Экологическое образование детей класса предшкольной подготовки о


Экологическое образование детей класса предшкольной подготовки – огромный потенциал развития ключевых компетенций и познавательных процессов через сотрудничество с родителями.

Анчеева Г. В.

ГУ «Казахстанско-Российская гимназия».

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромную роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование — это огромный потенциал развития ключевых компетенций и познавательных процессов у детей. Продуманное, системное знакомство детей с миром природы позволяют развивать у них важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. Развивает наблюдательность, любознательность.

В процессе наблюдения за поведением детей класса предшкольной подготовки в природе, на занятиях по экологическому воспитанию выявлено ряд противоречий, а именно;

1. Знание норм поведения детей в природе расходятся с их реализацией на практике.

2. Между привитием экологической культуры, гуманного отношения детей к окружающей среде в школе и потребительским отношением к природе со стороны общества.

3. Дети с интересом воспринимают информацию, наблюдают за объектами природы, но в тоже время большая часть детей не задаёт вопросы поискового характера, не умеет анализировать, делать выводы.

В процессе работы выявлено, что у 65% детей отсутствуют знания, верно отражающие действительность, что служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным и растениям. Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей.

Взрослые, уделяя внимание специально – организованной деятельности, почти не интересуются поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребёнок может действовать согласно этическим представлениям, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы ещё не стали его моральным сознанием. В связи с этим возникает потребность воспитывать, прежде всего, экокультуру не только у детей, но и взрослых, окружающих их, в главной степени родителей.

Определяющим в отношении дошкольников к природе является когнитивный компонент, т. е. готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. Т.е., чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней. Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, которая заключается в педагогической целесообразности привлечение ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. В связи с этим считаю необходимо оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанников, как фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной формы – поисково-исследовательской, в основу которой заложена целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей.

Все это даёт основание для вывода актуальности и необходимости исследования проблемы развития познавательных способностей детей через экологическое воспитание.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы опытно-эксперементальной работы.

Цель:

разработать и апробировать модель экологического сотрудничества с родителями, направленную на развитие познавательных способностей детей.

Гипотеза.

Организация учебного и воспитательного процесса ориентированного на целенаправленное и систематическое формирование экологических знаний способствует развитию познавательных способностей детей, их субъективной позиции

Задачи исследования:

-изучить, проанализировать и обобщить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных способностей детей через экологическое воспитание.

-Выявить методы, приёмы, средства обучения, способствующие развитию познавательных способностей, в процессе экологического воспитания и сотрудничества с родителями.

-Разработать и апробировать формы работы с родителями.

-Определить особенности реализации субъектного подхода применительно к дошкольникам (6-7 лет).

— провести отбор диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности познавательных способностей, экологических знаний, субъектной позиции.

-создать необходимые условия для самореализации личности ребёнка.

Используемые методы исследования.

Теоретические:

-теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

— Анализ и синтез философской, психолого-педагогической литературы по проблеме.

— Абстрагирование и конкретизация, моделирование и проектирование системы формирования познавательных способностей в процессе экологического воспитания дошкольников.

Эмпирические методы:

-педагогическое наблюдение.

-Беседа.

-Педагогический эксперимент.

-Стандартизированные психологические тесты.



-Анализ применяемых методов и средств обучения, их эффективности.

-Анкетирование родителей.

-Проведение и анализ диагностических работ.

На формирующем этапе происходит реализация экспериментального исследования, который включает в себя констатацию уровня познавательных способностей детей через экологическое воспитание, разработку и апробацию психолого-педагогических условий её развития в системе непрерывного образования.

В ходе формирующего эксперимента проводится следующая работа: разрабатываются конспекты занятий по экологии с учётом основной программы, с внедрением элементов ТРИЗ, метода наглядного моделирования. Метод наглядного моделирования разработан на основе известного детского психолога Венгера Л.А., который путём исследования пришёл к выводу, что в основе развития умственных способностей ребёнка лежит овладение действиями наглядного моделирования. При составлении конспектов занятий использую так же программу Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», где автор предлагает нам готовые схематические модели.

Кроме предметных моделей, вместе с детьми готовим предметно – схематические. Например, на занятии «Золотая осень» использовала модели признаков осени, «Путешествие в лес» — модели правил поведения в лесу и т.д. Использование ТРИЗовских методов и приёмов даёт возможность превращать изучение любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование». При составлении конспектов использую упражнения, разработанные Ломовой В.А. «Азбука ТРИЗ для детского сада» и «Новые приключения Колобка, или наука для больших и маленьких» автор Шустерман.

Во время прогулок проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, различные исследования по темам «Почва», «Состояния воды», «Условия для роста и жизни растений» и т.д.

Разрабатываются, изготавливаются и проводятся с детьми дидактические игры по экологии, например; «Чей хвост, чья голова»? «Кто где живёт»? «Каждую птицу на своё место» и т.д.

Издаются буклеты, методические пособия: «Времена года», «Гуляй и наблюдай», «Народные приметы» и т.д.

Создаётся библиотека педагогической и художественной литературы, собираются материалы по эколизации всех направлений работы с детьми и родителями.

Функционирует психолого — педагогический лекторий для родителей по вопросам экологического воспитания.

В триаде педагог, ребенок, родитель проводилась следующая работа:

Продолжаются диагностические срезы по выявлению исходного, промежуточного и итогового уровня усвоения экологических знаний и формирования познавательных способностей.

По результатам диагностики, основанной на методике Соломенской О. В., сделан вывод, что уровень сформированности экологических знаний повысился в среднем на 80%. Процент детей, владеющих основными познавательными операциями, согласно проведённой диагностики психологом гимназии Розенберг О.Г., основанной на методике Замбацавичине, повысился в среднем на 70%.

В ходе педагогического наблюдения за детьми на занятиях и в повседневной жизни отмечено, что они стали бережнее относиться к природе. 80% детей «проверяют» знания, полученные на занятиях в самостоятельных экспериментах на основе метода проб и ошибок, 90% умеют анализировать, сравнивать.

Но у 25% детей ещё недостаточно развито умение делать выводы, умозаключения, 15% не проявляют самостоятельность в выборе видов и форм деятельности. 25% детей правильно даёт ответ, но не может его объяснить.

Для ликвидации имеющихся пробелов в дальнейшей работе планируется: вводить в занятия и в повседневную жизнь ещё большее количество опытов, экспериментов. Вовлекать всех детей в исследовательскую деятельность. Особенное внимание уделять малоактивным детям. Учить детей обосновывать свои ответы не только на занятиях по экологии и вовремя проведения опытов и экспериментов, но и на других занятиях.

Апробировать формы работы с родителями: «День открытых дверей», создать «Клуб любителей природы», привлечь родителей к составлению карт (схем) с наиболее интересными объектами природы (конкурс маршрута удивлений).

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер Л.А. Методика игрового наглядного моделирования — М.1986.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию // Дошкольная педагогика, 2006, №3, с23-27.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду — М: Просвещение, 1985

4. Дерябо С.Д. экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

5. Егоренков Л.И. экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М., 1999.

6. Зенина Т. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы// Дошкольное воспитание. 2005 с 26-31

7.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. — Минск, 1996.

8.Ломова В.А. Азбука ТРИЗ для детского сада. Алматы: Жеті жарғы, 1997

9. Шустерман Г. Новые приключения Колобка, или наука для больших и маленьких. — М. Педагогика-пресс, 1993

10. ШарыгинаТ.А. Путешествие в мир природы. — М: 2003.

Проведение экскурсий, поездки за город

Сбор семян

Проведение праздника «золотая осень»

ПЕДАГОГ, РЕБЕНОК, РОДИТЕЛЬ

Совместное проведение экспериментов: «Воздух всюду», «Как превратить воду в пар»?

Экологические проекты: «Письма животных», «Птицы наши друзья», «Елочка — зеленая иголочка», «Чудеса природы»

Конкурс на лучшую экологическую сказку

Фотоконкурс: «Дети и домашние животные»

Изготовление поделок из природного материала