Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!

Уважаемый Вячеслав Дмитриевич!

Уважаемые коллеги!

Уважаемые гости и приглашенные!

Пользуясь тем, что здесь присутствуют все руководители муниципальных образований Тульской области, поздравляю вновь избранных глав муниципальных образований и вновь назначенных глав администраций с вступлением в должности.

Сегодня перед новой командой муниципальных управленцев стоит непростая задача — российская экономика переживает непростые времена. Несмотря на предпринимаемые Правительством России и органами исполнительной власти Тульской области антикризисные меры — трудности очевидны. 2009 год сложный, прогнозировать что-либо трудно, но, не смотря на это, я абсолютно уверена, что совместными усилиями, применяя весь накопленный нами положительный опыт и имеющиеся у нас ресурсы, единой командой, мы справимся. Ведь у местного самоуправления богатый потенциал развития. Именно поэтому реформа местного самоуправления является одним из важнейших направлений деятельности государства, так как местное самоуправление максимально приближено к населению и обеспечивает, в конечном счете, устойчивый и демократический характер всей системы властных институтов.

Одним из итогов реформирования местного самоуправления в Тульской области стала новая система организации муниципальной власти на местах.

Определились очевидные плюсы новой системы. Местное самоуправление приблизилось к людям. Пришло понимание того, что вопросы местного значения должны решаться на местах, а не в области, и тем более, не в Москве. Заявили о себе настоящие муниципальные лидеры, которые научились считать деньги, планировать траты, определять приоритеты.

Уважаемые коллеги!

Федеральным законом № 131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с целью организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований было предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации Советов муниципальных образований.

В целях его реализации в феврале 2006 года по инициативе губернатора Тульской области Вячеслава Дмитриевича Дудки был создан Совет муниципальных образований Тульской области, призванный организовать, выстроить взаимоотношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти в регионе.

Таким образом, в Тульской области была создана единая площадка для прямого диалога представителей муниципалитетов, установления постоянного межмуниципального сотрудничества, обеспечения более тесного взаимодействия муниципальных образований с органами государственной власти.

Приоритетами работы Совета стали:

выработка единой позиции для решения проблем жизнеобеспечения населения;

участие в регулировании межбюджетных отношений;

оказание методической помощи муниципальным образованиям по вопросам осуществления местного самоуправления и организации межмуниципального сотрудничества;

участие в формировании и реализации региональных и межмуниципальных программ комплексного социально-экономического развития территорий.

С первого же дня своей работы Совет взял уверенный и быстрый темп. Уже через месяц после Учредительного собрания он был зарегистрирован, получил официальный статус юридического лица. А еще через неделю состоялось заседание Правления, на котором был утвержден планы работы Совета.

Руководствуясь частью 2 статьи 8  131-го Федерального закона, в апреле 2006 года Совет поддержал решение выступить с инициативой создания Единого Общероссийского объединения муниципальных образований.

Деятельность Совета муниципальных образований Тульской области и его органов за прошедшие три года показала, что Совет со дня образования активно включился в работу по оказанию содействия муниципальным образованиям в решении вопросов их дальнейшего реформирования, развития и укрепления. Достижению этих целей способствовала согласованная деятельность всех членов Совета, его рабочих органов – исполнительной дирекции, Правления, Палат и администрации Тульской области.

Члены Совета регулярно получали организационную, консультационную, информационную поддержку.

Обучение муниципальных кадров стало одним из главных направлений деятельности Совета. Его практической реализацией стало проведение совместно с администрацией области семинаров по таким актуальным вопросам:

Совет постоянно проводил мониторинг проблемных вопросов и выстраивал систему, исходя из наиболее актуальных вопросов с привлечением исполнительных органов государственной власти Тульской области, Тульской областной Думы, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти.

Так, актуальными являлись вопросы:

— о социальном партнерстве как реальной помощи в решении вопросов жизнеобеспечения муниципального образования;

— о разграничении имущества между муниципальными районами и поселениями;

— о заключении договоров с муниципальными образованиями по энергосбережению городских и сельских поселений;

— о градостроительном законодательстве в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры;

— проблемные вопросы формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований – сельских поселений;

— о применении Жилищного кодекса РФ и ряд других.

За три года с представителями органов местного самоуправления проведено 23 семинара, из них — 21 зональный.

Проведение зональных семинаров давало возможность, кроме рассматриваемых вопросов познакомиться и перенять опыт тех муниципальных образований, где проводилось обучение. Существенным фактором при этом было установление личных контактов руководителей муниципалитетов, что в дальнейшем помогало решать вопросы, используя опыт коллег.

Также были проведены две научно-практические конференции с участием представителей Государственной Думы, вузов города; три «круглых стола» по актуальным вопросам реформы местного самоуправления.

К мероприятиям исполнительным аппаратом были подготовлены 5 информационно-методических материалов (дайджестов), который получили все члены Совета.

Одним из важных направлений работы являлось обобщение материалов лучшей муниципальной практики и распространение ее членам совета:

— о совместной деятельности администрации сельского поселения и органов территориального общественного самоуправления по благоустройству территории (на примере муниципального образования Иншинское Ленинского района);

— об организации работы по благоустройству в городском поселении путем проведения конкурсов (на примере муниципального образования р.п. Теплое);

— о реализации ФЗ № 185 «О порядке предоставления финансовой поддержки жилищно-коммунальному комплексу за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ» на территориях муниципальных образований Малаховское Заокского и Пронское Кимовского районов.

Это наиболее приемлемые на наш взгляд формы обучения, которые дают возможность руководителям муниципальных образований не только познакомиться с лучшей муниципальной практикой, обменяться опытом, но и получить возможность непосредственного общения с руководителями органов исполнительной власти, аппарата администрации Тульской области, специалистами федеральных структур, ответственными за решение того или иного вопроса.

Как уже было отмечено, проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации муниципальными образованиями области положений реформы местного самоуправления, обсуждались и с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественными структурами.

Здесь особо следует отметить инициативу Совета и ее поддержку председателем Тульского регионального отделения Ассоциации юристов России – руководителем Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области Анатолием Васильевичем Седухиным по организации Общественной приемной при Совете с целью оказания консультационной помощи специалистам муниципалитетов по актуальным вопросам их деятельности.

За время работы приемной проведено 12 консультаций, на которых около полутора тысяч муниципальных служащих, глав администраций районов, городских и сельских поселений и их заместителей получили квалифицированные ответы на актуальные вопросы деятельности.

Кроме того, отдельной темой для обсуждения в приемной стало применение нормативно-правовых документов по вопросам ЖКХ, финансовые и договорные отношения при различных способах управления многоквартирными домами.

Уважаемые коллеги!

Изменения налогового и бюджетного законодательства ставят перед муниципалитетами задачи по пополнению налоговых источников бюджета: собираемости налога на землю, оформлению недвижимого имущества на территориях.

По инициативе Совета с участием представителей департамента финансов Тульской области, Управления федеральной налоговой службы, Управления Роснедвижимости по Тульской области были рассмотрены вопросы, касающиеся налогового законодательства, собираемости местных и региональных налогов, осуществление согласно статье 72 Земельного кодекса муниципального земельного контроля.

Несмотря на проводимую работу, в этом направлении остаются вопросы, требующие решения:

— расхождение в базе данных налогоплательщиков в налоговых органах и сведениях, имеющихся в администрациях поселений;

— не отработана система взаимодействия федеральных налоговых органов и регистрационных органов с органами местного самоуправления;

— на федеральном уровне не определена процедура обращения граждан в определенных сроки для оформления необходимых документов на пользование землей, а также регистрации недвижимости по мере их этапной готовности.

В 2009 году в Совет муниципальных образований поступило обращение Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области по вопросу расширения базы налогообложения земельным налогом за счет организации проведения совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами Роснедвижимости инвентаризации и сверки земельных участков, а также по определению собственников паевых земель, межеванию и регистрации прав собственности. В этом направлении у нас имеется положительный опыт Республики Татарстан.

И это одна из первоочередных задач, над решением которой, Совету предстоит работать.

Уважаемые коллеги!

Сельские поселения являются самым близким к населению уровнем местного самоуправления и самым большим по численности членов в Совете муниципальных образований. Большинство вопросов и проблем по организации жизнеобеспечения населения возникают именно на данном уровне. С целью наиболее эффективной организации муниципального управления на уровне сельских поселений в апреле 2007 года была создана рабочая группа Палаты сельских поселений. На её заседаниях, с участием руководителей и специалистов структурных подразделений администрации Тульской области, муниципальные служащие получили рекомендации по решению различных проблем, обменивались опытом работы.

Тематика заседаний определялась потребностями самих сельских муниципальных образований.

Четкое разграничение полномочий между регионом, муниципальным районом и поселением определяет эффективность деятельности местного самоуправления. Понимая это, члены Правления Совета участвовали в расширенном заседании комиссии по реформе местного самоуправления и поддержали администрацию области по вопросу заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией Тульской области и муниципальными районами и городскими округами. Соглашения направлены на конструктивное взаимодействие органов государственной власти с муниципальным сообществом в целях обеспечения повышения качества жизни населения, проведения социально-экономических преобразований.

С целью оказания методических рекомендаций по разработке программ социально-экономического развития муниципального образования и оперативного мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Советом совместно с департаментом экономического развития Тульской области проведены два «круглых стола» по теме: «Стратегическое планирование муниципального образования». Для выявления перспектив развития каждого поселения участники «круглого стола» провели презентацию муниципальных образований.

В этой работе помогли наши партнеры, которые участвовали в консультировании и обучении.

Основой стратегического планирования является поиск точек роста, новых ресурсов, привлечение инвестиций. Сегодня решение этих вопросов стало приоритетом в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Базой для демонстрации инвестиционных проектов, для привлечения бизнеса к развитию муниципальных образований стало участие в ежегодно проводимых по инициативе губернатора Тульских экономических форумах.

Правлением Совета и департаментом внешних экономических связей и инвестиционной политики Тульской области принято решение о совместной деятельности по обобщению инвестиционных предложений муниципалитетов. Это важный вопрос, над которым работают муниципальные власти.

Одной из важных задач Совета в отчетном периоде — повышение статуса муниципальных служащих, повышение качества управленческой деятельности органов местного самоуправления.

Ее реализации способствовали участие муниципальных образований в конкурсах «Лучший муниципальный служащий» и «Лучшее муниципальное образование».

Конкурсы направлены на выявление и поддержку муниципальных служащих и выборных должностных лиц, имеющих определенные достижения в сфере местного самоуправления, на раскрытие их творческого потенциала и пропаганды передового опыта муниципального управления.

Также представители наших муниципалитетов участвовали в национальном конкурсе «Информационное партнерство: власть-общество-СМИ», проводимом Фондом развития информационной политики совместно с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований и Комитетом по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Федерального Собрания.

Совместно с управлением по развитию местного самоуправления аппарата администрации Тульской области разработаны Положения о проведении региональных конкурсов «Лучший муниципальный служащий» и «Лучшие органы территориального общественного самоуправления». Конкурс проводился с 01 сентября по 25 декабря 2007 года. В нем приняли участие муниципальные служащие Алексинского, Ленинского, Веневского, Кимовского районов, городов Тулы и Новомосковска, а также комитеты территориального общественного самоуправления муниципальных образований города Донской, Щекино, рабочий поселок Первомайский.

В 2008 году Правление Совета участвовало в проведении областного конкурса профессионального мастерства среди служащих муниципальных образований, организованного администрацией области.

Хотелось бы обратить ваше внимание на еще одну инициативу Совета в сфере подготовки кадров для муниципальной службы. В 2008 году принято решение о необходимости и целесообразности прохождения практики студентами обучающимися по специальностям «государственное и муниципальное управление», «Экономика» и «Право» на базе Совета.

В 2008 году в Совете проходили практику студенты юридического колледжа. Ими была разработана анкета для проведения мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований, проведения опроса населения; проанализировано Соглашение о порядке взаимодействия органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, муниципальных образований и налоговых органов по уточнению сведений о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения.

Считаю целесообразным в 2009 году разработать Положение о прохождении практики студентов в органах местного самоуправления области. Это будет способствовать формированию и подготовки резерва управленческих кадров для муниципальной службы.

Еще одно направление — это организация и проведение в рамках «Европейской недели местной демократии» целого ряда мероприятий, направленных на усиление демократических основ российской государственности, повышение гражданской активности населения, выявление социально-значимых инициатив.

Главным организатором недели на территории Российской Федерации выступил Общероссийский Конгресс муниципальных образований,

Работа Совета в данном направлении: ориентирование местных органов власти на распространение информации о демократических основах в муниципальных образованиях; повышение качества и эффективности работы органов местного самоуправления; привлечение граждан к участию в принятии решений на местном уровне; реализация двухстороннего сотрудничества, обмен мнениями.

Принимая во внимание важность вовлечения молодежи в демократическую жизнь с целью более раннего осознания значения общественных решений и демократического представительства, Советом муниципальных образований области было принято решение об участии в конкурсе на получение гранта для реализации проекта «Школа молодого депутата».

Вопрос об участии населения муниципальных образований в выборах является серьезной ответственностью руководителей. Советом проводилась совместная работа с избирательной комиссией Тульской области, рассматривался и тиражировался лучший опыт работы с молодыми избирателями. На заседании правления в мае 2008 года обсуждался проект Закона Тульской области «О видах избирательных систем, порядке и условиях их применения на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований». Данный законопроект, внесенный губернатором Тульской области, был поддержан Правлением Совета.

Наиболее актуальные вопросы реформирования местного самоуправления на современном этапе, совершенствования форм и методов взаимодействия органов региональной власти и местного самоуправления были обсуждены в 2007 году на совместной с администрацией области научно-практической конференции «Реформа местного самоуправления: опыт, проблемы, перспективы».

Ее логическим продолжением стал семинар Российского научного центра государственного и муниципального управления по теме: «Основы муниципального управления». В нем приняли участие 150 представителей муниципальных образований области.

Кроме того, члены Совета повышали свой профессиональный уровень, принимая участие в различных российских и международных семинарах и конференциях, всероссийских совещаниях.

Совет участвует в обсуждении законодательных инициатив по вопросам местного самоуправления и постоянно дает предложения по изменению действующего законодательства.

Так в 2007 году в адрес Президента Общероссийского Конгресса муниципальных образований С.М. Киричука были направлены предложения и дополнения Совета в проект Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В течение 2007-2008 годов были внесены предложения по изменению федерального законодательства, связанные с применением Жилищного, Бюджетного, Налогового кодексов РФ. Принятое на Общем Собрании членов Совета Обращение к ОКМО с предложениями внести изменения в действующее законодательство для улучшения положения местного самоуправления было направлено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Наши обращения в Конгресс не исключение. На практике и в других регионах страны высветилось немало нерешенных вопросов. Не принято говорить, какими средствами и силами вновь образованным муниципалитетам приходится выполнять собственные полномочия, а также и государственные. Кроме того, у глав муниципальных образований десятки обязанностей по решению вопросов, ежедневно исходящих от жителей, которые не прописаны в Законе.

В соответствии с Указом Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» Советом разработаны и направлены в департаменты Тульской области предложения по перечню дополнительных критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тульской области по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территорий, освещении улиц.

Уважаемые коллеги!

Остановлюсь на вопросах, связанных с организацией взаимодействия с органами государственной власти Тульской области.

Одной из форм взаимодействия является включение представителей муниципального сообщества в различные рабочие группы, комиссии, координационные советы при губернаторе Тульской области и администрации.

Мы постоянно чувствуем поддержку со стороны администрации области. Деятельность Совета строится в тесном взаимодействии с органами государственной власти Тульской области. На всех заседаниях правления присутствовал представитель администрации и курирующий заместитель губернатора, а законопроекты, касающиеся местного самоуправления, направляются в Совет с целью учета мнения муниципального сообщества.

Наши контакты и связи год от года расширяются. Подписаны соглашения о сотрудничестве между Советом муниципальных образований Тульской области и Тульской торгово-промышленной Палатой, Управлением Минюста по Тульской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области. В стадии подготовки Соглашение о взаимодействии с избирательной комиссией Тульской области.

Кроме того, в 2009 году Совет принял предложения о сотрудничестве с региональным отделением Общероссийской общественной организации «Общенациональный правозащитный союз «Человек и Закон» и общественной организацией «Молодежный союз юристов Российской Федерации».

Реализация проекта предусматривает оказание бесплатной юридической помощи населению путем организации общественных приемных в муниципалитетах области.

Уважаемые коллеги!

Одна из основных задач муниципальной реформы — приближение власти к народу. Реализуя эту задачу, органы местного самоуправления привлекают население к непосредственному участию в осуществлении местного самоуправления.

Можно привести множество примеров подобной работы. Практически во всех муниципальных образованиях с помощью населения решается широкий круг вопросов — от благоустройства до борьбы с распространением наркотиков, от противодействия игорному бизнесу до борьбы со злостными неплательщиками коммунальных услуг.

Совместно с муниципальной общественностью реализуются проекты в виде конкурсов и грантов. Восстанавливаются и строятся храмы и музеи. Создаются патриотические и молодежные клубы, экологические движения, органы ТОС и некоммерческие объединения. На местах стали традиционными — дни сел, ярмарки, чествования заслуженных и инициативных жителей территорий и многие другие.

Активная гражданская позиция жителей, их энтузиазм, безусловно, способствуют улучшению ситуации в муниципальных образованиях.

Однако этого недостаточно. И уже сегодня необходимы более действенные меры.

Поэтому Правление Совета считает, что повышение гражданской активности должно стать стратегическим направлением развития местного самоуправления в нашей области. Каждая территория должна взрастить дееспособное местное сообщество.

И подводя итоги работы Совета за три года, хочу отметить, нами накоплен большой опыт работы, выстроены взаимоотношения с различными ветвями власти, общественными организациями. В целом возложенные на Совет задачи удалось реализовать. Однако для решения всех поставленных задач следует помнить, что Совет — это общественная организация, успех деятельности которой складывается из активности ее членов.

Вместе с тем, мы осознаем, что некоторые направления деятельности Совета нуждаются в корректировке. Необходима более детальная проработка наиболее острых проблем жизнедеятельности муниципальных образований в Палатах, рабочих группах.

Кроме того, актуальным является организация и освещение в средствах массовой информации лучшей муниципальной практики муниципального управления, территориального общественного самоуправления. Это также одна из важных задач Совета. К сожалению, работа в этом направлении пока недостаточна.

С 1 января 2009 года в полную силу вступил основной закон, регулирующий отношения в сфере местного самоуправления – 131-й ФЗ. И в этой связи в течение наступившего года органам местного самоуправления при поддержке органов государственной власти области предстоит решать важнейшие задачи. Нельзя не сказать, что работать придется в условиях экономического кризиса. Нужна максимальная консолидация наших усилий, чтобы минимизировать его последствия на экономику и социальную сферу, жизнеобеспечение населения.

Спасибо за внимание!

PAGE

Общее собрание Совета МО ТО

PAGE

PAGE 6

02 июня 2009 года