Устойчивое развитие человечества

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Учебно-методическое пособие

Красноярск

СФУ

2012

УДК 574.2 (07)

ББК 28.081я73

У 813

Составитель: ст. преп. Шашкова Т.Л.

Устойчивое развитие человечества: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т.Л. Шашкова. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2012. – 12 с.

Предметом изучения данной дисциплины являются понятия о становлении основных предпосылок и идей устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке. Учебно-методическое пособие содержит указания для практических (семинарских) занятий и для самостоятельной работы студентов.

Предназначено для студентов, обучающихся на очной форме обучения, по специальности 020801.65 экология

УДК 574.2 (07)

ББК 28.081я73

© Сибирский федеральный

университет, 2012

Введение

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и понятий о становлении основных предпосылок и идей устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке.

Предмет включает в себя рассмотрение основных путей перехода к устойчивому развитию на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также способы реализации принципов устойчивого развития в основных секторах общественного развития. Содержание курса способствует формированию у студентов целостного мировоззрения и активной гражданской позиции, и более ясному осознанию роли и миссии специалистов-экологов в решении современных проблем развития природы и общества.

Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций экологов. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основы концепции устойчивого развития;

состояние разработки и реализации идей устойчивого развития в разных странах и, особенно, в России;

основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь использовать профессиональную подготовку для разработки мер их преодоления;

экологические принципы рационального природопользования;

условия эколого-экономической сбалансированности регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, использования и дезактивации отходов производства;

Уметь:

обсуждать и разрабатывать решения современных проблем устойчивого развития;

планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;

планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

подходить к решению экологических проблем целостно, учитывая их неразрывную взаимосвязь с общими проблемами развития на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Дисциплина значительно отличается от других учебных дисциплин по комплексности рассматриваемых явлений и синтезу знаний из различных наук. Многоплановость дисциплины отражает сложность реальной жизни. Анализируя различные аспекты устойчивого развития: от природных процессов до социальных, от современных проблем энергетики и сельского хозяйства до приемов экономико-правового обеспечения экологической безопасности, – нельзя ограничиваться стройной системой какой-либо одной науки.

Раздел 1 Общенаучные основы устойчивого развития

Семинар 1 Экологические проблемы современности

Просмотр и обсуждение фильма «Home» (свидание с планетой)

Семинар 2 Ключевые принципы устойчивого развития.

Обсуждение международных принципов устойчивого развития описанных в декларации, утвержденной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Сопоставление с основными принципами устойчивого развития в РФ.

Работа в малых группах.

Семинар 3 Триединая концепция устойчивого развития

Круглый стол на тему: Экономическая, социальная и экологическая составляющие, Единство концепций. Повестка дня на 21 век.

Вопросы для обсуждения:

•Какие факты и примеры указывают на высокую степень зависимости современной экономики от ресурсов экосферы и экологических процессов на планете?

•К каким последствиям может привести учет экологических факторов в ведущих показателях мировой и национальной экономики?

•На чем основывается взаимоподдержание материально-энергетических потоков в эколого-экономической системе?

•Выскажите ваше отношение к необходимости изменения структуры потребностей людей в связи с экологизацией экономики.

Семинар 4 Концепция и стратегия экологического образования в России

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Раздел 2 Отраслевые аспекты устойчивого развития

Семинар 5 Устойчивое развитие городов

Сравнение российских и европейских городов. Устойчивое развитие промышленности на примере Красноярского края и стран Европы.

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 6 Устойчивое развитие энергетики

Энергетическое обеспечение и безопасность России и Красноярского края. Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере. Техногенные аварии и катастрофы.

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 7 Устойчивое лесопользование

Вырождение тропических лесов. Проблемы эффективного использования лесных ресурсов России.

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 8 Устойчивый туризм

Формы туристического развития или деятельности, которые не нарушают окружающую среду, обеспечивают долгосрочную охрану природных и культурных ресурсов, являются социально и экономически приемлемыми и справедливыми.

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 9 Устойчивое сельское хозяйство

Зеленая революция. Негативные последствия искусственного повышения плодородия земли. Сельское хозяйство в развивающихся странах.

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 10 Устойчивое рыболовство

Пресноводные и морские ресурсы.

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Раздел 3 Пространственный базис устойчивого развития

Семинар11 Условия и предпосылки перехода к устойчивому развитию

Обсуждение теорий и прогнозов ведущих ученых в области устойчивого развития. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Работы Н.Н.Моисеева.

Дискуссия.

Семинар 12 Устойчивое развитие Российской Федерации

Дискуссия на тему: «Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию». Знакомство с основными принципами и их обсуждение.

Семинар 13 Индикаторы устойчивого развития

Система индикаторов устойчивого развития социальной инфраструктуры на примере различных регионов. Методические подходы к разработке индикаторов устойчивого развития. Проблемы и пути использования индикаторов. Обсуждение Российского регионального опыта разработки индикаторов. Разработка предложений индикаторов устойчивого развития Красноярского края.

Работа в малых группах.

Семинар14 Инструменты и механизмы управления устойчивым развитием

Круглый стол на тему: Экополитика: пути предотвращения катастрофических последствий экологического кризиса.

Вопросы для обсуждения:

•Какими способами можно предотвратить экологический кризис и исправить ошибки недальновидного природопользования, подрывающего устойчивость биосферы и негативно влияющего на здоровья людей?

•Как соотносятся между собой организационные, правовые и экономические меры, направленные на обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности?

•Какие государственные учреждения уполномочены в России заниматься регулированием природопользования, контролем за состоянием окружающей среды, здоровья населения, экологической безопасности?

•Роль экологического образования в управлении устойчивым развитием.

Указания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала при подготовке к выполнению тестов и контрольных работ, подготовку иллюстративной информации для выступления на практических занятиях и оформление реферативной работы по выбранной теме. Тема доклада на семинаре и реферата совпадает.

Темы рефератов

Устойчивое развитие и реформы образования

Наукограды: интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс России

Инновации в современной России для устойчивого развития.

Экология и этика

Экологическая культура

Основные природоохранные общественные организации в России, в вашем крае, городе

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха.

Загрязнение пресных вод.

Загрязнение почвы и грунтовых вод.

Основные воды глобального загрязнения Мирового океана

Глобальное радиоактивное загрязнение.

Активный дом

Примеры создания «экогорода» в развитых странах

Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере.

Альтернативные источники электроэнергии.

Проблема повышения среднегодовой температуры поверхности Земли при возрастании энергопотребления.

Различные способы экономии энергии.

Атомная энергетика. Развитие или смертельная опасность.

Гидроэнергетика. На примере Богучанской и СШ ГЭС

Вырождение тропических лесов.

Проблемы эффективного использования лесных ресурсов России.

Экологический туризм как фактор формирования экологического сознания

Экологический туризм — потенциал для рекреационного развития России

Зеленая революция

Генная инженерия и биотехнология в современном сельском хозяйстве

Сельское хозяйство в развивающихся странах

Негативные последствия искусственного повышения плодородия земли

Продовольственные ресурсы Мирового океана.

Аквакультура – альтернатива истощению ресурсов океана?

Современные теории устойчивости биосферы. Биосферные ограничения развития цивилизации

Требования к оформлению реферата

Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) и представляется в сброшюрованном виде в папке типа «скоросшиватель».

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см. Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.

Во введении указывается обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности; постановку целей и формирование задач; краткий обзор литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором. Подбор глав должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате.

Заключение состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач; обобщения положений, высказанных во введении и основной части.

Список используемой литературы к реферату оформляется в порядке появления ссылок на источники в тексте реферата. В него вносится весь перечень изученных авторами в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и др.

Список литературы

Основной:

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика — Среда: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

Лось В.А. Устойчивое развитие [Текст] : учебное пособие / В.А. Лось, А.Д. Урсул . — Москва : Агар, 2000 . — 252 с.

Медоуз Д.Х., Рандерс Й., Медоуз Д.Л. Пределы роста. / Пер. с англ. — М.: МГУ, 1991. 204 с.

Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) — М.: Журнал «Россия Молодая», 1994 — 367 с.

Дополнительный:

Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? — М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 332 с.

Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. / пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. – 60 с.

Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Проблемы устойчивого развития человечества. / Россия в окружающем мире. (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. — М.:Изд-во МНЭПУ

Марфенин Н.Н. Биосфера и человечество за 100 лет / Россия в окружающем мире: 2001 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. — М.:Изд-во МНЭПУ, 2001. — С.12-51.

Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. — М.:Изд-во МНЭПУ, 2002. – С.126-176.

Марфенин Н.Н., Фомин С.А. Ресурсы экополитики в современной России / Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Марфенин Н.Н., Степанов С.А. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – С.

Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. — М.: Прогресс, 1993.

Разуваев В.Н. Погода и климат в России в XX веке. / Россия в окружающем мире: 2001 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. — М.:Изд-во МНЭПУ, 2001.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М: Мысль, 1990. — 637 с.

Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная

Интернет-сайты

Россия в окружающем мире (Аналитический ежегодник). HYPERLINK «http://www.rus-stat.ru» http://www.rus-stat.ru

Всероссийская общественная организация Русское географическое общество: HYPERLINK «http://www.rgo.ru/sustainability/koncepciya/» http://www.rgo.ru/sustainability/koncepciya/

Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге // HYPERLINK «http://www.un.org/russian/conferen/wssd/index.html» http://www.un.org/russian/conferen/wssd/index.html

План осуществления решений Всемирного саммита по устойчивому развитию / Конференция глав государств и правительств. Йоханнесбург, 2002. – HYPERLINK «http://www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf» http://www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf

Повестка дня XXI века / Конференция глав государств и правительств. Рио-де-Жанейро, 1992. – HYPERLINK «http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/» http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/

Центр экологической политики России. «На пути к устойчивому развитию России». HYPERLINK «http://www.ecopolicy.ru/index.php?id=136» http://www.ecopolicy.ru/index.php?id=136

Что такое устойчивое развитие? // HYPERLINK «http://alkir.narod.ru/sd-article.html» http://alkir.narod.ru/sd-article.html

International Institute for Sustainable Development // HYPERLINK «http://www.iisd.org» http://www.iisd.org

Introduction to Sustainable Development // HYPERLINK «http://sdgateway.net/introsd» http://sdgateway.net/introsd.

Johannesburg Summit // HYPERLINK «http://www.johannesburgsummit.org» http://www.johannesburgsummit.org

Sustainability Institute // HYPERLINK «http://sustainer.org» http://sustainer.org

Sustainable Development Communications Network // HYPERLINK «http://www.sdcn.org» http://www.sdcn.org

Sustainable Development Index // HYPERLINK «http://planeta.com/ecotravel/sustain.html» http://planeta.com/ecotravel/sustain.html

United Nations Environment Programme HYPERLINK «http://www.unep.org/» http://www.unep.org/

Вопросы для экзамена

Ранжировать по значимости современные проблемы устойчивого развития.

Демографические аспекты устойчивого развития. Вероятные сценарии будущего развития человечества.

Возникновение понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции.

Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития и её социальная миссия.

Международное сотрудничество в целях устойчивого развития. Международные органы и организации в области устойчивого развития.

Международная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х.Брундтланд). Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): итоги, принятые документы, значение.

Декларация ООН по окружающей среде и развитию. Основные принципы устойчивого развития.

Глобальная Повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию.

Инструменты управления устойчивым развитием.

Предпосылки и условия перехода России к устойчивому развитию. Проблемы перехода России к устойчивому развитию.

Индексы и индикаторы устойчивого развития. Подход «Давление – Состояние – Реакция» к разработке индикаторов устойчивого развития. Расчет индекса развития человеческого потенциала.

Глобализация, позитивные и негативные последствия.

Глобальные экологические проблемы человечества. Специфика для различных регионов планеты.

Деловые и промышленные круги в обеспечении устойчивого развития. Сотрудничество с неправительственными организациями в обеспечении устойчивого развития.

Триединая концепция устойчивого развития.

Проблема экологизации хозяйства и его отраслевой структуры.

Место и роль профессиональных экологов в решении современных проблем развития общества.

Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов.

Характеристика состояния экологического образования в Российской Федерации.

Наука в целях устойчивого развития.

Усиление роли фермеров в обеспечении устойчивого развития.

Организация устойчивого места жительства (устойчивое развитие и планирование городов).

Принципы устойчивости в развитии энергетики.

Устойчивое развитие в промышленности и бизнесе.

Устойчивое развитие транспорта.

Устойчивое развитие туризма.

Изменение традиционных принципов и структуры управления при переходе к устойчивому развитию города.

Устойчивое лесопользование.

Устойчивое рыболовство.

Учебное издание

Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ

Подписано в печать ……..2012 г. Формат 60×84/16

Бумага офсетная. Печать плоская

Усл. Печ. Л. Уч.-изд.л.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст