для ППФ и БЖД 1 курс


Содержание семинарских занятий

Введение в педагогическую деятельность

Тема 1. Профессия педагога и его роль в современном обществе (ОК-1, ОПК -1, ПК – 2)

Основные понятия: профессия, педагог, воспитатель, учитель, педагогическая профессия, специальность, педагогическая специальность, квалификация.

Возникновение и становление педагогической профессии.

Становление и развитие педагогической профессии в России.

Особенности педагогической профессии.

Гуманистическая направленность педагогической профессии.

Понятия «профессия» и «специальность». Классификация профессий Е.А. Климова. Спектр педагогических специальностей.

Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.

Проблемы и перспективы развития педагогической профессии.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.

2. Подготовьте презентацию на тему «Источники развития основных педагогических идей»: Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гильвеций, Д.Дидро, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амоношвили.

3. Письменно составьте схему «Педагогические специальности».

4. Подберите примеры педагогических специализаций на современном этапе.

5. В учебных пособиях «Введение в педагогическую деятельность» (под ред. А. С. Роботовой, М., 2004; Н. Н. Никитиной, М, 2008) приводится много высказываний известных людей о педагогической деятельности и личности педагога (см. «Заметки на полях», «Подумайте об этом» помещенные в разных главах этих книг). Выберите и запишите высказывания известных педагогов, которые, как Вам кажется, отражают самое главное в педагогической профессии.

6. Написать эссе (2,5 листа) в тетрадях к занятию

— Почему я выбрал(а) профессию педагога.

— Портрет преподавателя.

— Как я готовил(а) себя к выбору профессии.

— Я и профессия педагога.

— Мой идеал преподавателя.

— Педагог будущего.

— Моя первая учительница.

7. Запишите основные понятия по теме в словарь.

8.Терминологический диктант.

9. Проверьте себя (тест).

Тема 2. Педагогическая деятельность

(ОК-1, ОПК -1, ПК -5)

Основные понятия: деятельность, педагогическая деятельность, преподавание, воспитательная работа, мотив, цель, система.

Общая характеристика понятия «деятельность». Сущность и специфика педагогической деятельности.

Происхождение педагогической деятельности. 

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

Основные виды педагогической деятельности.

Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность.

Педагогическая деятельность как система.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.

2. Охарактеризуйте основные этапы развития педагогической деятельности:

— воспитание и школа в рабовладельческом обществе;

— зарождение элементов педагогической теории в древней Греции и Риме;

— воспитание и школа в средние века;

— педагогика и школа в эпоху Возрождения;

— воспитание и обучение детей в Киевском и Московском государствах;

— педагогика и школа в эпоху Просвещения.

Результаты оформите в таблице:

Этап

Цели и задачи воспитания

Содержание и характеристика

3. Заполните анкету «Профессия – педагог» («Введение в педагогическую деятельность» (под ред. А. С. Роботовой, М., 2004))

4. Выполните задание № 3, 4, 6 на стр. 11-12 (Введение в педагогическую деятельность. Практикум [Текст]: учебное пособие / А.А. Орлов, А.С. Агафонова: ред. А.А. Орлов, 2008. – 256 с.).

5. Сравните наиболее существенные признаки и содержание двух основных видов педагогической деятельности.

Результаты оформите в таблице:

Виды педагогической деятельности

Наиболее существенные черты

Общее

Различие

Преподавание

Воспитательная работа

6. Составьте таблицу «Особенности педагогической профессии» (Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие / О.А. Лапина; ред. Н.Н. Пядушкина. — Москва: Академия, 2008. — 160 с.)

Особенности

Характеристика

7. Выпишите 5 особенностей непрофессиональной педагогической деятельности, отличающей её от деятельности по профессии.

8. Запишите основные понятия по теме в словарь.

9.Терминологический диктант.

10. Проверьте себя (тест).

Тема 3. Личность педагога и его профессионально значимые качества

(ОК-1, ОПК -1, ПК – 2, ПК — 6)

Основные понятия: личность, педагогическая направленность, педагогическое призвание, способность, профессиограмма, профессиональная компетентность, готовность, профессионализм, педагогическое мастерство, профессионально-ценностные ориентации.

Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма.

Требования к личности педагога в трудах корифеев педагогики.

Профессионально-педагогическая направленность  и педагогическое призвание учителя.

Общие и педагогические способности.

Профессиональная компетентность педагога и ее структура:

а) Требования к теоретической готовности педагога;

б) Требования к практической готовности педагога.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.

2. Изготовить карточку: выбрать и переписать заметку о школе, учителе, об образовании; выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3-4 вопроса по проблеме заметки. Высказать свою точку зрения по проблеме заметки. Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы,фамилия, имя).

3. Составить схему профессиональной компетентности педагога.

4. Подумайте над вопросами и выполните задания:

-Как Вы оцениваете роль педагога в современном обществе?

— Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью?

-Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии педагога (если да, то обоснуйте свой ответ).

-Докажите, что продуктивность, качество труда и личность педагога во многом зависят от отношения к нему общества.

-Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе, преподавателе и особенностях его труда.

5. Выполните задание № 9 на стр. 70-71 (Введение в педагогическую деятельность. Практикум [Текст]: учебное пособие / А.А. Орлов, А.С. Агафонова: ред. А.А. Орлов, 2008. – 256 с.).

6. Создайте микрогруппы и подготовьте творческое задание «Модель современного педагога».

7.Эссе-размышление. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении?



8. Выполните задание на стр. 78-80 (Введение в педагогическую деятельность. Практикум [Текст]: учебное пособие / А.А. Орлов, А.С. Агафонова: ред. А.А. Орлов, 2008. – 256 с.).

9. Запишите основные понятия по теме в словарь.

10.Терминологический диктант.

11. Выполнение и обсуждение тестов «Педагогические способности».

Тема 5. Общение как основа педагогической деятельности

(ОК-1, ОПК -1, ПК – 2, ПК — 5)

Основные понятия: общение, педагогическое общение, педагогическая этика, педагогический такт, педагогическая мораль

Сущность и специфика педагогического общения.

Функции, средства и виды общения.

Стили общения и стили педагогического руководства.

Педагогическая этика как условие эффективного решения задач педагогического общения.

Педагогический такт как форма функционирования педагогической морали.

Этика педагогического конфликта.

Специфика общения педагога с коллективом школьников, родителями учащихся и коллегами.

Задания для практической и самостоятельной работы:

Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.

Проанализируйте и сравните понятия «стиль педагогического общения» и «стиль педагогического руководства». Сравните эти стили и оцените их достоинства и недостатки.

Стиль педагогического руководства

Стиль педагогического общения

Обращение к ученику часто формулируется в модальности долженствования. Предлагаемые типичные фразы, которые учителя часто употребляют в своей речи, переведите в модальность возможного. Предложите свои варианты.

Типичная фраза

Как сказать по-другому?

Ты должен, наконец, подумать о будущем

Ты должен самостоятельно выполнять работу, а не спрашивать у соседа

Я должна знать, почему ты не выполнила это задание?

Почему класс не убран? Ты, как староста, должен следить за дежурством

Ты должен уважать старших

Составьте 4-5 карточек по литературе к теме со своими аннотациями.

Написать эссе на тему:

«Общение: наука и искусство»,

«Конфликт в системе «учитель-ученик».

6. Запишите основные понятия по теме в словарь.

7.Терминологический диктант.

8. Проверьте себя (тест).

Тема 6. Современная система отечественного образования

(ОК-1, ПК – 2)

Основные понятия: органы управления образованием, принципы государственной политики, система образования, образовательное учреждение, реформы образования.

Сущность и принципы государственной политики в области образования.

Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием.

Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.

Тенденции развития современной системы образования РФ.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.

2. Проанализируйте понятие «образования» разных авторов. Результаты оформите в таблице:

Автор

Определение

Признаки

3. Подготовьте творческое задание на тему: «Какова роль образования на современном этапе развития России?»

4. Ознакомиться с основными документами, регламентирующими функционирование и развитие системы образования.

5. Подберите примеры модернизации образования на современном этапе.

6. Составьте схему типов и видов образовательных учреждений. Какие из них представлены в вашем городе, поселке, селе и др.?

7. Подготовить рецензию на одну статью из разных педагогических изданий «Педагогика», «Народное образование», «Учительская газета», «Воспитание школьников», «Директор школы» и др.

8. Найдите в современных журналах 2-3 статьи о развитии образования в России. Напишите аннотацию к одной из них.

9. Запишите основные понятия по теме в словарь.

10.Терминологический диктант.

11. Проверьте себя (тест).

Тема 7. Профессионально-личностное становление и развитие педагога

(ОК-1, ОПК -1, ПК – 2, ПК – 5, ПК – 6)

Основные понятия: система непрерывного педагогического образования, допрофессиональное педагогическое образование, послевузовское образование учителя, профессионализм и саморазвитие личности педагога, профессиональное самовоспитание и самообучение, самоопределение, самосовершенствование, имидж, карьера педагога, государственный стандарт высшего профессионального образования.

Система профессиональной подготовки педагогических кадров.

Ведущие тенденции развития профессионального образования.

Общая характеристика ФГОС ВПО, содержание основных положений документа. Особенности среднего и высшего педагогического образования.

Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога: а) самовоспитание педагога; б) самообразование педагога.

Имидж и карьера педагога.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.

2. Познакомиться с образовательным стандартом по своей специальности.

3. Составить схему отечественной системы непрерывного педагогического образования.

4. Подготовить рецензии на 3 статьи из разных периодических изданий.

5. Подготовить творческое выступление «Реклама издания», обратить внимание, как на форму, так и на содержательную сторону выступления. Остальные микрогруппы готовят вопросы к выступающим.

6. Составьте индивидуальную программу профессионально-личностного самообразования, включающую: цель, задачи, пути, средства, методы самообразования, сроки исполнения.

7. Создайте микрогруппы и представьте свою модель идеального учителя: что он должен знать, что важно ему уметь, какие качества личности важно развивать? Пусть эта модель станет программой Вашего самосовершенствования.

ПРОГРАММА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Идеальная модель учителя

Программа саморазвития

Сроки

Знания

Узнать

Прочитать

Умения

Развить в себе

Качества личности

Профессиональные качества

Заполните логическую схему. Воспользуйтесь изданием: Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. – М., 2004. С. 175 – 185.

Источники самообразования

9. Выполните задание № 7 на стр. 141-143 (Введение в педагогическую деятельность. Практикум [Текст]: учебное пособие / А.А. Орлов, А.С. Агафонова: ред. А.А. Орлов, 2008. – 256 с.).

10. Запишите основные понятия по теме в словарь.

11.Терминологический диктант.

12. Проверьте себя (тест).