Эколого-правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах в


Анализ и эколого-правовое обеспечение деятельности строительного комплекса

Оглавление

Введение4

Глава I. Теоретические вопросы эколого-правового обеспечения деятельности строительного комплекса8

1.1. Эволюция городов и экология человека — мнение ученых8

1.2. Обзор литературных источников12

Глава 2. Эколого-правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах в строительном комплексе18

2.1. Законодательство о градостроительстве18

2.2. Правовая охрана окружающей природной среды населенных пунктов23

2.2.1. Регулирование планировки и застройки населенных пунктов24

2.2.2. Санитарная охрана окружающей среды населенных пунктов25

2.2.3. Городские леса и зеленые зоны городов26

2.3. Правовая охрана окружающей природной среды в строительстве28

2.3.1. Эколого-правовые требования на стадии размещения хозяйственного объекта28

2.3.2. Эколого-правовые требования, предъявляемые к строительству и вводу в эксплуатацию хозяйственных объектов31

2.3.3. Эколого-правовые требования на стадии эксплуатации хозяйственных объектов33

Глава 3. Анализ и эколого-правовое обеспечение строительного комплекса Московского региона39

3.1. Особенности развития Московской агломерации39

3.2. Обеспечение безопасности строительных объектов в г. Москве42

3.3. Экологические требования в планировании и застройке Московского региона51

3.4. Санитарная охрана окружающей среды и зеленой растительности г. Москвы58

3.5. Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды Московского региона67

Заключение74

Список литературы80

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования, прежде всего, определяется целым рядом таких факторов, как виды нарушений в эколого-правовой охране окружающей среды, отсутствие общей экологической экспертизы, выбор направления строительства по конъюнктурным соображениям, неправильный выбор площадки строительства.

Во-первых, в последние 10-11 лет в государстве и обществе происходят изменения политического, экономического, идеологического и иного характера. Эти изменения не могут не затрагивать правовую систему в целом и правовое регулирование отношений в сфере общество-природа», в частности. Как влияют эти процессы друг на друга? Адекватна ли реакция законодателя на указанные изменения? В каком направлении пойдет развитие экологического законодательства и его составных частей, одной из которых является эколого-правовое обеспечение деятельности строительного комплекса?

Необходимость разобраться в сложившейся ситуации, ответить на возникающие вопросы очевидна. Этим и обусловлена насущность проблем развития эколого-правовых норм вообще и исследуемого законодательства в частности.

Во-вторых, в рамках общего процесса развития эколого-правового обеспечения изменяются и его составляющие, в том числе – законодательство об охране окружающей среды в сфере строительного комплекса.

О своевременности предпринятого исследования свидетельствует и факторы практического порядка. Общеизвестно, что принятие нормативных правовых актов такой формы и уровня как федеральный закон является своего рода юридической реакцией на существующие жизненные проблемы.

О значимости темы, своевременности ее рассмотрения свидетельствует и степень ее исследованности.

В эколого-правовой литературе вопросы охраны окружающей среды в строительном комплексе затрагивались в рамках общей теории экологического права О.С. Колбасовым (1976), В.В. Петровым (1981), Ю.С. Шемшученко (1989) и другими.

Они также (в форме систематизированного учебного материала) освещались в учебниках и учебных пособиях под его редакцией В.В. Петрова (1976, 1980, 1984) и его авторском учебнике (1995), учебниках С.А. Боголюбова (1998), (М.М. Бринчука (1998), Б.В. Ерофеева (1995-2000); комментариях законодательства под редакцией В.В.Петрова (1984), С.А. Боголюбова (1997) и других.

Ряд аспектов темы был рассмотрен в научных статьях об атмосферном воздухе как объекте правовой охраны (М.М. Бринчук, 1983), об общих вопросах правовой охраны атмосферы (Г.Х. Габитов, Г.Г. Файзулин, Ш.М. Валлулин, 1997), о плате за загрязнение атмосферного воздуха (Ю.Г. Жариков, 1997) о юридической ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха (Жевлаков Э.Н., 1998) и других.

