих «умение учиться», совершенствование мониторинга качества образования, учебный план, система методической работы с учителями и материально-техническая база гимназии.

Объект регулирования и сфера действия программы – это образовательное пространство начальной школы, построенное на принципах взаимодействия основного и дополнительного образования.

В экспериментальной программе используются следующие термины, понятия и сокращения:

Системно-деятельностный подход (СДП) – способ организации и построения образовательного процесса, основанный на принципах учебного сотрудничества и предполагающий включение содержания образования в контекст решения жизненных задач.

Качество образования (КО) – совокупность показателей, характеризующих деятельности общеобразовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя.

Основное образование — не специальное HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5» \o «Начальное общее образование» начальное общее, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1» \o «Основное общее образование (страница отсутствует)» основное общее, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5_(%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%B5)_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1» \o «Среднее (полное) общее образование (страница отсутствует)» среднее (полное) общее образование HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9» \o «Дополнительное образование детей» детей, включающее преподавание традиционных учебных предметов.

Дополнительное образование (ДО) – специальное образование, способствующее развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения обучающихся и реализующееся в преподавании дополнительных курсов.

Универсальные учебные действия (УУД) – 1) умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2) совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Комплексно-целевой проект (КЦП) – структурный элемент целевой программы, направленный на обеспечение социально-гражданского, духовно-нравственного развития младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Содержание проблемы

Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.

В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Под универсальными учебными действиями (УУД) в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса». Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для подготовки обучающихся к решению жизненных задач.

В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случаев основан на подборе необходимой для изучения информации и методов её подачи учащимся, гораздо меньше внимания уделяется непосредственному развитию психических процессов, и в ещё меньшей степени — обучению эффективным приёмам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя саморазвития последних.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст