для 2 курса зачет ИКТ

Уважаемые студенты!

Для получения зачета по дисциплине «Информационные технологии в лингвистике» Вы должны выполнить проект, состоящий из трех заданий.

Результаты Вашей работы должны быть собраны в папку «Фамилия_ИК_в_лингвистике», каждая папка содержит 3 файла: презентация к заданию 1 + задание 2 + задание 3. Формат выполнения заданий 2 и 3 Вы выбираете самостоятельно.

Все папки собираем в папку с номером группы «231_ИК_в_лингвистике», архивируем и отправляем на адрес [email protected] до 10 февраля.

Те, кто вовремя не предоставили на проверку конспекты лекций, готовятся к дополнительному собеседованию по темам лекций

Задание 1. Создать презентацию по теме курса с разными типами слайдов, с вставками графиков и диаграмм, рисунков, разными стилями оформления.

Оформите библиографический список источников, использованных в презентации согласно действующему ГОСТу

Вопросы к зачету /для презентации Группа 231 вопросы 1-11, группа 232 вопросы 12- 24

Язык и математика. Различия лингвистического и математического знака.

Математическая лингвистика: математическая ли это дисциплина?

Искусственные языки.

«Информационная культура» и «информационное общество». Объяснить различия в терминах информационные и коммуникационные технологии, информатизация и компьютеризация.

Пояснить различие между данными и информацией. Информационные продукты, качество информации. Дать определения информации. Перечислить виды представления информации.

Предметная область и методы информатики.

Поколения и классификация ЭВМ.

Персональный компьютер. Основные составные части, принципы работы, операционная система. Основные понятия организации и представления данных, единицы информации, виды памяти, файл, каталог (папка), форматы имени.

Глобальная сеть Интернет. Структура, система адресации. Способы организации хранения и передачи информации в Интернет. Стратегия поиска лингвистической информации. Коммуникационные программы (почтовая и браузер).

Ввод информации в ПК. Устройства ввода. Зоны клавиш. Кодовые таблицы символов. Основы работы с клавиатурным тренажером.

Пакеты прикладных программ. Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы.

Основы создания презентаций в MS Power Point. Создание, загрузка и сохранение презентаций. Окно программы, внешний вид представления презентаций. Вставка картинок в презентации, оформление внешнего вида. Применение шаблонов оформления. Создание анимации.

Понятие о частотных словарях и их применении в лингвистических исследованиях (на примере частотного словаря русского языка под редакцией Л.Н. Засориной).

Основы создания публикаций, буклетов, сайтов в MS Publisher. Добавление графических изображений, создание таблиц.

MS Excel. Возможности программы MS Excel. Основы работы с MS Excel. Создание таблиц, построение диаграмм. Внедрение их в MS Word. Работа с данными таблицы Excel: формулы и функции. Графическое моделирование данных с помощью MS Excel. Варианты использования Excel в профессиональной деятельности специалиста.

MS Access. Основные понятия, связанные с базами данных. Создание базы данных. Работа с базой данных. Создание форм, запросов, отчетов. Возможности системы управления базами данных организации работы с хранящимися данными, их обработке и совместному использованию.

Информационные технологии в корпусной лингвистике. Исходные понятия корпусной лингвистики: проблемная область, корпус данных, корпус текстов, единица хранения, типы корпусов данных, способы представления и хранения корпуса данных.

Моделирование. Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы.

Что такое компьютерные сети. Организация локальных сетей. Организация глобальной сети Интернет. Принципы адресации URL.

Протоколы и услуги в Интернет. Поисковые технологии Интернет.

Назначение и принцип работы системы ВААЛ – системы анализа неосознаваемого воздействия текстов на массовую аудиторию.

Национальные корпуса: назначение и принципы работы.

Интерактивное обучение (компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы).

Практическое руководство постороения графиков и диаграмм.

Задание 2. Сделайте подборку сайтов, позволяющих работать с корпусами русского / английского / французского языков. Разработайте 3 задания разного типа, выполнение которых возможно с помощью какого-либо из отобранных Вами сайтов, и продемонстрируйте алгоритм их выполнения.

Задание 3. См. по фамилиям

Составить словарь терминов с дефинициями в виде таблицы (Белова А., Бобина А., Боликова Д):

понятие

аналог на английском языке

дефиниция

источник (выходные данные)

Обзор компьютерных программ и словарей по переводу (on-line) (Грибанова И., Захаров В., ).

название программы

ссылка

характеристика

Обзор компьютерных программ и словарей по переводу (off-line) (Антропов С., Артамонова Д.).

название программы

ссылка

характеристика

Охарактеризуйте систему ПОЭТ, ее основные функции (Казанцева В., Устинова В.)

Дайте характеристику интеллектуальным диалоговым системам Кузьменко Е., Шульмина К.

Составьте хронологию важных изобретений / открытий / публикаций относительно развития компьютерной лингвистики Панькин Р., Крылосова А.:

дата

авторы

название

краткая характеристика

Составьте список ссылок на видеоматериалы по проблемам компьютерной лингвистики Лукашенко Ю., Пристромова М.

автор

название

аннотация

ссылка

Программы проверки орфографии Минегалеева С., Силина Т.

название

аннотация

ссылка

Обучающие языковые программы Неустроева Е., Орешкина Я.

название

аннотация

ссылка

Основные направления прикладной лингвистики: Охременко А., Шапкина Ю.

направление

авторы

характеристика

Математические методы лингвистического анализа Султанов С., Шурухина Н.

метод

автор

характеристика