Экономическое обоснование выделения специализированных линий на


На правах рукописи

Федоров Юрий Николаевич

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ВЫДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЛИНИЙ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

и комплексами – транспорт

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения МГУПС (МИИТ)».

Научный руководитель:

Бубнова Галина Викторовна

доктор экономических наук, профессор,

зав. кафедрой «Экономика, организация производства и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Московский

государственный университет путей сообщения МГУПС (МИИТ)»

Официальные оппоненты:

Макеев Владимир Александрович

доктор экономических наук, профессор,

зав. кафедрой «Экономика и предпринимательство»

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный

университет путей сообщения (РГУПС)»

Персианов Владимир Александрович

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Управление на транспорте» ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления (ГУУ)»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС)»

Защита состоится 26 июня 2013 г. в 1000 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.209.04 на базе Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 315) и на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (http://vak2.ed.gov.ru /catalogue).

Отзывы на автореферат в 2-х экземплярах, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 69, ауд. 231, объединенный диссертационный совет ДМ 212.209.04 по экономическим наукам.

Автореферат разослан 24 мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

д.э.н., профессор

Е.С. Акопова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Железные дороги России на протяжении всей истории играли и продолжают играть значимую роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики, а эффективное использование и инновационное развитие транспортной инфраструктуры выступают ключевыми условиями для достижения высоких темпов экономического роста и обеспечения экономической безопасности страны. Проводимые в последние годы на железнодорожном транспорте реформы призваны обеспечить повышение качества транспортного обслуживания за счет эффективного взаимодействия структурных элементов транспортного комплекса, реализации маркетинговых принципов ведения хозяйства, а также инновационного обновления технических средств и внедрения новых технологий в организацию и управление перевозками. Реализацию стратегических задач осложняют имеющие место диспропорции в развитии железнодорожной сети и противоречия, вызванные несовпадением экономических интересов различных субъектов транспортного рынка. Несмотря на то что четверть железных дорог в развитых центральных районах и крупных городах работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки, часть населения не имеет круглогодичного доступа к основным транспортным магистралям страны, что осложняет решение задачи повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров.

Изменение позиций России в мировом сообществе в связи с ее вступлением в ВТО выдвигает новые требования к транспортной инфраструктуре как элементу системы не только национальной, но и евроазиатской экономики. Это обусловливает необходимость консолидации усилий по развитию и качественному обновлению транспортного комплекса не только со стороны естественной транспортной монополии – ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и государства, но и частного бизнеса. При этом несовпадение территориальных административных и экономических границ регионов, а также границ полигонов работы на линиях различных хозяйствующих субъектов в условиях формирования на железнодорожном транспорте новой системы бизнес-отношений определяет необходимость смены парадигмы управления использованием и развитием железнодорожного комплекса.

Вопросам эффективного использования и развития транспортной инфраструктуры посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых. Вместе с тем исследования железнодорожной сети как «рыночной» инфраструктуры с определенной специализацией ее линий до настоящего времени не проводились. Задачи экономического обоснования выделения специализированных на «определенных транспортных продуктах» железнодорожных линий и управления «выпуском» их новой, улучшенного качества, продукции в условиях проводимых в отрасли структурных реформ являются новыми и требуют разработки соответствующего научного инструментария.

Актуальность связанных между собой научных задач диссертационного исследования, их недостаточная разработанность в отечественной экономической науке, в сочетании с высокой практической значимостью обусловили выбор темы диссертации и рассматриваемый в нем круг вопросов.

Степень разработанности проблемы. Проблемам эффективного управления технологическим комплексом, развития железнодорожной инфраструктуры, формирования транспортно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами и государством на железнодорожном транспорте посвящены исследования ведущих ученых России: Альбекова А.У., Болотина А.В., Бородина А.Ф., Бубновой Г.В., Волкова Б.А., Воронина М.И., Громова Н.Н., Куренкова П.В., Лившица В.Н., Макеева В.А., Мамаева Э.А., Мандрикова М.Е., Мачерета Д.А., Мирошниченко О.Ф., Парахиной В.Н., Персианова В.А., Пехтерева Ф.С., Резера С.М., Соколова Ю.И, Суюнбаева Ш.М., Шагиняна С.Г., Шарова В.А., Шкуриной Л.В. и др. Фундаментальный методологический вклад в концепцию формирования новой целевой модели рынка перевозок и теоретическое осмысление роли и значения государственного регулирования транспортной отрасли в жизни общества внесли Галабурда В.Г., Лапидус Б.М., Терешина Н.П. Вопрос «управления выпуском» новых транспортных продуктов железнодорожной линии стал актуальным лишь в последнее время с принятием в отрасли стратегического ориентира на интеграцию транспортного комплекса России в мировую транспортную систему. Отсутствие механизмов, системы и инструментария анализа и оценки целесообразности выделения железнодорожных линий, специализированных на «улучшенных» транспортных продуктах, предопределили цель и задачи, объект и предмет исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методических рекомендаций по экономическому обоснованию выделения специализированных железнодорожных линий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынков грузовых, пассажирских перевозок с учетом реализации на железнодорожном транспорте принципиально новой организационной модели бизнес-отношений. В соответствии с поставленной целью и гипотезой диссертационного исследования были сформулированы задачи, определившие логику настоящего диссертационного исследования и его структуру:

комплексный анализ состояния железнодорожной сети, проблем освоения потребных объемов перевозок и повышения эффективности использования железнодорожной инфраструктуры;

исследование возможных вариантов, направлений специализации на железнодорожном транспорте, определение оптимальных единиц и базовых параметров специализации;

разработка системы показателей для оценки вариантов специализации железнодорожных линий, модели коммерческой эффективности выделения специализированной линии;

разработка методических рекомендаций по обоснованию целесообразности выделения специализированных железнодорожных линий и определению момента перехода на выпуск новой продукции линии;

апробирование научных разработок, обоснование выделения специализированных линий на различных участках железнодорожной сети.

Объектом исследования выступает железнодорожная линия как объект управления экономическими отношениями.

Предметом исследования являются методы обоснования выделения специализированных линий на железнодорожном транспорте.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках п. 1.4.79 «Развитие методологии и экономической теории транспорта» и п. 1.4.83 «Экономическое обоснование систем управления на транспорте» Паспорта специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами – транспорт.

Теоретическую и методологическую основы исследования составляют категории, законы и закономерности экономической науки; методология системного подхода, предполагающего комплексное изучение особенностей менеджмента естественной транспортной монополии в условиях проводимой в отрасли структурной реформы; моделирование экономических процессов.

Методологический инструментарий исследования включает в себя совокупность экономико-математических, экспертно-эвристических, графо-аналитических, логических и других методов научного поиска. Исследование проводилось с использованием системного подхода, методов математической статистики и экономико-математического моделирования, что позволило обеспечить репрезентативность, доказательность и обоснованность положений и результатов диссертационной работы.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечившей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений, послужили законы и нормативно-правовые документы, статистические материалы ОАО «РЖД», материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, периодической печати, научно-практических конференций и семинаров, сети Интернет.

Нормативно-институциональная база исследования представлена рядом законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность на транспорте на федеральном уровне, включая Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, а также законы и нормативные акты РФ, регламентирующие деятельность предприятий и их объединений по организации работы на железнодорожном транспорте и реализации стратегий его развития.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о наличии скрытых резервов повышения эффективности использования транспортного комплекса, возможности получения синергетического эффекта качества и эффективности работы за счет выделения «специализированных на инновационных транспортных продуктах» железнодорожных линий, а также формирования кластера заинтересованных хозяйствующих субъектов в реализации инфраструктурных проектов и новых организационных решений.

Научная новизна исследования состоит в разработке методического инструментария по экономическому обоснованию выделения специализированных на определенных транспортных продуктах железнодорожных линий. В диссертации получены и выносятся на защиту следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны.

Выявлены проблемные элементы транспортной инфраструктуры российских железных дорог. Уточнены причины проблем и механизмы приведения потенциала железнодорожной инфраструктуры потребностям рынка в условиях формирования на железнодорожном транспорте новой модели бизнес-отношений на основе специализации железнодорожных линий.

В целях обоснования вариантов организации на сети железных дорог специализированных «на новых транспортных продуктах» линий в условиях полной передачи грузовым компаниям вагонного парка ОАО «РЖД» разработаны элементы теории управления специализацией на железнодорожном транспорте. Их основу составляет новый подход к управлению железнодорожной линией, система понятий, принципы управления, включая уточненное понятие – «железнодорожная линия», которая представляет производственно-сбытовую систему транспортной продукции с нечеткими границами и одновременно «виртуальную» организацию, объединяющую различные субъекты, заинтересованные в ее эффективном использовании и работе на ней.

Для нового бизнес-объекта управления – «специализированная» железнодорожная линия – предложен характерный набор показателей анализа и оценки эффективности ее организации на железнодорожной сети, включая кластерную упущенную прибыль, кластерные доходы и расходы линии, потенциал доходов, социальную и коммерческую скорости линии и др.

Формализована зависимость доходов от интенсивности движения при разных скоростных режимах специализации линии, позволяющая определить коммерческий момент начала жизненного цикла продукции специализированной железнодорожной линии, время существования альянса хозяйствующих субъектов, заинтересованных в ее доходности, а также эффективное ее использование и развитие. Отличие составляет ее увязка с S-образной кривой роста, принятой в теории инновационного развития, обеспечивающей определение момента предложения «новых транспортных продуктов» железнодорожной линии.

Разработана модель принятия решения по выбору варианта специализации линии, в основе которой лежат методические рекомендации по определению коммерческой эффективности, учитывающей экономические интересы, эффекты, которые могут быть получены различными хозяйствующими субъектами в определенном отрезке времени, а также набор управляющих параметров. Отличие последнего составляет согласование оперативного и стратегического уровня управления работой и развитием линии, возможность параллельной оценки специализации – графика движения (выделение нитки графика под определенный транспортный продукт) и специализации на определенном продукте реконструированной, модернизированной или новой линии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в отличие от существующих научно-практических разработок в области эффективной организации транспортного производства в диссертации представлены теоретические положения и методические рекомендации по управлению «выпуском» продукции железнодорожной линии – обоснованию выделения на сети железных дорог специализированных линий с использованием экономических методов – линий, которые обеспечивают гарантированный уровень качества перевозок за счет интенсификации транспортного производства и развития производственных мощностей, формируемых с учетом интересов различных участников транспортного рынка, входящих в кластер бизнес-партнеров виртуального предприятия – «железнодорожная линия».

Практическая значимость результатов исследования определяется разработанными автором теоретическим и методическим аппаратами, которые могут быть использованы транспортными компаниями вне зависимости от их размеров, форм собственности, так как предоставляют менеджменту возможность оценить варианты повышения эффективности работы на железнодорожной линии. Материалы диссертационного исследования, отдельные теоретические положения и методические вопросы используются в учебном процессе кафедры «Экономика, организация производства и менеджмент» МГУПС (МИИТ), а также нашли отражение в программах учебных дисциплин «Бизнес-планирование» и «Реинжиниринг бизнес-процессов».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались, были обсуждены и одобрены на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях (2010–2012 гг.), научно-технических советах, сетевых совещаниях, нашли отражение в «Концепции развития специализированной сети железных дорог».

Публикации. По результатам исследования опубликованы 9 научных работ, объем которых составил 2,5 авт. п.л. В изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, опубликованы 4 работы объемом 1,7 авт. п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (118 наименований) и трех приложений. Объем диссертации составляет 197 страниц машинописного текста, включающего в себя 12 рисунков, 32 таблицы и 91 формулу.

Во введении приводится обоснование выбора темы диссертационной работы, раскрывается актуальность разрабатываемой проблемы, ее значимость для науки и практики, обосновываются научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются цели и задачи.

В первой главе диссертационного исследования «Состояние вопроса специализации железнодорожных линий» проведен анализ потенциала железнодорожной инфраструктуры, выделены проблемы освоения потребных объемов перевозок, проведена критическая оценка планов и мероприятий по развитию железнодорожной сети в плоскости выявленных проблемных элементов транспортного комплекса, ограничивающих провозные способности железнодорожных линий, а также недостающих его звеньев. Проведен анализ методических разработок по вопросам эффективного использования и развития железнодорожной инфраструктуры, обоснована необходимость проведения комплексного научного исследования по специализации железнодорожных линий на пассажирском высокоскоростном, скоростном и грузовом ускоренном, тяжеловесном (длинносоставном или с повышенной осевой нагрузкой) движении, а также представлена разработка методических и практических рекомендаций по процедуре обоснования выделения специализированных железнодорожных линий.

Во второй главе «Теоретическая и методическая база для обоснования специализации железнодорожных линий» введено и раскрыто понятие «специализация железнодорожных линий», выделены новые объекты управления и единицы экономического учета, сформулированы основные положения и вопросы новой теории управления инновационно ориентированным развитием железнодорожной линии, определены параметры, единицы, эффекты, факторы, критерии и показатели оценки целесообразности выделения специализированных железнодорожных линий. Разработана мультипликативная модель коммерческой эффективности выделения специализированных линий.

В третьей главе «Экономическое обоснование выделения специализированных железнодорожных линий» представлены модель жизненного цикла продукции и алгоритм выбора направления, варианта специализации линии, а также примеры экономического обоснования выделения на сети железных дорог линий, специализированных на тяжеловесном, грузовом и высокоскоростном пассажирском движении.

В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Выявлены проблемные элементы транспортного комплекса, тормозящие приведение его мощностей потребностям рынка и проблемы создания специализированных железнодорожных линий.

За последнее десятилетие существенно изменилась промышленная карта страны (часть центров снизила свой потенциал, появились новые центры зарождения грузопотоков), а также бизнес-отношения между предприятиями производственной сферы как внутри России, так и с зарубежными партнерами. Увеличились объемы транзитных перевозок, товаров, поставляемых с внешних рынков. А из-за последствий международного финансового кризиса снизились объемы поставок сырья, продукции ряда отраслей экономики в западном направлении. При этом географически железнодорожная инфраструктура практически осталась прежней, незначительно изменились ее пропускные способности на отдельных направлениях перевозок. Болевыми точками, ограничивающими развитие железнодорожной сети, являются недостаточная оснащенность железных дорог, обустройство и мощность перегонов, устройств тягового электроснабжения, станций (табл. 1). Данные элементы технологического комплекса требуют обновления, реконструкции, развития – значительных капитальных затрат. Невысокий потенциал железнодорожной инфраструктуры обусловлен проблемой финансирования работ и проектов по ее развитию. Общая потребность в инвестициях, необходимых для приведения мощностей технологического комплекса ОАО «РЖД» в соответствие потребностям рынка перевозок, по различным сценариям его развития и вариантам реализации инфраструктурных транспортных проектов колеблется в диапазоне от 10693,4 до 13812,4 млрд руб.

Таблица 1 – Оценка технико-экономического состояния

железнодорожной сети (на 1 января 2012 г.)

Элементы

технологического

комплекса

Показатели

Состояние

Путевая

инфраструктура

Эксплуатационная длина

85 166 км, из них протяженность

участков с ограничением пропускной способности – более 7579 км

Развернутая длина главных

путей

124 255 км, из них с просроченным

капитальным ремонтом – 20970 км (16,9%)

Число инженерных

сооружений

82 837, из них с превышенным сроком эксплуатации – 31 300 (38%), дефектной категории – 8132 (9,8%)

Энергетическая

инфраструктура

Развернутая длина электрифицированных путей

98 221 км

Развернутая длина

контактной подвески

119 790 км, из них требуют реконструкции и обновления – 55200 км контактной подвески (46,1%)

Количество тяговых

подстанций

1 382, из них требуют реконструкции – 786 (56, 9%)

Автоблокировка и централизация

Протяженность участков

с автоблокировкой и диспетчерской централизацией

62 315 км, из них протяженность участков с превышением сроков эксплуатации устройств автоблокировки – 35500 км (57,0%)

Количество стрелок электрической централизации

132 869, из них количество стрелок

электрической централизации с

превышенным сроком полезного

использования – 98000 (73,8%)

При этом, учитывая финансовые возможности хозяйствующего субъекта – ОАО «РЖД», доля вложений частных инвесторов, по нашей оценке, должна находиться в диапазоне от 67,5 до 74,9%. Несмотря на высокую потребность в инвестициях, готовность субъектов Российской Федерации к использованию формы государственно-частного партнерства (ГЧП) на транспорте остается на низком уровне. Средний балл ГЧП в России по пятибалльной шкале в 2011 году составил 1,5.

Неготовность частных инвесторов и государства выступать партнерами в инвестировании инфраструктурных проектов объясняется малым опытом успешной реализации крупных проектов, слабой аргументацией и недостаточной обоснованностью их эффективности. Отсутствие на железнодорожном транспорте системы управления организацией специализированных линий и научного инструментария по обоснованию их выделения на железнодорожной сети определили необходимость разработки элементов теории управления специализацией, решения ряда теоретических и методологических вопросов, в частности: что следует понимать под специализированной линией; что является элементарной и оптимальной (для поддержки управления) единицей специализации; каковы степень, размеры и границы специализации; как оценить коммерческую эффективность специализации; при каких условиях целесообразно выделение специализированной линии; каков жизненный цикл ее продукции и как определить момент перехода на новый качественный продукт линии.

Определена необходимость уточнения понятия «железнодорожная линия», введения понятия «специализированная железнодорожная линия» и использования новых подходов к управлению специализацией линии.

Анализ различных подходов к управлению транспортным производством позволил выделить несколько этапов развития понятия «железнодорожная линия» (рис. 1).

EMBED Word.Document.12

Рисунок 1 – Эволюция понятия «железнодорожная линия»

как объекта управления

1-й этап – использование функционального подхода, в котором железнодорожная линия рассматривается как элемент железнодорожной инфраструктуры. Она представляет собой технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования, а также железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. 2-й этап – использование функционального подхода, в котором железнодорожная линия рассматривается как технологический комплекс, в котором помимо вышеотмеченных элементов выделена оперативная технологическая компонента – система организации и управления движением. 3-й этап – переосмысление парадигмы управления. В диссертационной работе предлагается использование маркетингового подхода к управлению технологическим ресурсом. В этом случае железнодорожная линия будет представлять собой производственно-сбытовую систему, обеспечивающую предложение транспортных продуктов, включая новую бизнес-единицу – нитку графика движения поездов. На данном этапе актуализируется задача выделения специализированных на определенных транспортных продуктах железнодорожных линий (рис. 1, блок 5).

В силу специфики организации работы железнодорожной инфраструктуры, а также нематериального характера транспортного продукта, в производстве которого участвует множество независимых хозяйствующих субъектов, с их стороны имеет место заинтересованность в эффективном использовании железнодорожной линии и работе на ней. В новой модели бизнес-отношений на железнодорожном транспорте ее, по нашему мнению, можно рассматривать не только как объект бизнес-управления, но и как интегратора, обеспечивающего объединение усилий различных субъектов, заинтересованных в управлении затратами и доходами линии, – кластера (рис. 1, блок 4).

Одним из действенных механизмов снижения издержек производства является технологическая специализация, обеспечивающая минимизацию работ, повышение производительности труда, увеличение объемов выпуска продукции.

Специализация железнодорожных линий может рассматриваться в трех аспектах: как процесс, представляющий совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями (элементами) технологического комплекса российских железных дорог как единого целого; как явление, представляющее физическое объединение реальных элементов железнодорожной инфраструктуры для выполнения социального заказа вне зависимости от административных и хозяйственных границ железных дорог (филиалов ОАО РЖД»); как объект управления, выражающий результат организационного процесса.



В экономической науке специализированная линия, по нашему мнению, должна рассматриваться как виртуальная (условная) организация, являющаяся объектом мониторинга, анализа, оценки, прогнозирования ее состояния, а также планирования ее создания (выделения) и развития на основе характерной для нее системы показателей (показателей специализации). В этом контексте под специализацией мы понимаем социально координируемую потребность в перевозках, формализованную в решениях по организации «выпуска» целевых транспортных продуктов; под маркетинговой специализацией железнодорожных линий – многомерную модель потребной провозной способности с адаптированной транспортной инфраструктурой и технологией организации и управления движением к структуре спроса на перевозки грузов и пассажиров по российским железным дорогам; под специализированной линией – «организацию» и «производственно-сбытовую систему», обеспечивающую «предложение определенного, доминирующего в объемах или приоритетного» транспортного продукта (вида движения) с наилучшими на ней показателями качества на основе объединения усилий хозяйствующих субъектов, заинтересованных в эффективной работе на линии и в эффективной ее эксплуатации. При этом социально координируемая потребность, выраженная в социальном заказе на перевозки, является основанием для образования «специализированной под эту потребность» железнодорожной линии с определенными границами, которая функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей для потребителей и перевозчика цели.

В диссертации предлагаются принципиально новые подходы к управлению железнодорожной линией – маркетинговый, объектно-кластерный и процессный, позволяющие управлять специализацией под «востребованные рынком транспортные продукты» на основе решений, принимаемых альянсом бизнес-партнеров (на полигонах с переменными границами).

Обосновано выделение основных видов транспортных продуктов специализированной линии.

Под воздействием закона роста общественного благосостояния у потребителей транспортных услуг изменяются требования к качеству транспортной продукции – перевозке. Потребными становятся технологии непрерывного перемещения грузов и пассажиров без технологических простоев (или с минимально-допустимыми простоями). Технологические проблемы совмещения тяжеловесного грузового и высокоскоростного, скоростного пассажирского движения выдвигают в качестве основного условия специализации – «максимально допустимый на линии скоростной режим» для пропуска специализированных составов. Под новым (инновационным) транспортным продуктом (для конечного клиента – потребителя транспортных услуг) мы понимаем ускоренную перевозку груза или пассажира, а также перевозку увеличенной массы груза. Качественная транспортная продукция специализированной линии – это продукция, соответствующая ее назначению, включающая свойства, оценочные измерители, уровень которых формируется на основе предпочтений потребителей и сформированных нормативов и стандартов лучших практик организации транспортного производства. Такие признаки, как скоростной режим и весовая категория поездов, работающих на линии, являются определяющими в задаче их специализации. И, соответственно, оптимальными бизнес-единицами в системе управления организацией специализированных линий являются: ускоренное грузовое движение, скоростное пассажирское движение, высокоскоростное пассажирское движение, движение тяжеловесных поездов (с повышенными осевыми нагрузками), движение длинносоставных поездов.

Применительно к специализированной линии (для операторов и пользователей транспортной инфраструктуры) под ее продукцией мы понимаем организованное на ней движение грузовой массы и (или) пассажиров с определенными характеристиками скорости грузового потока и пассажиропотока, а также плотности грузовой массы/удельной массы груза (рис. 1, блок 5).

Установлены элементарные и оптимальные единицы для управления специализацией железнодорожных линий по транспортным продуктам.

Предлагается нитку как «уникальный график движения определенного поезда под определенным номером по определенному отрезку железнодорожного пути» в системе управления специализацией рассматривать в качестве элементарной бизнес-единицы. Специально выделенное для грузовой компании, оператора железнодорожного подвижного состава расписание поезда гарантирует им доставку вагонов до станции назначения по ускоренному графику, а значит и экономию времени на перевозку груза. И, как следствие, создает предпосылки для ускорения оборота вагонов и увеличения доходов.

Проблему удовлетворения потребности экономики в перевозках можно решить за счет подвижных блок-участков в сочетании с реконструкцией действующих линий, а также за счет строительства высокоскоростных магистралей для пассажирских перевозок и линий предназначенных для грузовых перевозок. Соответственно, единицей управления становится – железнодорожная линия, специализированная на ускоренном или тяжеловесном движении на действующей, реконструированной, модернизированной или новой инфраструктуре (рис. 2). В связи с этим теоретически могут иметь место три степени специализации: жесткая, мягкая и условная.

Рисунок 2 – Варианты специализации линий

по степени жесткости их назначений

Определены технико-экономические факторы, определяющие целесообразность выделения специализированных железнодорожных линий для различных транспортных компаний, зависимости эксплуатационных расходов и доходов от величины грузооборота, возрастающего вследствие повышения маршрутных скоростей (табл. 2).

Таблица 2 – Коммерческие факторы специализации линий

Основной эффект специализации

Повышение скорости

(по вариантам высокоскоростного,

скоростного пассажирского

и ускоренного грузового движения)

Повышение массы поезда брутто

(по вариантам тяжеловесного грузового

движения)

Пассажирские компании

сокращение времени хода поезда

увеличение числа поездов, находящихся в обращении

рост доходных поступлений за счет привлечения пассажиров

Грузовые компании

сокращение времени оборота вагона

повышение доходности вагона

рост объемов перевезенных грузов в вагонах парка транспортной компании

Продолжение табл. 2

Основной эффект специализации

Повышение скорости

(по вариантам высокоскоростного,

скоростного пассажирского

и ускоренного грузового движения)

Повышение массы поезда брутто

(по вариантам тяжеловесного грузового

движения)

рост доходных поступлений за счет дополнительных объемов грузов

высвобождение части парка вагонов для освоения дополнительных объемов грузов

высвобождение части парка вагонов для освоения дополнительных объемов грузов за счет использования вагонов с повышенными осевыми нагрузками

увеличение суммы платежей за сдачу в аренду невостребованных компанией собственных вагонов

увеличение суммы платежей за сдачу в аренду невостребованных компанией собственных вагонов

сокращение расходов на обслуживание и текущий ремонт вагонов сданных в аренду

сокращение расходов на обслуживание и текущий ремонт вагонов сданных в аренду

рост прибыли компании

рост прибыли компании

Оператор железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД»

увеличение числа поездов, находящихся в обращении

увеличение длины грузового поезда (при организации движения длинносоставных поездов); сокращение числа грузовых поездов, находящихся в обращении

рост грузооборота

снижение эксплуатационных затрат

повышение доходов от перевозок грузов

снижение себестоимости перевозки груза

рост пассажирооборота

повышение доходов от перевозок пассажиров

рост грузооборота, доходов от других транспортных продуктов (ускоренного грузового движения)

увеличение числа планово-предупредительных ремонтов инфраструктуры за счет высвобождения окон в графике движения поездов

увеличение числа планово-предупредительных ремонтов инфраструктуры за счет высвобождения окон в графике движения поездов

снижение уровня физического износа путевой инфраструктуры и оборудования линии

снижение уровня физического износа путевой инфраструктуры и оборудования линии



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст