Усвоение обучающимися социального опыта в процессе изучения темы

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 150 города Челябинска

Усвоение обучающимися социального опыта в процессе изучения темы «Деепричастие»

(внедрение ФГОС второго поколения)

Из опыта работы Карповой Л.А., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №150

Челябинск

2012

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………….с.2

2. Усвоение обучающимися социального опыта в процессе изучения темы «Деепричастие» (внедрение ФГОС второго поколения: коммуникативно-деятельностный подход)……………………………………………………. с.3-12 3.Заключение. ……………………………………………………………….. с.13 4.Список литературы…………………………………………………………с.14

14.10.2012

Введение

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося. Социализация личности является одним из важнейших понятий социального заказа образованию, так как это «процесс, в ходе которого HYPERLINK «http://psihotesti.ru/gloss/tag/chelovek/» человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе». (Андреева Г.М.Социальная психология HYPERLINK «http://yandex.ru/yandsearch?text»http://yandex.ru/yandsearch?text). В современной отечественной психологии существует мнение, что синонимами слова «социализация» являются понятия «развитие личности» и «воспитание». Такая точка зрения объективна, так как эти понятия неразрывно связаны друг с другом и являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одна из задач общеобразовательного учреждения – помочь ребёнку адоптироваться в социуме, стать личностью, полезной обществу и государству.

Становление личности ученика, его социализация происходит через деятельность, общение и самосознание. Школа обеспечивает детям систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле; она задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. В общеобразовательных учреждениях возрастают возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку: именно в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих и существующих поколений того или иного народа. На уроках русского языка учащиеся обогащают словарный запас, овладевают культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных условиях общения.

В данном пособии разработаны уроки по теме «Деепричастие», в которых обучающимся предложены виды заданий, направленных на формирование личностных результатов и УУД в рамках нового образовательного стандарта, с целью усвоения социального опыта.

Усвоение обучающимися социального опыта в процессе изучения темы «Деепричастие» (внедрение ФГОС второго поколения: коммуникативно-деятельностный подход)

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению направлен на формирование функциональной грамотности, которая поможет человеку максимально быстро адаптироваться в социуме и активно в нём действовать. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через метапредметные результаты обучения, которые формируются через универсальные учебные действия (« инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса». Суть этого вопроса можно отобразить в опорной схеме:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ← ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ←

← КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД:

1) метапредметные результаты: универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные, регулятивные);

2)личностные результаты; (личностные УД)

3)предметные результаты(предметные и метапредметные действия с учебным материалом)

При разработке заданий к урокам автор руководствовался основными целями курса, которые указаны в Примерной программе по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы: проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение,2010. — 112с. — (Стандарты второго поколения). В соответствии с ФГОС содержание курса русского языка в основной школе направлено на достижение метапредметных и предметных целей обучения на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.

В системе уроков по теме «Деепричастие» показана работа по реализации следующих целей:

воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры: проект (сочинение на лингвистическую тему «Деепричастие и его роль в речи»), над которым учащиеся работают на протяжении изучения всей темы, а также сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь»);

осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально — этических норм, принятых в обществе (составление связных ответов на грамматическую, лингвистическую и морально-этическую тему);

осознание эстетической ценности родного языка (выполнение проблемных заданий по текстам учебников литературы, истории, географии, физики);

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании (работа в парах и группах для решения поставленных на уроке задач; ответы на вопросы; поиск, уточнение и преобразование информации в справочнике, в словаре, в Интернете);

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (составление плана упражнения, сочинения, ответа; формулирование цели того или иного действия; речевая самокоррекция; информационная переработка текстов);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка ( ответы на вопросы, разборы №1,№2,№3,№4,№5; работа по развитию речи; словарные диктовки);

развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты ( выполнение заданий типа: придумайте и запишите…; осмыслите и сопоставьте…; выявите различия, признаки…; замените.. прокомментируйте результат работы…; продолжите предложения, текст…;исправьте речевые недочёты и ошибки; проанализируйте ошибки, ответ, работу…);

обогащение активного и потенциального словарного запаса (чтение правил, упражнений, текстов; все виды пересказа; работа по развитию речи);

совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни (связный ответ на грамматическую, лингвистическую, морально-этическую, философскую, бытовую тему)

Предпочтение автор разработки отдаёт эвристическому, исследовательскому методам обучения и методу проблемного изложения, так как именно они направлены более всего на самостоятельный поиск знаний. Применяя их, можно научить детей учиться.

Обучающимся предложены виды заданий, направленных на формирование личностных результатов и УУД в рамках нового образовательного стандарта.

Например:

Урок №4. Рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь» (урок актуализации знаний и умений, т. е. подготовки детей к проектировочной деятельности через постановку проблемных задач)

Цели: научить писать рассказ по картине; повторить типы и стили речи; дать понятие композиции рассказа; употреблять деепричастия для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера;

развивать наблюдательность, внимание к окружающему, умение видеть особенные, характерные черты того или иного действия или процесса;

воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный экран, компьютер, картина С.Григорьева «Вратарь».

Ход урока:

Организационный этап.

1.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2.Проверка домашнего задания (интегрировано, т.е. по ходу урока), воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Сообщение ученика: «Виды эпических произведений» (д/з) — Реализация РК (регионального компонента). Надо осмыслить услышанную информацию и ответить на вопрос:

-Какие виды эпических произведений есть в литературе?

3.Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.

Итак, рассказ относится к эпическим произведениям. У рассказа своя композиция, т. е. построение, расположение частей.

Внимательно прочитайте информацию на мультимедийном экране и скажите, что вы запомнили. (Экран закрываем после 2-х разового прочтения).

Рассказ — это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя.

В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие). Поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка.

Завязка — это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка — результат развития события, его заключительный момент.

В рассказе могут быть вступление и заключение.

Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чём он решил рассказать, в з а к л ю ч е н и и чаще всего делится своими раздумьями по поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.

Что каждый запомнил?

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине художника С.Григорьева «Вратарь».

Презентация (д/з) о художнике С. Григорьеве (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, личностные УД ).

Что каждый узнал о художнике Григорьеве? Каким он был человеком? Запишите в тетрадь 2-3 предложениями.

Работа с упражнением 187 учебника: чтение и анализ (познавательные УУД) задания. Рассмотрите изображённое на картине и подумайте, в каком стиле речи можно написать рассказ по картине, какие типы речи можно использовать? – проблемный вопрос. (Типы и стили речи уже повторялись при выполнении упр.163 на позапрошлом уроке.)

Проблемные вопросы:

— Какой момент запечатлён на картине: завязка, развитие действия, кульминация, движение к развязке или сама развязка?

— От имени кого вы стали бы вести рассказ: вратаря, одного из болельщиков, взрослого, случайно оказавшегося среди них? Обоснуйте своё мнение.

-В какой обстановке, почему, кому вы расскажете о состоявшемся мачте?

Глядя на картину, составьте и запишите слова и словосочетания, которые помогут вам передать её содержание (познавательные УУД).

Потом ученики сверяют свои записи со словами на мультимедийном экране

тёплый осенний день, виднеющиеся вдали дома, в легкой дымке; очертания строек, пустырь; дети, увлечённые игрой в футбол; соорудили ворота из портфелей, сумок, беретов; стоит, заложив руки за спину и выпятив живот; белобрысый вратарь, одетый «под» настоящего спортсмена; кожаные перчатки; свитер; мальчик в тёмно-зелёном костюме с красным галстуком; пальто с капюшоном; напряжённый взгляд; сосредоточенно; футбольный матч; устремлены; живо реагируя.

Попутное повторение орфограмм и пунктограмм.

5.Обобщение и систематизация знаний. Составление плана (регулятивные УУД) рассказа. (Работа в группах или в парахкоммуникативные и регулятивные УУД) Например:

I. Однажды мой папа шёл с работы домой.

II. Увлекательная игра — футбол.

1.Погожий осенний день.

2.Бесстрашный вратарь и его помощник.

3.Зрители «болеют» по-разному.

III. На картине С.Григорьева изображен футбольный матч наших дворовых ребят (о мастерстве художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Устный рассказ (коммуникативные УУД) по картине по составленному плану с использованием словаря «Футбол» (д/з) и синонимов из рамок учебника.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: повторить§§16,18,20,21.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия). Повысилась ли твоя самооценка после этого занятия и почему? (Личностные УД)

Урок №11. Обобщающее повторение по теме «Деепричастие» (урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Цель: обобщить и повторить знания, полученные в ходе изучения темы «Деепричастие»;

развивать внимание, память, мышление;

воспитывать ответственное отношение к выполнению поставленных задач, воспитывать чувство прекрасного.

