Утверждена Постановлением администрации Клетнянского района от 3

Утверждена Постановлением

администрации Клетнянского

района от 30.01.2012 г. №38

К О Н Ц Е П Ц И Я

комплексного социально – экономического

развития Клетнянского муниципального района

на период до 2025 года

п.г.т. Клетня

2012 годСодержание

TOC \O «1-5» \H \Z \U HYPERLINK \L «_TOC316652327» Введение PAGEREF _TOC316652327 \H 4

HYPERLINK \L «_TOC316652328» I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития PAGEREF _TOC316652328 \H 7

HYPERLINK \L «_TOC316652329» Оценка исходной ситуации для определения перспектив социально-экономического развития района PAGEREF _TOC316652329 \H 7

HYPERLINK \L «_TOC316652330» Характеристика социальной сферы PAGEREF _TOC316652330 \H 7

HYPERLINK \l «_Toc316652331» ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ PAGEREF _Toc316652331 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc316652332» ЗАНЯТОСТЬ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ PAGEREF _Toc316652332 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc316652333» ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК PAGEREF _Toc316652333 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc316652334» РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ PAGEREF _Toc316652334 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc316652335» МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ PAGEREF _Toc316652335 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc316652336» Доходы бюджетной системы Клетнянского района PAGEREF _Toc316652336 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc316652337» Сбалансированность бюджетной системы Клетнянского района PAGEREF _Toc316652337 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc316652338» Основные проблемы бюджетной политики PAGEREF _Toc316652338 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc316652339» Основные направления бюджетной политики в 2011 – 2020 годах PAGEREF _Toc316652339 \h 28

HYPERLINK \L «_TOC316652340» Характеристика экономического потенциала района PAGEREF _TOC316652340 \H 33

HYPERLINK \l «_Toc316652341» РАЗВИТИЕ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ PAGEREF _Toc316652341 \h 33

HYPERLINK \l «_Toc316652342» ПРОМЫШЛЕННОСТЬ PAGEREF _Toc316652342 \h 34

HYPERLINK \l «_Toc316652343» МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО PAGEREF _Toc316652343 \h 41

HYPERLINK \l «_Toc316652344» СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО PAGEREF _Toc316652344 \h 44

HYPERLINK \l «_Toc316652345» МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ PAGEREF _Toc316652345 \h 52

HYPERLINK \l «_Toc316652346» ЖИЛИЩО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО PAGEREF _Toc316652346 \h 53

HYPERLINK \l «_Toc316652347» ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ PAGEREF _Toc316652347 \h 55

HYPERLINK \L «_TOC316652348» Охрана окружающей среды PAGEREF _TOC316652348 \H 56

HYPERLINK \L «_TOC316652349» Оценка инвестиционной политики PAGEREF _TOC316652349 \H 59

HYPERLINK \L «_TOC316652350» Комплексная оценка исходной ситуации качества жизни населения в социальной, экологической и экономической сферах жизнедеятельности и оценка роли муниципального образования «Клетнянский район» в комплексном развитии Брянской области. PAGEREF _TOC316652350 \H 63

HYPERLINK \L «_TOC316652351» II Основные проблемы МО «Клетнянский муниципальный район» PAGEREF _TOC316652351 \H 79

HYPERLINK \L «_TOC316652352» Минерально-сырьевая база PAGEREF _TOC316652352 \H 79

HYPERLINK \L «_TOC316652353» Агропромышленный комплекс PAGEREF _TOC316652353 \H 80

HYPERLINK \L «_TOC316652354» Промышленность PAGEREF _TOC316652354 \H 81

HYPERLINK \L «_TOC316652355» Лесоэксплуатация PAGEREF _TOC316652355 \H 83

HYPERLINK \L «_TOC316652356» Жилищное строительство PAGEREF _TOC316652356 \H 84

HYPERLINK \L «_TOC316652357» Стратегическая цель, приоритетные направления развития и целевые показатели PAGEREF _TOC316652357 \H 86

HYPERLINK \l «_Toc316652358» Мероприятия по охране природы и рациональному природопользованию PAGEREF _Toc316652358 \h 87

HYPERLINK \l «_Toc316652359» Мероприятия в сфере добычи полезных ископаемых PAGEREF _Toc316652359 \h 89

HYPERLINK \l «_Toc316652360» Мероприятия по развитию промышленности PAGEREF _Toc316652360 \h 90

HYPERLINK \l «_Toc316652361» Мероприятия по развитию лесного хозяйства PAGEREF _Toc316652361 \h 91

HYPERLINK \l «_Toc316652362» Мероприятия в сфере агропромышленного комплекса PAGEREF _Toc316652362 \h 94

HYPERLINK \l «_Toc316652363» Мероприятия по жилищному строительству PAGEREF _Toc316652363 \h 95

HYPERLINK \L «_TOC316652364» Стратегический выбор района на основе анализа рисков и ресурсных возможностей экономики и социальной сферы PAGEREF _TOC316652364 \H 100

HYPERLINK \L «_TOC316652365» III. Система мер муниципального управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов местного самоуправления района PAGEREF _TOC316652365 \H 105

HYPERLINK \L «_TOC316652366» Развитие промышленности PAGEREF _TOC316652366 \H 105

HYPERLINK \L «_TOC316652367» Развитие сельского хозяйства PAGEREF _TOC316652367 \H 106

HYPERLINK \L «_TOC316652368» Развитие транспортной инфраструктуры PAGEREF _TOC316652368 \H 107

HYPERLINK \L «_TOC316652369» Развитие социальной сферы PAGEREF _TOC316652369 \H 107

HYPERLINK \l «_Toc316652370» Мероприятия по улучшению демографической ситуации: PAGEREF _Toc316652370 \h 108

HYPERLINK \l «_Toc316652371» Мероприятия по оптимизации системы образования Клетнянского муниципального района PAGEREF _Toc316652371 \h 109

HYPERLINK \l «_Toc316652372» Мероприятия по оптимизации системы здравоохранения Клетнянского муниципального района PAGEREF _Toc316652372 \h 111

HYPERLINK \l «_Toc316652373» Мероприятия по развитию культуры и спорта PAGEREF _Toc316652373 \h 112

HYPERLINK \l «_Toc316652374» Культурный потенциал PAGEREF _Toc316652374 \h 113

HYPERLINK \L «_TOC316652375» Мероприятия по развитию туристско-рекреационного комплекса PAGEREF _TOC316652375 \H 116

HYPERLINK \L «_TOC316652376» Мероприятия в сфере автомобильного транспорта PAGEREF _TOC316652376 \H 122

HYPERLINK \L «_TOC316652377» Развитие жилищно-коммунального хозяйства PAGEREF _TOC316652377 \H 124

HYPERLINK \l «_Toc316652378» Водоснабжение PAGEREF _Toc316652378 \h 124

HYPERLINK \l «_Toc316652379» Водоотведение PAGEREF _Toc316652379 \h 126

HYPERLINK \l «_Toc316652380» Электроснабжение PAGEREF _Toc316652380 \h 127

HYPERLINK \l «_Toc316652381» Развитие телефонизации PAGEREF _Toc316652381 \h 129

HYPERLINK \L «_TOC316652382» Развитие инвестиционной инфраструктуры PAGEREF _TOC316652382 \H 131

HYPERLINK \L «_TOC316652383» Развитие рыночной инфраструктуры PAGEREF _TOC316652383 \H 134

HYPERLINK \L «_TOC316652384» Развитие малого бизнеса PAGEREF _TOC316652384 \H 136

HYPERLINK \L «_TOC316652385» IV. Механизм и инструменты реализации концепции стратегического социально-экономического развития района PAGEREF _TOC316652385 \H 139

HYPERLINK \L «_TOC316652386» Механизм реализации концепции социально-экономического развития PAGEREF _TOC316652386 \H 139

HYPERLINK \L «_TOC316652387» Инструменты реализации Концепции PAGEREF _TOC316652387 \H 145

HYPERLINK \L «_TOC316652388» Приложение 1 «Расчет целевых показателей для достижения стратегических целей развития района»

HYPERLINK \L «_TOC316652389» Приложение 2 «Планирование перспективных инвестиционных проектов»

Введение

Концепция комплексного социально-экономического развития района разработана в соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 20.06.2008г. №604 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года» и распоряжением администрации Клетнянского района от 30.12.2011г. №370-р «О разработке Концепции комплексного социально – экономического развития Клетнянского муниципального района до 2025 года».

Ключевая цель комплексного социально-экономического развития района – это определение путей и способов для значительного повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста.

Исходя из ключевой цели, определены задачи стратегического развития района в экономике и социальной сфере:

повышение благосостояния населения до среднеобластного уровня, включающее в себя следующие показатели: увеличение доходов населения, улучшение социальной инфраструктуры, развитие системы торгового, бытового и сервисного обслуживания населения;

увеличение темпов экономического роста при условии ускоренного развития промышленности на основе создания и внедрения конкурентоспособных инновационных разработок, что возможно при условии привлечения значительного объема инвестиций в данные виды деятельности;

развитие агропромышленного комплекса (АПК) в инновационном направлении, что также возможно на основе применения новейших высокопродуктивных технологий в растениеводстве и животноводстве и при условии формирования устойчивых договорных отношений с потребителями.

Определив основные задачи стратегического развития района, выстроены стратегические приоритеты для всего периода стратегического моделирования (планирования) с 2011 по 2025 годы. Условно этот период можно разбить на три этапа: краткосрочный период – с 2011 по 2014 год, среднесрочный – с 2015 по 2020 год и долгосрочный горизонт с 2021 по 2025 год.

В краткосрочном периоде необходимо реализовать следующие приоритеты:

поддержку развития приоритетных видов экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, бытовое обслуживание);

обеспечить реализацию инвестиционных проектов этих видов деятельности;

внедрение социальных стандартов в бюджетное планирование.

В среднесрочном периоде необходимо:

содействие выходу приоритетных направлений экономики на целевые показатели;

разработка сценариев и методов диверсификации экономики на основе развития промышленности;

подготовка хозяйствующих структур сельского хозяйства к работе в условиях бездотационности;

обеспечение выполнения социальных стандартов для населения.

В долгосрочном периоде необходимо:

обеспечить переход к выпуску инновационной продукции в приоритетных видах деятельности;

создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства;

определить позиции привлекательности района для ведения бизнеса в условиях высокого уровня жизни населения;

обеспечение равномерной доступности социальных услуг, прежде всего для населения, проживающего в сельской местности.

Для руководства к действию в качестве документов стратегического социально-экономического развития района разработана настоящая концепция, и как механизм ее реализации:

районная программа «Социально-экономическое развитие Клетнянского района на 2010-2014 годы,

районная целевая программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Клетнянском районе на 2011-2013 годы»

долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Клетнянском муниципальном районе Брянской области на 2010-2014 годы и целевые установки на период до 2020 года»,

районная целевая программа «Развитие торговли в Клетнянском районе на 2011-2013 годы»

расчет целевых показателей для достижения стратегических целей развития района (Приложение 1);

стратегический план повышения инвестиционной привлекательности МО «Клетнянский район» на 2012-2015 годы (Приложение 2);

формирование портфеля инвестиционных проектов и свободных инвестиционных площадок для комплексного социально-экономического развития района (Приложение 3).

Конечная цель настоящей концепции (стратегии) – это способность создать определенные условия и ценности, улучшающие жизнь и деятельность населения, служащие интересам населения.

I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

Оценка исходной ситуации для определения перспектив социально-экономического развития района

Характеристика социальной сферы

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Численность населения района на начало 2011 года составила 20082 человека, что равно 1,6 процентов населения Брянской области. В состав района входят одно городское и пять сельских поселений. Районный центр –поселок городского типа Клетня с численностью населения 13,3 тысяч человек. Удельный вес городского населения –66 процентов, сельского – 34 процентов. Возрастной состав населения района: население в трудоспособном возрасте — 61,0 процент, моложе трудоспособного возраста-15,0 процентов, старше трудоспособного возраста-24 процента.

В районе отмечается отрицательная динамика демографических процессов за последние годы: смертность опережает рождаемость в 1,8-1,9 раз. Постепенно это соотношение снижается. Соотношение показателя смертности к показателю рождаемости за 2010 год составило 1,84 (родилось за год 199 человек, умерло 367 человек). По уровню рождаемости в 2010 году район имеет показатель ниже среднеобластного уровня, значение составило 9,8 родившихся на тысячу населения (в среднем по области – 10,7). Естественная убыль населения – 8,4 человека на тысячу населения (в среднем по области – 6,3).

Продолжительность жизни населения района составляет: среди мужчин – 62 года, среди женщин – 74 года.

Численность постоянного населения района снижается с определенным замедлением процесса.

Показатель миграционного прироста за 2010 год характеризуется отрицательным значением -98 человек, коэффициент миграционного оттока составил 4,9 (по области- 1,9).

Для обеспечения положительных изменений развития демографических процессов понадобится длительный период стабильного социально-экономического развития и постоянного внимания государства к проблеме увеличения продолжительности жизни людей, увеличения рождаемости.

ЗАНЯТОСТЬ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Численность экономически активного населения района на 1 января 2011 года составила 9459 человек.

С начала 2006 года в ситуации на рынке труда района сложились положительные тенденции к снижению напряженности на рынке труда — к сокращению численности безработных граждан. Численность зарегистрированных безработных в 2006 году составляла 1028 человек, уровень официально регистрируемой безработицы — 9,8%, в 2010 году-341 человек, уровень-3,4%, т.е. за четыре года сократился почти в три раза. Однако уровень официально регистрируемой безработицы по Клетнянскому району остается одним из самых высоких в области, на 01.01.2011 года -3,4% (по области -1,8%).

Ситуация на рынке труда осложнилась с последнего квартала 2008 года в условиях финансового кризиса. Уровень регистрируемой безработицы достиг 5 процентов, численность безработных граждан увеличилась до 412 человек. Численность населения, занятого в экономике района, сократилась за время кризиса на 844 человек и составляет 9,0 тыс. человек.

Все намеченные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда выполнены за 2009-2011 годы, по которым всего освоено 18,3 млн. рублей, т.ч. в 2009 году-8,7 млн.рублей; в 2010 году-6,6 млн. рублей ,в 2011 году-3 млн.рублей. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2011 года составил 3,1 процента, численность безработных граждан – 313 человек. Показатели занятости и безработицы сведены в таблицу:

Основные показатели занятости и безработицы

Показатели

2009г.

2010г.

Численность экономически активного населения, чел.

9564

9459

В том числе численность населения, занятого в экономике, всего, чел.

5034

5009

Из них численность населения, занятого на крупных и средних предприятиях в:

3434

3239

— промышленности, чел.

702

618

— сельском и лесном хозяйстве, чел.

222

198

— торговле

122

227

— здравоохранении, физкультуре и спорте

540

514

— образовании и культуре

766

708

— жилищно-коммунальном хозяйстве

162

157

— строительстве

128

53

— транспорте и связи

183

163

— прочие

609

601

Незанятые в экономике района, чел.

4530

4450

Численность официально зарегистрированных безработных, чел.

360

341

Уровень общей безработицы, %

47,4

47,0

Уровень зарегистрированной безработицы, %

3,5

3,4

Из приведённых в таблице данных видно, что показатели безработицы немного снизились, однако продолжают оказывать негативное влияние и тормозить развитие района.

В 2009 году введено конкурсное производство и работающие уволены по ликвидации предприятий по предприятия ОАО «Клетнянский сырзавод», филиал «Клетнянский» ГУП «Брянсклес», ООО «Клетнязернопродукт». В настоящее время все предприятия работают в режиме полного рабочего дня и недели. Численность работников крупных и средних предприятий района составляет 0,9% от численности работающих на крупных и средних предприятиях всей области — 18 место среди муниципальных районов области. Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 8149,1рубля за 2010 год — 66% от средней по области (12325,6 рублей) — это 26 место среди муниципальных районов области.

Уровень жизни населения за 2010 год характеризуется следующими показателями:

среднемесячные душевые денежные доходы – 4568 рублей

среднемесячная заработная плата –8149,1 рублей

средний размер пенсии – 6618 рублей

прожиточный минимум – 4938 рублей.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Потребительский рынок является сектором экономики, определяющим внутренний спрос на отечественную продукцию, а значит, является ключевым фактором экономического роста во всех отраслях.

Положительная динамика денежных доходов населения расширила потребительский спрос и способствует росту оборота розничной торговли.

Потребительский рынок района является ключевым фактором экономического роста для отраслей, ориентированных на внутренний спрос.

На 01.01.2011г. количество действующих на территории муниципального района торговых объектов составило 165 единиц. В 2010 году открыто 7 новых магазинов общей площадью 778,2 кв. м., в которые вложены инвестиции субъектов малого бизнеса в сумме 8 млн. руб.

На территории муниципального района организована сельскохозяйственная ярмарка.

Основные показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории района:

Таблица 2.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст