№5 Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и

Каковы правила для руководства ума Р. Декарта?

Как Спиноза решает проблему дуализма субстанций?

Как отстаивался принцип суверенности разума в эпоху Просвещения?

В чем смысл теории «естественного права» и концепции «общественного договора»?

Почему немецкая философия носила систематический характер?

Почему философия И. Канта называется «критической»?

Каким методом пользуется Гегель в своей философии?

Почему материализм Фейербаха называется «антропологическим»?

2. Тесты (второй уровень самоконтроля):

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

Термин

Определение

1. Метод

1*. Социально-политическое движение, пытающееся ослабить роль религии и церкви в различных областях общественной жизни

2. Гносеология

2*. Форма мышления, метод исследования посредством перехода от общих положений к частному знанию

3. Эмпиризм

3*. Философское учение о познании

4. Рационализм

4*. Философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания

5. Сенсуализм

5*. Философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий

6. Индукция

6*. Путь исследования, способ теоретического и практического освоения действительности

7. Дедукция

7*. Способ опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям; метод познания, при помощи которого обобщаются опытные данные

8. Субстанция

8*. Учение о наличии в человеческом сознании знаний, предшествующих опыту и не зависящих от него

9. Деизм

9*. Направление в гносеологии, согласно которому чувственные восприятия и опыт являются основой познания и критерием истинного знания

10. Исторический оптимизм

10*. Философская позиция, отрицающая полностью либо частично возможность познания объективного мира

11. Антиклерикализм

11*. Базовая категория кантовской философии, обозначающая объективное существование вещей природы, сущность которых непознаваема

12. Трансцендентный

12*. Философская категория, обозначающая сущность, нечто, лежащее в основе, характеризующая реальность со стороны ее внутреннего единства

13. Априоризм

13*. Учение, которое признает существование Бога в качестве первопричины мира, не вмешивающегося впоследствии в его дальнейшее развитие, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам

14. Агностицизм

14*. «Потустороннее», все то, что недоступно человеческому опыту и познанию (например, Бог, бессмертие души и т.д.)

15. «Вещь-в-себе»

15*. Мировоззренческая позиция, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых, разумных целей исторического развития

16. Категорический императив

16*. Философское учение о всеобщей взаимосвязи, изменении и развитии в мире

17. Антиномии

17*. Категория диалектики, обозначающая единство и борьбу противоположностей в предмете как едином целом

18. Панлогизм

18*. Центральное понятие кантовской философии морали, выражающее всеобщий и безусловный нравственный закон, предписывающий принцип морального поведения

19. Абсолютная идея

19*. Противоречащие, но одинаково обоснованные суждения, идеи (например, «мир конечен»» – «мир бесконечен»)

20. Противоречие

20*. Обобщенная характеристика гегелевской объективно-идеалистической философии, согласно которой развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности Абсолютной идеи

21. Диалектика

21*. Базовая категория гегелевской философии, обозначающая вечную, безусловную, совершенную сущность, которая не зависит ни от чего другого, сама по себе содержит все существующее и творит его

2.2. Закончите определения:

Эмпиризм – это философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в …».

«Дуализм есть философское учение, считающее основой мира …».

«Свобода есть познанная …».

Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли … .

Вопросы для дискуссии

1. Какое влияние оказала новоевропейская философия на формирование системы ценностей техногенной цивилизации?

2. Существует ли проблема эмпиризма и рационализма в современном научном исследовании?

► Подумайте о смысле изречения:

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»(Кант И. «Критика практического разума»).

Дополнительная литература к теме:

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.3.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

Бэкон, Ф. Новый Органон. / Ф. Бэкон // Соч. : в 2 т. – М., 1978. – Т. 2.

Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. – СПб., 1992.

Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Соч. : в 2 т. – М., 1989. – Т. 1.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 3.

Нарский, И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М., 1974.

Руссо, Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми / Ж. Ж. Руссо // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2.

Соколов, В. В. Введение в классическую философию: учеб. пособие / В. В. Соколов. –  М., 1999.

Тема №6 Постклассическая философия: школы и направления

(2 часа)

Ключевые понятия: классическая философия, постклассическая философия, неклассическая философия, рационализм, объективизм, субстанциализм, логоцентризм, сциентизм, универсализм, иррационализм, деэссенциализм, антисциентизм, релятивизм, философия жизни, пессимизм, воля, волюнтаризм, вечное возвращение, сверхчеловек, марксизм, диалектический материализм, исторический материализм, материалистическое понимание истории, практика, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, «закон трех стадий», верификация, конвенционализм, парадигма, прагматизм, неотомизм, неопротестантизм, бессознательное, психика, психоанализ.

Вопросы

семинара

Классика, постклассика, неклассика – образы европейской философии второй половины XIX – начала XX в.

Марксистская философия: становление, сущность, значение.

Философия жизни. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Программа преодоления метафизики в позитивизме. Этапы позитивистской философии.

Религиозная философия в контексте современной европейской культуры (неотомизм, неопротестантизм).

Методические

указания

Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо:

В первом вопросе – раскрыть содержание понятий «классическая философия», «постклассическая философия», «неклассическая философия»; выявить типологическое единство классической философии, основанное на ее принципах и познавательных установках (рационализм, объективизм, субстанциализм, логоцентризм, универсализм, сциентизм); охарактеризовать социально-экономические и духовные предпосылки становления нового постклассического образа философского мышления (иррационализм, пессимизм, антисциентизм, релятивизм и др.).

Во втором вопросе – указать объективные социально-экономические, политические и теоретические предпосылки возникновения марксисткой философии, охарактеризовать сущность, основные черты и проблематику философии марксизма.

В третьем вопросе – описать социально-экономическую и интеллектуальную атмосферу в XIX в., способствовавшую нарастанию в философии и культуре в целом интереса к непосредственно не связанным с наукой и рациональностью сторонам бытия человека и общества; на примере волюнтаристского учения А. Шопенгауэра и учения о сверхчеловеке Ф. Ницше проиллюстрировать образец иррационалистической философии и отход с позиций классического рационализма.

В четвертом вопросе – проанализировать программу критики классической философии в позитивизме, охарактеризовать исторические этапы его эволюции, оценить состоятельность с современной точки зрения позитивистских принципов и представлений о соотношении науки и философии.

В пятом вопросе – рассмотреть особенности современной религиозной философии на примере неотомизма как наиболее влиятельного религиозно-философского течения современного католицизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.) и неопротестантизма (К. Барт, П. Тиллих и др).

Темы

рефератов

1. Социальная философия марксизма и ее cовременное значение.

2. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса.

3. От С. Кьеркегора к Ф. Ницше: становление иррационализма и философии жизни.

4. Образ сверхчеловека и «воля к власти» в произведениях Ф. Ницше.

5. Закон трех стадий развития человеческого ума О. Конта.

6. Истина и полезность: их соотношение в философии прагматизма (Ч. Пирс и др.).

7. Неотомизм как официальная философия католицизма.

8. Синтез науки и религии в учении о ноосфере П. Тейяра де Шардена.

Учебные

материалы

1. ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ

1.1. КЛАССИКА И НЕКЛАССИКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Принципы классической философии

Принципы неклассической философии

Рационализм как основа миропонимания и объяснения

Онтологизм и объективизм, субъект – объектное противопоставление, акцент на познании субъектом объективной реальности как предмета философии

Системность, проблемное единство философии, разнообразие подходов в рамках единой рациональной мировоззренческой платформы

Субстанциализм и универсализм, поиск всеобщих предельных сущностей и оснований

Сциентизм, безграничная вера в науку и научное знание как высшую культурную ценность и идеальную модель духовной деятельности, ориентация на ценности и идеалы науки (строгость, обоснованность, системность и др.)

Логоцентризм и детерминизм, вера в разумный миропорядок и возможность его рационально-логического познания, признание закономерных, причинно-следственных связей в мире

Монологический стиль мышления

Ориентация на объективно-истинное, завершенное знание

Иррационализм, расширение рамок рациональности, критика научной рациональности

Деонтологизация, субъективизм, перенос познавательного интереса на феномены человеческой субъективности и его «жизненные миры» («антропологический поворот»)

Плюрализация школ и направлений при отсутствии единого общефилософского стержня

Деэссенциализм, отказ от поиска сущностных основ вещей и явлений, переориентация на анализ как самоценности личностного, уникального

Антисциентизм, мировоззренческая позиция, основанная на широкой критике науки и переосмыслении статуса рациональности в культуре

Индетерминизм, тяга к внерациональным формам познания (интуиция, воля, бессознательное), смещение акцентов с гносеологической проблематики на антропологическую

Диалогический характер философского дискурса, синергийный образ философствования

Релятивизм в трактовке истины, переход от философии сознания к философии языка (лингвистический поворот)

Европоцентризм, апологетика западной цивилизации, ее интеллектуальных и философских ценностей

Вера в основанный на науке и технике социальный прогресс, оптимистический взгляд на будущее техногенной цивилизации

Констатация кризиса западной цивилизации и классической философии

Критика классической теории прогресса, разработка различных моделей цивилизационного развития

1.2. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX – XX вв.

Направление

Представители

Ключевые понятия и основные идеи

Философия жизни

С. Кьеркегор (1813 – 1855),

А. Шопенгауэр (1788 – 1860),

Ф. Ницше (1844 – 1900)

• Жизнь, воля, интуиция, нигилизм, «вечное становление», сверхчеловек, «Воля к власти».

Сущность мира недоступна человеческому разуму. Иррациональная основа мира – «мировая воля» (А. Шопенгауэр), «воля к власти» (Ф. Ницше). Сущность жизни постигается не разумом (наукой), а внелогическими средствами – чувствами, эмоциями, интуицией, озарением и др.

Марксизм

К. Маркс (1818 – 1883),

Ф. Энгельс (1820 – 1895)

• Диалектический материализм, исторический материализм, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, практика, базис, надстройка, способ производства.

Принцип материализма распространен на область социальной жизни; раскрыт общественный характер практики, обоснован объективно-закономерный характер мировой истории и ее периодизации, сущность человека не сведена лишь к его природным характеристикам (Л. Фейербах), а выражена всей совокупностью общественных отношений и социальных действий (экономических, социально-политических, духовных)

Позитивизм или философия науки

1) Первый (классический) позитивизм

О. Конт (1798 – 1857)

2) Эмпириокритицизм

Э. Мах (1838 – 1916),

Р. Авенариус (1846 – 1896)

3) Неопозитивизм

М. Шлик (1882 – 1936),

Б. Рассел (1872 – 1970),

Р. Карнап (1891 – 1970) и др.

4) Постпозитивизм

Т. Кун (1922 – 1996),

И. Лакатос (1922 – 1974),

П. Фейерабенд (1924 – 1994),

К. Поппер (1902 – 1994)

1) «Положительная философия», закон «трех стадий», «позитивное» знание, «метафизические проблемы».

Классическая философия как наука несостоятельна, т. к. её предметом являются «метафизические проблемы», недоступные опытному «позитивному» естествознанию. Познание имеет дело лишь с фактами эмпирического опыта. Всё метафизическое (фундаментальное) устраняется из науки и объявляется псевдопроблемой

2) «Эмпириокритицизм», «элементы мира», «принципиальная координация», «экономия мышления», «феноменализм».

Сохраняется исходная установка позитивизма на «защиту» конкретно-научного знания от умозрительной философии. Махизм связан с кризисом в физике, вызванным неспособностью классической физики объяснить открытия на рубеже XIX – XX вв., поиском выхода из него

3) Логический анализ языка науки, верификация, физикализм, конвенционализм.

Связан с появлением математической логики. Основное внимание уделяется формальной стороне познания, логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и верификации последнего. Неверифицируемое объявляется ложным, а философия сводится к логическому анализу языка науки

4) Принцип фальсификации, опровержение, парадигма, научное сообщество, «нормальная наука», «научная революция», пролиферация, «методологический анархизм».

Постпозитивизм стремится «реабилитировать» философию, рассматривая науку как социальный институт и важнейшую социальную ценность. Анализ динамики и роста научного знания рассматривается в контексте взаимосвязи истории, науки и ее философских оснований

Современная религиозная философия

Неотомизм

Ж. Маритен

(1882 – 1973),

Э. Жильсон

(1184 – 1978),

Тейярдизм

Т. де Шарден

(1881 – 1955)

Неопротестантизм

К. Барт (1886 – 1968)

• Бог, вера, откровение, креационизм, ноосфера.

При всей неоднородности религиозных учений их объединяет общая идея – решение всех философских проблем с позиций исходной теологической предпосылки о взаимосвязи Бога и человека

2. Учебная литература

2.1. Кармин, А. С. Философия : учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб., 2006. – С. 74.



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст