Экологических проектов


«Человек на Земле»

IX Всероссийский конкурс учебно-исследовательских

экологических проектов

2012–2013 г.г.

УЧРЕДИТЕЛИ КОНКУРСА

Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию»

Российская экологическая академия

Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»

Департамент образования г. Москвы

Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества

Российское геологическое общество

Всероссийское общество охраны природы

МИТХТ им. М.В.Ломоносова

Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова

Факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН

Журнал «Химия и жизнь»

Союз охраны птиц России

СОСТАВ ЖЮРИ

Снакин Валерий Викторович (председатель жюри), доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, член президиума Российской экологической академии

Жердев Анатолий Витальевич (заместитель председателя), кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биохимии имени А.Н. Баха РАН

Ротина Елена Сергеевна (заместитель председателя), директор НП «Содействие химическому и экологическому образованию»

Стрельникова Любовь Николаевна (заместитель председателя), главный редактор журнала «Химия и жизнь»

Печерица Елена Владимировна, ответственный секретарь жюри, аспирантка кафедры Рационального природопользования Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Члены жюри: опытные педагоги, ученые, специалисты в области биологии, географии, химии и этнографии.

Адрес Оргкомитета:

119571, Москва, пр. Вернадского, 86, МИТХТ им. М.В. Ломоносова (для Е.С. Ротиной)

телефон/факс: (495) 434-81-02, 8-910-473-66-21 e-mail: HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

сайт: HYPERLINK «http://www.ChemEco.ru» www.ChemEco.ru

Срок подачи материалов на конкурс до 05 октября 2012 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

01. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Цель

Конкурс проводится с целью формирования экологической культуры – важной составной части культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.

Задачи

Важнейшими задачами конкурса являются:

– приобщение школьников и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека;

– формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;

– поддержка детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;

– развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.

Ожидаемый результат

Участники конкурса приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, студентами, учеными и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников и всего населения.

Привлечение подростков к решению общегосударственных проблем будет способствовать формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за спасение жизни на Земле.

02. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

К участию приглашаются детские экологические коллективы, созданные в школах, средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, при вузах, научных центрах, заповедниках и других организациях. Возможно участие отдельных авторов (школьного и дошкольного возраста); приветствуются семейные коллективы.

03. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА

НОМИНАЦИЯ № 1«ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ»

«Мне нет до тебя дела, говорит природа человеку:

— я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть».

И.С. Тургенев

В этой номинации можно представлять проекты по изучению природных сообществ, их состояния, развития, изменений, связанных с действием человека, в том числе работы по изучению взаимосвязей с природными сообществами отдельных видов или систематических групп живых организмов.

Возможные тематические направления проектов:

– Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем.

– Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.

– Восстановление, поддержание и улучшение состояния водных экосистем; улучшение качества природной и питьевой воды.

– Сохранение лесов как уникальных экосистем, рациональное использование лесных богатств.

– Биоразнообразие как критерий состояния экосистем.

– Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.

– Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.

– Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.

– Роль различных растений и животных в «пионерских» сообществах и процессах восстановления естественного состояния экосистем.

– Животные и растения, переселенные человеком на новые территории, особенности их адаптации к новым условиям обитания.

– Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективной защиты.

– Организмы-биоиндикаторы состояния экосистем.

НОМИНАЦИЯ2«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕЛЕНИЙ. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ

И РЕСУРСОВ»

«Кто избавился от излишеств,

тот избавился от лишений»

И. Кант

Эта номинация объединяет проекты, связанные с исследованием экосистем поселений человека (больших и малых городов, поселков и деревень). Сюда же относятся и проекты по изучению и решению проблем, связанных с возрастающим потреблением энергии, истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды бытовыми и прочими отходами.

Возможные тематические направления проектов:

– Анализ влияния экологической обстановки на качество жизни и здоровье населения; пути оздоровления экологической ситуации в городе. Изучение качества воздуха, воды, почвы, организация мониторинга экологического состояния среды города, составление экологического паспорта района (микрорайона), школы, квартиры.

– Растения в городе.

– Проблемы содержания домашних животных в городе.

– Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.

– Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.

– Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.

– Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?

– Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.

– Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.

– Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.

НОМИНАЦИЯ № 3«ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим,

кто владеет настоящим, тот владеет будущим»

Л.Н. Гумилёв

Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии.

Возможные тематические направления проектов:

– Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация с учётом природных условий (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.

– Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.

– Занятия населения:

сельскохозяйственные работы, их организация и распределение, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;

присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;

домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;

народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, характер и смысл мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.

– Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.

– Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.

– Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.

– Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.

– Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.

НОМИНАЦИЯ № 4«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОЛОГИИ»

В этой номинации могут участвовать дети в возрасте не старше 10 лет. Приветствуется участие семейных коллективов. Рекомендации по выбору тематики исследований и методике их выполнения приводятся в «Приложении № 1».

04. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ

Приоритет будет отдан проектам, направленным на изучение ближайшего природного окружения и решение местных экологических проблем, а также коллективным работам.

При оценке проектов будут учитываться:

соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки проблемы;

комплексность, полнота и объем проведенного исследования;

обоснованность выбора использованных методов;

грамотное и логичное изложение результатов;

степень проработки исследований предшественников, учет полученных ими данных при обсуждении собственных результатов;

обоснованность выводов и рекомендаций;

степень творческого участия школьников в проведении исследования и в практических действиях.

Помните, что Ваши исследования не должны наносить ущерба природе!

05. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проходит в три этапа.

Первый (региональный) этап.

Срок подачи проектов на первый этап до 05 октября 2012 г.

Работы следует направлять по адресу HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

Второй этап (всероссийский)

Региональная конкурсная комиссия, после подведения итогов первого этапа, направляет во всероссийскую конкурсную комиссию список проектов, рекомендованных к участию во втором (всероссийском) этапе конкурса не позднее 25 ноября 2012 г. по адресу: HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

Итоги второго этапа будут подведены в марте 2013 года и опубликованы на сайте Партнерства www.ChemEco.ru

Лучшие работы также будут представлены на сайте Партнерства

Третий этап – школа-конференция «Хранители Земли»

Школа-конференция будет проводиться в конце июня 2013 г.

На школу-конференцию будут приглашаться представители авторского коллектива с руководителем, из числа победителей второго (всероссийского) тура конкурса.

Программа школы-конференции предусматривает представление и защиту проектов в форме докладов, лекции, практические занятия, экскурсии.

06. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА

Представляемые материалы должны включать:

— Аннотацию;

— Отчет о проведенных исследованиях (включая заполненные формы №№ 1 и 2).

06.01. Аннотация (не более 1 стр.), в которой должна быть изложена следующая информация:

Номинация, по которой выполнялся проект.

Название организации, при которой работает экологический коллектив.

Название проекта.

Название авторского коллектива (если работа индивидуальная: имя, фамилия автора, класс, школа).

Ф.И.О. руководителей.

Год (годы), в течение которого выполнялся проект.

Краткое содержание проекта:

1) какая проблема исследовалась;

2) обоснование выбора проблемы и цель исследования;

3) основные методы исследования;

4) главный достигнутый результат;

5) выводы;

6) программа действий (что планируется, что сделали).

06.02. Отчет о проведенных исследованиях должен содержать:

1. Титульный лист, на котором должно быть написано:

Номинация, по которой выполнялся проект.

Название организации, при которой работает экологический коллектив.

Название проекта.

Название авторского коллектива (если работа индивидуальная: имя, фамилия автора, класс, школа).

Ф.И.О. руководителей.

Год (годы), в течение которого выполнялся проект.

2. Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.

3. Справка о деятельности коллектива

В справке необходимо указать:

Время создания коллектива

Список членов авторского коллектива участвовавших в работе над проектом (имя, фамилия, возраст, в каком классе и школе учатся – на момент подачи отчета) с указанием, кто конкретно из школьников выполнял тот или иной разделы проекта. Приложите фотографии как группы в целом, так и фотографии в процессе выполнения проекта. Желательно фотографии давать с пояснительным текстом.

Если в составе группы исполнителей можно выделить особо отличившихся участников, напишите, в чем их заслуга, и приложите их фотографии.

Фамилии и должности руководителей, а также за какую часть работы отвечал данный руководитель.

Укажите организации, с которыми вы сотрудничали в выполнении проекта (получали научные, профессиональные консультации, организационную, материальную или финансовую поддержку).

Если имеются, приложите отзывы различных организаций о деятельности коллектива, копии дипломов, газетных публикаций и пр.

4. Введение

В этом разделе следует сформулировать цель исследования, объяснить, на решение какой проблемы оно направлено, обосновать важность этой проблемы для общества в целом и ее особенности для вашего региона в частности.

Укажите место проведения исследования (название и географическое местоположение) и сроки выполнения проекта.

5. Объект исследования

Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования, в том числе:

— сведения о рельефе, климате, современном состоянии растительности и животного мира. Желательно приложить подробную карту-схему (с указанием масштаба), рисунки, фотографии, графики и другой иллюстративный материал;

— сведения о традиционном природопользовании в этой местности, топонимике, населении (численность, этнический состав, основные занятия, выдающиеся люди и т.д.), культуре (обряды, традиции, народные праздники, фольклор и т.д.); о современном использовании объекта в хозяйственной и культурной жизни людей.



Просьба основное внимание уделять тем характеристикам местности и ее экологического состояния, которые важны для анализа полученных вами результатов, не переписывая из справочников полные «паспорта» объекта.

6. Методы исследования

Укажите, какие методики были использованы при проведении исследования. Если использовалась стандартные методики, достаточно сделать ссылку на их авторов и литературный источник. Если стандартные методики были изменены, опишите также адаптации, которые были сделаны для их использования в ваших конкретных условиях.

Если были использованы оригинальные методики, их описания должны быть достаточно подробными, чтобы можно было понять всю последовательность ваших действий.

Если необходимо, включите в отчет обоснование выбора использованных в работе методов. Простая ссылка на мнение специалиста (научного консультанта), наверное, не самый интересный ответ. В каких работах использовались те же подходы для решения аналогичных задач? Подумайте, как еще можно было бы решить поставленную задачу.

Объясните, почему для получения выводов достаточно полученного объема данных.

7. Результаты исследований

Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.

Указывайте, в каком году были получены представленные вами результаты (а если это необходимо для описания процессов в экосистемах, то указывайте и даты исследований).

8. Обсуждение результатов

Сопоставьте полученные данные с поставленными задачами. Являются ли выявленные закономерности статистически достоверными или в каких-то случаях необходимы дополнительные исследования? Какие новые задачи имеет смысл поставить с учетом полученных результатов?

9. Выводы

Какие выводы можно сделать на основании полученных данных? Сформулируйте выводы в виде перечня. Обратите внимание на то, что выводы – это не повторение наиболее значимых данных ваших конкретных измерений, а те закономерности, которые были вами доказаны при обработке и анализе полученных результатов.

10. Прогноз

На основании полученных результатов (для номинаций 1-2) оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.

11. Программа действий

Программа практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта должна опираться на результаты проведенных исследований. (Постарайтесь избежать рекомендаций общего характера, которые можно было бы написать, не собирая никаких данных о состоянии объекта). В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.

Работа, предназначенная для выполнения школьниками, должна учитывать их возможности.

12. Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций, при этом обязательны ссылки на перечисляемые источники в тексте работы. (Изучите список литературы в какой-либо монографии или сборнике работ по экологии и примите его за образец). Не нужно включать в список источники, которые были прочитаны, но не использовались при описании объектов исследования, планировании экспериментов, обработке и анализе их результатов.

***



Страницы: 1 | 2 | Весь текст