Экологическое воспитание как один из элементов формирования


Содержание

Введение……………………………………………………………………..………..3

Глава 1: Экологическое воспитание как один из элементов формирования

экологической культуры

1.1. Анализ основных подходов к понятию «экологическое воспитание»……….5

1.2. Экологическое воспитание: цели и задачи, содержание, методы…………….8

1.3. Внеурочная работа по формированию экологической культуры…………….12

Глава 2: Кружковая работа в системе экологического воспитания младших

школьников

2.1. Кружковая работа – как одна из форм экологического воспитания…………15

2.2. Анализ опыта организации кружка «Юный эколог» в Горушинской НОШ – детский сад Даниловского муниципального района Ярославской области………18

2.3. Формирование экологического образа жизни у учащихся начальной школы: авторская программа «Среда моего обитания» для начальной школы……………20

Глава 3: Оценка эффективности и анализ результатов экологической воспитанности младших школьников в процессе кружковой работы

3.1. Определение уровня экологической воспитанности младших школьников исследуемого коллектива……………………………………………………………26

3.2. Диагностика эффективности кружковой работы в области экологического воспитания……………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………………32

Библиографический список…………………………………………………………34

Приложение…………………………………………………………………………..37

Птицы и звери, цветы и деревья взывают

к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,

где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса,

хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Д.Лихачев

Введение

Возрастающее влияние человеческого общества на окружающую среду, техногенное давление на биосферу является важнейшей проблемой современности. Одним из путей выхода из этого экологического кризиса является воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.

По словам писателя В. Распутина, «говорить сегодня об экологии – это значит говорить о спасении жизни». Вот почему к числу важных задач школьного образования следует отнести задачу развития и формирования у школьников экологической культуры.

Экологическая культура — это культура взаимодействия с окружающим миром; осознанное стремление ценить себя, свое здоровье, свою индивидуальность, ценить других людей – не только тех, с кем человек общается, но и тех, кого он никогда не видел и не увидит, не узнает; с уважением относиться ко всем проявлениям жизни; воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков. [13]

Воспитание экологической культуры должно начинаться с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а поэтому активно развиваются и утверждаются.

На протяжении пяти лет коллектив Горушинской НОШ — детский сад работает над методической темой «Воспитание экологической культуры младших школьников в условиях села». Эта тема актуальна и сегодня. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания, поэтому для сельских школьников особо важно овладеть основами экологической культуры.

Горушинская НОШ – детский сад находится в поселке Горушка, еще до недавнего времени экологически чистой зоне. Проблема загрязнения окружающей среды не обошла и наш поселок: хаотично образуются свалки мусора у домов, вдоль дорог; все реже можно увидеть цветы в палисадниках; в сосновом бору, окружающем поселок груды мусора от «культурного» отдыха людей. Экологическим островком в поселке является школа. Педагогический коллектив, школьники стараются озеленить каждый клочок земли, прилегающий к ней. На пришкольном участке выращивают овощи, цветы. Окружают школу стройные березки, клены, дубки. Радуют цветением сирень, черемуха, рябина, калина, яблони. Это все результат коллективного труда учеников, педагогов, родителей.

Большой воспитательный потенциал в формировании экологической культуры имеют кружки, секции, творческие коллективы. В малочисленной школе они объединяют почти всех учащихся, а также педагогов и родителей. Исходя из выше изложенного нами выбрана тема методической работы «Оценка роли кружковой формы работы в экологическом воспитании младших школьников».

Предметом исследования является экологическое воспитание в начальной школе.

Цель исследовательской работы — раскрыть возможности кружковой работы с младшими школьниками в экологическом воспитании. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

анализ научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме;

анализ и оценка основных элементов экологического воспитания;

анализ работы кружка «Юный эколог» в Горушинской НОШ – детский сад;

разработка программы «Среда моего обитания»;

диагностика эффективности кружковой работы в области экологического воспитания.

Глава 1: Экологическое воспитание как один из элементов

формирования экологической культуры

1.1. Анализ основных подходов к понятию «экологическое воспитание»

Экологическое воспитание – это формирование экологического сознания, то есть вдумчивого гармоничного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Это сложный и длительный процесс, который начинается в семье и продолжается как в школе, так и за ее стенами.

