дом роботы


1.   Каждый день с утра до вечера я общаюсь с родителями, учителями, друзьями и незнакомыми людьми, используя язык. Когда я читаю книгу, я тоже общаюсь с писателем, который рассказывает мне что-то при помощи языка. Телевидение и радио тоже используют язык, чтобы сообщить мне что-нибудь.

2.   1) Русский язык — язык русского народа.

2)    Русский язык — государственный язык всех народов, населяющих Россию.

3)   Русский язык — средство межнационального общения за рубежом.

4.   При устном общении мы произносим слова и слышим их от собеседника. При письменном общении мы пишем и читаем слова.

5.   Об устной речи и слушании говорится во 2, 3, 4, 5 и 8 пословицах. О письменной речи и чтении — в 1, 6 и 7 пословицах.

6.   В этом тексте 3 предложения. В них говорится о красоте русского языка, о том, что тот, кто любит свою страну, должен любить свой язык и постоянно ему учиться. Высказывание принадлежит писателю К.Г. Паустовскому.

7.  В этом тексте 4 предложения.

8.  Я очень люблю собак. Собаки — верные друзья человека. Собаку интересно воспитывать, обучать различным командам, играть с ней.

9.   В 1 предложении 7 слов. Во 2 предложении 3 слова. В 3 предложении 8 слов.

10.       Прочесть запись было трудно, потому что слова написаны слитно.

1) Буря мглою небо кроет. 2) Уж небо осенью дышало.

11.     Кот (3 звука). Лук (3 звука). Стакан (6 звуков). Стул (4 звука).

12.      Первое высказывание относится к разговорному стилю. Второе — к научному. Третье — к художественному.

пример научного текста: «Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами» (Русский язык. С.12).

Пример художественного текста:

Мороз и солнце — день чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный? (А.С. Пушкин)

 13. «Пока!» и «Привет!» можно употреблять только в общении со сверстниками, а не со взрослыми.14. В разговоре участвуют два человека. Скорее всего, они друг друга знают. Разговор происходит в лесу у костра. Отрывок относится к художественному стилю речи.Аркадий Петрович Гайдар считал, что самое главное — всегда быть честным и храбрым, быть хорошим сыном своей страны. Он говорил, что никогда не надо скупиться. Глаголы: удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, говорила, отпустил, сказал. Уменьшительно-ласкательное значение суффикса: избушка, березка, беленький, грибок, ежик, ягодка.

Мальчик вбежал в класс. Кошка перебежала через дорогу. Мы записали домашнее задание.19. В начале учебн[ого] год[а] мы дарим цветы учителям. Хорошо учиться в нов[oй] светл[oй] школ[e]! В нашем классе широки[e] окн[a]20. По снег[ам], снежн[ые], снегир[и], снеговик[ам], у заснеженн[ой], в снежн[ом], снежк[и], снег[], снегурк[и].Эти слова являются однокоренными, потому что в них корень -снег — имеет общее значение.24. В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. Люблю грозу в начале мая.25.

гласные без ударения

гласные после шипящих и ц

Роса,весна, ледовый,катить,листок

чулок,цирк, часы, щука, циркуль 

 26

стечение согласных

конец слова

солнце, катушка, сережка,

вкусный, лестница, опасный,

пробка, молотьба

дуб, морковь, плуг,

огород, стриж, мороз,

потоп, топот

  

35. Сидеть на стуле — седеть от старости; поласкать котенка -полоскать белье, спеши в школу — спиши с доски.36. Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.37овинка            готовитьместечко          минутадалеко              командирнакормить       рисоватьдолина             помидорынизина              малинаберега              картошкапировать         календарь38. Удивительный урожай моркови и капусты, зеленая полоса картофельного поля, тяжелые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.39. Дуб — дуба, улов — улова, круг — круга, год — годом, чиж — чижу, воз — воза;трубка — трубочка, травка — травушка, беседка — беседовать; березка — березовый, косьба — косить, дорожка — дороженька.

40. луг — луга                     сосед — соседнийошибка — ошибочный        голод — голодныйобед — обедать                   труд — трудныйтрубка — труба                    насмешка — смешнойутюг — утюги                      масштаб — масштабный

робкий — робостьногти — ноготь

 42. Голубка, коробка, скрипка, гибкий, робкий. Веревка, травка, ловкий, вышивка, шефский. Сапог, поток, враг, друг, подвиг. Селедка, редкий, сладкий, меткий, молотьба. Ножка, бумажка, варежка, ладошка, рубашка. Указка, низкий, косьба, дерзкий, просьба.

43. Спелый плод — деревянный плот, одуванчиковый луг — лук меткого стрелка, гибкий прут — пруд с утками, тяжелый молот -юноша молод,древний род — зубастый рот.44. В футболе, в хоккее, в баскетболе, в атлетике, на матч, первоклассным спортсменом, терзающие.45. Баскетбол, кросс, теннис, фигура.46. Сегодня мы встали рано. После завтрака мы взяли рюкзаки и фотоаппарат и поехали на вокзал. Мама купила в кассе билеты, и мы сели в первый вагон электрички. Через час мы сошли на маленькой станции. Наш маршрут проходил мимо шоссе, в сторону речки. Мы карабкались по высокому склону и чувствовали себя настоящими туристами. На поляне мы разожгли костер и сварили кашу в котелке. На ромашку села стрекоза, в бинокль ее можно было хорошо разглядеть. Мы пополнили нашу коллекцию камней и гербарий новыми экземплярами.

47. Местность (место), известный (вести), поздно (опоздать), счастливый (счастье), тростник (трость), сердце (сердечный), здравствуй (здоровье), звездный (звезда).Сторожка (строжить), островки (острова), легкий (легонький), резкий (резок), вязкий (вязок), салазки (салазок), пловцы (пловец), робкий (робок), гибкий (гибок), жидкий (жидок), ловкий (ловок), бедняжка (бедняжечка).

49.                                                                          Радостное пробуждение      В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев. Из-под камней выбегают зеленые ящерицы, они мигают сонными глазками. Сегодня будет жарко!     Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают веселые чижи. Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые легкие крылья!

50. шиповник                 начальный

      жирный                     овчарка

     животное                  щавель

      сшить                       стучать

                                        пищать

Чудеса, в нашу рощу, чужой, щупальце, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри.51. Тонкая брошюра была прошита белыми нитками. Соревнования судило строгое жюри. Для страховки у парашютиста есть запасной парашют.

52. Аджика, бриджи, венчать, достопримечательность, ежиться, живопись, жидкий, жизнерадостный, заглохший, зажигалка.Мы ели картошку с острой аджикой. На экскурсии нам показали достопримечательности нашего района. В зажигалке налита горючая жидкость.53.                                                                       Летом на рекеМы идем на рыбалку. В чаще леса щебечут чижи, колышутся вершины сосен. А на речке дует свежий ветерок и стоит необычайная тишина. Мы закинули удочки и стали ждать. Сначала клевали только  Но потом на крючок попались два леща и даже маленькая щучка! Мы возвращались домой и чувствовали себя счастливыми.

54. На стене висело загадочное объявление. Грузовик одолел крутой подъем и въезжал в ворота. По радио обещали серьезное похолодание и вьюгу.

55. Муравей — муравья — муравьи, ручей — ручья — ручьи; кол -колья, лист — листья, колос — колосья; собачий — собачье — собачья, медвежий — медвежья — медвежье; сбить — собью — собьёт, зашить -зашью — зашьёт, добиться — добьюсь — добьётся.

56. Отъехать, подъехать, объехать, уехать, въехать; изъездить, съездить; съежиться, поежиться; объявиться, появиться.

57. Серьезная опасность, объединиться с друзьями, письмо мальчика, объявить благодарность, счастливое детство, подъехать к мосту, люблю косьбу, съедобный гриб, взъерошенные воробьи, легкие облака, спускаться с парашютом, необъятные просторы, вьются над степью, журчание ручья.



60. Солнце вышло из-за туч. Из-под крыльца вылезла кошка. Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.61. 1) Из-под земли, из-под ворот, из-за дач.2) Из глубин, из дворцов, из подворотни.62. Весело летом на реке! Вася плавает кролем. Коля и Даша играют в мяч, и Дружок тоже прыгает за мячом. У Кати интересная книга, она не хочет играть. На другом берегу Петя рыбачит. Ребята постарше катаются на лодке, но грести им трудно из-за сильного течения.63.                                      Наступление вечераВечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. На высоком небе робко проступали первые звездочки. Деревья сливались в одну темную массу. Стояла тишина.

                                    Лыжная прогулка В тихий зимний день вхожу в лес на лыжах. Чистые сугробы лежат под деревьями. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берез.64. Мотор осекся и замолчал. Самолет стремительно понесся вниз. Падая, самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб. Это спасло ему жизнь.65. Это было в сентябреИз полынного островка выскочил русак и, как шар, покатился по полю. Ястреб кинулся на зайца. Русак быстро перевернулся на спину и ударил хищника задними лапами. Я затаил дыхание и стал наблюдать за поединком, не зная, что придумает косой приочередном нападении ястреба.66. Изложение.67. Существительные: школа, день, ученье.Глаголы: просыпается, бьет, пришел.Прилагательные: веселый, новый, школьный, у теплой.Местоимения: мы, нам, я, ты.Числительные: семь, двадцать пять, сто.Наречия: отлично, привычно, быстро.Частицы: не, ни, бы.В стихотворении не названы предлог и союз.Предлоги: с, за, на.Союзы: и, а, но.

69. Вперед без страха и сомненья!Был (где?) впереди, кинуться (куда?) назад, без страха и сомненья (куда?) вперед, сжимая (как?) крепко, шагнул (как?) тверже, прыгнуло (как?) вдруг, убегать (как?) страшней.

70. Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным. Вскоре они очутились высоко над берегом моря. Слева громоздились изрезанные ущельями горы. Справа торчали остатки невысокой крепости.

Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного кустарника мощный хор невидимых цикад. Внизу плескалось море. А кругом не было ни души.

Цикада — насекомое, обитающее в степях, в Крыму, на Кавказе.

71. Я стою на берегу моря в шторм. Высоко вздымаются волны. Они шумно бьются о камни. Вдали виднеется парус яхты. Справа сидят чайки на утесе. Слева плывут спасатели на катере. Резко налетает ветер. Становится прохладно.

72. Однажды в лагере наш отряд пошел в поход. Мы разделились на группы. Вася и Коля ставили палатку, Саша и Катя собирали дрова для костра, Оля и Миша чистили собранные грибы, а Лена варила кашу. Лене показалось, что мальчики слишком долго возятся с палаткой. Онапосолила макароны и пошла им помогать. В это время Оля и Миша подошли к костру, чтобы засыпать грибы в котел. Они тоже решили посолить еду, а потом пошли играть в мяч. Катя принесла еще немного дров и тоже посолила макароны. Все стало понятно, когда мы сели ужинать. Все долго смеялись, а потом все равно съели пересоленный ужин. В лесу любая еда вкусна!

73. Стучит, бренчит, вертится, не говорит, а показывает (часы) -наст. вр.

Хмурилось, гремело, сверкало, разразилось (гроза) — прош. вр.

Течет, течет (наст. вр.) — не вытечет (буд. вр.); бежит, бежит (наст. вр.) — не выбежит (буд. вр.) (река). Сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и метет (погода осенью) — наст. вр. Сложу, вложу, за море пущу (буд. вр.) — и там говорит (наст. вр.) (письмо).

 76. Прятаться, ждать, пробудить, запроситься, трепетать.

77. Не надо (что делать?) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (что делает?) родится. Нечего (что делать?) торопиться — не каша (что делает?) варится. Нужно (что сделать?) наклониться, чтобы из ручья воды (что сделать?) напиться. Ходит журавль по болоту, (что делает?) нанимается на работу. Тот труда (что делает?) не боится, кто умеет (что делать?) трудиться. Грамоте (что делать?) учиться -вперед (что сделает?) пригодится. За все (что делает?) берется, да не все (что делает?) удается.

Слова с безударной гласной в корне: хвалиться (хвалит), родится (род), торопиться (первая — непроверяемая, вторая — торопится), наклониться (наклон), воды (водный), по болоту (непроверяемая), на работу (непроверяемая), не боится (бойся), вперёд (спереди), пригодится (пригодный), удается (удался).

78. Свищет ветер под крутым забором, (что делает?) прячется в траву. А по двору метелица ковром шелковым (что делает?) стелется, но больно холодна. Полыхают зори, (что делают?) курятся туманы, над резным окошком занавес багряный. По лугу со скрипом (что делает?) тянется обоз — суховатой липой пахнет от колес. А рядом, у проталинки, в траве, между корней, бежит, (что делает?) струится маленький серебряный ручей. В темной роще на зеленых елях (что делают?) золотятся листья вялых ив. Выхожу я на высокий берег, где покойно (что делает?) плещется залив. (С. А. Есенин.)

79. Воскресная прогулка.

Первая часть (описание дороги): В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. До вокзала ехали на трамвае. На электричке добрались до деревни. Оттуда отправились к березовой роще.

Вторая часть (занятия в лесу): Остановились мы на небольшой полянке. Девочки занялись приготовлением пищи. Мальчики принесли сухих веток и развели костер. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пестрые осенние листья, последние полевые цветы.

Третья часть (возвращение домой): Домой возвратились поздно.

Можно было не рассказывать так подробно о дороге в лес, зато в конце стоило бы написать, чем особенно запомнился этот день, какие впечатления оставил.

80. Замечательная прогулка

В прошлое воскресенье мы всем классом были на загородной прогулке. Дорога в лес была долгой, но веселой.

Вот наконец мы в березовой роще. Мы остановились на небольшой полянке. Светило мягкое осеннее солнце, дул прохладный ветерок. Мальчики принесли сухих веток и разожгли костер, а девочки стали готовить еду. После вкусного обеда все играли в волейбол, пели песни. Мне очень понравилось гулять по роще, любоваться осенней природой, собирать пестрые листья, последние полевые и лесные цветы.

Мы возвращались домой усталые, но чувствовали себя счастливыми. За этот день мы так много успели! Хочется поехать в лес еще.

81. Вести — ведешь, ведёт, ведём, ведёте, ведут; петь — поёшь, поёт, поём, поёте, поют; говорить — говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят; молчать — молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат.

83. погонишься — глагол, II спр., стоит в ед. ч., в буд. вр., во 2-м лице.

побеждает — глагол, I спр., стоит в ед. ч., в наст. вр., в 3-м лице.

бьют — глагол, I спр., стоит во мн. ч., в наст. вр., в 3-м лице.

84. Течешь, речка, не колыхнешься,

На крутой берег не взольешься,

На крутой берег не взольешься,

Желтым песком не возмутишься!

85. Во сне человек не слышит и не видит. Миша болеет и грустно смотрит в окно. Солдаты держат в руках автоматы.

86. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Волков (что делать?) бояться — в лес не ходить. В решете воду не удержишь. Лежа хлеба не добудешь. Сонливого не добудишься, ленивого не дошлёшься. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь- не приставишь. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. За все (что делать?) браться — ничего не сделать. Удержишь.

87. Кто? Ученик, школьница, дети, взрослые, учителя. Что? Парта, стол, окно, дверь, доска.

88. В свете (м. р., ед. ч.) есть иное диво (ср. р., ед. ч.):

Море (ср. р., ед. ч.) вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой (м. р., ед. ч.),

Хлынет на берег (м. р., ед. ч.) пустой,

Разольется в шумном беге (м. р., ед. ч.),

И очутятся на бреге (м. р., ед. ч.),

В чешуе (ж. р., ед. ч.), как жар (м. р., ед. ч.) горя,

Тридцать три богатыря (м. р., мн. ч.),

Все красавцы (м. р., мн. ч.) удалые,

Великаны (м. р., мн. ч.) молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька (м. р., мн. ч.) Черномор (м. р., ед. ч.).(А.С. Пушкин.)

89. Потому что на вопрос кто? отвечают одушевленные существительные (человек, собака, ребята), а на вопрос что? — неодушевленные (диван, стекло, земля).

90. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись. Почин дороже дела. Суди о людях не по словам, а по делам. Устал, но не от дела, а от безделья. Пошло дело на лад, и сам тому рад. Не спеши языком, торопись делом.

Устал — глаг., I спр., стоит в ед.ч., в прош. вр., в м.р.

91. 1-е склонение: вода, земля, юноша.

2-е склонение: село, поле, стол, огонь.

3-е склонение: ночь, лень.

92. Первая часть (описание дома): Дом (2-е скл.) стоял в глухом, заброшенном саду (2-е скл.). Каждую ночь (3-е скл.) нас будил стук (2-е скл.) диких яблок (2-е скл.), падавших с веток (1-е скл.) на его тесовую крышу (1-е скл.). Дом (2-е скл.) был завален удочками (1-е скл.), дробью (3-е скл.), яблоками (2-е скл.) и сухими листьями (2-е скл.).

Вторая часть (занятия жильцов): Мы в нем только ночевали. Все дни (2-е скл.), от рассвета (2-е скл.) до темноты (1-е скл.), мы проводили на берегах (2-е скл.) бесчисленных озер (2-е скл.). Там мы ловили рыбу (1-е скл.).Будил — глагол, II спр., в прош. времени, ед. ч., м.р.

93 вещь                 товарищ           ночь                  (сушка) груш           молодежь         сторож           дрожь                этаж           помощь             шалаш           речь                  ключ           рожь                  врач           дочь                  (постройка) дач           ложь                 (много) луж           дичь                   плащ           полночь             лещ           мощь                  обруч           глушь                 еж                                     (из-за)туч                                     (много) задач                                      богач                                      чертеж                                      малыш                                      кирпич

Колосится золотая рожь. Темноту прорезал яркий луч маяка. Вертолет прилетел в таежную глушь.

94. 1-е скл.: без земли (Р. п.), к земле (Д. п.), о земле (П. п.).

2-е скл.: без стола (Р. п.), к столу (Д. п.), на столе (П. п.).

3-е скл.: без ночи (Р. п.), к ночи (Д. п.), о ночи (П. п.).

95. Выйти (1-е скл., Д. п.) к опушке; расположились (1-е скл., П. п.) на поляне; край (1-е скл., Р. п.) рощи; нет (3-е скл., Р. п.) тени; скрываться (3-е скл., П. п.) в поросли; запах (3-е скл., Р. п.) полыни; играют (3-е скл., П. п.) в зелени; купаются (2-е скл., П. п.) в блеске; радостно (2-е скл., П. п.) на сердце.

Играют — глагол, I спр., в наст. вр., вЗл., в ед.ч.

96. В (1-е скл., П. п.) охоте мне нравится элемент игры, (3-е скл., Р. п.) случайности; поэтому яине делал (1-е скл., Р. п.) попытки завести собаку. Покос продолжался около (1-е скл., Р. п.) недели. Я и отец жили тогда в хорошей (1-е скл, П. п.) палатке с костром, чайником, спали на свежем (2-е скл., П. п.) сене и удили рыбу. Кроме того, я ходил дальше, вверх по реке, верст за семь, где были озера в(2-е скл., П.п.) ивняке, и стрелял уток. Уток мы варили охотничьим способом, в гречневой (1-е скл,. П. п.) каше. Несмотря на мою действительную страсть к (1-е скл., П. п.) охоте, у меня никогда не было должной (1-е скл., Р. п.) заботы и терпения снарядиться как следует. (А.С. Грин.)Варили — глагол, II спр., в прош. вр., во мн. ч.

 

97. В палатке (с чем?) с костром — сущ., ж. р., 1-е скл., стоит в Т.п., в ед. ч.

Озера (в чем?) в ивняке — сущ., м. р., 2-е скл., стоит в П. п., в ед. ч.

Не было (чего?) терпения — сущ., ср. р., 2-е скл., стоит в Р. п., в ед. ч.

98. Сад описан более ярко во втором тексте, потому что в нем есть прилагательные.Медоносные (какие?), соломенно-травянистым (каким?), пушистые (какие?), сиреневые (какие?).

99. На клумбе цветут огромные алые георгины. В саду пестреют разноцветные астры. Высокие гладиолусы похожи на стрелы. Кленовые листья осенью желтые и красные. Они похожи на ладошки с растопыренными пальцами.