Экологическое воспитание младших школьников воспитание заботы о


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ: ВОСПИТАНИЕ

ЗАБОТЫ О ПРИРОДЕ

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУСОШ № 5 п.г.т. Сафоново

Недашковская Лариса Юрьевна

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

1.Актуальность……………………………………………………………………..4

2. Система экологического воспитания детей младшего

школьного возраста:……………………………………………………………… 5

а) принципы………………………………………………………………………..5

б) формы……………………………………………………………………………6

в) методы…………………………………………………………………………..7

3. Возможности школы в формировании экологической культуры………….8

4. Практическая деятельность детей…………………………………………….8

5. Работа с родителями………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………11

Введение

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат.

«Царица – гусеница!» Э. Асадов

Смотри, смотри, какая раскрасавица!-

Мальчишка смотрит радостно на мать-

Царица – гусеница! Правда, нравится?

Давай ее кормить и охранять!

И вправду, будто древняя царица,

Таинственным сказаниям сродни,

На краснобоком яблоке в тени

Сидела золотая гусеница.

Но женщина воскликнула; – Пустое!-

И засмеялась: – Ах ты, мой сверчок!

Готов везде оберегать живое

Да это же вредитель, дурачок!

В четыре года надо быть мужчиной!

Соображай. Ты видишь, вот сюда

Она вползает, портит сердцевину,

И яблоко хоть выброси тогда!

Нет, нам с тобой такое не годится

Сейчас мы глянем, что ты за герой.-

Она стряхнула с ветки гусеницу:

А ну – ка, раздави ее ногой! –

И мальчик, мину напуская злую

И подавляя в тайне тошноту

Шагнул ногой на теплую, живую,

Жемчужно – золотую красоту…

Вот это славно! Умница, хвалю! –

И тот, стремясь покончить с добротою,

Вскричал со зверски поднятой ногою:

Кидай еще! Другую раздавлю!

Мать с древних пор на свете против зла,

Но как же этой не понятно было.

Что сердцевину яблока спасла,

А вот в мальчишке, что – то загубила.

Мы удивляемся и возмущаемся, когда видим, как подростки мучают кошку или щенка и говорим: «Откуда в них такая жестокость! Ведь мы их воспитывали!».

А может, не так воспитывали?

Может, не сумели заложить самое главное – умение сочувствовать, сопереживать животным, растениям?

Сочувствовать – значит бережно относиться. Бережно относиться – значит понимать самоценность каждого вида.

Не обязательно любить всех животных, все растения, к чему мы часто призываем детей. Важно понимать живые существа и сопереживать им. Ребенок может не любить дождевого червяка, но он должен понимать и чувствовать, почему нельзя давить червей, вылезающих на поверхность во время дождя.

Именно для этого и на таких подходах, основываются наши занятия по экологии. В игровой форме дети получают знания о природе, о мире.

Во Вселенной находится множество планет, но среди них самая близкая, самая прекрасная – это Земля.

Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э. Огнецвет:

Она нам не желает ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного:

Чтоб люди были к ней добры.

1.Актуальность

Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающей его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Исходя из цели, основными задачами экологического образования являются:

— воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;

— восприятие ее красоты и многообразия;

— формирование знаний о природе;

— развитие сопереживания к бедствиям природы;

— потребности бороться за ее сохранность.

Решение всех задач возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности школьных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Экологическое воспитание включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля – единая экосистема.

Человек – существо биосоциальное.

Человек – часть экологической системы.

2. Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

Формирование начальных основ экологической культуры требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенные принципы, формы и методы работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

а) принципы

В основу системы положены принципы:

— краеведения;

— -природосообразности;

— научности и доступности понятий;

— «спирали»;

— междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения позволяет:

— формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей среды;

— использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

— создать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В содержание системы включаются лишь наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективным и успешным только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при опоре на принцип природосообразности. При отборе содержания учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно – научные представления и понятия, постигая более сложные приемы и методы исследования.

Однако из-за небольшого количества часов в учебном плане, выделяемых на изучение природы, невозможно достичь нужного результата только на специальных занятиях и уроках. Поэтому возникает необходимость объединения нескольких предметных областей одной темой ( например, сезонные явления в природе изучаются на занятиях и уроках по краеведению, ИЗО, музыке, труду, окружающему миру и т. д.), т. е. используются междисциплинарность и интеграция, что позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в некое единое целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

б) формы

Программа экологического развития предполагает использование разнообразных форм работы:

-занятия и уроки;

— экскурсии;

— практическая деятельность в природе;

— природоохранные акции;

— работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;

-проведение экологических викторин и олимпиад;

-выпуск детьми «Экологических листовок».

Основная роль в формировании системы первоначально естественно – научных представлений, понятий и знаний отводятся занятиям и урокам по окружающему миру.

Главная цель занятия (урока) – не передача знаний педагога ребенку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности. Для этого необходимо:

— разнообразить структуру и методы проведения занятий (уроков), способствующих развитию логического мышления и активности детей;

— шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей;

— для снятия умственного напряжения применять физкультминутки и игры с природоведческим содержанием;

— использовать самостоятельную работу детей: решение проблемных задач и ситуаций.

Для того чтобы поддерживать в течении занятия (урока) внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия (уроки):

— занятие (урок) – путешествие;

-занятие (урок) – сказка;

— занятие (урок) – викторина;

— занятие (урок)- игра, КВН

— занятие (урок) — конференция и т. д.

На занятиях (уроках) широко используются:

— блиц-опрос (дети вначале повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);

— проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);

— практическая и поисковая работа;

— игровые приемы.

Большое значение в экологическом развитии детей придается экскурсиям в природу.

По тематике экскурсии делятся на:

— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за объектами и явлениями природы в разные времена года;

— ориентирование на местности;

— экологические экскурсии по изучению приспособляемости организмов в среде обитания;

— ознакомление с проблемами окружающей среды;

— экскурсии в музеи природы и на выставки.

Для ознакомления детей с методами познания окружающего природного мира в курсе предусмотрено много практических работ, в том числе: уход за растениями и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов, ориентирование на местности и т. д.

Практические занятия дают детям возможность усваивать на только фактический материал, но и приучать мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира. Ребенок должен пройти по дороге: наблюдение — опыт- теория, должен иметь возможность потрогать все своими руками, найти ответы на вопросы, как и почему устроен мир. Опыт позволяет ребенку самому открыть что-либо.

Природоохранные акции – это общественно значимые мероприятия по сохранению объектов природы. С детьми можно проводить следующие природоохранные акции:

— «День цветов» (создание цветочных аллей);

— «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав);

— «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);

-«Чистое утро» (уборка территории);



— «Чтобы дольше жили книжки» (реставрация книг).

в) методы

Основным методом в экологическом развитии детей является наблюдение. С помощью наблюдения ребенок познает не только внешние признаки и свойства объектов природы, но и связь их со средой. Кроме того важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы.

Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры. Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что:

— объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

— окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа – чуткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно – следственные связи, сформулировать выводы, сделать общение, перенести за знание в новую ситуацию.

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляются легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучение ситуации, элементы сюжетно — ролевые игры.

3. Возможности школы в формировании экологической культуры.

Я работаю в средней школе п.г.т. Сафоново-1. Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.

Поэтому именно эта среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека.

Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В коридорах и кабинетах школы много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя и воспитатели учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. Прекрасные клумбы цветут летом и осенью у входа в школу. Ребята под руководством учителя выращивают рассаду цветов для будущей клумбы.

4. Практическая деятельность детей.

Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках краеведения, математики, русского языка, рисования и чтения. Все занятия можно подразделить на три направления.

1. Земля – наш дом родной.

Содержание всех тем наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.

2. Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно.

Занятия подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.

3. Без нас природа проживет, а мы без неё – нет.

Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.

К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст