Эколого-краеведческое объединение «планета»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕСКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПЛАНЕТА»

Эколого-краеведческий путеводитель

«России милый уголок»

Авторы:

Учащиеся 9 класса

Шевцова Марина Сергеевна

Шевцова Ирина Андреевна

Кудрина Алена Алексеевна

Руководитель:

Курочкина Наталья Алексеевна,

заместитель директора по УВР

село Пески

Петропавловский район

Воронежская область

2011 год

Мы приглашаем вас в путешествие по нашей малой Родине.

Из столицы Черноземья города Воронеж в село Пески Петропавловского района можно попасть по автостраде Москва-Ростов через Павловск. Село Пески находится в 23 км от районного центра, в 20 км от города Калача на реке Толучеевка. Село наше небольшое, всего в нем живет 1300 жителей, но у него богатое прошлое.

Именно через наше село проходил знаменитый Муромский шлях, а еще его называли Аланским, Сарматским. Вот по какой знаменитой дороге мы с вами проезжаем.

Еще с конца XIX столетия славился своей водой родник возле пруда Гадячий на территории села Пески. Его воду жители близлежащих поселений считали священной. Много путников старалось попасть к этому роднику, чтобы умыться и набрать водицы из него. Малых детей умывали этой водицей, считая, что она убережет их от всяких болезней. А в годы Великой Отечественной войны по селу распространилась легенда о том, что Гитлер стремится завладеть нашим селом, чтобы ему поставляли воду из этого родника.

Вода родника до сих пор считается самой чистой и вкусной, многие путники стараются посетить этот родник и испить водицы из него.

Обратите внимание, справа и слева по ходу движения расположены курганы – древние захоронения бронзового века. Значит, на территории нашего села люди жили еще за тысячи лет до нас.

Здесь расположено несколько памятников эпохи бронзы: один в 0,5 км к юго-западу от села на выступе надпойменной террасы левого берега реки Толучеевка, второй — у южной окраины села, третий — у северной окраины, на оконечности выступа второй надпойменной террасы левого берега Толучеевка, занятой в настоящее время кладбищем; четвертый памятник — у северной окраины села на оконечности выступа первой надпойменной террасы левого берега Толучеевка.

Остановимся у Доновой могилы.

Обычай сооружать курганы над погребениями уходит своими корнями в глубокое прошлое. Нигде на земле нет такого большого количества курганов, как в южнорусских степях. Один из них — «Донова могила». Долгие-долгие годы хранил тайны песковский курган, высясь на левом берегу реки Толучеевка.

Все тайное стало явным, когда в 1988 году группой археологов Воронежского Педагогического Института на левом берегу реки Толучеевки на участке первой пойменной террасы были обнаружены останки ямной (1погребение), катакомбной (4погребения) и срубной культур (9 погребений).

Курган насыпан в несколько приемов. Первая насыпь была сооружена над погребениями ямной культуры эпохи ранней бронзы. Культура получила свое название по традиции хоронить умерших в прямоугольных ямах.

Через 4-5 тысяч лет слой насыпи увеличивался до 30 см.

Вторая и третья насыпи кургана были совершены над катакомбными погребениями, где люди лежали скорчено на правом боку. Обнаружена подсыпка из красной органической краски – охры, и глиняные сосуды.

Четвертая досыпка кургана была связана с погребениями киммерийского времени. Племена кочевали в донских степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железного века. Погребение киммерийца из песковского кургана уникально тем, что найденные в нем два сосуда и наконечники стрел позволяют четко датировать период, к которому относится захоронение.

А это значит, что на рубеже 3-2 тысячелетий до н.э. на территорию племен ямной культуры с юго-запада вторглись новые люди. Они ехали на колесницах, были вооружены бронзовыми ножами. Светловолосые пастухи гнали впереди себя тучные стада овец, коров, лошадей. Эти племена ведали секретами изготовления орудий труда и оружия из бронзы. Их более высокая культура оказала положительное влияние на местные племена.

В начале 2 тыс. до н.э. на территории лесостепного Подонья появляются племена среднедонской катакомбной культуры. Захоронения свидетельствуют о занятиях, быте, нравах, религиозных верованиях, культовых обрядах захоронения.

23 захоронения, выявленные в курганах могильника, называемого Доновой могилой, позволили сделать вывод. Много лет назад на Песковской земле, заросшей деревьями, травами, у поймы спокойной реки с заводями и озерами, с дичью и рыбой, табунами лошадей и стадами животных, в степи, заросшей ковылями и покрытой разноцветьем трав, жарко горели костры, стояли шатры, мастера изготавливали стрелы и ножи. Люди охотились, шили себе одежду из кож, лепили чаши и сосуды из глины. Мы только можем предположить, как выглядели эти удивительные люди, так как археологам не удалось найти достаточно сохранившегося черепа, чтобы сделать маску лица. Да это и не столь важно, важно то, что эти люди жили, трудились на нашей земле, их согревало то же солнце, их волосы ласкал степной ветер, искры костров взлетали к звездному небу, они умели радоваться и плакать как мы.

Второй курган Песковского могильника, насчитывающий 9 погребений, почти полностью относится к эпохе поздней бронзы. Восемь погребений относятся к донской лесостепной срубной культуре. Эти племена пришли на смену представителям катакомбной культуры.

Дальше наш путь лежит к местечку Лиман. «Лиман» — в переводе на русский означает: «Чистое озеро».

Лиманов всего два: один зовется «Сухой Лиман»,

Его котловина заполняется талыми водами, и уровень воды в нем зависит от снежного покрова. Поскольку снежный покров последние три года минимальный, воды в Сухом Лимане уже давно нет. Здесь долгие годы селилась лебединая семья. Сухая котловина Лимана в последние годы стала мусорной свалкой, и лебединая семья вынуждена сменить место жительства.

Теперь о так называемом «Мокром Лимане».

По воспоминаниям старожилов, озеро некогда было глубоким: в середине до 5 метров, иногда в нем даже тонула скотина местных жителей, летом 1943 года в озеро упал сбитый фашистский самолет, который практически утонул в нем.

По типу озерных котловин Лиман – озеро суффозионного происхождения. Озеро имеет округлую (овальную) форму. Его длина примерно метров триста, ширина – раза в три меньше. Берега низкие, песчаные. Последние годы глубина была минимальной. Дно водоема сложено, скорее всего, меловыми отложениями, которые растворились в воде, и получилась котловина. На дне водоема были роднички, которые последнее время оказались заиленными из-за загрязнения. Здесь близко к поверхности залегают грунтовые воды, подтверждением этому служит выступление воды на поверхность в районе песчаного карьера, а песок берут фактически у северной оконечности озера. Вода чистая, но в последние годы из-за домашней птицы (уток, гусей) оказалась загаженной, и летом наблюдалось «цветение» воды.

По правому и левому берегам Лимана растет сосновый бор. Однако, по правобережью, в центре массива, полувековые сосны были сломаны бурей, и позже вырублены. Сосны посажены и с южной стороны. С севера находится песчаный карьер, заросший ивняком, соснами-самосевками, тополями. Весной и карьер, и берега Лимана покрываются цветами мать-и-мачехи. Но, к сожалению, карьер в последнее время тоже превращается в свалку мусора.

В озере водились караси и плотва, окуни и лини, а также водяные крысы, тритоны и прудовые лягушки. Вода у берегов подернута ряской – пищей улиток. Улитки и ряска привлекали к себе множество уток, в прилегающем к озеру кустарнике можно встретить диких гусей, цапель, горлиц, иволг. На берегу можно было увидеть рыболовов (до последнего момента).

Однако лето 2009 года стало для озера роковым: впервые за всю историю своего существования озеро сначала превратилось в лужицу, а к концу лета и вовсе пересохло. В 2010 году Лиман вновь наполнился талой водой. Отремонтированная плотина на реке Толучеевка подняла грунтовые воды, и Лиман был все лето с водой.

Первое упоминание об этом водоеме относится к марту 1717 года: «В 2 км от Старомеловатской крепости через речку Толучеевку у песчаного озера Мокрый Лиман на возвышенном месте располагалась казарма для казаков…» (из указа полковника Острогожского полка И.Тевяшова).

Появление первого оседлого населения в нашем крае связано с развитием системы укрепленных поселений, т.е. городов. Оборонительная система на Руси возникла в 16 веке, когда Московское государство окрепло и возвело систему укрепленных поселений. И города обычно возникали не там, где удобно людям, а там, где указывала необходимость. Первоначально эти места заселяли служилые люди, для исполнения полевой и крепостной службы. В феврале 1716 года по предложению графа Апраксина Ивану Тевляшеву, полковнику Острогожского полка, было приказано поселить 200 черкасс на реках Богучарка и Толучеевка. Переселение шло очень слабо. Для обеспечения Калитвянской сторожевой линии, для воинского поселения на правой стороне реки Толучеевка был построен городок Меловатка или Меловатский (место, где стоит первомайская Архангельская церковь). Он был окопан рвом, обставлен пластинником и обнесен рогатками. Это было укромное, неприметное место в степи, защищенное с двух сторон реками Толучеевкой и Меловаткой, а с северо-востока нависала возвышенность меловых отложений. Поселенцы окопали крепость рвом через центр теперешней Старой Меловой (от красной школы до сепараторного пункта).

Нашими предками преследовалась цель: обеспечить наилучший обзор местности. Поэтому было выбрано очень удачное место – Мокрый Лиман. Вблизи возвышалось древнее захоронение – курган «Донова могила», на котором и стояла дежурная вышка. Для размещения дежурных дозорных у озера Мокрый Лиман была построена казарма для казаков и конюшня для лошадей.

Найденная здесь желтая пуговица с изображением царской короны 1671 года свидетельствует, что в 1716-1717 году на территории нынешних сел Старая Меловая и Пески были основаны постоянные поселения.

Следующая остановка – Воскресенская церковь.

В 1855 году началось строительство Воскресенской церкви, первое служение происходит в 1859 году.

Приход насчитывал 1169 душ мужского и женского пола. Имелись церковные земли в количестве 33 десятин, т.е. 47,85 га. Священник был один, он имел набедренник (награду), звали его Василий Порфирьевич Васильевский.

Территория села Пески бурно заселялась и осваивалась, что подтверждается картой 1860 года. В 1887 г. было 349 дворов с населением 2338 жителей. В 1900 году — в 398 дворах проживали 2595 жителей. Спустя 5 лет в селе насчитывалось 528 дворов с 2743 жителями. К 1916 году в селе было 3394 человека, а в Старой Меловой – 7611. В среднем в одной семье проживало до 8 человек. К 1925 году Пески стали именоваться слободой. В ней насчитывалось 625 дворов с населением 3562 человека.

Пески – это издревле большая торговая слобода, известная своими скотными ярмарками. Она была признана колыбелью откормочного промысла губернии. На ярмарки пригоняли для продажи крупный рогатый скот, лошадей, овец, продавали шерсть, овчины. Купцы из Воронежа, Павловска торговали сукном, шелком, платками, холстами, железными и деревянными изделиями. Вольнопромышленники привозили колеса, деготь, веревки, табак, косы, шубы, кафтаны, белье, шапки, обувь.

Скот, купленный на ярмарках, предназначался для поставок в Петербург, Москву, Киев. В дни ярмарок на площади работали две «крутилки» — карусели. За право прокатиться платили 5 копеек.

К 80 годам 18 века направление сельскохозяйственного производства меняется. Все большее развитие получает птицепромышленность.

На округу (Меловая, Пески, Старая Криуша) работало 23 заведения по откорму птицы. К 1900 году в Песках было 6 промышленных и птицеубойных заведений. Даже крестьяне, имея лошадь с телегой и капиталом в 50-100 рублей, принимались за это дело. Производственная мощность откормочного заведения до 18 тысяч штук голов. Откорм длится 15-20 суток три раза в сезон. Стоимость одой тушки – 70 копеек. Яйцо, мясо отправлялось в Берлин, Вену, Дрезден, по морю в Лондон.

Что касается крупного рогатого скота, то его отправлялось из нашей местности одна десятая часть всего скота Воронежской губернии. В 1887 году коренной земельный передел. В Песках с 349 дворами и 2338 жителями насчитывалось 6651 десятина земли, которая была наделена на 919 ревизских душ. В одном наделе – 12 полос. Длина полосы от 40 до 120 саженей, ширина от 2 до 15 саженей. Земля в Песках была 2–го и 3–го сортов.

Самым богатым и влиятельным семейством в наших краях было семейство Урсул, наследники помещичьего владения в несколько тысяч гектаров самой плодородной земли и лесного массива. Один из Урсулов – член 4 Государственной Думы. Жил и умер в Москве, похоронен в селе Старая Меловая с юго-восточной стороны Богородицкой церкви. Материальное состояние оказало решающее влияние на общественное положение Урсулов. Другой из братьев был членом и председателем Богучарской земской управы. Помещик Урсул часто и надолго уезжал в Богучар. Делами ведали приказчики и управляющие. Его земли располагались от топоряжных песковских земель до села Новотроицкое. Впервые при Урсуле стал культивироваться подсолнечник. Домом помещика Урсула являлось здание нынешней участковой больницы в селе Старая Меловая.

Земли возделывались трудом наемных работников. Кормили скудно, в основном кашей. В 1896 году интересы 3 участка Богучарского уезда, т.е. Старой Меловой, представлял помещик слободы отставной поручик Алексей Иванович Урсул. В предреволюционное время он и его жена имели по автомобилю, а в хозяйстве был трактор. Захоронен А.И.Урсул рядом с братом, у церкви.

Тщательно рассматривая карту местности, мы увидим, что жилая зона Песок, приближенная к Старой Меловой, отделена значительным пространством без застроек. Улица Луговая расположена ближе к слободе Ширяево, чем к Пескам. Это свидетельствует о том, что ширяевский помещик Яицкий приобрел земли в пойме реки Толучеевка и ее залива Кубушки (Кубушка соединяла реку с озером, расположенным вдоль улицы Полевой). До сих пор жители улицы Луговой говорят в обиходе: «Пойду на Пески». Связующим звеном между Песками и Ширяево была улица Луговая и мельница немца Фишера. Уровень в реке поддерживался плотиной. Через нее проложена дорога, находящаяся в исправном состоянии.

Наше село минули вспышки крестьянских восстаний. Разрушения и пожарища не коснулись владений богатых домов. Их постройки еще долго будут служить людям.

В начале января 1918 года в районы Воронежской губернии отправлена инструкция «Об организации власти в деревне». В решении № 88 от 18 января 1918 года было рекомендовано создать органы власти на местах.

Первым секретарем Песковского сельского совета был А.Легезин. На данный период песковское общество состояло из 3464 душ, владело 5267 десятинами пашни, 170 десятин луга, 425 десятин леса.

В стране шла гражданская война. В марте 1919 года обстановка накалилась так, что возникла опасность захвата власти контрреволюцией. 6 сентября 1919 года город Калач был занят красновцами. Начались расстрелы. Белогвардейские отряды из казаков грабили Пески, Старую Меловую. К лету 20 года село Пески вошло в состав сформировавшегося в Старой Меловой мощного органа советской власти по борьбе с бандитизмом. Несмотря на трудности, жизнь шла своим чередом. Крестьяне сеяли и убирали хлеб, работали водяные мельницы, 22 ветряные мельницы (одна из них стояла прямо в центре села). Сполохи гражданской войны, засушливые годы, морозные зимы 1920-1922 годов ухудшили условия жизни многих крестьян.

Старожилы рассказывают жуткие картины быта наших земляков: распоясавшиеся свои же односельчане грабили и уводили скот с подворий, забивали, прятали мясо в реке. Пострадавшие молчали, боялись. Особенно активизировалась их деятельность в годы НЭПа.

Немаловажное событие в общественной жизни связано с началом работ по выполнению Декрета о ликвидации неграмотности. Все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В Песках пункт ликвидации неграмотности возглавил учитель-комсомолец Т.И. Строителев. Для учебы была выделена бумага, чернильницы, карандаши, буквари, тетради, ручки.

Сельское хозяйство в условиях гражданской войны и классовой борьбы, разрухи и голода, находилось в бедственном положении. Для всех становилось ясно, что выжить поодиночке невозможно. В архивах нет документов, подтверждающих деятельность первой Песковской артели. Но, по утверждению старожилов, ее организовал Василий Васильевич Доброскокин. С 4 марта 1925 года по 26 декабря 1927 года существовала вторая сельскохозяйственная артель, она имела трактор и молотилку. Следующая артель возникла в 1926 году, ее организовал Петр Петрович Пищалкин из 8 крестьянских дворов, с 43 едоками и земельным наделом в 86 га. Артель называлась «Парижская коммуна», земли были разбросаны, отдалены друг от друга, обработка их затруднялась.

Наступила осень 1929 года, это было началом целой эпохи. К этому времени в селе Пески было 610 дворов, из них только 578 имели право войти в колхоз. 32 двора были зажиточными, кулацкими. Колхоз «Парижская коммуна» (1932 год) ко второй своей весне имел 268 единиц тягловой силы, плуги, арбы, возы, ярма, бороны. Полностью отсортировано 2374 ц посевного зерна на площади 2612 га. В поле выезжали с рассветом, на обед домой никто не ездил, работу заканчивали в сумерки. На часы особо никто не поглядывал. В связи с этим было организовано трое детских яслей на 70 мест, две детских площадки на 60 мест. Пищу для работающих готовили в походной кухне. Время было голодное и было счастьем отведать «затирки» или каши из общего котла. Работали в поле с полной отдачей, по-другому не позволяла совесть.

Но была и другая сторона. Были крепкие, трудолюбивые семьи, которых подвергали раскулачиванию, несправедливо отбирали все зерно, муку, оставляя детей без крова и еды. Но постепенно улаживались конфликты, налаживалась новая жизнь. И в сознании потомков было одно убеждение – только коллективный труд помог выжить тогда.

В ноябре 1939 года грянула финская война, а позже, в 1941-м, Великая Отечественная. Кровопролитная, продолжительная, вошедшая в историю как Великая Отечественная война Советского Союза с фашистской Германией. Более 500 человек — мужчин, юношей и девушек ушло защищать Родину. Первые годы войны были тяжелым испытанием для всех песковцев. В селе мужчины практически отсутствовали. Основной рабочей силой были подростки, старики. Но никто не жаловался. Знали, что победа куется в тылу.

Шла лютая зима 1942-43 годов. В феврале войска Воронежского фронта перешли в наступление в районе Богучара, где было взято в плен более 30 тысяч итальянцев, румын, мадьяр. В тридцатиградусный мороз через Пески на Калач шли многотысячные толпы военнопленных. Они голодали, замерзали и умирали. От Дона до Калача через села лежали обледенелые трупы тех, кого в нашу страну никто не звал. В связи с тем, что неприятель занял правобережье Дона, в Петропавловском районе начал формироваться партизанский отряд для ведения боевых действий в тылу врага на случай оккупации. Возглавлял эту работу заместитель председателя райисполкома Шаповалов, комиссаром назначен председатель Ф.Н.Чеботарев, а оперативную группу – Островерхов.



После войны жители села восстанавливали хозяйство: растили хлеб. Колхозы «Политотдел» и «Парижская Коммуна» объединились в один колхоз, в 1958 году он стал называться «Песковский». Его первым председателем стал Дмитрий Митрофанович Нечаев.

Рядом с Воскресенской церковью расположено здание Песковской школы.

Первое, дошедшее до нас, упоминание о школе на территории Воронежского края относится к 1703 году, но это не значит, что их не было раньше. В старину на Руси говорили: «Школ на Руси столько, сколько церквей и монастырей». Учителями в тех школах были священники, одни из самых образованных людей того времени. В слободе Старой Меловой первая школа была открыта в 1844 году. В уезде, кроме Богучарской приходской, начало открытия школ относится к 1843 году.

И лишь с царствованием Александра II, в 1860 году, русская начальная школа получила могучий импульс для своего развития. Именно к этому периоду относится открытие Старомеловатско–Песковской школы при Воскресенской церкви.

Для школы было построено церковное здание. Возведено оно на деньги прихожан-песковцев. Было оно деревянным, на высоком фундаменте, под железной крышей. В нем имелись четыре класса. Даже поповский дом, стоящий через дорогу, выглядел не так красиво, как школа.

Народное образование возникло в селе Пески при Воскресенской церкви.

Открылась эта церковноприходская Старомеловатско-песковская школа в 1880 году и прослужила исправно много лет. Священником был в это время Василий Васильевский. Он преподавал «Слово Божье», историю, географию.

Перерыв в работе школы был только в годы Великой Отечественной войны, когда в ней располагался военно-полевой госпиталь № 1411.

С 1903 года попечителем школы был крестьянин Андрей Павлович Шевцов. С1908 года учителями были Иван Дмитриевич Сероклин и Лидия Андреевна Сероклин, а также Анна Устиновна Богатырева и Анна Андреевна Ковалевская. В декабре 1914 года была открыта 2-я Песковская школа (начальная), в 1931 году открыта 3-я Песковская начальная школа, где учителем был Петр Пантелеевич Звозников.

В сентябре 1942 года Песковская начальная школа была преобразована в семилетку. Свою работу Песковская семилетняя школа не прекращала и в годы войны, когда в здании находился госпиталь №1411 для раненых советских солдат. Умерших хоронили на местном кладбище, мы и сейчас ухаживаем за братскими могилами.

В 1962 школа преобразована в восьмилетку, в 1966 – в среднюю школу, и первый выпуск ее был в 1968 году. Позже, в 1972 году, было построено новое здание школы, двухэтажное, с большим спортзалом. Светлое, уютное, теплое. В школе работает производственная бригада и звенья юных опытников, эколого-ландшафтное объединение школьников, которое занимается озеленением улиц, посадкой лесополос, уборкой и облагораживанием территории улиц села.

Ежегодно на вечер школьных друзей слетаются ее выпускники, в этом году гостями были выпуски 1998, 1988, 1978 и первого выпуска средней школы – 1968 года.

Наша следующая остановка – Дом культуры. Сначала в селе Пески работала изба – читальня. В Архиве Администрации села сохранились записи о работе избы-читальни с января 1942 года, но, по воспоминаниям сельчан, она была открыта гораздо раньше, еще в 30–е годы XX века.

Клуб был открыт в 1948 году, это было одноэтажное саманное здание. Первым директором был Александр Карпович Никоненко, его сменил Разумный Василий Тихонович, а затем клуб принял Василий Иванович Клименко. Проработав директором клуба около года, он сохранил любовь к художественной самодеятельности на всю жизнь и, уже работая в колхозе, был бессменным ведущим всех последующих концертов более 20 лет. В 1967 было построено новое двухэтажное здание Дома Культуры с фонтаном у центрального входа.

Село Пески славится песнями. В 1968 году В.И. Соляная, позже ставшая заслуженным работником культуры, создала хор. Оркестр русских народных инструментов под руководством И.Ф.Матвиенко принимал участие во Всероссийском конкурсе самодеятельных оркестров и стал дипломантом.

В Доме культуры разместился сельский историко-краеведческий музей, в нем 2 зала.

Музей создан историком-любителем Николаем Ивановичем Улезько. Именно по его инициативе были проведены археологические раскопки древнего кургана, именуемого в народе Доновой могилой.

262 земляка не вернулись с полей сражений Великой отечественной войны домой. В музее села хранятся письма с фронта, похоронки, личные вещи односельчан.

Дальше наш путь лежит к Памятнику-Мемориалу односельчанам, не вернувшимся с войны 1941-1945 годов.

В нашем селе родился прекрасный художник и скульптор, учитель рисования Василий Андреевич Косяченко, который является автором этого памятника погибшим односельчанам.

Он родился на русской земле,

В повидавшей невзгоды семье,

И тропинки его, как морщинки, легли

На лице ненаглядной земли.

Он любил, когда реки играли весной,

Когда белые вьюги свистят над страной.

Все плотины его и его облака

Он любил навсегда…

Василий родился и вырос в крестьянской семье Андрея и Евдокии Косяченко. Его деды и прадеды из поколения в поколение растили хлеба, и только у Василия, единственного сына в семье, сказались задатки художника. Он рос спокойным, любознательным ребенком, мог часами наблюдать за полетами ласточек, когда те хлопотали у гнезда, мог просидеть с удочкой у реки целый день, наблюдая рассвет или закат, и возвратиться домой без единой рыбешки.

Родные уже и не помнят, когда впервые у него в руках оказался карандаш, и Василий стал делать свои первые наброски. Он рисовал своих отца и мать, своих соседей и друзей, с этого-то все и пошло. Первые росточки таланта, появившиеся у Василия Косяченко в школьные годы, набирали силу, и проблем с тем «кем быть» вовсе не было.

Но трудное было время. В семье не сразу осознали то, что в доме растет не просто художник, а талант. «Это ремесло хлебом не кормит» — говорили некоторые. А годы летели как-то особенно быстро. Он не стал хлебопашцем, как его отец; после окончания школы он поступил в Курский Педагогический Институт на художественно — графическое отделение. Учился с желанием, хватая все налету, создавая уже в первые годы учебы свои живописные полотна, на которых запечатлены просторы земли воронежской: «Степь воронцовая», «Рассветы Придонья», «Кормилица нива».

Но была у него сокровенная мечта: увековечить память 262 воинов-песковцев, сложивших головы за Родину на полях сражений с немецко-фашистскими захватчиками. Мечту свою он отобразил в дипломном проекте величественного монумента, заканчивая институт.

И вот он уже дома, он – учитель рисования и черчения в Песковской школе, и теперь Василий Андреевич решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту, ведь именно об этом он думал, часами работая над защитой дипломной работы и проектируя уже тогда будущий Монумент Славы погибшим односельчанам. Пожалуй, именно эта мечта помогла В.Косяченко подготовить и защитить Диплом на «отлично».

Осенью 1968 года он сам, своими руками, стал рыть траншею под фундамент памятника. Позже было выделено несколько рабочих: каменщики, штукатуры, разнорабочие. Строительство шло методом народной стройки, были поиски материалов, средств. Искали нужную глину. Наконец материал, люди, техника – все найдено. И закипела работа. В гаражах выделили помещение. Сначала лепили голову из гипса. Детвора вместе с учителем переживала за результат. Дело спорилось. Но вскоре из области приезжает комиссия: строительство памятника приостановить, действия незаконные, памятник не утвержден художественным областным советом. И тут он не выдержал: тяжелая работа, постоянная нервотрепка, не отапливаемое помещение, в котором работал скульптор, и, как результат, подвело здоровье. Он заболел. Врачи установили диагноз: туберкулез. Но такой уж был это человек, Василий Андреевич Косяченко, с виду спокойный, он проявил настойчивость, дошел до конца.

Но сначала была больница: семья, знакомые, друзья помогли, чем смогли. Неоднократные попытки убедить худсовет и дать добро на строительство памятника ничего не давали, а Василий Андреевич спешил. Торопился сам и торопил время, а его-то, как раз, и мало осталось. Он знал, что болезнь серьезная. Помог случай. В то время велось строительство колхозного Дома Культуры. Оформителем нового клуба был Дмитрий Солнцев, который, узнав о возникших проблемах, согласился стать подрядчиком. Его имя убедило художественный совет, и решение в пользу строительства памятника было вынесено.

Два года шло строительство памятника. Причем автору хотелось, чтобы каждая мать в образе солдата, запечатленного в камне, узнавала своего погибшего сына.

В ноябре 1970 года состоялось открытие памятника, который по своей архитектуре и техническому решению признан одним из лучших в Воронежской области.

Автору за создание памятника-мемориала «Односельчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» была присуждена Премия имени Василия Кубанева, выделено денежное вознаграждение в размере ста сорока рублей. Эту сумму он до последней копейки истратил на приобретение бумаги, красок, кистей и мольбертов для студии изобразительного искусства, для своих учеников, ведь Василий Андреевич никогда не забывал о своей основной работе. Очень любила его детвора, бегала за ним по пятам. Он же передавал ей не только знание живописи, любовь к предмету, окружающему миру, но и частичку своей души: Василий Андреевич был добр и нежен, отзывчив и требователен. В окружении девчонок и мальчишек его можно было увидеть на Лимане и в березовой роще, на горе и лугу с мольбертом в руках.

Мы приглашаем всех поклониться могилам воинов. В годы Великой отечественной войны линия фронта проходила в 60 километрах от села, по реке Дон в районе Богучара. На Песках останавливались воинские части, чтобы завтра вступить в бой с фашистами. В эвакогоспитале №1411, который располагался в здании школы, умирали от ран советские воины, которых на подводах привозили с полей битвы. На кладбище села находятся могилы лейтенанта Пчельникова и рядовых Родимова, Лисичникова и Журавлева. Родина по достоинству оценила ратный подвиг погибших участников Великой отечественной войны. Многие из них награждены орденами и медалями.

Наш путь лежит на берег реки Толучеевка, к нашим минеральным источникам.

В 1960-х годах в процессе глубинных изысканий на территории Песковского сельского поселения в трех местах начали изливаться из-под земли три источника. Уже в 1970-е годы население села обратило внимание на один из них, вкус воды в котором слегка соленый, а запах отдает сероводородом. С тех пор у этого источника добрая слава. Люди берут воду, грязь и лечатся ими. Из рассказов людей при помощи этой воды и грязи хорошо излечиваются болезни суставов, радикулиты, кожные заболевания.

Более полувека бьют фонтаны воды, и пока не истощились. Когда летом мы ходим на речку купаться и загорать, то обязательно напьемся целебной воды. Приглашаем и вас посетить наши источники, где можно принять грязевые ванны.

Следующая остановка в Березовой роще.

Она посажена солдатами, которые вернулись с фронтов Великой Отечественной войны.

Эта роща стала свидетельницей многих встреч и свиданий.

Завершим наш маршрут мы с вами в Пещерной церкви – памятнике археологии, свидетельствующего о древности заселения этого края.

История появления пещер на территории нашего края, вероятно, имеет несколько этапов. Первоначально человек селился в пещерах естественного происхождения. Таких пещер на территории области очень мало и человек, а было это в эпоху палеолита, охотясь на мамонтов загонным способом, устраивал свое жилище на крутых обрывистых правых берегах рек нашего края. Место расположения Песковского пещерного скита соответствует этим стандартам.

Обратимся теперь к конкретным археологическим источникам и постараемся выяснить, каким образом из них можно извлечь историческую информацию.

Люди палеолитической эпохи на Дону в своей практике использовали три основных вида сырьевых источников: камень, кость и дерево. Следов деревянных сооружений или изделий из дерева той поры не сохранилось совсем. А вот каменные и костяные находки на месте стоянок встречаются в большом количестве.

В подтверждение этой гипотезы служит нахождение каменного кремневого ножа в 200 метрах от пещеры в 1994 году, а так же обнаружение экспедицией ВГПУ стоянки эпохи палеолита на том же правом берегу реки Толучеевка выше по течению, т.е. севернее пещеры, в районе хутора Четвериково. Прямо напротив пещеры обнаружена стоянка эпохи мезолита (150 метров севернее села Красноселовка). Поэтому вполне допустимо, что пещера существовала в эпоху палеолита, она могла быть заселена людьми.

Начало копания Песковской пещеры относится к 1886 – 1889 годам. Точнее дату установить не удалось. Связывается это с именем Ковяра Босого, жителя местечка Кордон села Пески. Этот человек имел репутацию почти «святого» человека. Босой совершил паломничество в Киев, Иерусалим, причем действительно без обуви, которой он, якобы, не носил вообще. Он считал, что мороз «святые» ноги, носившие его в Киев и Иерусалим, не тронет.

Был он человек весьма скромного достатка, но деньги имел. По праздникам он сидел на площади, где ему во время ярмарок неплохо подавали. По большим церковным праздникам он ходил в Воронеж в Акатов монастырь, где ему подавали «целый картуз» денег. Денег было столько, что его по дороге назад несколько раз грабили, поэтому настоятель выделял ему в сопровождение монахов. Это наталкивает на мысль: зачем нужен настоятелю монастыря нищий богомолец? А не может ли быть, что в Акатовом монастыре Ковяр Босой не попрошайничал, а брал деньги на строительство пещерной церкви, потому что, по сведениям очевидцев, все деньги, «заработанные» таким способом, Ковяр тратил на расширение пещеры.

О тесных связях с Акатовым монастырем говорит и то, что некоторые местные жители вспоминали о монахах, живших в пещере, как о пришедших из Акатова монастыря. К сожалению, наш запрос в Акатов монастырь по поводу связей с Песковским пещерным скитом, или хотя бы его церковного статуса, остался без ответа.

Пещера строилась с 1886-1889 года, но так и не была достроена. Дело в том, что во всех достроенных пещерах (Белогорье, Павловск, Криуша) имеется внутренняя церковь. Здесь же ее нет, да и многие хода заканчиваются тупиком. Сведения о том, что центральный вход завалился и пещера имеет большее продолжение, скорее всего, являются слухами и домыслами.

В рытье пещеры принимали участие в основном местные жители. По свидетельству старожила Степана Михайловича Пивоварова, его бабка тачкой отвозила мел в отвал.

Как и все пещеры, наша пещера имеет гладкие шлифованные стены с карнизом перед полусводом потолка. Шлифовали пещеру специальным рубанком по мелу, который двигали вращательными движениями. Саму пещеру долбили кирками, куски отвозили на тачке к выходу. Входов в пещеру было два. Один парадный, другой – «черный». Парадный вход закрывался железными воротами, которые после ухода последнего жителя пещеры были утащены местными. Отыскать их не удалось. «Черный» вход служил для въезда в пещеру лошадей. Там имеется конюшня на пару лошадей.

Настоящей церкви в пещере не было, но богомольные люди приходили в пещеру совершать обряды. Земли у пещерной церкви не было, и существовала она лишь за счет добровольных пожертвований людей. В пещере было много икон, но после закрытия пещеры они были разграблены местными жителями.

В самой пещере имелся «погреб». Так же монахи собирались добраться до источника, внутреннего озера, которое, как они рассчитывали, находилось где-то внутри меловой горы, судя по роднику. В пещере проживало, в большем случае, около 12 человек. Они были из Песок, Новобогородицкого, и даже из Акатова монастыря.

Пещера хранит много тайн.

Одной из самых интересных является тайна рисунков. Дело в том, что в пещере имеется ряд рисунков, некоторые из них выполнены красной глиной, некоторые выбиты специальными инструментами на стене.

Прямо по центральной галерее, за вторым поворотом направо, имеется рисунок Богородицы, который вырезан на стене пещеры и выполнен красной глиной. Цвет глины просматривается на этом рисунке уже очень слабо, но контур изображения очень хорошо виден.

Здесь мы обнаружили очень хорошо сохранившееся изображение Иисуса Христа; мы так думаем, что это изображен Иисус Христос, потому что этот рисунок напоминает христианские иконы 10-13 веков.

Над входом в саму пещеру, в двух местах имеются вырубленные изображения оленя и бобра. Кстати, аналогичные рисунки встречаются и в других пещерах края. Напомним, что олень и бобр – языческие символы славян, и вряд ли будут современные вандалы тащить с собой специальные инструменты, чтобы рисовать славянские символы, это, скорее всего, рисунки, сохранившиеся с более ранних времен.

Вполне возможно, что Ковяр Босой начал рыть пещеру на месте, где уже существовала старая пещера. И если это так, то наличие рисунков можно объяснить более ранним заселением русскими территории нашего края, нежели в XVIII веке. А это для нас историческая сенсация.

С установлением Советской власти и борьбой с религией жизнь в пещере замирает. Ковяр Босой умирает, последний житель пещеры покидает ее в 1931 году. Местные жители частенько посещают пещеру, но сведений о ней почти никто не имеет. Лишь общение с людьми самого преклонного возраста позволило собрать по крупицам эту информацию.

Вот и закончилось наше путешествие по родным местам.

Надеемся, что, прочитав эту работу, Вам захочется посетить наши Песковские просторы.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А.З.Винников, А.Т.Синюк «Дорогами тысячелетий», издательство ВГУ – 2003.

К.И.Алещенко «Земля Петропавловская», Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство – 1993.

Н.И.Сыроватский «Отчий край», Воронеж – 1996.

Этнография Центрального Черноземья России, выпуск 7, Воронеж, «ИСТОКИ» — 2008.

Свидетельства местных жителей.

PAGE \* MERGEFORMAT 2