Работа по развитию речи: презентация сочинения на лингвистическую тему; связный ответ на вопрос на заданную тему и рецензия на ответ по плану.

Оборудование: учебники, толковый словарь С.И.Ожегова, тетради, сигнальные карточки, таблицы суффиксов деепричастий и причастий, компьютеры, мультимедийный экран

Ход урока.

Организационный этап.

1.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы должны сегодня повторить тему «Деепричастие» и проверить качество её усвоения.

Разминка для ума: (коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД, личностные УД)

Постройте высказывание, вставив звенья логической цепи: портрет → → → →

→ Лондон

Употребите в речи причастные и деепричастные обороты.

2.Актуализация знаний.

Словарная диктовка (РНО) по следам проверенных учителем упражнений, анализ ошибок, допущенных в домашних и классных работах за неделю. Дети по очереди работают у доски, обозначают и комментируют орфограммы и пунктограммы.

3.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

На мультимедийном экране показан слайд с видом Кавказских гор и предложение:

Нельзя уехать из гор, не увидев снега и льда, не ослепившись сверканием снега, поднятого столь высоко к небу, не надышавшись прохладой, источаемой снегом вопреки горячему солнцу, не ощутив податливого, крупнозернистого, слегка подтаивающего сверху, но никогда не тающего снега. (По В.Солоухину.)

Найдите в словаре С.И.Ожегова значение слова источаемый (регулятивные УУД)

Справка из «Толкового словаря С.И.Ожегова»: источаемой от

источать (выделять из себя, распространять, издавать).

При помощи сигнальных карточек покажите разряд и время причастий.

Назовите деепричастия, определите их вид.

Дайте связный ответ на вопросы. Один человек отвечает, остальные дают рецензию на ответ товарища по плану (регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД).

-Какова основная мысль отрывка? (восхищение величием, неповторимостью, чистотой и красотой снежных гор).

Проблемный вопрос:

— Почему Владимир Высоцкий сказал: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал?»

Рецензия на связный ответ по плану:

К какому стилю речи вы отнесёте ответ товарища?

Какой тип речи?

Какие синтаксические конструкции использованы (простые неосложнённые предложения, простые осложнённые предложения, сложные синтаксические конструкции)?

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.

В начале изучения темы вам было задан проект (сочинение на лингвистическую тему «Деепричастие и его роль в речи»).

Сегодня свой проект (презентацию) будет представлять группа №2 ( личностные результаты, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД). Остальным надо сдать проект на электронном носителе.

Ваша задача оценить (регулятивные УУД) проект, учитывая требования к сочинению на лингвистическую тему:

1)Основным содержанием должен быть материал на заявленную

( лингвистическую) тему, подтверждённый 2-3 примерами;

2)Необходимо придерживаться выбранного стиля речи (как правило, это научный стиль) и типа речи рассуждение (тезис, доказательство, вывод);

3)Объём печатного текста 1 страница.

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверьте свои знания, решив тест по теме. (Тест мы решали в компьютерном классе, но можно распечатать и выполнять в обычном классе). Он состоит из 5 заданий. Каждое из них имеет 3 варианта (личностно-ориентированный, дифференцированный подход к тематическому контролю знаний): 1 вариант (базовый уровень), 2 и 3 варианты (продвинутый уровень). Какой вариант решать, выбирайте сами (личностные УД), только не должно быть одинаковых вариантов за одним столом. «Сильным» ученикам рекомендовано решать варианты Б и В.

Тест «Деепричастие»

Задание №1 (отличие деепричастия от других частей речи).

Найдите группу деепричастий.

A.1. закрыв, мигая, присев, улыбаясь 2.бегущий, играющий, сразу 3.проиграна, умыт, значит

Б. 1. спотыкаясь, огорчение, вздыхая 2.дремля, переваливаясь, искупавшись 3.размахнулись, округлились, смущаясь

B. 1. будучи, играючи, бросившись 2.разукомплектовались, поднявшись, разъехавшись 3.неожиданно, прорецензирована, исключая

Задание №2 (вид деепричастий).

Выпишите группу деепричастий несовершенного вида, обозначьте суффиксы.

А. 1. прочтя, нахмурясь, заметя 2.крикнув, поняв, принесши 3.смотря, убирая, требуя

Б. 1. умывшись, минуя, позабыв 2.исходя, прихрамывая, бросив 3.перекликаясь, рисуя, пугаясь

В. 1. волоча, колеблясь, стеная 2.догорев, пытаясь, перепархивая 3.трясясь, выслужив, завиваясь

Задание №3 (словообразование деепричастий).

Выберите верный вариант словообразования деепричастий совершенного вида.

А. 1. выскочи-ть → выскочи-в → выскочи-вши 2.гляд-ят → гляд-я 3.улыба- ют-ся → улыба-я-сь

Б. 1. крич-ат → крич-а 2.умы-ть-ся → умы-в 3.испечь → испёк-ши

В. 1. кле-ят → клеи-в 2. прищур-ят-ся → прищур-ива-я-сь З. раская-ть-ся → раская-вши-сь

Задание №4 (запятые при деепричастном обороте).Найдите предложение с верно расставленными знаками препинания при деепричастном обороте.

А. 1. Летчик, пролетая над городом, покачал крыльями. 2. Лётчик, пролетавший над городом, покачал крыльями. 3. Я, открыв книгу нашёл в ней засохший лист клёна.

Б. 1. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зноюИ застывает ввечеруГустой прозрачною смолою.

2. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.

3. А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу. (А.Пушкин.)

В. 1.Снег с полей сошёл за одну неделю, обнажив парящую землю. (А. Мусатов.) 2.Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома капает из крана вода. (К. Паустовский.) 3.Старик, отворотясь от меня угрюмо сидел на облучке и молчал, изредка только покрякивая. (А. Пушкин.)

Задание №5 (культура речи).Укажите предложение с неверно употреблённым деепричастием.

А. 1. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 2.Мать, недоумевая, улыбалась. 3.Кончив плясать, бабушка села к самовару.

Б. 1. Не глядя друг на друга, они пошли дальше.

2.Прочитав Гайдара, мне больше всего понравилась повесть «Школа».

3.Наблюдая за сверстником, я решил, что он меланхолик.

В.1. Читая эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

2.Не ответив, мать смотрела мне в лицо полными гневного упрёка глазами.

3.Приближаясь к деревне, заметил я мерцающий огонёк в графском доме.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Д/з: упр.194, с.91(устно ответить на контрольные вопросы, подготовиться к контрольному диктанту).

Индивидуальные задания по коррекции пробелов в знаниях отстающим ученикам, например: привести свои примеры на орф.№26, 27,29,31.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия). Личностные результаты, коммуникативные, познавательные УУД.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

(После выполнения тестовой работы учитель собирает тетради; на мультимедийном экране появляются ответы к заданиям. Обсуждаются ошибки и подводятся итоги занятия.) Регулятивные УУД – контроль и коррекция знаний, инициативность и самостоятельность.

Заключение

Социализация детей или усвоение ими социального опыта в процессе изучения темы «Деепричастие» основывается на применении в процессе преподавания

активных (демократический стиль преподавания) и интерактивных (демократический стиль преподавания и высокая активность обучающихся, направленная на самостоятельный поиск знаний) методов обучения: эвристического, исследовательского и метода проблемного изложения материала. Достижение указанных целей, указанных в стандартах второго поколения, осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Современные педтехнологии, используемые в работе по теме «Деепричастие»:

1)педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Балабан М. А., Шаталов В.Ф. и др.); 2) проблемное обучение (Сократ, Руссо, Ушинский К. Д., Выготский Л.С.);

3)игровые технологии (К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);

4)групповые технологии (Вачков И.В.)

5)компьютерные технологии (Джозеф Ликлайдер)

6)технологии развивающего обучения (В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин).

Самыми эффективными приёмами на уроках русского языка, способствующими социализации детей являются:

коммуникативно-ролевая игра (работа в парах, групповая работа);

аналитическая беседа;

самостоятельный поиск информации в справочной и учебной литературе;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст