Уточнение гипотезы проблемы и план её решения Отслеживание динам

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

за первый год обучения

ТЕМА:

Работа с детьми с синдромом двигательной активности и дефицитом внимания (СДВГ) в условиях дошкольного учреждения.

Автор

Педагог-психолог

Глазунова Анастасия Алексеевна

ГОУ детский сад № 2359

Консультант

Педагог-психолог

Макарова Ольга Александровна

ГОУ детский сад № 1986

Москва 2009

Содержание

Выявление и формулирование проблемы…………………………..2

Теоретическое описание проблемы синдрома гиперактивности с дефицитом внимания…………………………………………………3

Изучение проблемы, методы диагностики ..………………………..8

Заключения по результатам исследования………………………….10

Уточнение гипотезы проблемы и план её решения………………..10

Отслеживание динамики проявления проблемы и анализ результатов работы…………………………………………………………………12

Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка…………13

Рефлексия собственной деятельности в процессе работы с данным случаем………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………..16

Выявление и формулирование проблемы

Повод обращения:

В октябре 2008 года от воспитателей старшей группы д/с №… поступили жалобы на поведение воспитанника Ильи Н. (5 лет). Со слов воспитателей, мальчик чрезмерно невнимателен, рассеян, часто отвлекается, болтлив; на занятиях отвлекает других детей от работы; возбудим, несдержан, подвижен, быстро устает; вызывает сомнение соответствие уровня познавательного развития возрастной норме.

Формулирование проблемы (первичная гипотеза):

На основе жалоб можно предположить наличие у ребёнка некоторого комплекса проблем, связанного с умственным развитием (нарушение внимания и познавательных процессов), поведенческими проблемами (неуправляемость), эмоциональными и личностными проблемами (повышенная возбудимость), неврологическими проблемами (повышенная утомляемость).

Гипотеза: Трудности с концентрацией внимания, быстрая истощаемость, отвлекаемость, гиперактивность, возбудимость, вербализм – все эти признаки свидетельствуют о предполагаемом наличии у ребёнка симптомов синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ).

Формулировка запроса:

Выявление имеющихся нарушений у ребёнка;

Получение рекомендаций по общению и построению педагогической работы с мальчиком;

Получение рекомендаций по преодолению конкретных учебных и поведенческих проблем;

Определение уровня развития ребёнка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;

Разработка программы работы с проблемой для коррекции поведения мальчика.

Теоретическое описание проблемы синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

История вопроса

История проблемы гиперактивности начинается в далёком 1902 году, когда врач Джордж Стилл на своей лекции описывает 43 случая нарушения внимания, импульсивного и гиперактивного поведения у детей, которые представлены как дефект нравственного контроля за поведением. Позже, в 1938 году Левин и другие замечают, что если поражение лобных долей головного мозга у приматов приводит к гиперактивности и другим симптомам СДВГ, то наличие этих симптомов могут указывать на лежащее в их основе нарушение функции мозга.

Позже, в 50-х годах прошлого столетия, отсутствие явных признаков нарушения функции мозга у многих детей с гиперактивностью стало принято относить к минимальной мозговой дисфункции (ММД).

И только в 1970-х годах диагноз ММД заменен на более точное определение нарушения поведения – открыт гиперкинетический синдром или синдром гиперактивности у детей. Последующие годы определение синдрома терпит постоянные изменения, и споры среди ведущих специалистов не прекращаются вплоть до 1990-х годов.

В настоящее время синдромом дефицита внимания и гиперактивности (HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA» \o «Английский язык»англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ) принято называть HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F» \o «Неврология»неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

Общие сведения

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения.

За рубежом это поведенческое расстройство регистрируется у многих детей школьного возраста – до 20%. В России этот показатель составляет, к примеру, 25% в Москве и Московской области, 21% во Владимире и Владимирской области. Причем мальчики подвержены этому заболеванию, по меньшей мере, в 4 раза чаще, чем девочки (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.). Дети с этим синдромом характеризуются повышенной подвижностью, нарушением внимания и импульсивностью.

“Гипер” (от греч. Hyper – над, сверх) – составная часть сложных слов, указывающих на нахождение наверху, а также на превышение нормы. Активность – 1) деятельность как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуемность личности. Термин “гиперактивный” применяется к ребенку, когда уровень его активности дома и в школе значительно превышает среднюю норму (Баркли Р.А.).

Гиперактивность часто сопровождается проблемами внимания: нестабильность его концентрации, частая отвлекаемость. Проблемы внимания и памяти приводят к затруднениям в учебе, что в свою очередь сказывается и на поведении ребенка в школе. С возрастом гиперактивность уменьшается. Однако остальные симптомы могут усугубляться и даже способствовать возникновению психопатий (Сиротюк А.Л.).

Оказывается, более половины детей, страдающих этим расстройством, продолжают страдать им и в подростковом периоде. В 30-70 % случаев симптомы СДВГ переходят и в более зрелый возраст. Многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях (Баркли Р.А.).

Благоприятный прогноз при СДВГ возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, включающей медикаментозные и психолого–педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции – в школе и дома, в будни и выходные дни.

Необходимо ясно представлять себе симптоматику данного нарушения психического развития детей, знание которой позволит правильно построить работу с ребенком и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы.

Методы лечения и коррекции СДВГ

В разных странах методы и подходы к лечению и коррекции СДВГ могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В). Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.

Хорошее воздействие на гиперактивного ребенка могут оказывать подобранные специальным образом подвижные игры.

Так, например, существуют игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок, постоянно отвлекающийся в повседневной жизни, вынужден двигаться по условиям игры, т. к. это поможет ему выиграть. Таким образом, тренируется внимание. Если ребёнок импульсивен и нетерпелив, подбираются игры тренирующие функция сдержанности. Так каждая задача решается по мере поступления, и улучшается каждая функция по отдельности.

HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC» \o «Бихевиоризм»В наше время весьма распространена бихевиоральная или поведенческая психотерапия, которая акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

Наряду с другими методами так же актуальна семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Можно также говорить о следующих подходах к методам лечения СДВГ:

Нейропсихологический. Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились (метод возвратного онтогенеза А.В. Семенович). Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трёх этажах мыслительной деятельности. Это трудоёмкая многомесячная работа. Ребёнок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребёнок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребёнку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Весь комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике помогает гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Мы не будем углубляться в описание причин возникновения гиперактивности, механизмов развития заболевания и т.д., т.к. в настоящее время опубликовано достаточно большое количество литературы, в которой раскрываются данные проблемы, но остановимся на диагностических критериях СДВГ и рассмотрим их более подробно.

В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в четвертом издании “Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM – IV) в 1994г. Согласно этому руководству диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность / импульсивность.

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 и DSM – IV

Измерение

Признак

I. Нарушения внимания.

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Гиперактивность/

импульсивность

Гиперактивность:

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, “как будто к нему прикрепили мотор”.

6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность:

7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия 6 и более признаков из I измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания”. При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. 6 и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности”. В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз “сочетанная форма СДВГ”.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

1) появиться до 8 лет;

2) наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах жизнедеятельности ребенка (в детском саду и дома);

3) не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких-либо нервно-психических расстройствах;

4) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико–психологическое обследование.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:

1) обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального фона развития и обучения;

2) соблюдение режима, предоставление достаточного времени для сна;

3) обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;

4) при необходимости, соответствующая медикаментозная поддержка;

5) разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей.

Теперь, когда мы достаточно подробно рассмотрели проблему СДВГ, познакомились с диагностическими критериями, методами лечения и коррекции, вернёмся к описываемому нами случаю с мальчиком Ильей Н.

Изучение проблемы

Чтобы установить, действительно ли мы имеем дело с гиперактивностью или причины проблемы кроются в чем-то другом, необходимо применять четкую систему диагностики. В процессе работы нами был выявлен следующий алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:

1.Наблюдение за ребенком.

2.Данные анамнеза.

3.Анкетирование родителей.

4.Беседа с педагогами.

5.Беседа с логопедом, работающим с данным ребенком.

6.Диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности) и интеллекта.

7.Диагностика подвижности нервной системы.

8.Диагностика эмоциональной сферы.

9.Углубленная диагностика внимания и произвольности.

Для наблюдения используется таблица с анализом диагностических критериев (см. теоретическое описание).

Для анкетирования родителей и педагогов используются анкеты, составленные на основе диагностических критериев и приведённые в книге Брязгунова И.П. и Касатиковой Е.В. «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях».

Для диагностики познавательных процессов и интеллектуальной сферы используются стандартные широко распространенные методики, хорошо известные каждому практикующему психологу (методики лаборатории Венгера Л.А., кубики Кооса, прогрессивные матрицы Равенна, тест Бендера и др.).

Для диагностики эмоциональной сферы используются тест на определение тревожности (Теммл, Дорки и Амен), методика «Метаморфозы», рисунок дерева (самооценка), методика «Круглый стол», рисунок семьи.

Для диагностики подвижности нервных процессов используется «Теппинг – тест».

При углубленном исследовании внимания использовались следующие тесты:

1.«Корректурная проба» (концентрация, работоспособность, объем внимания).

2.Методика «Пьерона-Рузена» (устойчивость внимания, возможность переключения, распределения внимания, а также особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения).

3.«Графический диктант» (выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе).

5.Тест «Тулуз – Пьерона» (наличие ММД, концентрация внимания, работоспособность).

6. Обследование реципрокной координации рук (оценка сформированности произвольной моторики рук).

7. Таблицы Р. Шульте в начале и конце обследования (устойчивость и объем внимания, проявление признаков утомления).

Т.к. в нашем учреждении есть возможность побеседовать с логопедом, это является хорошим дополнительным диагностическим материалом.

Предложенная схема диагностики является достаточно обширной, но она необходима, т.к. клинические проявления синдрома очень разнообразны. Это необходимо для того, чтобы как можно тщательнее изучить проблему ребенка и полученные знания эффективно использовать в коррекции.

Заключения по результатам исследования

В ходе наблюдения за ребёнком было отмечено почти полное соответствие клинической картине одновременно по всем перечисленным в таблице критериям: присутствие 7 признаков повышенной невнимательности из I измерения в сочетании с 6 признаками реактивности и импульсивности (по 3 признака на каждую характеристику) из II измерения.

В ходе беседы с медицинским работником детского сада и изучения медицинской карты ребёнка было установлено, что в 2006 году Илье (3 года) был поставлен неврологический диагноз ММД и СДВГ.

По результатам анкетирования родителей мальчика на определение наличия у него СДВГ было выявлено наличие 9 признаков из 14 (64%), что свидетельствует о положительном результате.

Из беседы с логопедом мы узнали, что у Ильи была выявлена неправильная работа артикуляционных мышц, что в свою очередь является причиной нарушения звукопроизношения и диагнозов ЗРР и ОНР.

По результатам психологической диагностики Ильи Н. было составлено психологическое заключение (см. приложение 1), из которого следует, что на фоне сохранной личности и уровня познавательного развития (в пределах возраста ребёнка), у мальчика имеются трудности в произвольной сфере. Так, со стороны сенсомоторной активности Илья испытывает трудности в регуляции силы мышечного тонуса, что объясняет излишнее мышечное напряжение мальчика, неспособность долго сидеть на месте, суетливость и прочие жалобы. Со стороны психических процессов и функций Илья испытывает трудности в произвольной регуляции познавательной активности, чем объясняются сниженное внимание, отвлекаемость, а также излишняя болтливость (вербализм) – невозможность ограничения речемыслительной деятельности. Проблема регуляции собственной деятельности во многом определяет столь «трудное» поведение и гиперактивность Ильи, на которое жалуются воспитатели и педагоги детского сада.

Уточнение гипотезы проблемы и план её решения

Обобщая полученные в ходе исследования данные, следует заключить, что первичная гипотеза о наличии у ребёнка симптомов синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) подтверждена. Предположение на основе жалоб о наличии у Ильи проблем в познавательном развитии не подтвердилось.

Система психологической помощи для решения проблемы

Для выполнения стоявшего перед нами запроса, мы, опираясь на известные психологические пути решения подобных проблем (см. теоретическую часть), построили работу в трёх направлениях, каждое из которых имеет основой бихевиоральный подход с целью коррекции поведения родителей, педагогов и самого ребёнка соответственно.

Работа с педагогами и воспитателями.

Индивидуальные консультации педагогов и воспитателей, в ходе которых они получили рекомендации по общению и построению педагогической работы с Ильёй Н., рекомендации по преодолению конкретных учебных и поведенческих проблем мальчика;

Составление и распространение в детском саду «Практических рекомендаций педагогу, работающему с гиперактивным ребенком» (см. приложение 2), основанных на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку с подобной проблемой;

Составление рекомендаций воспитателям, педагогам и специалистам по развитию внимания в группах детского сада;

Оснащение групп развивающими играми, программами работы с гиперактивными детьми разного возраста (см. приложения 3, 4, 5) и обучение воспитателей проведению необходимых упражнений;

Подготовка и проведение семинара для педагогов по теме «Гиперактивный ребёнок» (см. приложение 6);

Подготовка и размещение в детском саду стенда с информационными материалами по теме «Гиперактивность»;

Работа с родителями ребёнка.

Индивидуальные консультации с родителями ребёнка, в ходе которых они получили рекомендации по изменению поведения и отношения к ребёнку, изменению психологического микроклимата в семье, а также овладению навыками эмоциональной поддержки ребёнка, программами похвалы и вознаграждения, специальной поведенческой программой (см. приложение 7), рекомендации по диете для гиперактивных детей (см. приложение 8);

Работа с ребёнком.

Проведение укороченного цикла индивидуальных развивающих занятий с целью повышения произвольности и развития внимания, а также подготовки мальчика к дальнейшим коррекционно-развивающим занятиям в группе сверстников, для определения специальных тормозящих нежелательное поведение «якорей» — фраз и жестов психолога, по которым Илья понимает, что отвлёкся и ему следует вернуться к занятию. Например, вопрос «Кто нарушил первое правило работать молча?». Это даст возможность мальчику контролировать дисциплину на уроке собственными силами, освобождая специалиста от излишних дисциплинарных требований;

Составление и проведение цикла групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми детского сада, направленных на повышение произвольности, улучшение концентрации и распределения внимания, развитие речи и коммуникативных навыков (см. приложение 9). Группы детей делились на подгруппы по 8-10 человек с условием присутствия гиперактивных детей не более 2 человек в каждой. Занятия проводились 1 раз в неделю в течение 2 месяцев, общее количество занятий – 16. В основу данного комплекса занятий легла адаптированная программа И.Л. Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в детском саду» Низамутдиновой А.Л., в свою очередь переработанная нами и адаптированная для детей с СДВГ;

Отслеживание динамики проявления проблемы и анализ результатов работы.

Для оценки эффективности проводимой коррекционной работы и динамики проявления проблемы у ребёнка нами было организовано динамическое обследование в виде повторной диагностики внимания ребёнка после 8-го занятия (середина цикла), а также по окончании занятий; были проведены беседы с родителями, воспитателями и специалистами.

Илья показал значительно лучшие результаты по тестам уже на второй, промежуточной, диагностике. Увеличился объём внимания, отмечалось улучшение в способности переключать внимание с одного действия на другое. Значительно сократилось время выполнения методики таблиц Шульте, достигнув возрастной нормы в начале занятия. Воспитатели мальчика так же отметили положительную динамику в поведении Ильи, склонность к более длительным, непрерывным «тихим» занятиям и играм за столом (таким, как конструкторы «Лего» и т.п.) или со сверстниками. Мною были так же замечены улучшение поведения Ильи на занятиях, повышение самоконтроля в играх, требующих повышенного внимания.

Таким образом, проведенная промежуточная диагностика показала некоторое снижение проявлений симптомов гиперактивности.

Повторная диагностика произвольной сферы Ильи после окончания цикла занятий с детьми, показала устойчивое повышение объёма и распределения внимания по всем методикам. Повысилась сосредоточенность Ильи на заданиях, устойчивость внимания, концентрация на поставленной цели. Ввиду высокой подвижности нервной системы как индивидуальной черты темперамента Ильи (по результатам Теппинг-теста у мальчика достаточно высокая подвижность нервных волокон), развивающие занятия дали хороший результат и стали причиной успеха в его способности переключать внимание с объекта на объект и с одного вида деятельности на другой.

Из беседы с мамой мальчика стало понятно, что в семье сложилось хорошее отношение к домашней программе коррекции Ильи и изменение поведения членов семьи в благоприятную сторону сыграло роль незаменимой поддержки в работе с проблемой. Со слов мамы Илюше очень нравятся новые обязанности по дому (кормление собаки и попугая, полив цветов и др.) и в особенности вознаграждения за их выполнение.

Некоторые трудности возникли с переменой отношения и корректировкой педагогического и воспитательного процесса с воспитателями Ильи. Не смотря на множество консультаций и примеров со стороны психолога, воспитателям группы с трудом удавалось договориться с мальчиком, вместо привычного наказания за плохое поведение. Не смотря на это, воспитателям удалось создать ситуации, в которых Илья мог показать свои сильные стороны и направлять лишнюю энергию в полезное русло: во время занятий мальчик являлся ответственным за раздачу и сбор материала, помощником в наведении порядка в группе. Воспользовавшись рекомендацией спрашивать Илью в начале урока, педагоги отметили успех в овладении мальчиком нового материала, повышение работоспособности.

Проанализировав результаты начальной и итоговой диагностики, а так же выделив такие показатели результативности работы, как повышение самоконтроля Ильи на занятиях и дома, мы сделали вывод, что данная программа работы с гиперактивными детьми даёт неплохие результаты, вследствие чего планируем продолжить работу по данному направлению.

Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка.

Дальнейшая индивидуализация педагогического процесса со стороны воспитателей и педагогов ребёнка в рамках личностно-ориентированного подхода, с учетом исключения интеллектуальных перегрузок и резкого изменения социальной ситуации развития;

Необходимость дополнительного обследования и консультаций других специалистов: логопеда, нейропсихолога, невролога, с целью комплексного подхода в коррекции проблемы;

Дальнейшие коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые) с психологом по программе повышения и контроля произвольности с учетом результативности и ожидаемой динамики развития ребёнка;

Дальнейшая реализация коррекционно-поведенческой программы дома, соблюдение четкого режима и контроля успехов и неудач ребёнка;

Рефлексия собственной деятельности в процессе работы с данным случаем

На мой взгляд, поставленная перед нами проблема синдрома гиперактивности с дефицитом внимания одна из самых распространенных в наши дни среди детей дошкольного возраста, и одна из самых трудных, трудоёмких, требующая максимальной отдачи окружающих ребёнка людей для эффективной помощи.

Проделав большую просветительскую работу среди педагогов и родителей того учреждения, где я работаю, я поняла что выбрала очень актуальную проблему. Оказалось, что она стоит на первом месте по количеству жалоб со стороны воспитателей нашего детского сада: по меньшей мере, 2 ребёнка из каждой группы имеют диагноз СДВГ или схожие симптомы.

В ходе решения проблемы мною было открыто много нового для себя самой, с чем-то пришлось столкнуться впервые, также пришлось преодолевать большое количество трудностей.

Прежде всего, я чувствовала большую ответственность за правильность предполагаемого психологического диагноза, поэтому подошла крайне серьёзно к выявлению и диагностике конкретных критериев и психологических характеристик, присущих детям СДВГ. Подобрать методики для диагностики гиперактивности показалось мне не трудным. Гораздо труднее было суметь найти правильный подход к детям, сделать так, что бы им было интересно выполнять те диагностические задания, которые им предлагались. Многие трудные пробы, такие как Тест Тулуз-Пьерона и таблицы Шульте вызывали бурные негативные эмоции среди гиперактивных детей. По этой причине с некоторыми удавалось провести методику только на 3-4 индивидуальной диагностике, всевозможно подкрепляя их деятельность чем-то интересным.

Установив правильность своих предположений, удостоверившись в наличии значительного психологического дискомфорта, вызванного проявлениями синдрома у детей, а также убедившись в отсутствии каких-либо других нервно-психических заболеваний, мною была начата непосредственно коррекционная работа с проблемными детьми.

В ходе коррекционно-развивающих занятий возникало много трудностей с организацией и удержанием внимания гиперактивных детей. Мною были использованы методы наказания и вознаграждения детей, соблюдающих и не соблюдающих правила поведения на занятиях, по ситуации были введены соревновательные моменты во многие игры, в которых они не предусмотрены, некоторые игры были заменены по причине того, что были не интересны детям. В целом хочется отметить, что программа получилась весьма весёлой и эмоционально тёплой. Дыхательные упражнения всегда очень хорошо настраивали детей на работу, упражнения на внимания вызывали соревновательный интерес, а заключительный ритуал со свечкой всегда оставлял в душе тёплые ощущения после добрых пожеланий друг другу.

Наиболее трудным для детей с СДВГ оказались упражнения на релаксацию. Им было тяжело осуществлять переход с процессов возбуждения на процессы торможения, и во время релаксационных упражнений часто приходилось использовать приемы телесного контакта (касание определённых частей тела, поглаживание).

Достаточно трудным показалась так же работа с воспитателями групп. Долгое время проявлялось неприятие новой системы работы с проблемными детьми, непонимание, почему им нужно уделять так много внимания и «подстраиваться» под них (пересаживать их на первую парту, спрашивать первыми, делить задания на несколько частей и пр.). Однако еженедельные беседы и разъяснения дали результаты более благоприятной ситуации развития для гиперактивных детей в условиях групп детского сада. Возможной причиной трудностей в этой сфере, как мне кажется, может являться то, что цикл семинаров для педагогов и воспитателей на тему гиперактивности был не совсем верно мною разработан.

Не все дети смогли посещать занятия еженедельно, многие родители халатно отнеслись к программе домашней коррекции. Улучшение самоконтроля у детей в таких случаях замечается в гораздо меньшей степени, чем у Ильи Н., а после длительных перерывов состояние таких детей и вовсе приходит в стадию, как было до начала занятий. Результативность программы в данных случаях не наблюдается. Это не может не вызывать разочарование и огорчение.

В будущем я постараюсь учесть все ошибки, допущенные мною в ходе работы для получения лучших результатов.

Список литературы.

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Конспекты групповых занятий, М. Книголюб, 2003.

Баркли Р.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Руководство по диагностике и лечению (3 изд.). Нью-Йорк: Издательство Гилфорд, 2006

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд–во Института психотерапии, 2001.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002

Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых.-М.Сфера, 2002.

Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. — 384 с., илл.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.

Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997.

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику.-СПб.:Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

Приложение 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА РЕБЁНКА

Фамилия, Имя ребёнка: Илья Н.

Дата рождения: 2.06.2003г

Образовательное учреждение: ГОУ детский сад №…. группа: старшая

Краткие анамнестические сведения:

В анамнезе диагноз СДВГ, ММД (от 29.04.2006) с 3 лет, мальчик рождён от первых срочных родов, без патологии, беременность протекала нормально. Раннее развитие прошло без особенностей – общее, соматическое, двигательное в пределах возрастной динамики. Черепно-мозговых травм не было.

Формулирование запроса:

Жалобы со стороны воспитателей на проблемы с поведением, частую отвлекаемость, возбудимость, чрезмерную подвижность, невнимательность.

Общая оценка ребёнка в ситуации обследования:

В ситуации обследования мальчик адекватен в поведении, охотно вступает в контакт, общителен, критичен к возникающим ошибкам, однако быстро устает, не может, без посторонней помощи долго удерживать внимание на задании, становиться двигательно беспокойным (сползает со стула, перебирает руками, вертит в руках предметы). Когда задание ему не интересно пытается схитрить, переключить внимание психолога на другую тему, «уйти» от выполнения задания. Если же задание его заинтересовало, то ребёнок способен удерживать внимание достаточно долго (для своего возраста). Внешний вид опрятен, кожные покровы слегка бледные, повышенный мышечный тонус всего тела, нервозность. Двигательно расторможен. Звукопроизношение не четкое, речь развита слабо.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст