Утверждена госпрограмма «Развитие образования» до 2020 года 2 ег

Обзор новостей образования 27-31 мая

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc357762121» Новости образования PAGEREF _Toc357762121 \h 1

HYPERLINK \l «_Toc357762122» Утверждена госпрограмма «Развитие образования» до 2020 года PAGEREF _Toc357762122 \h 1

HYPERLINK \l «_Toc357762123» ЕГЭ стартовал со скандала PAGEREF _Toc357762123 \h 1

HYPERLINK \l «_Toc357762124» «Последний звонок» в цифрах PAGEREF _Toc357762124 \h 2

HYPERLINK \l «_Toc357762125» ЕГЭ в цифрах: 4 самых важных фактора PAGEREF _Toc357762125 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc357762126» Кто и почем продал национальные экзамены? PAGEREF _Toc357762126 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc357762127» Мы все живем в «догоняющем» образовании PAGEREF _Toc357762127 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc357762128» Опасны ли новые СанПиНы для детей? Эксперты предупреждают PAGEREF _Toc357762128 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc357762129» На внедрение стандарта дошкольного обучения могут направить 35 млн руб PAGEREF _Toc357762129 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc357762130» Учебники PAGEREF _Toc357762130 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc357762131» Минобрнауки и Российский книжный союз будут вместе проводить экспертизу учебников PAGEREF _Toc357762131 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc357762132» В Волгограде родители выступили против задачек про крыс и тетраэдр, которые решают их дети в лицеях и школах города PAGEREF _Toc357762132 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc357762133» Москва закупает учебники для школьников PAGEREF _Toc357762133 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc357762134» Большинство россиян не слышали о разработке единого учебника истории PAGEREF _Toc357762134 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc357762135» Российские и таджикские русисты вместе напишут учебник для студентов Таджикистана PAGEREF _Toc357762135 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc357762136» История отечества: Очень краткий курс PAGEREF _Toc357762136 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc357762137» Жуткая и реальная история в учебнике английского языка потрясла школьницу PAGEREF _Toc357762137 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc357762138» Общество и политика PAGEREF _Toc357762138 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc357762139» Нобелевский лауреат Андрей Гейм стал почетным председателем Общественного совета при Министерстве образования PAGEREF _Toc357762139 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc357762140» IQ жителей Запада за сто лет упал на 14 пунктов PAGEREF _Toc357762140 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc357762141» Великобритания. Новая социальная сеть для одаренных учеников PAGEREF _Toc357762141 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc357762142» Академик Владимир Фортов — новый президент РАН PAGEREF _Toc357762142 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc357762143» Ученые выяснили, от чего зависят способности к языкам PAGEREF _Toc357762143 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc357762144» От кого мы будем защищать детей в 2013 году? PAGEREF _Toc357762144 \h 23

Новости образования

Утверждена госпрограмма «Развитие образования» до 2020 года

27.05.13

Strf.ru

HYPERLINK «http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=56662» http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=56662

На сайте HYPERLINK «http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409» \t «_blank» Министерства образования и науки Российской Федерации опубликована утверждённая российским правительством государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы.

Её целями, согласно опубликованному документу, являются обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, а также повышение эффективности реализации молодёжной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Прогнозный объём финансового обеспечения программы составит 4 триллиона рублей. Среди ожидаемых результатов реализации программы – создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации образовательных кадров, формирование сети ведущих вузов страны и многое другое. Также ожидается, что в результате реализации программы по меньшей мере три четверти детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

ЕГЭ стартовал со скандала

27.05.2013

РИА Новости

HYPERLINK «http://www.ria.ru/society/20130527/939624309.html» http://www.ria.ru/society/20130527/939624309.html

27 мая в России стартовал Единый государственный экзамен. Однако накануне в интернете появились фотографии заполненных форм экзаменационных листов с ответами на экзамен по русскому языку. Как заверяют организаторы ЕГЭ, контроль за нарушениями ведется постоянно.

Первыми ЕГЭ по русскому языку сегодня сдают школьники Дальнего Востока. В Приморье экзамен начался в 10.00 по местному времени.

Первый экзаменационный день уже ознаменовался скандалом: в социальных сетях накануне экзамена были выложены заполненные формы экзаменационных листов. Как правило, они скрыты под случайными названиями, чтобы найти их могли только «посвященные». При попытке перейти по части ссылок выяснялось, что для получения ответов необходимо прислать свой номер телефона или загрузить некую программу. При этом несколько попыток сделать это так и не дали результатов. В то же время, некоторые фотографии заполненных бланков представлены в открытом виде.

Как сообщила РИА новости сотрудник управления образования и науки Приморского края Екатерина Щегленко, все случаи публикации ответов на экзаменационные вопросы отслеживаются и передаются в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК): «Работа такая ведется, все случаи отслеживаются, а результаты передаются в ГЭК. Если подтверждается, что это действительно текущие ответы, обычно за час или два удается установить личность нарушителя, после чего комиссия принимает решение, вплоть до аннулирования результатов ЕГЭ без права пересдачи».

«Контроль за нарушениями на ЕГЭ может стать гонкой без финиша«

Обозреватель РИА Новости Анна Курская: «Фактически, сегодня между организаторами ЕГЭ и выпускниками, которые хотят получать помощь извне, идет «гонка вооружений», соревнование технических средств. В то время как электронные средства связи становятся все миниатюрнее и неуловимее, организаторы экзамена ищут новые способы их нейтрализовать. Пока это соревнование выигрывают школьники, которых не запугали репрессивные меры прошлого года, считают эксперты. Но это было бы еще полбеды; проблема состоит в том, что списывать школьникам зачастую помогают сами организаторы экзаменов на местах». HYPERLINK «http://ria.ru/society/20130527/%20http:/ria.ru/analytics/20120528/659461285.html» \t «_blank» Читайте подробнее >>

Новинки ЕГЭ-2013

Особенностью госэкзамена этого года является заранее установленное минимальное количество баллов по всем предметам. Так, например, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку надо набрать 36 баллов, по математике — 24, по обществознанию — 39 баллов, по физике, химии, биологии — 36 баллов, по истории и литературе — 32 балла, по информатике и ИКТ — 40 баллов, по географии — 37 баллов, по иностранным языкам — 20 баллов. Сроки проверки работ ЕГЭ строго фиксированы, задержки с информированием школьников о результатах могут быть только на региональном уровне, отмечают в Рособрнадзоре. Так на федеральном уровне обязательные предметы — русский язык и математика — проверяются шесть дней, предметы по выбору — четыре дня, три дня — те экзамены, которые проходят в резервные дни и дополнительные сроки. HYPERLINK «http://ria.ru/society/20130526/939525386.html» \t «_blank» Читайте подробнее в материале >>

Как улучшить память перед экзаменами

«В свое время были проведены очень известные опыты с водолазами, которые учили слова на суше и под водой. Оказалось, что те слова, которые учили под водой, лучше вспоминаются под водой, а те, что учили на земле, лучше вспоминаются на земле. Так что если вы писали конспекты на голубых листах в клеточку, то эту информацию будет проще вспомнить, если вы и на экзамене будете писать ваш ответ на таком же голубом листочке». Советы экспертов читайте в материале » HYPERLINK «http://ria.ru/society/20130516/937610411.html» \t «_blank» Шкаф и орехи: эксперты советуют, как улучшить память перед экзаменами».

Чем кормить подростка во время экзаменов

«Ежедневно нужно есть нежирный и неострый сыр, яйцо (можно только желток), 200 граммов мяса или рыбы, творог, но не более ста граммов в день, иначе он становится «свинцом для желудка». В рационе обязательно должны быть растительное и сливочное масло около 20 граммов». HYPERLINK «http://ria.ru/nsk/20130527/939607109.html» \t «_blank» Подробнее о рационе школьников во время экзаменационной сессии читайте в материале >>

«Последний звонок» в цифрах

HYPERLINK «http://www.ug.ru/user/13» Игорь Ветров

27.05.13

Учительская газета

HYPERLINK «http://www.ug.ru/news/8073/version/print» http://www.ug.ru/news/8073/version/print

Уже сегодня для выпускников начинается ответственная пора экзаменов. В этом году школу заканчивают примерно 780 тысяч ребят. В разных городах страны состоялись парады выпускников и даже прогремели салюты. Кстати, праздник стал традиционным сравнительно недавно — в семидесятых годах прошлого века. Тогда же начали проводить торжественные линейки, кульминацией которых была церемония символического «Последнего звонка».

В двух столицах — в Москве и Петербурге школы в этом году заканчивают 80 тысяч и  почти 23 тысячи юношей и девушек соответственно.

Школы Абакана (Хакасия) — 920 учащихся 11-х классов и 1 452 ученика девятых классов.

В Новгородской области «Последний звонок» прозвучал  для 2792 выпускников 11-х классов и 4889 выпускников 9-х классов.

Из улан-удэнских школ выпускаются пять тысяч учеников: 2 225 одиннадцатиклассников и 3 250 девятиклассников. Самый большой выпуск в этом году в школе №49, где 111 учеников одиннадцатых классов и 79 девятиклассников.

В Кузбассе 11 930 учащихся оканчивают 11-е классы, ещё 22 680 человек — девятые.

В Астраханской области в 2013 году из школ выпустятся 4 тысячи 11-классников и 8 тысяч 9-классников.

По данным Министерства образования и науки Южной Осетии, 11-е классы в 2013 году оканчивают 456 выпускников, 9-е классы — 485.

В Калмыкии со школой простились 2497 выпускников 11-х классов.

В Республике Северная Осетия-Алания учебу завершили 7346 девятиклассников и 6079 — одиннадцатиклассников.

В Брянской области последний звонок прозвенел для почти 17,5 тысяч выпускников 9-х и 11-х классов.

Для 11 тысяч 887 учащихся выпускных классов закончились уроки в Калужской области.В Чеченской республике стены 444 общеобразовательных заведений покинут более 12 тысяч учащихся.

Школы Чувашии заканчивают более 7,5 тысяч одиннадцатиклассников и более 11,7 тысяч девятиклассников.

В школах Самары и  районах области со школой простились 17610 11-классников.

Выпускниками воронежских школ стали 28  777 молодых людей.

В Саратовской области «Последний звонок» прозвучит в 960 учебных учреждениях для 13 180 выпускников 11-х классов.

В липецких школах учебу завершили 9 650 девятиклассников и 5 358 одиннадцатиклассников

В Оренбуржье в  2013 году 11 класс заканчивают 9 тысяч 113 учеников, а девятый — 19 тысяч 190 человек.

«Последний звонок» прозвучал также для 2 277 выпускников одиннадцатых и 3 621 выпускника девятых классов кемеровских школ.

1924 выпускников 11-х классов и более 3 тысяч выпускников 9-х классов простились со школами Сургута.

В 650 школах Ставропольского края прозвенели «Последние звонки» для более 14 тысяч выпускников 11 классов и свыше 24 тысяч учащихся девятых классов.

Из школ Тюменской области выпустились 8 тысяч 11-классников и более 12 тысяч 9-классников. В самой Тюмени в этом году заканчивают 11-й класс более 3 тысяч учеников, еще 5 тысяч ребят — 9 классов.

В Мурманской области школы заканчивают 3384 выпускника 11-х классов дневных школ и 6357 выпускников 9-х классов. Две трети одиннадцатиклассников планируют продолжить обучение в вузах.

В Челябинске аттестат о среднем образовании получат 5308 выпускников 11-х классов и 8568 девятиклассников.

В Алтайском крае торжественные линейки прошли в 823 средних общеобразовательных школах региона для 12 тысяч выпускников. Аттестат об окончании основной школы получат более 20 тысяч школьников.

В Карелии школы заканчивают около десяти тысяч выпускников 9-х и 11-х классов. В Петрозаводске насчитывается 1448 одиннадцатиклассников и 2089 учеников девятых классов.

В школах Ивановской области насчитывается более 4,5 тысяч выпускников одиннадцатых классов и более семи тысяч выпускников девятых классов.

В Архангельской области 9 класс заканчивают 10,5 тысяч детей, 11 класс — 6,5 тысяч выпускников.

В Свердловской области 36 717 учеников заканчивают девятые классы и 20658 — одиннадцатые.

Напомним, 27 мая, в понедельник, 11-классникам предстоит пройти первый государственный экзамен – русский язык. 3 июня выпускники сдают обязательный экзамен по математике. Экзамены по выбору пройдут: 30 мая (информатика, биология, история), 6 июня (иностранный язык, физика), 10 июня (химия, обществознание), 13 июня (география, литература)

ЕГЭ в цифрах: 4 самых важных фактора

28.05.13

INTERFAX.RU 

HYPERLINK «http://news.rambler.ru/19304490/» http://news.rambler.ru/19304490/

Структура Единого государственного экзамена каждый год претерпевает изменения, но основные тенденции остаются прежними: школьники предпочитают выбирать обществознание, количество выпускников падает, а отличники учат химию и литературу.

1. Количество участников ЕГЭ уменьшается

Количество сдающих ЕГЭ выпускников в последние годы снижалось вместе с общим числом выпускников российских школ, что соответствует текущей демографической ситуации в России.

В 2009 г. в участие в едином тестировании приняли 995 773 выпускников, в 2010 г. — 836 565, а в 2011 — 725 512. Немного выросла эта цифра в 2012 г. — ЕГЭ сдавали 785 786 выпускников текущего года.

Если же считать количество всех участников единого экзамена, то их число также снижается — в 2012 г. в ЕГЭ приняли участие 892 561 (с учетом сдававших экзамен повторно), в 2011г. — 829 050 человек.

За четыре года проведения ЕГЭ число его участников сократилось на 21%.

2. Предметы по выбору не меняются

В 2012 г. обязательные для получения аттестата русский язык и математику год назад сдавали 867 021 и 831 068 тысяч человек соответственно (с учетом тех, кто сдавал эти предметы повторно). Число сдающих экзамены повторно растет, в 2009 г. русский язык сдавало 99,6% выпускников текущего года, а математику — 94,4%.

Самым популярным предметом по выбору с 2009 г., когда ЕГЭ стал обязательным для всех российских школьников, остается обществознание.

В 2009 г. его выбрали 44,2% выпускников текущего года, в 2010 г. — 531, %, в 2011 г. — 58,9%, в 2012 г. — 60,9%).

Также российские школьники любят физику (эту дисциплину выбрали 27,7% выпускников в 2012 г., 27,4% — в 2011 г., 25,5% — в 2010 г.).

Традиционно часто выбирают биологию (21,5% в 2012 г.), историю (20,9% в 2012 г.)

Самым популярным языком из года в год остается английский. В 2012 г. его сдали 9,5% выпускников, в 2011 г. — 9%).

Французский и немецкий языки российские школьники выбирают одинаково редко. В 2012 г. их сдавали лишь 0,4% и 0,2% соответственно. Эти цифры не меняются с 2009 г.

Самым непопулярным языком и дисциплиной в целом остается испанский язык — по всей стране его выбирают 200-300 человек, и эта цифра также практически не менялась с момента введения ЕГЭ.

При этом за 4 года проведения ЕГЭ увеличивается среднее число экзаменов, которые выбирают выпускники. Эта цифра в 2009 г. составлял 3,25, а в 2012 уже 3,44, то есть, когда выпускник решает не ограничиваться двумя обязательными предметами и сдает экзамены по выбору, он выбирает 3-4 предмета.

3. Отличников становится больше

Количество сдавших ЕГЭ на максимальное количество баллов ежегодно растет, а больше всего отличников там, где больше экзаменуемых. В 2012 г. максимальное количество баллов по русскому языку получили 1936 человек, в 2011 г. — 1492, в 2010 — 1415. В 2009 г. их число не превышало 1000 человек, но тенденция роста числа «стобалльников» 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается во всех дисциплинах, а с течением времени система оценивания несколько раз существенно менялась.

Со вторым обязательным предметов, с математикой у выпускников дела обстоят хуже, чем русским языком. В 2012 г. высший балл получили лишь 56 экзаменуемых, в 2011 г. — 214, в 2010 г. — 160 человек.

Отметим, что год назад 129 человек получили максимальные баллы и по русскому языку, и по математике.

Что касается предметов по выбору, то там больше всего отличников среди знатоков химии (в 2012 г. — 375 чел., в 2011 г. — 359 чел., в 2010 г. — 275 чел., в 2009 г. — 137 чел.), литературы (в 2012 г. — 338 чел., в 2011 г. — 378 чел., в 2010 г. — 422 чел.).

В 2012 г. российские школьники подтянули информатику — до этого максимальные 100 баллов набирали по несколько десятков человек, а в прошлом году таких набралось уже 368 человек.

Средний первичный балл также вырос в 2012 г. по сравнению с 2011 г., и примерно равен результату 2010 г.

При этом больше информатику сдавать не стали — этот предмет выбирают по 7,8-7,9% выпускников ежегодно. Рост числа высоких результатов связан с изменением структуры тестового задания и используемых контрольных измерительных материалов.

Физику в 2012 г., как и годом ранее, выбрало примерно 27% выпускников, но число отличников резко уменьшилось с 214 до 45 человек. Снизилось и число набравших высокие баллы. В 2012 г. лишь 11,7% сдававших экзамен набрали 62 балла или выше, в 2011г. таких было 16,7%.

При этом вырос процент тех, кто не набрал необходимый для сдачи экзамена минимум. В 2012 г. 12,6% сдававших ЕГЭ не сдали экзамен по физике, в 2011 г. таковых было 7,4%. Отметим, что в 2012 г. была повышена минимальная граница по первичным баллам.

4. Регионы

Одним из доводов в пользу введения единого госэкзамена был аргумент о доступности высшего образования для выпускников сельских школ. В 2012 г. 25% экзаменуемых были как раз учащиеся сельских учебных заведений.

В целом, Москва остается регионом-лидером по всем показателям: в столице больше выпускников, а значит больше отличников.

Максимальные баллы на экзамене по русскому языку в 2012 г. получили 376 москвичей (0,6% от общего числа сдававших этот экзамен в столице).

Высший балл по столь полюбившейся всем информатике в Москве получили 57 человек, и это составляет примерно 1% от всех столичных выпускников, сдававших ЕГЭ по этому предмету. Примерно такой же уровень показали Санкт-Петербург, Воронежская область и Республика Татарстан. Отметим, что число отличников относительно количества сдававших ту или дисциплину столь мало, что цифра в большинстве случаев не является репрезентативной.

Кто и почем продал национальные экзамены?

HYPERLINK «http://www.ug.ru/user/12949» Дмитрий Гущин

29.05.13

Учительская газета

HYPERLINK «http://www.ug.ru/news/8110/version/print» http://www.ug.ru/news/8110/version/print

Во вторник вечером, 28 мая, за несколько дней до проведения ЕГЭ по истории, биологии, информатике, математике, обществознанию и химии все экзаменационные задания по этим предметам обнаружены в открытом доступе.

На американском анонимном файлообменном сервере http://anonymousdelivers.us, там же, где несколько дней назад были выложены экзаменационные материалы по русскому языку (см. HYPERLINK «http://ug.ru/news/8082» http://ug.ru/news/8082), сегодня выложены архивы с полными комплектами экзаменационных заданий по истории, биологии, информатике,математике, обществознанию и химии. Адреса для скачивания сообщаются только тем, кто заплатил организаторам за досрочное получение экзаменационных заданий. В первом архиве — история, биология и информатика, во втором — математика, в третьем — обществознание и химия. Внутри архивов — папки с предметами, по каждому предмету задания сгруппированы по четырем зонам:«Дальний Восток», «Сибирь», «Урал» и «Центр». Внутри каждой из них, в свою очередь, — каталоги заданий. Именно из этих каталогов путем перемешивания Федеральный центр тестирования образует индивидуальные экзаменационные работы для каждого учащегося. Архивы защищены паролями, рассылаемыми отдельно через Твиттер.Доступ продается за 3000 рублей. Известно, что многие школьники скидывались целыми классами.

Впервые с момента введения единого государственного экзамена в 2001 году все экзаменационные материалы всех экзаменов оказались рассекреченными. А к чему еще могла привести позиция Рособрнадзора, год за годом отказывавшегося признавать проблемы утечек?Пока власть, игнорируя очевидное, трусливо прятала голову в песок, мошенники наладили каналы получения и распространения экзаменационных заданий. То, что мы видим сейчас, — не несколько фотографий, сделанных во время экзамена на Дальнем Востоке, о чем говорит Рособрнадзор. И это не несколько отдельных вариантов из отдаленных территорий, куда они присылаются немногим раньше, чем в крупные центры, как полагает министерство образования. Нет. Называя вещи своими именами— это грандиозная кража экзаменационных материалов всей страны для дальнейшей перепродажи с целью наживы. Кто и за сколько продал национальный экзамен должна определить Генеральная прокуратура. Если, конечно, чиновники в нее обратятся. А не как обычно.

От «Учительской газеты»

Мы располагаем указанными в публикации архивами с экзаменационными материалами и готовы немедленно передать их правоохранительным органам.

Мы все живем в «догоняющем» образовании

HYPERLINK «http://www.ng.ru/authors/6229/» Наталья Савицкая

28.05.2013

Независимая газета

HYPERLINK «http://www.ng.ru/education/2013-05-28/8_vuz.html» http://www.ng.ru/education/2013-05-28/8_vuz.html

Приход лета – начало нового этапа в жизненном пути многих российских семей: они выбирают вуз для ребенка. В этом году выбор более сложен, чем в прошлом. Во-первых, прошедший учебный год продемонстрировал родителям неразбериху в системе высшего образования (обнаружились вдруг неэффективные вузы, и авторитет многих университетов подпортили фальшивые кандидаты и доктора наук). Во-вторых, на самом высоком уровне началась новая дискуссия о путях развития высшего образования в РФ. Если раньше муссировался тезис об избыточности нынешнего высшего образования, то теперь разговор заходит о целесообразности его существования в традиционном виде. Рассмотрим на примере обсуждения темы в Высшей школе экономики (НИУ) и на ее интернет-ресурсах. Социологи Дмитрий Диденко и Григорий Ключарев (Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук, ИКСИ РАН), основываясь на материале массовых экспертных социологических опросов в 2009–2011 годах, делят современную систему высшего образования на две модели – «инновационную» и «догоняющую». Под последней авторами имеется в виду модель, сохраняющая черты советской системы образования. Так уж сложилось, констатируют социологи, 90% вузов, в которых обучается около 80% контингента, реализуют модель догоняющего образования. Для нее характерна ставка на общую эрудицию и подготовка специалиста – «мастера на все руки». Сохраняется тенденция к увеличению количества аудиторных занятий, которые проходят при большом стечении народа. И тенденция к росту числа контрольных мероприятий. Эта система обеспечивает сама себя, а выпускников отправляет в «свободное плавание», уверенная в том, что они выплывут в любом случае. Инновационная модель, которая еще слаба и незаслуженно обойдена вниманием, прокладывает путь для новых специальностей и производств, считают социологи. Она очень нужна, но ее становление проходит крайне медленно. В чистом виде вузов традиционной и инновационной модели у нас нет, констатируют исследователи. Но существенная поддержка государства уже касается тех, кто всего лишь даже заявляет о намерении проводить такую политику. Что самое интересное, в регионах при этом продолжают поддерживать вузы «догоняющей модели», потому что они выполняют важную социальную функцию (помогают передерживать в вузах молодежь, для которой в городе нет работы). Опираясь на мнение ученых, на инновационную модель делает ставку АСИ (Агентство стратегических инициатив). Так как это агентство обслуживает интересы бизнес-класса РФ, то эксперты АСИ напирают в основном на то, что система образования должна быть очень четко привязана к рынку труда. Сейчас появилась еще более конкретная задача, сформулированная правительством, – создать в стране 25 млн. новых модернизированных рабочих мест высокой производительности. Сразу же начинаются подсчеты, что система высшего образования способна дать обществу от 4,5 до 6 млн. человек. Еще от 5 до 7 млн. человек даст так называемое неформальное дополнительное образование (самообразование). Миграция даст от 700 тыс. до 1 млн. До 15 млн. человек обеспечит переподготовка на базе бизнеса. Не вдаваясь в подробности, «где деньги, Зин», сама уже гонка за «человеческим капиталом» способна поменять лицо высшего образования в РФ. Особенно если каждый день говорить, что традиционная модель образования – это ощутимая обуза обществу… При этом четкого представления, что же это такое – «инновационный вуз», в России нет ни у кого. Правда, есть предложения, как их создать. Например, то же АСИ предлагает государству свою дорожную карту, в которой оговаривается, например: «профильные вузы должны быть максимально приближены к тем местам, где работают их выпускники» (?), а «любые законодательные преграды к праву бизнеса преподавать на своей территории должны быть убраны»; кампусы должны быть европейского качества и т.д. Представьте во всей этой дискуссии типичных родителей старшеклассника – 40–50-летних, едва ли прочно устроенных в этой жизни (по данным социологов, это как раз костяк тех 40 млн. человек, «непонятно чем занятых» в нашей экономике). Представьте их, которые вдруг понимают, что будущее их детей еще более туманно, чем их собственное. Они же столько лет жили мыслью, что высшее образование их ребенка – это панацея от всех бед. Теперь им пытаются сказать, что высшее образование в нашей стране – это «мулька». По-настоящему оно есть только в «трех с половиной вузах» и более – нигде. Причем накачивать ресурсами в будущем будут эти «три с половиной вуза» и «лидеров» в других вузах. Судьба остальных под вопросом. Сегодня самый главный вопрос российской семьи – вуз. Все понимают – любой ценой нужен пропуск в престижный вуз. А значит, жди махинаций при сдаче ЕГЭ… Кстати, абсолютно справедлива та реплика при обсуждении «дорожной карты» АСИ, что правительство не в полной мере учитывает ресурс самих родителей – этих 40–50-летних. Плодятся «стартапы», рассчитанные на юных и активных. А крупные и средние компании через HR-агентства вытесняют с рабочих мест через свои жесткие возрастные фильтры тех, кто перешел порог в 37 лет. На днях в Общественной палате выступал ученый из университета Бригама Янга (США) Рэндал Д. Дэй. Запомнилась его фраза о том, что даже те скромные данные, которые сегодня общедоступны, свидетельствуют о довольно сложной и тревожной обстановке в семье у нас. В США часто приводятся данные о связи материального положения с повышением уровня стресса в семейной жизни. В РФ такие исследования проводятся крайне редко. И это очень странно, по мнению ученого, потому что прежде чем строить планы, правительство должно знать, чем дышит простая семья, какими чаяниями и надеждами она живет. Ведь сильная семья, уверенно смотрящая в будущее, – залог формирования сильного общества.   

Опасны ли новые СанПиНы для детей? Эксперты предупреждают

HYPERLINK «http://prosvpress.ru/author/anton/» Антон Зверев   

28.05.2013

Просв-Пресс

HYPERLINK «http://prosvpress.ru/2013/05/doshkolka-sanpiny/» http://prosvpress.ru/2013/05/doshkolka-sanpiny/

Гигиенисты объявили игры на свежем воздухе необязательными для детсадовцев

«Детские сады: новые санитарные нормы». Так назывался круглый стол в РИА Новости, посвященный решению архиважной и застарелой, прямо скажем, задачи — ликвидации очереди в детские сады, исчисляемой сегодня внушительной цифрой в два с лишним миллиона претендентов.Что же можно и нужно сделать, чтобы ликвидировать дисбаланс между спросом и предложением на рынке дошкольного образования? Слушая замечательных специалистов (медиков, проектировщиков, педагогических руководителей, экономистов, бизнесменов) — участников встречи на Зубовском, казалось: этот вопрос для них давным-давно решен. «Надо решительно освободить действующие СанПиНы от части требований, не всегда обоснованных, за счет перевода этих императивов в разряд рекомендаций либо вариантов решений, которые можно выбрать на месте, исходя из наличных возможностей и условий их реализации», — рефреном звучало в выступлениях экспертов.

С декабря 2012 по апрель 2013 года в ходе общественного обсуждения новой редакции СанПиНов поступило более 150 предложений из 83 субъектов РФ и некоммерческих организаций в области образования. Из них 92 замечания и уточнения было учтено в процессе доработки проекта.

«Ориентиры» вместо правил?  

Ирина Брагина, замглавы Роспотребнадзора и один из авторов новой редакции СанПиНов для детских садов, рассказала коллегам, что в разработанном ведомством проекте многие из бывших требований медиков сегодня уже переведены в разряд рекомендуемых ориентиров. Это, по ее словам, сделано для того, чтобы санпиновские стандарты перестали быть барьером, сдерживающим строительство и организацию в стране новых форм детских садов — будь то семейные, негосударственные или корпоративные.

Так, например, существенные послабления вводятся по части наполняемости групп. Ранее на сей счет существовал жесточайший стандарт, вернее, два стандарта: «не более 20 человек» для детей 3-7 лет и «не более 15 человек» для малышей в возрастной категории от года до 3 лет. И вот — сенсация: прежний стандарт наполняемости группы попросту упразднили, привязав «число детей в группе» к показателю площади на проживание  ребенка. Оказывается, начиная уже с 2010 года и в особенности теперь, максимальное количество детей определяется из расчета 2 кв. метра площади групповой комнаты на одного ребенка. При этом (важный нюанс) проверяющие лица не станут заглядывать в списочный состав детской группы, сверяя новый показатель только с фактическим количеством присутствующих детей.

— Цифры в 15 и 20 человек — это научно обоснованные нормы, —  говорит известнейший специалист в области «детского» нормирования, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Марина Степанова. —  Если детей будет больше, то и болеть они начнут вдвое чаще. Повышается риск травматизма, а уровень психологического комфорта в группе, наоборот, резко падает. Это подтверждается результатами многолетних медицинских наблюдений и для меня — неоспоримый факт…

Но программисты завтрашнего дня наших детских садов — люди, как они сами говорят, подневольные. Их такие пустяки не интересуют. Вслед за министром Дмитрием Ливановым они готовы объявить все «устаревшие»  требования санитарных врачей абсурдными и отменить. Другой вопрос – надолго ли?..

Упразднен и еще один сдерживающий, базовый норматив — вплоть до этого года пунктом 1.5 действующих СанПиНов для ДОУ предусматривалось, что вместимость новых зданий детских садов «не должна превышать 350 мест», а вместимость ДОУ, пристроенных к торцам жилых домов и встроенных в них, не может быть выше цифры в 150 мест. Снят устаревший ограничитель и на вместимость ДОУ на селе — прежняя норма «не более 140 мест» также изъята из текста санитарных правил. В результате фактически никаких ограничителей на «пропускную способность» детсадов в стране не осталось. Предполагается, что вместо этих предельных рамок действовать будут ни к чему никого не обязывающие, крайне обтекаемые «рекомендации» от Роспотребнадзора. К чему это приведет (учитывая, что группы в большинстве детсадов и так переполнены сверх установленных предельных цифр) — вопрос риторический.

 

С одобрения Минобрнауки…

И еще одно требование санитаров теперь канет в Лету: из СанПиНов исчезает пункт о том, что площадь спортивного (и музыкального) зала должна быть «не менее 75 квадратных метров». Вот вам еще одна «рекомендация», а там уж как получится… Плюс к тому педагогам ДОУ разрешат  использовать для занятий спортом как музыкальные, так и профильные помещения.

Этим, однако, процесс либерализации СанПиНов не ограничивается. Так, если ранее продолжительность прогулок варьировалась в диапазоне от 4 до 4,5 часов ежедневно, то теперь эта норма (цитируем январское, сего года,  разъяснительное письмо Геннадия Онищенко № 01/25-13-32) «носит рекомендательный характер, и продолжительность прогулки (ее запрет) определяется дошкольной организацией самостоятельно в зависимости от погоды и климатических особенностей региона».

Такого рода примеры можно и дальше множить без конца. Однако читателю, думаем, ясно и так: детсадовские СанПиНы претерпели (вернее, претерпевают на наших глазах) поистине революционные изменения.

По мнению руководителя сети НОУ «Филиппок» и основателя проекта «Билдинг сад» Марины Шилкиной, в результате коренного пересмотра этот документ стал более мягким, гибким: «Как одна из участниц постоянных встреч в Роспотребнадзоре с участием заинтересованных сторон, могу сказать: практически любое наше предложение обстоятельно рассматривается и учитывается ведомством. Вместе мы делаем все, чтобы привлечь представителей малого бизнеса к развитию негосударственного сектора дошкольного образования».

Новые подходы к санитарным нормам одобрило и Минобрнауки. «Думаю, получился уникальный, учитывающий реальную ситуацию документ, он позволит решить поставленные задачи», — подчеркнул в ходе общения с прессой и.о. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Олег Роскин.

Впрочем, далеко не все участники дискуссии на площадке РИА Новости встретили проект новой редакции СанПиНов с восторгом.

— Я просмотрела «СанПиН-2013» и считаю: ничего у нас с этим документом не сдвинется. Наш регион представлен в основном малоэтажными и очень тесными строениями. Детей много, потребность в новых зданиях огромна. Но стремительного развития сети дошкольных учреждений в крае что-то не наблюдается. Руководители страны говорят: «необходимо обеспечить взрывное развитие предложения в этой сфере», чтобы предприниматели «нашли для себя выгодным нести сюда свой капитал». Ну а на деле – сами видите. Теперь объясните мне, пожалуйста, почему в жилых домах нельзя создавать детские сады? Ясно как день: если мы действительно намерены покончить с очередями в ясли и сады, то надо дать возможность воспитателям работать в тех помещениях, которые они с учетом новых норм смогут приспособить для этих нужд. А возводить пристройки к торцам зданий  слишком хлопотно, дорого и долго, — отметила представитель одного из частных детских садов Краснодара Ольга Шадрина.

Среди критиков новых правил игры для дошколки оказался и Илья Пономарев, руководитель аппарата Национального объединения строителей. Выступая перед журналистами, он первым делом согласился: да, пожалуй, никогда еще в истории наших СанПиНов не рождался документ с таким откровенно либеральным содержанием. «Единственное, что вызывает у меня некую грусть, —  это зашитое в проект понятие «рекомендательной нормы». Что это за кентавр такой, как и с кого спросить за неисполнение необязательного требования, мне лично не вполне понятно. И почему для ранее построенных зданий и сооружений мы эти нормы не применяем? Так не бывает — никто еще на этом свете не создавал СанПиНы, которые бы действовали только для вновь сдаваемых в эксплуатацию объектов. И все равно: где в этом случае тут индикатор санитарного благополучия? Именно точный индикатор (а не размытая «рекомендательная норма»), поскольку как раз индикативное нормирование становится сегодня ключевым стандартом в массовом строительстве».

Цифры на заметку

Недавно в одном из интервью вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поделилась впечатляющей статистикой. Оказывается, если в 2002 году общая численность детей в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет в России достигала 6,7 миллиона, то в 2012 году — 7,6 миллиона. Ожидается, что в 2015 году их будет уже 8,4 миллиона. «И это не прогноз — это фактические данные, поскольку эти дети уже родились», — подчеркнула Ольга Голодец.

Ясно любому, что, покинув сад или семью, все эти дети придут в школу. Мимо школы они не пройдут, уж это точно. Стоп, но хватит ли для них там места? Так что на очереди, похоже, масштабная либерализация СанПиНа для школ…

На внедрение стандарта дошкольного обучения могут направить 35 млн руб

29.05.13

РИА Новости

HYPERLINK «http://www.ria.ru/society/20130529/940112693.html» http://www.ria.ru/society/20130529/940112693.html

Министерство образования и науки РФ объявило конкурс на апробацию и внедрение государственного HYPERLINK «http://ria.ru/society/20130320/928171569.html» \t «_blank» стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения, начальная цена этого госконтракта составляет 35 миллионов рублей, соответствующая заявка размещена на портале госзакупок.

Победителю тендера требуется, в частности, разработать требования к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного образования, разработать программное и учебно-методическое обеспечение введения стандарта, а также провести экспертную апробацию и общественное обсуждение разработанных документов и материалов. При этом общественное обсуждение проекта стандарта должно пройти до 29 ноября 2013 года, следует из материалов.

«Изменения в статусе дошкольного образования вызваны необходимостью обеспечить «равный старт» детей дошкольного возраста на пороге школьного обучения вне зависимости от места проживания и социального статуса семьи», — говорится в документе.

Работа должна быть выполнена в три этапа до 28 ноября 2014 года. Заявки на участие в тендере принимаются до 1 июля, подведение итогов конкурса назначено на 8 июля 2013 года.

Ранее сообщалось, что новый стандарт дошкольного образования в России может быть утвержден в июне 2013 года. Как и школьные стандарты, он включает в себя основные требования к структуре образовательных программ и условиям их реализации. При этом стоимость трехлетней программы развития дошкольного образования превышает один триллион рублей.

Учебники

Минобрнауки и Российский книжный союз будут вместе проводить экспертизу учебников

Дмитрий Волин

29.05.13

ИТАР-ТАСС

HYPERLINK «http://www.itar-tass.com/c1/753612.html» http://www.itar-tass.com/c1/753612.html

Министерство образования и науки РФ и Российский книжный союз подписали сегодня соглашение о HYPERLINK «javascript://» сотрудничестве, предполагающее проведение совместной экспертизы учебников.

«Перед нами стоит задача — обеспечить все российские школы HYPERLINK «javascript://» качественными учебниками. Для всех нас важно, чтобы в руки наших детей попадали HYPERLINK «javascript://» качественные учебные пособия, которые соответствовали бы самым высоким требованиям», — сообщил в ходе подписания соглашения глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

По его словам, одна из главных задач министерства — воспитание ответственного, инициативного и творческого гражданина, развитие в детях творческого потенциала, а также чувства сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за ее будущее.

«Подписание соглашения позволит нам активно работать в рамках Российского книжного союза. Министерство переживает непростые дни, и мы вносим свою лепту в формирование благоприятного облика министерства образования в обществе», — сказал, в свою очередь, президент союза Сергей Степашин.

Как пояснили журналистам в пресс-службе министерства, в рамках соглашения будет проводиться совместная экспертиза учебников. Ранее в Счетной палате, которую также возглавляет Степашин, проверили качество учебных пособий, попадающих в HYPERLINK «javascript://» российские школы, и пришли к выводу, что «Минобрнауки включило в федеральный перечень на HYPERLINK «javascript://» 2013-2014 годы ряд изданий, не соответствующих требованиям федерального стандарта». С критикой существующей процедуры экспертизы школьных учебников выступил аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. «Наряду с организациями, которые ежегодно издают сотни и HYPERLINK «javascript://» тысячи учебных пособий, в перечень включены такие, которые не издавали за 2010-2012 год ни одного пособия для школ», — сообщил Агапцов, отметив, что при этом содержание учебников не проходит должной экспертизы.

«Контроль министерством образования в этой части осуществляется очень и очень неэффективно, и вопрос о содержании школьных учебников, о наполнении этими учебниками школьных библиотек на сегодня актуален», — добавил он.

Позже в Минобрнауки заявили, что создают рабочую группу по подготовке нового порядка экспертизы учебников, а также порядка отбора организаций, издающих учебные пособия.

В Волгограде родители выступили против задачек про крыс и тетраэдр, которые решают их дети в лицеях и школах города

26.05.2013

Информационное агентство «Высота 102»

HYPERLINK «http://v102.ru/society/39529.html» http://v102.ru/society/39529.html

Волгоградские родители, приславшие письмо в редакцию информагентства «Высота 102», заявили, что им страшно за будущее своих детей, потому что учебники, по которым их заставляют учиться,  учебниками назвать очень HYPERLINK «http://v102.ru/society/39293.html» сложно

К руководству и педагогам лицея №2 Краснооктябрьского района Волгограда, где обучаются дети, они не раз обращались, и те решили: на родительском собрании обсудим все проблемы. Речь шла об  учебнике Елены Чудиновой «Окружающий мир», который, по словам родителей, знаний об окружающем мире не дает вовсе, а требует решения математических и социологических задач. 

Вот один из таких примеров.  «Цыплятам , которым было ВСЕГО 10 МИНУТ от роду, показывали фигурки разной формы, ПОХОЖИЕ НА КОРМ, и смотрели , будут ли цыплята клевать. Оказалось, что цыплята клевали шарики в 10 раз чаще, чем ТЕТРАЭДРЫ, а кубики с закругленными углами — в 5 раз чаще, чем тетраэдры. К этому заданию ты можешь посмотреть интернет-ресурсы… «Окружающий мир», Елена Чудинова, 3 класс.

Учительница начального класса,  пропагандирующая учебник данного автора, не могла понять, чем так возмущены присутствующие.  Все, кто пришел в надежде обсудить волнующую тему, услышали, что  «учебники полностью отвечают требованиям современного образования». А заявления родителей о совместной  борьбе с коррумпированными чиновниками, продвигающими в школы разлагающую детский мозг литературу, несостоятельны. Но тем не менее она ни разу не прокомментировала САМ учебник «Окружающий мир».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст