Экономический и Социальный Совет


Организация Объединенных Наций

ECE/TRANS/WP.11/2012/12

Экономический и Социальный Совет

Distr.: FORMDROPDOWN

FILLIN «Введите дату документа» \* MERGEFORMAT 24 July 2012

Original: Russian

Европейская экономическая комиссия

Комитет по внутреннему транспорту

Рабочая группа по перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов

Шестьдесят восьмая сессияЖенева, 22−25 октября 2012 годаПункт 5 b) и 7 предварительной повестки дняПредложение по поправкам к СПС: новые предложенияи Сфера действия СПС

Изменения в статью 3 СПС, касающиеся внесения определения термина «скоропортящиеся пищевые продукты»

Передано Российской Федерацией

РЕЗЮМЕ

Существо предложения:

В соответствии со статьей 3 СПС сфера действия настоящего Соглашения распространяется на перевозки только некоторых видов быстрозамороженных (глубокозамороженных), замороженных и охлажденных скоропортящихся пищевых продуктов, перечисленных в приложениях 2 и 3 к СПС.

Очевидно, что сфера действия СПС может и должна быть расширена за счет распространения на перевозки любых скоропортящихся пищевых продуктов в целях улучшения условий сохранения их качества во время перевозки, что является основной целью СПС.

Для дальнейшего расширения сферы действия СПС требуется привести в тексте Соглашения определение термина «скоропортящиеся пищевые продукты».

Предлагаемое решение:

Предложить для обсуждения Рабочей группе определение термина «скоропортящиеся пищевые продукты» и место его размещения в СПС.

Справочная информация:

1. Приложение 4 «Правила перевозок скоропортящихся грузов» к «Соглашению о международном грузовом сообщении» (СМГС);

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Российской Федерации «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03»;

3. Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденные приказом Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №37 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., №4762).

Введение

1.Специалисты Российской Федерации неоднократно сталкивались с тем, что Договаривающимися сторонами СПС по-разному трактуется термин «скоропортящиеся пищевые продукты», используемый в СПС.

2.Различные трактовки данного термина не позволяют эффективно обсуждать предложения, направленные на расширение сферы действия СПС на скоропортящиеся пищевые продукты, непоименованные в настоящее время в приложениях 2 и 3 к СПС. Именно данный факт привел к безрезультативному обсуждению в течение нескольких лет вопроса о добавлении в СПС нового Приложения о перевозках свежих плодов и овощей.

3.Необходимость приведения в СПС определения термина «скоропортящиеся пищевые продукты» обусловлена, по мнению Российской Федерации, следующими причинами:

в приложении 3 к СПС, как уже было сказано выше, приведен неполный перечень охлажденных скоропортящихся пищевых продуктов: не упомянуты сметана, творог, брынза; майонез и другие соусы, сыры сычужные твердые, мягкие, рассольные, плавленые; яйца и яичный меланж, вина фруктовые и ягодные, вина виноградные, шампанское, напитки безалкогольные, готовые к употреблению сырые фрукты (в контексте сноски 5 в приложении 3 к СПС), маргарин, спреды, топленые жировые смеси; жиры для хлебопекарной, кулинарной и кондитерской промышленности; пастеризованные и стерилизованные фруктовые и овощные соки, нектары и напитки; пастеризованное пиво; рыба горячего и холодного копчения, а также соленая, в частности сельдь, и многие другие. Таким образом, перечень охлажденных скоропортящихся пищевых продуктов, перевозимых в специальных транспортных средствах (далее – СТС), требует дополнения;

приведенные в приложении 3 к СПС только допустимые максимальные значения температуры воздуха в СТС при перевозке охлажденных пищевых продуктов должны быть также дополнены соответствующими допустимыми минимальными значениями температуры воздуха в СТС, поскольку для обеспечения сохранности качества охлажденных пищевых продуктов как в процессе хранения в целом, так и при транспортировании чрезвычайно важным является именно диапазон допустимых температур;

существует диссонанс в перечне замороженных и охлажденных скоропортящихся пищевых продуктов, перечисленных соответственно в приложениях 2 и 3 к СПС. Если скоропортящиеся пищевые продукты, перевозимые в охлажденном состоянии, перечислены в приложении 3 к СПС по наименованиям, то перевозимые в замороженном состоянии (при температурах значительно ниже криоскопических) упомянуты в приложении 2 к СПС только согласно их термическому состоянию (за исключением мороженого, рыбы, рыбных продуктов, моллюсков, ракообразных, масла, концентрированного фруктового сока) – «замороженные или быстрозамороженные (глубокозамороженные)».

Очевидно, что если не дать определение термину «скоропортящиеся пищевые продукты» перечисленные выше трудности останутся и в будущем, поставив под сомнение реальную применимость СПС к перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов, непоименованным в СПС.

Приведение в СПС определения термина «скоропортящиеся пищевые продукты» позволит избежать перечисления конкретных скоропортящихся пищевых продуктов в СПС и, соответственно, необходимости этот перечень постоянно дополнять и/или пересматривать по следующим основаниям:

перевозка скоропортящихся пищевых продуктов есть один из этапов в процессе их хранения, и температура скоропортящихся пищевых продуктов в период транспортирования не должна выходить за пределы регламентированного соответствующими стандартами на пищевые продукты температурного режима хранения («непрерывная холодильная цепь» с момента производства до реализации скоропортящихся пищевых продуктов – один из важнейших постулатов Международного Института Холода);

перевозка скоропортящихся пищевых продуктов является лишь следственным фактором в процессе их хранения и необходимости последующей реализации. Для перевозки продуктов питания грузовладельцам и грузоотправителям должны предоставляться такие СТС, в которых обеспечивается соблюдение установленных соответствующими документами (стандартами) температурных режимов. Именно для этих целей разработаны и изложены в СПС классификация типов и классов СТС, а также нормы и требования к СТС.

В этой связи представляется целесообразным исключить из приложений 2 и 3 к СПС конкретные наименования скоропортящихся пищевых продуктов и требования к температуре их перевозки. Выбор типа и класса СТС и температурного режима в грузовом помещении СТС должен выполнять владелец груза в соответствии со стандартами на конкретный груз в зависимости от периода года. Данный принцип уже имеет место в приложениях 2 и 3 к СПС:



в приложении 2 к СПС основная часть скоропортящихся пищевых продуктов обозначена только по их термическому состоянию, требования к температурным режимам хранения которых, а соответственно и перевозки, однозначно регламентированы соответствующими стандартами;

в приложении 3 к СПС в пунктах III и VI указано, что допускается устанавливать температуру, «указанную на этикетке или в перевозочных документах».

4.Специалисты Российской Федерации только в одном международном документе – в Приложении 4 «Правила перевозок скоропортящихся грузов» к «Соглашению о международном грузовом сообщении» (СМГС) – нашли синоним определению термина «скоропортящийся пищевой продукт»: «К скоропортящимся грузам относятся такие грузы, которые при перевозке требуют мер защиты (охлаждения, отопления, вентилирования) от действия на них высоких или низких температур, ухода или обслуживания».

5.Данный факт, однако, не исключает наличия определений указанного термина в национальных законодательствах Договаривающихся сторон СПС.

6.В нормативных правовых актах Российской Федерации приведены следующие определения:

в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03»: «Скоропортящимися являются пищевые продукты, требующие для сохранения качества и безопасности специальных температурных или иных режимов и правил, без обеспечения которых они подвергаются необратимым изменениям, приводящим к вреду для здоровья потребителей или порче»;

в Правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов: «К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования».

Очевидно, что в контексте рассматриваемого вопроса термины «скоропортящиеся пищевые продукты» и «скоропортящиеся грузы» являются синонимами.

7.Ситуация с отсутствием определения термина «скоропортящиеся пищевые продукты» в международных нормативных документах, с одной стороны, и необходимость расширения сферы действия СПС, с другой стороны, объективно требует внесения определения термина «скоропортящиеся пищевые продукты» в текст самого СПС.

8.В связи с вышеизложенным Российская Федерация подготовила предложение по данному вопросу, которое выносит на обсуждение участников WP.11 в формате неофициального документа с целью в дальнейшем сформулировать официальное предложение.

Предложения

9.Добавить в статью 3 СПС следующий пункт:

3.Под «скоропортящимися» в настоящем Соглашении понимаются пищевые продукты, требующие для сохранения качества и безопасности при хранении и перевозке температурных режимов, без обеспечения которых они подвергаются необратимым изменениям, приводящим к вреду для здоровья потребителей или порче.

Температурные режимы устанавливаются грузовладельцем или грузоотправителем на основании требований стандартов или документации производителя скоропортящихся пищевых продуктов либо указанных в маркировке скоропортящегося пищевого продукта (на этикетке) и указываются в перевозочных документах.

10.Изменить нумерацию существующего пункта 3 статьи 3 СПС, сделав его пунктом 4 той же статьи.

Обоснование

11.В приведенном в пункте 9 настоящего неофициального документа определении термина «скоропортящиеся пищевые продукты» оставлена необходимость соблюдения только температурных режимов при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, поскольку иного использование СПС не предполагает.

12.Специалисты Российской Федерации исходят из необходимости сохранения качества и безопасности скоропортящихся пищевых продуктов на всех стадиях — от момента производства до реализации потребителю. В этом случае перевозка должна рассматриваться как один из этапов хранения продукта. Следовательно, при отсутствии требований к температурным режимам перевозки скоропортящегося пищевого продукта в стандартах или документации производителя скоропортящегося пищевого продукта либо в его маркировке (на этикетке) необходимо руководствоваться требованиями стандартов или документации производителя скоропортящегося пищевого продукта либо указанных в его маркировке (на этикетке) к температурным режимам его хранения.

13.Сохранение качества и безопасности скоропортящихся пищевых продуктов неразрывно связаны. При порче (потеря качества) скоропортящиеся пищевые продукты могут не только потерять или ухудшить свои свойства, но могут стать опасными для человека в результате развития патогенной (болезнетворной) бактериальной флоры. Иначе говоря, не существует безопасности без сохранения качества и комплекс мер для поддержания одного и другого одинаков. Поэтому специалисты Российской Федерации, приводя определение термина «скоропортящиеся пищевые продукты» используют два этих понятия – «качество» и «безопасность» – в неразрывной связи друг с другом.

Издержки

14.Отсутствуют. Не вносится никаких новых требований к перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов кроме тех, которые обозначены в стандартах или документации производителя скоропортящихся пищевых продуктов либо указанных в маркировке скоропортящегося пищевого продукта (на этикетке), выполнять требования которых – обязанность перевозчика.

Практическая осуществимость

15.Предлагаемые изменения создадут лучшие условия для дальнейшей реализации основных целей СПС и расширения сферы его действия в будущем.

Возможность обеспечения применения

16.Использование предложенного определения термина «скоропортящиеся пищевые продукты» позволит однозначно идентифицировать как необходимость использования специальных транспортных средств для перевозки того или иного груза, так и выбор типа специального транспортного средства. По мнению специалистов Российской Федерации, это позволит реализовать новый, более гибкий подход в расширении сферы действия СПС, позволяя отказаться от таблиц с температурными режимами в приложениях 2 и 3 к СПС, с одной стороны, и строго соблюдать требования к обеспечению качества и безопасности скоропортящихся пищевых продуктов на основании требований стандартов или документации производителя скоропортящихся пищевых продуктов либо указанных в маркировке скоропортящегося пищевого продукта (на этикетке), с другой.

_______________

ECE/TRANS/WP.11/2012/12

EСЕ/TRANS/WP.11/2012/12

PAGE 4

PAGE 5

GE.12-