На монографическом уровне отдельные аспекты темы рассматривались в рамках исследований охраны окружающей среды в промышленности (В.В. Круглов, 1983, 1989, 2000), сельском хозяйстве (О.М. Козырь, 1989), в городах (Ю.С. Шемшученко и соавторы, 1981), от загрязнения токсичными веществами (М.М. Бричук, 1997), санитарно-эпидемиологическрго надзора, и экологического контроля (А.К. Голиченков, 1984 и 1992), прокурорского надзора за исполнением соответствующих законов (Виноградов В.П., Винокуров А.Ю., Винокуров К.Ю., Винокуров Ю.Е., 1996, 1999,2000) и других.

Разработка данной дипломной работы представляет определение отклонения градостроительного кодекса от законодательства.

Итак, цель дипломной работы – выявить степень соответствия законодательства и соблюдение его на практике.

Такая цель предопределила постановку следующих задач:

провести обзор литературных источников, используемых при написании данной дипломной работы;

определить, что представляет собой российское законодательство о градостроительстве с точки зрения эколого-правовой охраны окружающей среды в его новейшем понимании;

уяснить, какова система действующего эколого-правовой охраны окружающей природной среды в строительстве, его структура;

проанализировать характерное нарушение законопроекта;

учитывая значение региональных особенностей провести анализ эколого-правового обеспечения строительного комплекса Московского региона;

определить ключевые инструменты (основы) организационного механизма реализации экологических требований в планировании и застройке Московского региона;

разработать и предложить способы обеспечения реализации эколого-правового обеспечения в строительном комплексе;

сделать выводы.

Выбор указанных выше цели и задач предопределили предмет исследования. Им является правовое отношение в строительном комплексе.

Объектом исследования является строительный комплекс как вид хозяйственной деятельности.

Научная значимость проведенного исследования заключается в анализе эколого-правового обеспечения деятельности строительного комплекса, что позволяет определить основные стратегические пути обеспечения экологической безопасности при строительной деятельности. Они следующие:

уменьшение загрязнения в период реконструкции и строительства;

сохранение и восстановление природной среды после строительства (благоустройство, озеленение и т.п.);

государственный экологический контроль.

Ведь в настоящее время имеет значение решение каждой проблемы, в экологии все существенно и взаимосвязано.

Новизна проводимого исследования состоит в том, что впервые в рамках учебных программ РГСУ проанализировано эколого-правовое обеспечение строительного комплекса Московского региона.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ОЬЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Эволюция городов и экология человека — мнение ученых

Одной из характеристик окружающей среды человека является социально-психологическая обстановка. В традиционных поселениях (деревни, «уездные» города) социально-психологическая обстановка отвечает многовековым, естественно сложившимися этнокультурными нормам, изменяется весьма медленно и не входит в круг вопросов, нуждающихся в административном управлении. В растущих индустриальных городах социально-психологическая обстановка отклоняется от этнокультурных норм, меняется быстро, сильно и в основном в отрицательную сторону. Преступность и другие проявления этих процессов требуют постоянного противодействия городских властей. Но корни этих следствий сохраняются и по мере роста городов углубляются. Развитие городов нормируется по экологическим критериям физико-химического содержания. Его следовало бы подчинить также социально-психологическим нормам. Ниже пояснены обоснования этого утверждения и изложены некоторые рекомендации.

Согласно этнокультурному пониманию истории, изложенному О. Шпенглером в книге «Закат Европы» (издана в 1918 г., переиздана в 1993 г.), существование каждой цивилизации завершается фазой больших городов: «Вместо мира — город, одна точка, в которой сосредотачивается вся жизнь обширных стран, в то время как все остальное увядает; вместо богатого формами, сросшегося с землей народа — новый кочевник, паразит, житель большого города, человек, абсолютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный…». Т.е., по Шпенглеру, отрицательные социально-психологические процессы в городах неизбежны и ведут в конечном счете к деградации, отмиранию городов вскоре после достижения ими наибольших размеров, или «расцвета» — в понятии самой городской цивилизации.

ХХ век — время бурного роста больших городов (доля городского населения в мире была равна 13,5% в 1900 г., 41% в 1995 г., более 70% в 2004 г.). «Закат Европы», т.е. деградацию индустриальной экономики и воплощающих ее городов О. Шпенглер предсказал на ХХI век. Современные социально-экологические прогнозы подтверждают мнение Шпенглера; если они сбудутся, большие города как характерный элемент индустриального мира могут потерять большинство населения приблизительно в середине ХХI века. Для последующей эпохи социально-экологического постиндустриализма не предвидится необходимость больших городов. Будут достаточны малые города, близкие по размерам и обстановке к традиционным для раннего индустриализма.

Очевидно, ныне при проектировании городов было бы разумно учитывать эти прогнозы. Смысл учета — уменьшение потерь от ожидаемой, а местами уже начавшейся деградации городов. В круг потерь, отмечаемых специалистами, входят разрушения инфраструктуры и жилого фонда, экономический упадок целых городских районов, ухудшение состояния окружающей среды. Эти процессы «подпитывают» друг друга и вызывают отток населения из центральных городских районов, превращающихся в трущобы. Если принимать в расчет только экономические показатели, то такие процессы могут оказаться даже выгодными в период порядка тех нескольких лет, за которые окупаются капиталовложения: стоимость выводимых из употребления ветхих зданий оказывается ниже стоимости вновь возводимых в пригородах; город растет и «богатеет», экологическая обстановка «в среднем улучшается».

Но экология человека описывается показателями не только окружающей среды, но и социально-психологической обстановки. Последняя же не получила денежной оценки, поэтому потери в ней практически игнорируются. Эти потери оборачиваются ростом испытываемых горожанами чувств одиночества, ненужности, отчаяния и пр., а отсюда — увеличением преступности, алкоголизма, наркомании, безотчетного хулиганства и т.п., включая действия, разрушительные для самого города и окружающей среды. Можно утверждать:

деградация города имеет своей основой деградацию социально-психологической обстановки в нем (что и имел ввиду О. Шпенглер, характеризуя горожанина как «нового кочевника, паразита и пр.»);

если социально-психологическая обстановка не опускается ниже некоторого критического уровня, деградация города не происходит;

следовательно, в управление городом желательно включить отслеживание социально-психологической обстановки с указанной точки зрения, а в экологическую экспертизу проектов — оценку воздействий предлагаемого на социально-психологическую обстановку.

Если бы это делалось, стихийная деградация городов заменилась бы их управляемой, пусть и глубокой модернизацией. Если же это не делается, то лишь потому что ориентированность на ближайшую прибыль («короткие деньги») искажает миропонимание городской администрации. Целью оказывается производство, а не процветание населения.

Процветание населения — многовариантное понятие. Вместо его обсуждения ограничимся утверждением: здоровье — необходимый элемент процветания. Отсюда можно идти к вопросам экологии человека в городе. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье есть состояние полного физического, психологического и социального благополучия.

Как известно, физическое благополучие обеспечивается оптимальным и сбалансированным удовлетворением основных биологических потребностей человека — в пище, одежде, жилье, лечении. Оно зависит, в частности, от чистоты (загрязненности) среды и продуктов питания и с этой стороны находится в кругу внимания экологической экспертизы проектов.

Психологическое и социальное благополучие — предмет довольно спорный в современной европейской науке об обществе, взращенной на идеях социал-дарвинизма и рыночной конкуренции. Мудрость Востока в этой сфере велика, но нам чужда. И все же из деидеологизированных основ социологии можно видеть, что психологически и социально благополучным можно считать человека, находящегося в устойчивом, понятном и привлекательном для него обществе, посильно трудящегося на общее благо и получающего достойное признание окружающих. Отсюда применительно к проблемам города выделяются:

вопрос устойчивости и этики рабочей, территориальной и иных социальных групп, в которые входит человек;

вопрос возможности для человека получить воспитание, образование и работу по его интересам и талантам.

В традиционном обществе социальные группы и их этика устойчивы и базируются на разделяемых всеми этнокультурных ценностях. Общество крупного города в этом отношении хаотично: социальные группы нестабильны по многим причинам, единые этнокультурные ценности отсутствуют вследствие многонациональности населения. К этим дестабилизирующим факторам добавляется воздействие обильной информации, отвечающей взглядам и целям отдельных групп, но редко — всего населения. Перечень подобных явлений можно продолжить, но и сказанного достаточно, чтобы понять: в крупном городе непрерывно идет этнокультурная, а с нею — этническая и гражданская деградация населения.

1.2. Обзор литературных источников

В пособии «Техническое регулирование в строительстве» нашло отражение новое законодательство в области технического регулирования и нормативная база нашей страны, в части связанной с принципами и методологией обеспечения экологической безопасности и качества процессов, продукции и услуг в строительной отрасли. Показано как развиваются в строительном комплексе системы безопасности и качества и соответствующие организационные структуры, рассматриваются проблемы обеспечения экологической безопасности и качества продукции строительного комплекса, включая производство строительных материалов, изделий и конструкций, проектирование и строительство, а также даны примеры решения сходных проблем за рубежом.

Используя возможности нового и реконструктивного градостроительства, государственная власть регионального и федерального уровня, может реализовать комплексные меры по экологической реконструкции и улучшению положения в регионах и крупных городах с крайне неблагополучной экологической ситуацией. В качестве основной цели при реализации таких мер следует рассматривать снижение риска негативного влияния факторов окружающей среды на здоровье проживающего населения.

Внедрение методов и приемов менеджмента качества и экологического управления строительными предприятиями (экологического менеджмента) приведет как к повышению эффективности производства, так и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Строительству нужны специалисты для разработки и внедрения методов формирования гармонизированной нормативной базы, обеспечивающей интеграцию России в мировое экономическое сообщество, в частности Всемирную торговую организацию. Нужны специалисты для разработки и внедрения методов привлечения инвестиций, используя, в том числе глобальные эколого-экономические механизмы, в частности по переуступке прав на выбросы парниковых газов.

Первый раздел пособия имеет название — «Техническое регулирование». В главах первого раздела приводятся характеристика и структура строительной отрасли, виды и направления нормотворческой деятельности в области строительства, основные задачи органов власти и управления, роль и задачи законодательства, нормативного регулирования, лицензирования, стандартизации, сертификации, договорных отношений и страхования.

Кратко описывается зарубежный опыт нормативно-правового обеспечения и стандартизации в строительстве и особенности работы в этом направлении организаций Западной Европы, США, Канады и Японии. Второй раздел имеет название – «Системы качества». Здесь приводятся основополагающие сведения о создании, внедрении и сертификации систем качества в строительстве, приводятся характеристики показателей и критерии экологической безопасности.

Во втором разделе раскрывается роль государства в решении проблем экологической безопасности в строительстве, а также методология обеспечения экологической безопасности на уровне предприятий и организаций, рассматривается структура систем экологической безопасности, элементы систем экологической безопасности и их особенности применительно к строительству.

Приводятся основные положения нормирования экологической безопасности в строительстве, в том числе сведения о международной практике и общие принципы обеспечения и контроля экологической безопасности. В третьем разделе, имеющем название — «Метрологическое обеспечение качества» даны общие понятия о системе метрологического обеспечения.

Даются общие сведения о метрологии, о видах и методах измерений, о проверке средств измерений, о статистических методах обработки результатов измерений, о погрешностях измерений и об обработке результатов измерений.

Сборник Голинченкова А.К., Миндзаева М.А. и Миняева А.О. «Экологическое право России: Сборник нормативных и правовых актов и документов» является составной частью комплекса учебных и учебно-методических материалов, разработка которого осуществляется кафедрой экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В него включены законодательные и иные нормативные правовые акты об охране окружающей природной среды, документы, отражающие работу судов и прокуратуры по применению экологического законодательства и надзору за его исполнением по состоянию на 1 января 2004 г.

В статье Майоровой Е.И. «Экологическое право России сегодня» рассмотрены изменения, произошедшие в экологическом праве с начала 1990-х годов до настоящего времени.

В статье «Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию» Кутузова В.И. и Попова А.А. трактует действующее законодательство России, как достаточно широко регламентирующее процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации, что само по себе явление положительное. Но необходимо отметить, что на фоне появления тенденций к дальнейшему развитию возникают серьезные вопросы, касающиеся непосредственной реализации правовых норм в обозначенном направлении. Красноречивым свидетельством этого является относительно небольшая судебная практика по данного рода делам, а также отсутствие четкого механизма функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической информацией.

В работе Дупак В.Я. «Практика применения Федерального закона «Об охране окружающей среды» и проблемы нормативного правового обеспечения природоохранной деятельности субъектов Российской Федерации» все сводится к тому, что целесообразно уделить особое внимание следующим положениям: об ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов управления муниципальных образований за экологическое состояние подведомственных территорий; об обязательности финансового и материально-технического обеспечения природоохранных программ; о наделении исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации полномочиями для осуществления государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы, выдачи разрешительной документации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производственную или иную деятельность, связанную с существенным воздействием на окружающую среду; о наделении полномочиями органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользования законами субъектов Российской Федерации; о критериях отнесения объекта намечаемой деятельности к объектам экологической экспертизы для определенного перечня производств и иных видов деятельности; о нормировании в сфере окружающей среды и природопользования; об общих определяющих принципах и требованиях по охране, рациональному комплексному использованию природных ресурсов, принимая во внимание, что отношения в сфере природопользования регулируются предметными природоресурсными законами; о конкретизации норм и требований экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования, уделив особое внимание регулированию вопросов об экологических платежах.

У Волковой И.И. и Грачева М.В. в статье «Совершенствование законодательства в области экономического механизма охраны окружающей среды» предлагаемая концепция экономического механизма охраны окружающей среды предполагает включение объектов окружающей среды в состав экономических категорий и понятий. Это позволяет определить данные объекты не только в натуральной, но и в стоимостной форме. При этом их экономическая оценка служит основой для пересчета экономических показателей хозяйственной деятельности, а при оценке жизненного цикла продукции учитываются затраты на утилизацию отходов или нейтрализацию других негативных последствий хозяйственной деятельности для окружающей среды. Концептуально благосостояние общества должно рассматриваться не только с точки зрения получения материальных и социальных благ, но экологических благ тоже. Не представляется далекой перспектива, когда экологические блага будут стоить дороже, чем любые другие материальные блага. В связи с этим в рамках создаваемого механиза природоохранной деятельности станет возможным согласовывать как экономические, так и экологические интересы общества на единой логической основе.

Голубева С.Г. в своей работе «Развитие природоохранного аконнодательства» считает, что в настоящее, время в Российской Федерации развитие природоохранного законодательства происходит как в направлении создания новых нормативных документов, так и повышения эффективности применения уже действующих нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды.

В статье Кушнарева А.В. и Чуканова В.Н. «Совершенствование законодательства об охране окружающей среды с целью стимулирования инвестиций» определяется следующая точка зрения: в промышленно развитых странах Запада и Востока законодательно определены реально достижимые цели и мотивация работы предприятий на основе лучших экологически безопасных технологий. Применительно к России должны появиться новые экологические стандарты на основе достигнутых технических нормативов с концепцией их ужесточения по мере развития национальной экономики и научно-технической базы.

Глава II.ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

2.1. Законодательство о градостроительстве

Под градостроительством понимается деятельность по пространственному расселению населения, развитию городов и других поселений, созданию условий для их территориального устройства, здоровой и безопасной среды обитания людей.

Понятие крупных или малых городов в законодательстве не определено. Каждый раз этот вопрос решается самостоятельно. В целом же все населенные пункты на территории России подразделяются на две категории: города и поселки городского типа; сельские населенные пункты. Отнесение населенных мест к конкретному разряду населенных пунктов находится в ведении федерации.

Для признания населенного пункта городом требуется два условия: численность населения, постоянно проживающего в населенном пункте, не менее 12 тыс. человек и его социальный состав — не менее 85% проживающих должны составлять рабочие или служащие. В иных случаях населённый пункт признается:

сельским, если большинство его жителей занимается сельских хозяйством;

рабочим поселком, если большинство его жителей заняты в промышленности или на транспорте;

дачным поселком, если большинство его жителей используют данный населенный пункт в качестве базы для отдыха;

курортным поселком, если не менее половины его жителей являются приезжающими для отдыха или лечения.

Земли, сходящиеся в пределах городской черты (поселковой черты), считаются городскими землями. Вся земельная территория города подразделяется на четыре категории земель: земли городской застройки, общего пользования, специального назначения, городские угодья.

Земли городской застройки состоят из земель, застроенных и отведенных под застройку жилья, административными, культурно-бытовыми зданиями, сооружениями.

К землям общего пользования в городах относятся площади, улицы, дороги, набережные, места отдыха (сады, парки, водоемы, пляжи). К таким землям принадлежит территория, занятая под полигоны для захоронения неутилизированных и нетоксичных промышленных и бытовых отходов, а также мусороперерабатывающими предприятиями.

Земли специального назначения городов включают территории, занятые предприятиями промышленности, транспорта, а также для нужд радиовещания, телевидения, космоса, энергетики, обороны.

Городские угодья включают четыре вида территорий: 1) земли, используемые для сельского хозяйства (городские колхозы, совхозы, фермерские хозяйства), для садоводства, огородничества, животноводства (земли граждан и их объединений); 2) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (дендропарки, зоопарки, ботанические сады, лесопарки, памятники природы, национальные парки, природные заповедники, курорты, базы отдыха, историко-архитектурные заповедники, музеи и т.д.); 3) часть городских земель, богатая общераспространенными полезными ископаемыми, отводится для их разработки и добычи предприятиям и гражданам; 4) остальные земли городов, входящие в городскую черту, могут относиться к числу неудобных земель для застройки и использования либо состоять в резерве для дальнейшего расширения городского строительства.

Все земли, обслуживающие местные нужды, представляют собой муниципальную собственность. Она находится в полном ведении и управлении муниципальных органов. Но из этого общего правила есть два исключения. К муниципальной собственности не относятся земли и природные ресурсы федерального и республиканского, областного, краевого значения. С учетом данных исключений к муниципальной собственности города относятся все земельные участки, занятые объектами местного значения, предприятиями местной промышленности, сооружениями города. Городу также принадлежат на праве собственности участки недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых, лесные участки городских лесов (муниципальные леса), замкнутые водоемы, рыбные запасы и дикие животные, птицы, обитающие в муниципальных лесах и водоемах.

Субъектами права на землю в городах выступают граждане, их объединения, предприятия, организации и учреждения. В зависимости от вида городских земель и субъекта права на землю земельные участки предоставляются местной администрацией в собственность или пользование, аренду гражданам, в пользование или аренду юридическим лицам.

Многообразие форм землепользования и множественность субъектов права на землю характерны в первую очередь для земель городской застройки. Земли же общего пользования имеют одного собственника — муниципалитет (местную администрацию). Возведение капитальных строений разрешается только в рамках их целевого назначения (например дворцов, домов культуры, кинотеатров и т.п.). Во временное пользование эти земли могут передаваться гражданам и юридическим лицам для возведения временных сооружений (палаток, киосков, павильонов).

На землях специального назначения земельные участки предоставляются в пользование или аренду предприятиям, организациям, гражданам для ведения предпринимательской деятельности. На землях сельскохозяйственного использования в городах земельные участки могут передаваться в частную собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, для занятия садоводством, животноводством, в пользование — для огородничества. Вместе с тем городские сельскохозяйственные земли могут использоваться и для других надобностей (например, для добычи песка, глины, камня и других общераспространенных полезных ископаемых).

На особом месте находятся городские земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения. На их территории запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению. Разрешается строительство лишь административных зданий и производственных помещений, непосредственно связанных с целевым назначением земель.

Головным законодательным актом в области градостроительства является Закон РФ об основах градостроительства в Российской Федерации. Он определяет основные направления градостроительной деятельности, среди которых приоритетное значение получают экологические показатели — экологически безопасное развитие городов, рациональное землепользование и охрана природы, развитие курортных, санаторных и рекреационных территорий (ст. 2).

Положения о градостроительстве, заложенные в данном Законе, конкретизируются в серии других законодательных актов. В частности, Земельный кодекс РСФСР (ст. 70-79) дает нормативную характеристику отдельных категорий городских земель, Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 49) выдвигает экологические требования по трем направлениям градостроительства: планирования, планировки и застройки городов; санитарной охране городов; охране защитно-озеленительной растительности и зеленых зон.

Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения содержит развернутые санитарно-эпидемиологические требования в области градостроительства. Они касаются планировки и застройки городов, санитарной охраны окружающей среды, размещения производственных и бытовых отходов, организации санитарно-защитных зон и т. д.

Для эколого-правового регулирования отношений градостроительства важное значение имеют положения Закона РСФСР о собственности в РСФСР, где называются природные объекты, входящие в муниципальную собственность. Это повторяется в ст. 59 Закона РСФСР о местном самоуправлении, в Законе РФ о краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации дается характеристика полномочий краевой, областной и городской администрации по регулированию экологических отношений в градостроительстве.

На основе законодательных и подзаконных актов разрабатываются градостроительные нормы и правила, градостроительная документация.

Градостроительные нормативы — комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации с учетом экономических, демографических, природно-климатических, санитарно-гигиенических, противопожарных, экологических требований и условий развития городов.

Они разрабатываются Госстроем с участием органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, городской администрации.

Госстрой совместно с органами санитарно-эпидемиологического надзора утверждает правила застройки городов и других населенных пунктов, Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями (1978 г.), Правила контроля воздуха населенных пунктов (1977 г.) и др.

Первичными звеньями градостроительного регулирования служит градостроительная документация. Закон РФ об основах градостроительства (ст. 6) называет девять основных градостроительных документов. Среди них генеральная схема расселения и природопользования, генеральные планы городов и других поселений; проекты планировки и застройки городов, территориальные кадастры городов.

2.2. Правовая охрана окружающей природной среды населенных пунктов

Окружающая среда населенных пунктов – это категория, характеризующая среду жизнедеятельности человека. Поэтому основной целью правового регулирования охраны окружающей природной среды населенных пунктов является создание благоприятных условий для жизни и здоровья человека.

Источниками воздействия на состояние окружающей природной среды населенных пунктов являются:

строительная деятельность;

сельскохозяйственная деятельность;

эксплуатация хозяйственных объектов;

использование природных ресурсов на территории населенных пунктов.

С учетом названных факторов формируется система правовой охраны окружающей природной среды населенных пунктов.

Основными направлениями охраны окружающей среды населенных пунктов являются:

регулирование планировки и застройки;

санитарная охрана окружающей среды;

охрана городских лесов и зеленых зон.

Регулирование планировки и застройки населенных пунктов

Планировка и застройка населенных пунктов осуществляется на основе градостроительной документации, в состав которой включаются:

генеральный план развития населенного пункта;

проект планировки и застройки населенного пункта;

план земельно-хозяйственного устройства территории.

Разработка генеральных планов осуществляется в соответствии с принципами:

зональности;

экологической безопасности;

рациональной организации территории.

Принцип зональности означает деление территории города на зоны с различным режимом использования — промышленную, жилую, культурно-бытовую и рекреационную зоны.

В целях обеспечения экологической безопасности эксплуатации промышленных объектов вокруг таких объектов создаются санитарно-защитные зоны, в пределах которых запрещается проживание населения и ограничивается использование природных ресурсов.

Проекты планировки и застройки городов предусматривают различные виды благоустройства территории: водоснабжение, озеленение, обеспечение санитарной очистки территории.

При утверждении норм проектирования, проектов планировки и застройки, а также при предоставлении земельных участков под строительство жилых, промышленных и иных объектов обязательным является заключение органов экологического контроля и санитарно-эпидемиологических служб, которые вправе запретить размещение на территории населенного пункта объектов, вредно влияющих на здоровье населения и состояние окружающей природной среды.

Планы земельно-хозяйственного устройства территории предусматривают размещение коммуникационных сооружений и объектов, обеспечивающих подачу электроэнергии, воды, тепла и размещение производственных и бытовых отходов. Эти планы разрабатываются в соответствии с санитарными нормами и правилами.

В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация подлежит обязательной государственной экологической экспертизе в порядке, установленном Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

В состав градостроительной документации включается перечень мероприятий по охране окружающей среды населенных пунктов, обеспечивающих соблюдение экологических и санитарных нормативов.

2.2.2. Санитарная охрана окружающей среды населенных пунктов

Санитарная охрана населенных пунктов включает:

нормирование качества окружающей среды;

контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства и состоянием окружающей среды.

Нормирование качества окружающей среды выражается в установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде и предельно допустимого уровня воздействия на окружающую среду.

Объектом нормирования выступают: качественное состояние водных объектов, почв и атмосферного воздуха.

Норматив предельно допустимой концентрации вредных веществ (ПДК) — это показатель, характеризующий такую концентрацию вредных веществ и соединений в почве, воде и воздухе, которая при повседневном в течение длительного времени влиянии на организм человео не вызывает патологических изменений и заболеваний.

Однако норматив ПДК не учитывает влияние загрязнений на животный и растительный мир, то есть косвеное влияние вредных выбросов на здоровье человека. В этом состоит основной недостаток действующей системы экологического нормирования.

Нормативы предельно допустимого уровня вредных воздействий (ПДУ) определяют предельный уровень физических воздействий на атмосферный воздух, а именно шумового, электромагнитного и радиационного воздействия.

Применение химических и иных токсичных веществ в отдельных отраслях хозяйственной деятельности допускается только при наличии специального разрешения, которое выдается органами экологического контроля по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой населенного пункта.

Контроль за соблюдением указанных нормативов осуществляется органами Минприроды РФ и санитарно-эпидемиологической службой Минздрава РФ.

Контроль за соблюдением выбросов вредных веществ при эксплуатации транспорта осуществляют органы МВД РФ.

2.2.3. Городские леса и зеленые зоны городов

Городские леса не включаются в лесной фонд РФ. Поэтому в отношении данного вида лесов допускается установление муниципальной собственности.

Городские леса имеют средозащитное, экологическое и культурно-оздоровительное значение.

В городских лесах запрещается заготовка древесины в порядке рубок главного пользования. Допускается проведение санитарных рубок леса и рубок ухода за лесом.

Зеленые зоны городов включаются в состав лесного фонда РФ и, соответственно, относятся к объектам федеральной собственности. Леса зеленой зоны населенных пунктов отнесены к первой группе лесов. В пределах данных зон запрещается ведение рубок леса главного пользования, а также осуществление любой иной хозяйственной деятельности, способной оказать вредное воздействие на состояние данных лесов.

Зеленая зона располагается за пределами городской черты, однако находится в ведении органов местного самоуправления соответствующего населенного пункта.

Управление использованием данной территории осуществляется совместно Министерством природных ресурсов РФ и органами местного самоуправления.

Зеленые зоны создаются для городов с населением свыше 100 тыс. человек. Минимальный размер зеленой зоны — 10 га лесопарковой части на 1 тыс. человек.

Планирование работ по озеленению городов и иных населенных пунктов, а также организация выполнения данных планов возложены на органы местного самоуправления. Они же осуществляют и контроль за соблюдением правил пользования зелеными насаждениями в населенных пунктах.

Вырубка зеленых насаждений на территориях общего пользования допускается только в исключительных случаях в порядке ведения рубок ухода за древесно-кустарниковой растительностью и только при наличии специального разрешения, выданного органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.66 Градостроительного кодекса РФ устанавливается административная ответственность за самовольную вырубку многолетних зеленых насаждений на территориях общего пользования в размере от 10 до 20 МРОТ на граждан и в размере от 20 до 30 МРОТ — на юридических и должностных лиц.

2.3. Правовая охрана окружающей природной среды в строительстве

В соответствии с принципом научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в законодательстве проводится последовательная экологизация хозяйственной деятельности.

Экологизация экономических отношений заключается в установлении экологических требований, предъявляемых к осуществлению всех видов хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

Экологические требования дифференцируются по стадиям хозяйственного процесса, включая размещение, строительство, сдачу в эксплуатацию и эксплуатацию хозяйственного объекта.

2.3.1. Эколого-правовые требования на стадии размещения хозяйственного объекта

Размещение объектов — это деятельность по определению пространственного расположения сооружений, транспортной инфраструктуры и производственных комплексов.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР и ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологического надзора и решения органов местного самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам референдума или опроса населения.

Санкционирование размещения хозяйственного объекта проводится в два этапа.

На первом этапе проводится государственная экологическая экспертиза проекта хозяйственной деятельности.

На втором этапе осуществляется согласование места размещения хозяйственного объекта и принятие решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения хозяйственного объекта.

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального и местного значения проводится территориальными органами Минприроды РФ в субъектах РФ.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст