Эффективность использования современных образовательных технолог

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»

Воропаева Лариса Владимировна

( HYPERLINK «mailto:[email protected]»[email protected] )

педагог дополнительного образования

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Октябрьского Административного округа г. Омска»

(МОУ ДОД «ДДТ ОАО г. Омска»)

Роль музыки неоспоримо велика в формировании эстетического, нравственного, умственного воспитания ребенка. Наряду с этим, она положительно влияет на его психическое состояние, а следовательно способствует решению проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Эта проблема является наиболее актуальной для системы образования, поскольку от состояния духовного, физического здоровья воспитанников во многом зависит качество обучения и воспитания

К сожалению, очень малый процент детей в нашей стране реализует свой творческий потенциал в области музыки, так как не каждому ребёнку под силу справиться с большим объёмом теории. необходимым для её освоения, и к тому, же дети очень перегружены школьными уроками. Причиной, из-за которой большая часть детей бросает музыкальную школу, является то, что ребенка, еще не умеющего «говорить» на музыкальном языке, пытаются учить читать этот язык, то есть учат его с самого начала играть по нотам. А, ведь, рождаясь, мы сначала произносим звуки, затем слова, предложения и уже потом учимся читать. Нотная графика – сложная система кодирования. В отличие от букв алфавита, ноты несут в себе два пласта информации: кодирование высоты музыкального звука и продолжительности музыкального времени. На разучивание одной пьесы у ребенка уходит очень много времени (от недели до месяца) и, естественно, что за это время у него пропадает интерес к ней. Проведя много времени возле музыкального инструмента, он так не добился результата, что отрицательно сказывается на его психическом и физическом здоровье.

Сложившаяся ситуация в музыкальном образовании требует инновационного обновления, что соответствует логике развития российского образования в целом. Одной из актуальных задач является обновление содержания и технологий образования в соответствии с целями опережающего развития. Условие успешной деятельности педагога сегодня – знание и грамотное внедрение в практическую деятельность современных образовательных технологий. Их применение в образовательном процессе позволяет детям не только активно работать на занятиях, но и накапливать и использовать субъектный опыт.

За время работы мною была разработана и в настоящее время реализуется образовательная программа детского объединения «Музыка для всех», в основу которой положены два изобретения в музыкальном образовании — это «Хроморяд Белецкого» и «Слогопись музыки» заслуженного работника культуры РФ С.В. Белецкого.

Технологии С.В. Белецкого дают возможность очень быстро и эффективно погружать детей в практическое музицирование и музыкальное творчество, так как в ее основе лежит природосообразный процесс освоения музыки, который задействует все каналы восприятия и виды памяти.

«Хромoряд» Бeлeцкого — это принцип двенадцатислоговой именации звуков, который привел к количественному соответствию имён и звуков в октаве темперированного строя. Он открыл перед всеми возможность осваивать музыкaльную речь аналогично разговорной. «Слогопись» позволяет за несколько минут, c любой группой детей, разучить любимую песенку или мелодию. Таким образом, технология обучения на основе «Хроморяда Белецкого» делает процесс освоения музыки не только лёгким и общедоступным, но и открывает возможность группового обучения практическому музицированию.

Обучение предусматривает четыре этапа:

1-й этап «Разучи мелодию» (освоение фортепианной клавиатуры, разучивание одно, двухголосных произведений по слогописи);

2-й этап «Сам себе концертмейстер» (освоение основ гармонии и аккомпанемента, в том числе и автоаккомпанемента на музыкальном синтезаторе);

3-й этап «Читаем ноты» (освоение нотной графики):

4-й этап «Музыкальное творчество» (сочинение и импровизация).

Отличительной особенностью данной технологии является то, что на одном занятии происходит интеграция различных музыкальных дисциплин, а именно: музыкальной теории, хорового пения, практического музицирования. Пение музыки именами звуков, пение каноном и на два голоса не только эффективно развивают музыкальный слух и память, но и ускоряют процесс освоения музыкальной теории и вхождения в практическое музицирование. А полученные теоретические знания в свою очередь становятся основой музыкального творчества.

Благодаря интонационному освоению элементов музыкальной речи и использованию авторского пособия С.В.Белецкого лото «Азбука музыки», к концу первого года обучения, дети осваивают более 80-ти музыкальных терминов и понятий, включая названия звукорядов (хроматического, увеличенного, уменьшенного), основных музыкальных темпов, штрихов, регистров, динамических оттенков, названий мужских и женских голосов, инструментов симфонического и народного оркестра и т. д. За год детьми было разучено голосом и на инструменте около 60-ти мелодий и попевок, включая детские популярные песни и старинную инструментальную музыку 17-18 веков учебного репертуара музыкальной школы. Дети приобрели навык 2-хголосного пения благодаря использованию сборника «Учим классику без нот» с 2-хголосным изложением слогописью старинной инструментальной музыки Баха, Генделя, Тюрка и других композиторов- классиков и компакт-дисков с записью этой музыки живым голосом сольфеджио. Использование в работе «Хроморяда Белецкого» позволяет детям на втором этапе обучения быстро запомнить структуру всех элементов музыкальной речи и легко научиться их строить и воспроизводить на инструменте от любого из 12-ти звуков. Это все звукоряды (хроматический, увеличенный, уменьшенный, мажорный, минорный 3-х видов), все простые интервалы, аккорды, включая все виды трезвучий, все большие и малые септаккорды, а также уменьшенный септаккорд с разрешением в тональность. Они умеют определять на слух выше названные звукоряды, интервалы, трезвучия, а также натуральные и альтерированные ступени, воспроизводить на инструменте короткие загадки-диктанты. В любой тональности дети могут построить трезвучия главных ступеней и воспроизвести их на инструменте в гармоническом или мелодическом соединении. Могут гармонизовать несложную, хорошо знакомую мелодию и исполнить различные виды аккомпанемента к ней, а также исполнить её с автоаккомпанементом на музыкальном синтезаторе. Накопив такой музыкально-словарный запас и используя методическое пособие «Звуки – ноты –клавиши» С.В.Белецкого, дети легко входят в традиционную нотную графику на 3-м этапе обучения. И, наконец, на основе полученных теоретических знаний и практических навыков, дети выходят на собственное музыкальное творчество. Это импровизации на различные темы, образы, стили (с использованием музыкального синтезатора), сочинение песен, инструментальной музыки.

Заинтересовать детей помогают музыкально-игровые программы, разработанные С.В.Белецким. Данные музыкально-игровые программы – электронный вариант отработки навыков освоения фортепианной клавиатуры и традиционной нотации. Обучение происходит следующим образом: к монитору компьютера подсоединена медиа–клавиатура, при помощи которой ребёнок находит нужные клавиши и читает ноты.

Можно с уверенностью сказать, что построение образовательного процесса по методике С.В. Белецкого помогает добиться высоких образовательных результатов:

освоить музыкальную теорию семилетней музыкальной школы за три года;

существенно сократить время, затраченное на разучивание музыкального произведения, что немаловажно при современной загруженности детей;

применять полученные знания для импровизации и сочинения собственной музыки.

В заключении хочу добавить, что современные технологии музыкального образования, обеспечивая лёгкость и общедоступность процесса освоения музыки, позволяют добиться высокого уровня мотивации к занятиям музыкой и собственному музыкальному творчеству. Более того, положительные эмоции, возникающие при исполнении любимых произведений, а также радость от собственного творчества приводят к эмоциональному равновесию, что является залогом физического здоровья детей.

PAGE 2