Экологическое воспитание необходимо рассматривать как один из важнейших аспектов в социализации личности, то есть активного приспособления к среде обитания, принятие ответственного выполнения знаков существования человека в природе и обществе. Процесс социализации включает:

формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;

развитие определенных оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения;

сформированность критического мышления, умение предвидеть последствия своего поведения, экологическая рефлексия. [5]

К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой. Эта готовность включает:

эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, «знаемые» (А. Н. Леонтьев) мотивы поведения;

деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях;

интеллектуальную готовность — определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя, как носителя экологической культуры.

Уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила. Учитывая психологические особенности младшего школьника, отметим, что более актуальными для него являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученное от взрослого или из книг. Исходя их этого, подчеркнем особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельностью в ней (то есть двух компонентов педагогического процесса – отношения и поведения).

В результате этого, необходимо отрабатывать организацию чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности (труда в уголке природы, ролевых игр природоведческого содержания, коллективного труда в природе, продуктивной деятельности с природным материалом).

Опора на положительное становится условием воспитания эмпатических чувств – способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние («беспокоится», «нездоров», «радуется», «приветствует», «боится», «просит ласки» и т. д.). Основой эмпатического чувства ребенка в этом случае является феномен децентрации – способности встать на позиции другого, понять его, «влезть в его шкуру», увидеть ситуацию чужими глазами (например, «животное, так же как и я, — живет, питается, дышит, чувствует, болеет, растет»). Считается, что ребенок 6-9 лет не может встать на точку зрения другого человека. Ж. Пиаже назвал это свойство детского мышления эгоцентризмом, сосредоточенностью на себе. Но это не значит, что дети не способны видеть мир глазами других. Постепенно у ребенка формируется беспристрастный взгляд на себя. Для этого на занятиях предлагаю детям ситуации «взгляд со стороны», которые развивают умение и желание видеть реальность глазами других, учат быть объективным, беспристрастным к себе и другим. [5]

Очень интересны и целесообразны игровые знания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились еж с белкой и разговорились…»; «Осенью в лесу проходило собрание животных на тему «Кто как готовится к зиме?»; «В новогоднюю ночь разговорились шишки на елке»; «Стояли в вазе цветы: гордый пион, скромная бегония, длинноногая ромашка. Пион сказал…».

Как прием формирования экологической культуры, коллективом нашей школы разработаны фенологические и экологические рассказы – загадки. Фенологический рассказ приурочен к определенному сезону, месяцу года. В него намеренно включено 8-12 фенологических ошибок. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения учителем рассказа. За правильные ответы ученики получают цветные жетоны. В конце занятия подводим итоги (1-е, 2-е, 3-е место). Те ошибки, которые школьники не заметили, объясняются учителем. Такая работа интересна в разновозрастных группах детей. Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы ученики объяснили, почему так не бывает. Кроме того, в некоторых рассказах упоминаются виды растений, животных, занесенные в Красную книгу. Ученики должны отметить их. Экологические рассказы посвящены поведению ребят в природе. Должны быть также отмечены ошибки в поведении школьников. Дети объясняют, почему нельзя так себя вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, которые ты не знаешь; почему нельзя срывать цветы и т.п. Примеры рассказов приводятся в приложении №1.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Методы и приемы экологического воспитания мы подробно охарактеризуем в следующем разделе.

1.2.Экологическое воспитание: цели и задачи, содержание, методы

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. [13]

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. [3]

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. [25]

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание — это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День природы, День леса, праздник Осени, Лесной карнавал и др.) (приложение 4). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

2. Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).

3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).

4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п.

5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса).

6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны. Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом. [23]

Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры- экскурсии, путешествия по экологической тропе. Нами разработаны экскурсии по экологической тропинке для младших школьников (приложение 4).

1.3. Внеурочная работа по формированию экологической культуры

младших школьников

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеурочной работы.

Внеурочная работа определяется педагогами как деятельность, которая выполняется вне уроков и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеурочной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

Краеведческий принцип во внеурочной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеурочной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Внеурочная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать дома дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль внеурочной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает, исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеурочной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. [12]

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеурочных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Групповая внеурочная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению живой природы.

Глава 2: Кружковая работа в системе экологического воспитания

младших школьников

2.1. Кружковая работа – как одна из форм экологического воспитания

Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов целесообразной формой работы является кружковая работа. В то же время она должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

научно-познавательного;

ценностного;

нормативного;

практически — деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.

Нормативный аспект содержания экологического образования ⎯ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ⎯ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п.

Практически — деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль , чем нормативный аспект. Практическая деятельность ⎯ конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Младший школьник в силу своих ограниченных физических возможностей бывает мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Однако, как показывает опыт, практическое участие детей данного возраста по защите и благоустройству окружающей среды может быть значительно шире. Для сельских школьников — это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

Во время кружковой работы младшим школьникам значительно доступнее показать, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, ⎯ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе работы имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест т.п. Это позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

Факты загрязнения и оскудения вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества.

Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:

человек ⎯ природное существо и член общества;

многообразие природного и социо — культурного окружения человека;

экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

труд и поведение человека в окружающей среде.

Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности. [27];[приложение4]

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.

Разнообразные виды внеурочной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

2.2. Анализ опыта организации кружка «Юный эколог» в Горушинской НОШ – детский сад Даниловского муниципального района Ярославской области

В данной школе природоохранную деятельность приняли в качестве основы построения воспитательной системы коллектива. Педагогами организован кружок «Юный эколог». Занятия кружка проходят один раз в неделю. При организации кружка нами учитывались следующие принципы:

краеведения;

системности;

научности;

доступности понятий;

диагностичности;

дифференциации;

природосообразности.

Цели кружка:

воспитание экологической культуры учащихся;

воспитание любви к своей малой родине;

установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой и со всем живым как главной ценностью на Земле.

Состав детского коллектива разновозрастный (ученики второго, третьего, четвертого классов). Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, делает разнообразным общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции. В разновозрастной группе осуществляется помощь старших младшим; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших детей. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Уровень творчества, самостоятельности детей значительно выше в разновозрастных группах. [4]



Главным направлением работы кружка является изучение и исследование родного края. В течение нескольких лет дети следят за экологическим состоянием реки Пеленга.

Членами кружка «Юный эколог» собраны и оформлены тематические папки: «Редкие растения – первоцветы нашей страны», «Деревья нашего края», «Удивительные кустарники», «Лекарственные растения и их охрана», «Удивительный мир животных», «Красная книга Ярославской области».

Школьники ведут фенологические наблюдения, которые позволяют глубже понять закономерности в сезонных явлениях природы, развивать природоохранные знания. Важное место занимают экскурсии в природу. Часто их проводят вместе с учителем лесник, егерь, родители, которые показывают детям бобровые погрызы и плотины, поселения ондатры, учат узнавать птиц, наблюдать. На экскурсиях дети знакомятся с правилами поведения в природе, учатся делать записи в дневниках наблюдений. Это подготавливает учащихся к дальнейшей исследовательской работе.

В школе проводятся конкурсы экологических газет, рисунков и плакатов на природоохранную тему. Организуются трудовые десанты по благоустройству школьной территории, озеленению села. Члены кружка занимаются экологическим просвещением населения: готовят выступления перед родителями, гостями, воспитанниками детского сада.

Таким образом, в школе сложилась система внеурочной природоохранной деятельности. Она достаточно эффективна и способствует воспитанию экологической ответственности у ребят, помогает готовить их к жизни и работе в селе. В приложении 2 представлено тематическое

планирование работы кружка «Юный эколог» Горушинской НОШ-детский сад.

2.3. Формирование экологического образа жизни у учащихся начальной школы: авторская программа «Среда моего обитания»

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования и воспитания, автором разработана программа «Среда моего обитания». Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы, в рамках кружка. Программа рассчитана на учащихся начальной школы, проживающих в сельской местности.

Программа составлена с частичным использованием авторских программ: Цветкова И. В. «Строим город Экоград», Москва, 2000 год — программа экологического воспитания младших школьников; Ефимова Н. В. «Мои родные, милые места», Данилов, 2006 год – программа экологического воспитания.

Пояснительная записка: программа подготовлена на основе современных научно-экологических и педагогических идей. Наука экология, как известно, изучает взаимодействия живых организмов с окружающей их средой. Человек как живое существо тоже связан со средой своего обитания. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в их жизнь и быт.

Природа воспринимается сельскими школьниками как среда обитания. Какова она? Из чего она состоит? Ч то делает ее пригодной или непригодной для жизни. Школьники должны обратиться, прежде всего, к себе, к среде, которая окружает их дом, школу, родное село.

Программа предполагает освещение, как фундаментальных вопросов, так и практических приемов изучения своего ближайшего окружения.

Она способствует формированию мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Занятия рассчитаны на активную работу учащихся в парах, группах, на выполнение самостоятельных заданий.

Цель программы – формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.

Задачи:

раскрытие перед ребенком картины мира путем расширения и конкретизации экологических представлений;

осознание воспитанниками Природы как общечеловеческой ценности;

воспитание бережного отношения к природе;

развитие творческих способностей, путем создания атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности;

нравственное самоопределение детей в построении отношений с окружающим миром.

Принципы построения программы:

природоособразности;

гармонизации личности и среды;

сознательности;

доступности;

наглядности;

дифференциации;

диагностичности.

Содержание процесса освоения программы «Среда моего обитания» состоит в постепенной и последовательной подготовке ребенка к нравственно-ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации.

Содержание программы включает усвоение комплекса знаний, умений, отражающих не только сущностные содержательные характеристики эколого-биологического профиля, но и достаточные знания для овладения основами этики, художественной, речевой, экологической культуры.

Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, выставки работ, ролевые игры, коллективные обсуждения проблем.

Прогнозируемые результаты: осознание воспитанниками Природы как общечеловеческой ценности; накопление и расширение знаний о природе, их эмоциональное проживание; формирование представления о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и биосферы; воспитание чувства бережного отношения к окружающей среде, как главного условия здоровья и выживания человека; воспитание потребности активно участвовать в экологической деятельности и природоохранных мероприятиях; умение наблюдать природу, понимать ее.

При построении программы уделялось внимание четырем направлениям работы: познавательному, познавательно-развлекательному, практическому и исследовательскому.

Содержание

Введение в программу: знакомство с содержанием программы; инструктаж по технике безопасности; анкетирование.

Человечество как глобальный экологический фактор: взаимодействие человека на биосферу; загрязнение среды обитания живого; глобальные изменения окружающей среды как результат хозяйственности человечества; дискуссия «Интересы отдельных лиц и общественное благополучие»; экскурсия по экологической тропинке «Малая река Пеленга».

Загрязнение окружающей среды села, болезни «цивилизации»: Здоровье – один из важнейших показателей успешности сохранения окружающей человека природной среды. Загрязнение среды как фактор появления новых болезней. Практикум «Если болит голова»; экологический десант; экскурсия на водоем Песочки.

4. Село, школа, жилой домсреда обитания человека: Взаимосвязи организма человека с окружающей средой как главный фактор сохранения его жизни, здоровья. Жилые помещения, школьное здание как среда обитания ребенка. Описание моего дома. Экологические нормы и состояния. Выбор места поселения – показатель экологической грамотности первопоселенцев. Пути улучшения среды обитания человека в жилых помещениях и населенных пунктах. Составление свода законов «Экологические нормы общежития»; экскурсия «Дом образцового состояния»; работа на пришкольном участке; посадка деревьев в поселке Горушка; экскурсия в краеведческий музей города Данилова.

Учитесь быть здоровыми: понятие «здоровый образ жизни»; ведение дневника «Мое здоровье и настроение»; оценка своего образа жизни; факторы, повреждающие здоровье человека – интегрированное занятие совместно с медицинскими работниками (врачом-наркологом, врачом-эпидемиологом); санитарно-гигиенические правила поведения человека. Утренник «Откуда берутся грязнули?»; экскурсия в ДЮСШ; экологический десант.

Мир животных: животный мир и человек; домашние, дикие животные; птицы Ярославского края; интеллектуально-познавательная игра «Угадай, кто я?»; экскурсии по экологической тропинке «Памятник природы – сосновый бор Горушка».

Мир растений: природа и я; лесные хозяева; книга дерева; о чем говорят цветы и деревья; экскурсия по экологической тропе «Ельник – зеленомощник, сосняки»; работа над проектом «Мое дерево»; оформление тематических альбомов; викторина «Путешествие в мир растений».

Осенний пейзаж моего края: первые приметы осени; изменение в природе после первого заморозка; цветущие растения поздней осени; путешествие по экологической тропе «Водоем Песочки»; конкурс осенних букетов, поделок из природного материала; праздник «В гостях у королевы Осени».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст