Утверждаю

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Городская станция юных натуралистов

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГорСЮН ___________Ю.М. Ляхова

«___»_____________2008 г.

Дополнительная образовательная программа

«Юный анималист»

Рассчитана на 2 года обучения

для детей 7-14 лет

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Блинова Н.Г.

Ярославль, 2008

Содержание

1 Пояснительная записка ………………………………………….

3

2 Учебно-тематический план ……………………………………..

9

3 Содержание программы …………………………………………

10

4 Методическое обеспечение ……………………………………..

15

Список литературы для педагогов ……………………………….

28

Список литературы для обучающихся …………………………..

29

Список репродукций скульптур ………………………………….

30

1 Пояснительная записка

Современное значение анималистики. Проблема «природа и человек» с годами не становится менее актуальной. Научно-технический прогресс дал человеку могущественные орудия для преобразования окружающей среды, но разрушил эмоциональную связь с природой. Слишком долго прививались понятия «полезное-вредное» животное или растение. В гонке решения экономических проблем люди забывают о существовании жизни самой природы. Результат нерационального, потребительского природопользования все чаще сказывается на физическом здоровье людей. Именно поэтому сейчас одной из важнейших педагогических задач становится воспитание у детей обостренного чувства природы и стремления соблюдения заповеди «не навреди».

Анималистика – вовсе не открытие нашего времени. С изображением зверя на заре человечества связано зарождение искусства. В рисунках, нанесенных минеральными красками на стены и своды пещер в рельефах, на выступах скал наши предки оставили поразительно точные жизненные изображения. В истории мировой культуры ни одна эпоха, ни один народ не обошел своим вниманием запечатления образов животных. От первобытных произведений ритуально-магического назначения до станковой и декоративной анималистики ХХ века можно проследить, как расцветала и угасала, чтобы вновь набраться живительных соков анималистическая тема. С развитием цивилизации по мере отдаления человека от природы изображение животных теряет свою прежнюю значимость, но сохраняет ее до сегодняшнего дня.

Животные вносят определенный смысл символике гербов государств, городов, спортивных команд. Разные виды зверьков и птиц способны служить рекламой для детской одежды и игрушек. Эти изображения чаще всего – дань моде, обществу потребления. Только приобщение ребенка к миру изобразительного искусства способно раскрыть перед ним весь зримый и многокрасочный мир. Животные в движении, со своими чувствами, пластикой и грацией.

Патриарх анималистического жанра В.А. Ватагин писал: «с глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных …» и «крайне медленно мы проникаемся взаимосвязанностью всего живого на Земле …». «Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе» — говорится в Хартии природы. Всякая форма жизни уникальна и достойна уважения вне зависимости от ее ценности для человека

В первую очередь, сейчас необходимо показывать учащимся самоценность природы. Многообразие форм и красок, рождаемых природой, поражает воображение. Благодаря неповторимости и изящества каждой травинки, каждого живого существа, у любознательного и внимательного человека ежедневно есть возможность творить открытия. Удивительными могут быть не только экзотические страны, но и ландшафты малой родины. Красота, покой и неистовство, упорядоченность и стихийность природы зависят от отношения наблюдателя, от направленности и глубины преобразования ее человеком.

Пробуждать в человеке стремление к творчеству, самопознанию и самосовершенствованию призваны достижения науки, культуры и искусства, но роль образования и воспитания в формировании личности нельзя переоценить.

Цель и особенности дополнительной образовательной программы «Юный анималист» — посредством практической творческой деятельности, обеспечить условия

1 — организации полезного досуга;

2 — сохранения и развития у детей интереса к жизни природы;

3 — формирования специальных умений, уверенности в своих силах.

Над тематическим планированием и порядоком подачи материала работала в течение ряда лет. Через занятия анималистикой дети учатся наблюдать, любить и беречь природу. Изучение творчества художников анималистов, способствует восприятию природы как воплощенной энергии, эмоционального отзвука настроения мастера. Дети пытаются создать свои образы, передать свое настроение.

Программа рассчитана на детей 11 – 14 лет. Рисование сочетается с лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Дополнительные занятия, позволяющие детям совершенствовать свои умения, тренировать чувства, способствуют развитию эффекта «открытие творческих глаз». Практические занятия повышают работоспособность детей, интеллект, благодаря развитию мелкой моторики руки, улучшается почерк.

Программа позволяет решать вопросы эстетического воспитания и образования детей, формировать умение наслаждаться прекрасным, способствует развитию интереса к предметам изобразительного искусства, скульптуры, к естественным природным объектам. Реальный мир людей на первый взгляд жесток. На занятиях дети учатся видеть и ценить доброжелательность, бережно, внимательно относиться к природе.

Программа «Юный Анималист» рассчитана на два года и призвана решать в большей мере воспитательные задачи. Продукция современного киноискусства, телевидения, видеоиндустрии и компьютерных игр заслоняют ребенка от жизни. Какой прекрасной могла быть реальность, когда каждый человек стал бы художником. Занятия проходят в виде классического урока, студии, экскурсий. Обучающиеся принимают участие в традиционных тематических выставках и праздниках. Двухгодичного курса достаточно для усвоения основных приемов изобразительного искусства, для создания команды единомышленников. Совершенствование умений, развитие коммуникативных способностей может быть продолжено обучающимися, согласно индивидуальному плану работы или самостоятельно.

Цель программы – Научить детей рисовать и лепить животных, познакомить с творчеством отечественных художников-анималистов

Воспитательные задачи:

— показать жертвенную роль животных в деле служения человеку;

— прививать чувство гуманности, бережного и уважительного отношения к животным и среде их обитания;

— ориентировать на важность взаимного уважения человека человеком.

Развивающие задачи:

— развитие эстетического чувства;

— выработка навыка работы с инструментами художника и скульптора;

— развитие мелкой моторики руки, наблюдательности, сосредоточенности;

— формирование целеустремленности, чувства времени;

— способствовать выражению своего отношения, внесению творчества в любую деятельность.

Образовательные задачи:

— знакомить учащихся с природными поделочными материалами и их свойствами;

— дополнить знания по зоологии и биологии животных сведениями об особенностях их поведения;

— знакомить с мотивами замысла работы, приемами создания образов животных и сюжетных композиций.

В процессе усвоения материала программы обучающиеся не только знакомятся с творчеством художников анималистов, но и приобретают знания по географии, зоологии, истории анималистики, биологии. Дети учатся видеть детали, соединять их в целое, создавать сюжетные композиции.

Весь сложный комплекс проблем стоит перед анималистами и каждый из них ищет свое художественное решение, форму воплощения, пластический язык. Данная программа построена на изучении творчества художников анималистов. Рассматривая образы животных, созданные ими, не возможно оставаться равнодушным.

В постижении истории замысла известных работ, постепенно усложняющейся техники выполнения рисунка или скульптуры заключается взаимосвязь условий развивающей среды и результата обучения. Выполнение по образцу или копирование работ Ефимова И.Е., Успенского Д.Я., Ватагина В.А., Петровичева В.А., Малышевой О.В., знакомство с их жизнью и творчеством в период становления оказывает большое влияние на формирование ценностного отношения к природе, к живым существам, изменяется отношение к себе и другим людям. Ребенок, почувствовавший себя художником-анималистом, способен быть более внимательным в познании реального и чувственного мира. Обучающиеся, создающие свои собственные образы, выбирающие самостоятельно художественное решение, пластический язык и форму воплощения – вот результат, к которому от занятия к занятию направлено движение пары «педагог – ученик».

Мониторинг результатов обучения. Эффективность реализации дополнительной образовательной программы в большой мере зависит от личности педагога, его отношения к преподаваемому предмету. Но одинаково высокого уровня освоения практических навыков, развития эмоциональной и эстетической сферы каждого ребенка достичь удается не всегда. Постановка посильных задач и справедливая оценка результата индивидуальной или коллективной деятельности – вот залог успеха каждого занятия для каждого обучающегося.

Различна мотивация деятельности или бездействия субъектов на начальном этапе знакомства с предметом анималистики. Для оценки результативности педагогической деятельности необходимо установить исходный уровень специальной подготовки, психологической готовности к восприятию и пониманию чувств других людей, определить характер мотивации изучения и овладения техникой изобразительной деятельности, оценить сформированность понятия значения природных объектов для человека и самой природы. Для этой цели разработана анкета, в которую ежегодно можно вносить поправки с учетом ожидаемого контингента.

Далее, в течение учебного года, следует промежуточное отслеживание личностного роста обучающихся путем проведения проверочных игровых занятий: заданий по карточкам, организации закрытых и открытых тематических выставок. Приобщение обучающихся к подготовке и участию в проведении занятия по новой теме, где оценивается качество самостоятельной работы по подготовке материала доклада или реферата. Наиболее часто применяемый способ мониторинга – наблюдение и фиксация роста индивидуальных достижений или даже качественного изменения личности. Выводы по эффективности применения различных методов и способов воздействия производятся дифференцированно, как и само воздействие.

Критериями успешности личностного роста ребенка является следующая последовательность:

в усвоении теоретического материала

— знать историю анималистики;

— знать известных художников – анималистов и приемы их работы;

— знать природные поделочные материалы и их свойства;

— знать биологию и характерные особенности поведения изучаемых животных;

в освоении навыков

— качественное выполнение простейших манипуляций с глиной: скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, окрашивание; — умение соблюдать пропорции, замечать детали в работах художников-анималистов;

— наиболее полное копирование скульптурной или художественной сюжетной композиции изучаемого автора;

— творческое применение приемов лепки, создание своих художественных образов животных и их среды обитания;

в развитии личных качеств

— соблюдение регламента и порядка на рабочем месте;

— толерантное отношение к поступкам сверстников и взрослых;

— эстетическая и эмоциональная чуткость;

— самоконтроль, самовоспитание;

— деятельное участие в развитии достижений коллектива.

Наилучшим показателем достижения цели реализации программы является познавательная и творческая активность детей, стремление оберегать природные объекты от неосторожного необдуманного вмешательства со стороны человека.

Особенности контингента.

Особенности работы с детьми 7 лет заключается в том, что делается упор на токтильную технику; развитие мелкой моторики руки.

Отрабатываются приемы лепки: скатывание, примазывание, прищипывание, сглаживание, вытягивание. Используются игровые задания из журнала «Трамвай».

Если у детей бывают затруднения с изображением животных, то в работе с

7-летними детьми использую материал Дж.Эймиса («шаг за шагом»). Рисуем мультяшных животных. Занятия проводятся в игровой форме.

В работе с 7-летними детьми используются принципы дифференцированности и вариативности.

Цели

1 этапразвитие наблюдательности посредством творческой деятельности.

2 этап- активизация познавательной деятельности в процессе художественного воспроизведения природных объектов.

3 этап- закрепления интереса к изучению окружающей среды и становление активной жизненной позиции в области сохранения биологического сохранения

экосистем.

Результаты образовательного процесса

1 год обучения

За первый год изучения программы (т.к. срок реализации один год) дети должны уметь самостоятельно создавать композиции изделий из глины, соленого теста, белой глины. Правильно располагать композиции на листе бумаги (пейзаж).

Иметь представление о трехмерном пространстве. Здесь применяется метод рефлексии. Формируется умение работать коллективно и группами, каждая группа имеет своего лидера, у каждой группы свое задание. Затем каждая группа составляет общую композицию. Для контроля детей используются мастер классы. Дети участвуют в выставках, соревнованиях (работа по группам).

За 2 год обучения

учащиеся должны:

— знать творчество таких художников, как Ватогин, Ефимов, Малышева, Обер, Жирико, Цигаль, Мхиторян

— знать технологию наложения и использования красок (акрил, гуашь, темпера, акварель, масло);

— знать технологию обработки глины;

— уметь копировать работы художников-анималистов

— создавать свои композиции и выполнять работы по замыслу

— уметь делать наброски и эскизы, пользоваться такими материалами, как уголь, тушь, перо

Изучение эффективности образовательного процесса

Параметр

Критерии

Показатели

Динамика личностного

Роста

Степень сформированности познавательного потенциала воспитанника в области изобразительного искусства

Обученность(ЗУНы) воспитанников, усвоение образовательной (дополнительной) программы.

Познавательная активность.

Развитость мышления.

Уровень сформированности нравственного потенциала личности воспитанника

Сформированность основных нравственных качеств личности ребенка(отношений).

Нравственная направленность.

Культура собственного свободного времени.

Степень самоактуализированности личности воспитанника в области изобразительного искусства

Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей.

Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

Наличие положительной самооценки и уверенности в своих силах и возможностях.

Мониторинг

Цель

Предполагаемые результаты(предметы отслеживания)

Технологии отслеживания

1.Изучить творчество художников-

анималистов.

Называть и рассказывать о творчестве художников-анималистов В. С. Ватагине, О. В. Малышевой

и др.

1.Самостоятельные работы, рефераты о жизнедеятельности художников.

2. Развитие творческих способностей.

Уметь создавать творческие работы

2. Выставки (участие).

3.Развитие мелкой моторики руки,

тактильной техники.

Уметь обращаться с набором скульптора.

Лепить и рисовать. Самостоятельно создавать композиции.

3. Самостоятельные работы. Организация рисования и лепки по замыслу.

4.Экологическое воспитание и

образование.

Любить и беречь природу. Оберегать ее от уничтожения. Изображать природу в творческих работах.

4.Выход на экскурсии и этюды.

5.Умение копировать работы художников-анималистов и создавать свои художественные образы.

Работы по мотивам скульптур художников-анималистов. Свои авторские работы.

5.Оценивание работ с группой детей. Критерии оценки:

-«не справился»

-«уд»

-«хор»

-«отл»

2 Учебно-тематический план

Первый год обучения

№ п.п

Темы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


«утверждаю»

ФГБОУ ВПО РАНХиГС СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Центр ускоренного обучения

Расписание занятий для студентов заочной формы обучения 10.01-03.02.13

510 поток ауд. 426

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора-начальник центра ускоренного обучения

____________________Э.А.Нехвядович

ВремяВремяВремяВремяПонедельник09.00

10.30709.00

10.301409.00

10.302109.00

10.302810.40

12.1010.40

12.10Спец. «УП» Развитие персонала: направления, формы, методы.

Ст.преп. Сибирёва М.Ю.10.40

12.10

Лекция + семинар

Спец. «УП» Развитие персонала: направления, формы, методы.

Ст.преп. Сибирёва М.Ю.10.40

12.1012.50

14.2012.50

14.2012.50

14.2012.50

14.20Спец. «УП» Роль руководителя в управлении изменениями

Доц. Пинакис М.А.14.30

16.0014.30ЗАЧЕТ Организационное поведение

Доц. Тулупьева Т.В.14.30

16.0014.30

16.0016.10

17.4016.10ЗАЧЕТ Технология вознаграждающего управления

Доц. Тулупьева Т.В.16.10

17.4016.10

17.40Консультация Спец. «УП» Кадровый аудит

Проф. Ушаков Б.Г.Вторник09.00

10.30809.00

10.3015 Управление социальным развитием организации

Проф. Вершель В.П.09.00

10.3022 Спец. «УП» Проектирование служб управления персоналом: системный подход

Доц. Иванова В.И.09.00

10.3029

Электронный документооборот

Доц. Смирнова А.В.10.40

12.1010.40

12.1010.40

12.1010.40

12.1012.50

14.2012.50

14.20Лекция + семинар

Государственное и муниципальное управление

Доц. Апон М.Е.12.50

14.20Спец. «УП» Коммуникации в управлении персоналом

Доц. Иванова В.И.12.50

14.20Лекция + семинар Спец. «УП» Роль руководителя в управлении изменениями

Доц. Пинакис М.А.14.30

16.0014.30

16.0014.30

16.0014.30

16.0016.10

17.4016.10

17.4016.10

17.40Консультация Гос. и муниципальное управление

Доц. Апон М.Е.16.10

17.40Консультация Управление социал. развитием орг-и

Проф. Вершель В.П.Среда09.00

10.30909.00

10.3016

Лекция + семинар

Инновационный менеджмент

Доц. Казаков А.В.09.00

10.3023 Спец. «УП» Проектирование служб управления персоналом: системный подход

Доц. Иванова В.И.09.00

10.303010.40

12.1010.40

12.1010.40

12.1010.40

12.1012.50

14.2012.50

14.2012.50

14.20Семинар Спец.»УП» Коммуникации в управлении перс.

Доц. Иванова В.И.12.50

14.20Семинар Электронный документооборот

Доц. Смирнова А.В.14.30

16.0014.30

16.0014.30

16.00Семинар Спец. «УП» Проектирование служб управления персоналом: системный подход Доц. Иванова В.И.14.30

16.0016.10

17.4016.10

17.4016.10

17.4016.10ЗАЧЕТ Электронный документооборот

Доц. Смирнова А.В.Четверг10.0010 Организационное собрание09.00

10.3017

Лекция + семинар

Инновационный менеджмент

Доц. Казаков А.В.09.00

10.3024

Спец. «УП» Консалтинг как современная технология в управлении персоналом

Проф. Ушаков Б.Г.09.00

10.303110.40

12.10Организационное поведение

Доц. Тулупьева Т.В.10.40

12.1010.40

12.1010.40

12.1012.50

14.2012.50

14.2012.50

14.2012.50ЭКЗАМЕН Управление социальным развитием организации

Проф. Вершель В.П.14.30

16.00Технология вознаграждающего управления

Доц. Тулупьева Т.В.14.30

16.0014.30ЭКЗАМЕН Государственное и муниципальное управление

Доц. Апон М.Е.16.10

17.4016.10

17.40Консультация Инновационный менеджмент

Доц. Казаков А.В.16.10ЗАЧЕТ Спец. «УП» Роль руководителя в управлении

изменениями Доц. Пинакис М.А.Пятница09.00

10.301109.00

10.301809.0025 ЗАЧЕТ Спец. «УП» Развитие персонала: направления, формы, методы.

Ст.преп. Сибирёва М.Ю.09.001 ЗАЧЕТ Коммуникации в управлении персоналом

Доц. Иванова В.И.10.40

12.10Организационное поведение

Доц. Тулупьева Т.В.10.40

12.10ЗАЧЕТ Проектирование служб управления персоналом

Доц. Иванова В.И.12.50

14.2012.50

14.20Семинар

Государственное и муниципальное управление

Доц. Апон М.Е.12.50

14.20Лекция + семинар Спец. «УП» Консалтинг как современная технология в управлении персоналом

Проф. Ушаков Б.Г.12.50ЭКЗАМЕН

Спец. «УП» Кадровый аудит

Проф. Ушаков Б.Г.14.30

16.00Технология вознаграждающего управления

Доц. Тулупьева Т.В.14.30

16.0014.30

16.0016.10

17.4016.10

17.4016.10ЗАЧЕТ Спец. «УП» Консалтинг как современная

технология в управлении перс. Проф. Ушаков Б.Г.Суббота09.00

10.301209.00

10.301909.00

10.302609.00

10.30210.40

12.10Семинар Организационное поведение

Доц. Тулупьева Т.В.10.40

ЭКЗАМЕН Инновационный менеджмент

Доц. Казаков А.В.10.40

12.1010.40

12.1012.50

14.2012.50

14.2012.50

14.2014.30

16.00Семинар Технология вознаграждающего управления

Доц. Тулупьева Т.В.14.30

16.0014.30

16.0014.30

16.0016.10

17.4016.10

17.4016.10

17.4016.10

17.40Методист: Сосновская Татьяна Анатольевна Каб.406