Установления обязательных требований ко всем участникам рынка; р

Вопрос. Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Государство регулирует рынок ценных бумаг путем издания законов и подзаконных актов и выступает в качестве арбитра в спорах между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов. При этом государство применяет как прямое (административное), так и косвенное регулирование рынка ценных бумаг.

Прямое (административное) регулирование осуществляется путем:

— установления обязательных требований ко всем участникам рынка;

— регистрации участников рынка (ведение реестра субъектов рынка ценных бумаг и эмиссионных ценных бумаг, эмитируемых ими);

— лицензирования участников профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и аттестации специалистов;

— установления требований правил гласности и равного доступа к информации всех участников рынка ценных бумаг;

— осуществления контроля за исполнением участниками рынка требований законодательных и нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг и др.

Косвенное (экономическое) регулирование осуществляется путем использования государством соответствующих рычагов и стимулов (системы налогообложения, управления пакетами акций приватизированных предприятий, принадлежащих государству, денежной политики, процентной ставки Центрального Банка РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем — разработки и утверждения обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов,

— осуществления государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;

— проведения контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в эмитированных ценных бумагах;

— осуществления лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестации кадров;

— пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;

— защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

— установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти (устанавливаются соответствующего уровня органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР). В настоящее время ФСФР выдает три вида лицензий:

— на осуществление деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг;

— на осуществление деятельности по ведению реестра;

— на осуществление деятельности фондовой биржи.

Однако в ряде случаев право на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть предоставлено и другими законодательными актами, например право на осуществление отдельными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг государственным корпорациям может быть предоставлено федеральным законом, на основании которого они созданы.

Система законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг.

1. В основе законодательства РФ о рынке ценных бумаг лежит Конституция РФ. Законодательство о рынке ценных бумаг отнесено к ведению Российской Федерации. Все принимаемые законодательные и нормативные правовые акты не должны противоречить ей.

2. Кодексы и принимаемые в их развитие федеральные законы. При этом ядро законодательства РФ о рынке ценных бумаг составляют нормы гражданского законодательства РФ, в основе которого лежит ГК РФ. В развитие положений ГК РФ в настоящее время принят ряд Федеральных законов, в который, помимо Закона «ОРЦБ», входят:

1) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

2) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

3) Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Цели этого законодательного акта — обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на данном рынке;

4) Закон «Об инвестиционных фондах», регулирующий отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с данным Федеральным законом, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением этого имущества и контролем над распоряжением указанным имуществом;

5) Закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Этот законодательный акт устанавливает порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнения обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством РФ;

6) Закон «Об ипотечных ценных бумагах», регулирующий отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключением закладных, а также при исполнении обязательств по указанным ипотечным ценным бумагам;

7) Закон «О рекламе». Этот законодательный акт регулирует отношения в сфере рекламы, в том числе рекламы ценных бумаг, независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ;

8) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Этот законодательный акт регулирует отношения, связанные с ипотекой, в том числе с выдачей закладных.

3. Подзаконные акты, которые можно разделить на две категории.

А) Первую категорию составляют правовые акты общего характера — указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

К числу наиболее известных можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 7 октября 1992 г. N 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий»; от 11 июня 1994 г. N 1233 «О защите интересов инвесторов» от 4 октября 1994 г. N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»; от 20 декабря 1994 г. N 2203 «О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации»; от 3 июля 1995 г. N 662 «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетов на фондовом рынке Российской Федерации»; от 18 ноября 1995 г. N 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»; от 1 июля 1996 г. N 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 11 сентября 1997 г. N 1009 «О региональных и местных фондах по защите прав вкладчиков и акционеров», от 16 сентября 1997 г. N 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации» и др. Следует отметить, что некоторые из принятых в свое время Указов Президента РФ, регулирующих функционирование в России рынка ценных бумаг, действуют и в настоящее время.

Постановления Правительства РФ — Постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 336 «О мерах по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016 «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» и др.

Б) Во вторую категорию включаются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (Минфина России, Банка России, ФНС РФ и т.д.), призванные решать специальные вопросы, касающиеся отдельных сторон правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг. Такие нормативные правовые акты принимаются в пределах компетенции, предоставленной Законом соответствующим федеральным органам. Особую роль среди рассматриваемых актов играют приказы ФСФР России, являющейся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Вопрос. Фондовая биржа: понятие, организационно-правовые формы и требования к деятельности.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. №39-ФЗ.

Понятие. Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, то есть юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Организационно-правовые формы. Юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.

Одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 процентов и более акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 процентов и более голосов на общем собрании членов такой биржи.

Указанные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами.

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и/или товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Требования к деятельности фондовой биржи (ст.13 ФЗ)

1. Фондовая биржа обязана утвердить:

правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже;

правила проведения торгов на фондовой бирже, которые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации.

Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, обязана также утвердить правила листинга / делистинга ценных бумаг и/или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в том числе сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов, обязана также утвердить соответствующие требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг спецификации таких сделок.

Фондовая биржа обязана регистрировать в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг указанные документы, а также изменения и дополнения в них.

2. Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.

3. Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий, а также предоставлять другую информацию, указанную в статье 9 настоящего Федерального закона.

4. Фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил.

Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.

Вопрос. Инвестиционные институты: понятие, классификация.

Инвестиционный институт — юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Инвестиционный институт осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка…

Организация взаимодействия между данными субъектами, т.е. функционирование рынка ценных бумаг, осуществляется с помощью фондовых бирж, занимающих ведущее место на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа является основным организованным финансовым рынком, т.е. местом, где осуществляются операции с ценными бумагами

Брокер — это физическое или юридическое лицо, выполняющее посреднические функции с валютой, ценными бумагами, товарами и недвижимостью и заключающее сделки от своего имени, но за счет клиента. Операции с ценными бумагами осуществляются брокером на основании договора комиссии или поручения. Доходом брокера являются главным образом комиссионные, т.е. вознаграждение в виде договорного процента от суммы сделки.

Деятельность инвестиционной компании осуществляется по двум основным направлениям:

а) организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц;

б) операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявления «цены продавца» и «цены покупателя», по которым компания обязуется продавать и покупать определенные ценные бумаги. Инвестиционные компании формируют свои ресурсы только за счет средств учредителей и эмиссии собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим лицам, и не имеют права привлекать средства населения.

Инвестиционный банк — финансовый институт, который специализируется на эмиссии ценных бумаг и их гарантированном размещении.

Инвестиционные банки занимаются продажей корпоративных акций и облигаций. Когда фирма решает привлечь средства, инвестиционный банк обычно скупает все ценные бумаги выпуска, а затем перепродает их инвесторам. Поскольку банки постоянно занимаются соединением предложения и спроса капитала, они размещают выпуски ценных бумаг более эффективно, чем это сделали бы эмитенты. Плата за услуги составляет разницу между суммой, уплаченной компании, выпустившей ценные бумаги, и суммой, полученной за них от покупателей.

Инвестиционный фонд представляет собой акционерное общество открытого типа, аккумулирующее средства мелких инвесторов путем продажи собственных ценных бумаг. Фонд обеспечивает инвестирование собранных средств в ценные бумаги других эмитентов, а также выполняет другие операции на финансовом рынке. Инвестиционные фонды бывают трех типов: открытые, закрытые и чековые. Открытый фонд эмитирует ценные бумаги с обязательством их обратного выкупа; закрытый фонд такого обязательства не дает.

Инвестиционный фонд не вправе направлять более 5% своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента, а также приобретать более 10% ценных бумаг одного эмитента. Обязательным условием деятельности инвестиционного фонда является наличие в его штате специалиста по работе с ценными бумагами, имеющего квалификационный аттестат Министерства финансов РФ на право совершения операций с привлечением средств населения.

Инвестиционный институт вправе начать свою деятельность на рынке ценных бумаг только после получения специальной лицензии Министерства финансов РФ, которая может выдаваться как на отдельный вид деятельности, так и на два или три из следующих видов деятельности: посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании.

В последние годы стали создаваться инвестиционные институты других организационных форм, в частности финансовые компании и финансово-промышленные группы. Финансовая компания — это компания, занимающаяся организацией выпуска ценных бумаг, фондовыми операциями и другими финансовыми сделками, например кредитованием физических и юридических лиц.

Финансово-промышленной группой является группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено ее участниками в добровольном порядке либо путем консолидации одним из участников группы приобретаемых им пакетов акций других участников.

Одним из важнейших видов финансовых институтов являются депозитарии ценных бумаг. Хранение ценных бумаг может быть организовано либо самим их владельцем, либо с помощью специализированного хранилища ценных бумаг — депозитария. Депозитарная деятельность заключается в предоставлении услуг по хранению ценных бумаг и/или учету прав на эти бумаги.

Депозитарную деятельность могут осуществлять только следующие юридические лица:

— инвестиционные институты (кроме инвестиционных консультантов, инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов);

— фондовые биржи;

— специализированные депозитарии, занимающиеся исключительно депозитарной деятельностью;

— расчетно-депозитарные организации, осуществляющие как исключительные совместно депозитарную деятельность и деятельность по организации денежных расчетов и клиринга денежных обязательств и требований, возникающих из сделок с ценными бумагами.

Лицо, которое на договорных условиях пользуется услугами депозитария, называется депонентом. В этом случае между депонентом и депозитарием заключается специальный договор, регулирующий их отношения по поводу депозитарной деятельности, называемый договором счета «депо». Счет «депо» представляет собой совокупность записей в учетных регистрах депозитария, необходимых для исполнения последним договора счета «депо» с депонентом.

Помимо хранения ценных бумаг депозитарий может выполнять следующие функции:

— организация обмена информацией, связанной с владением ценной бумагой, между эмитентом (держателем реестра) и депонентами (клиентами);

— получение доходов по ценным бумагам, хранящимся в депозитарии, с последующим их переводом на счета депонентов;

— учет обременения ценных бумаг депонентов (клиентов) обязательствами, а также их прекращения;

— ведение по договору с эмитентом реестров собственников ценных бумаг, за исключением ценных бумаг, по которым депозитарий выступает номинальным держателем;

— передача сертификатов ценных бумаг по поручению депонентов (клиентов) третьим лицам;

— проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежеспособность;

— клиринг по ценным бумагам (вычисление взаимных обязательств и требований по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами);

— инкассация и перевозка ценных бумаг;

— изъятие из обращения сертификатов ценных бумаг в соответствии с условиями их обращения;

— регистрация сделок с ценными бумагами.

Депозитарная и сопутствующая ей деятельность осуществляется только при наличии лицензии на осуществление такой деятельности, полученной в ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) или уполномоченном ею органе (лицензирующем органе).

Пенсионные и другие подобные фонды создаются для обеспечения доходов людям, прекратившим свою трудовую деятельность, в течение которой они вносили туда деньги так же, как и их работодатели. Фонд куда-либо инвестирует эти средства, а потом или периодически выплачивает накопленные средства уволившемуся работнику, или предоставляет аннуитет. В период накопления поступающие средства налогами не облагаются, вкладчик платит налоги, когда деньги ему возвращаются. Ввиду того что пассивы пенсионных организаций имеют долгосрочный характер, у фондов есть возможность инвестировать средства в долгосрочные ценные бумаги. Поэтому основная часть инвестиций приходится на корпоративные акции и облигации.

Фонды взаимного кредита тоже вкладывают значительные средства в корпоративные акции и облигации. Они принимают деньги от физических лиц и помещают их в активы специфических видов. Обычно подобный фонд связан с компанией, которая за некоторую плату управляет инвестициями. Каждое физическое лицо владеет определенной долей фонда, зависящей от размера его вклада. В любое время граждане могут продать свои акции, поскольку фонды обязаны их приобретать. Одни фонды помещают свои деньги в обыкновенные акции, другие специализируются на корпоративных облигациях, рыночных, денежных обязательствах, например краткосрочных коммерческих векселях, выпускаемых корпорациями, или муниципальных ценных бумагах.

Вопрос. Внебюджетные фонды: понятие, классификация, основные цели.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ. Внебюджетные фонды — одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории.

Особенностью формируемых фондов является то, что они: 1) создаются только на основании нормативно-правового акта (закона, постановления и др.); 2) формируются компетентным, уполномоченным органом; 3) образуются с заранее установленной целью; 4) подлежат государственному финансовому контролю; 5) являются институтом финансовой системы; 6) целевые внебюджетные фонды социального назначения включены в бюджетную систему Российской Федерации.

Внебюджетные фонды по их целевому назначению могут быть экономическими и социальными.

К числу социальных внебюджетных фондов относятся:

1) Пенсионный фонд РФ, осуществляющий государственное управление финансами пенсионного обеспечения;

2) Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, созданные для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования;

3) Фонд социального страхования РФ, обеспечивающий выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, социального пособия на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Помимо внебюджетных фондов социального предназначения могут создаваться и экономические фонды. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» был образован внебюджетный фонд развития исполнительного производства, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с развитием исполнительного производства в Российской Федерации.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном БК РФ (статьи 146, 147), или в порядке, установленном иными федеральными законами.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд РФ, правовой режим которого определен Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г., «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г., «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.; Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

— целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

— участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

— расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с названными ранее целями на выплату пенсий и некоторых социальных пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г., а также Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды — соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе Федерации, автономной области, автономных округов, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия. В 2006 г. структура расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования включала в себя: здравоохранение и физическую культуру; обязательное медицинское страхование; финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас; НИОКР и иные расходы.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования РФ, созданный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О Фонде социального страхования Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями для финансирования расходов по социальному страхованию.

Аккумулированные в Фонде средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования. Например, в 2006 г. средства Фонда направлялись на НИОКР; государственные капитальные вложения на развитие центров реабилитации Фонда социального страхования РФ; социальную политику, социальную помощь, в том числе на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных аварий; пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, другие социальные пособия; единовременные страховые выплаты для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда; оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников; оздоровление детей; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные расходы.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вопрос. Требования к составу и структуре активов акционерных и паевых инвестиционных фондов.

ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ

Статья 33. Состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов

1. В состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов могут входить денежные средства, в том числе в иностранной валюте, а также соответствующие требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

2) муниципальные ценные бумаги;

3) акции и облигации российских хозяйственных обществ;

4) ценные бумаги иностранных государств;

5) акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций;

6) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

7) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

8) российские депозитарные расписки;

9) иные ценные бумаги, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. В состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов интервального и закрытого паевых инвестиционных фондов наряду с имуществом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, может входить иное имущество в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Недвижимое имущество и имущественные права на недвижимое имущество могут входить только в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов закрытых паевых инвестиционных фондов.

3. Требования к составу активов акционерного инвестиционного фонда определяются в его инвестиционной декларации, а требования к составу активов паевого инвестиционного фонда — в инвестиционной декларации, содержащейся в правилах доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом.

Статья 34. Структура активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов

Требования к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Инвестиционная декларация акционерного инвестиционного фонда и инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда могут устанавливать более высокие требования к структуре активов, чем требования, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статья 35. Инвестиционная декларация

Инвестиционная декларация акционерного инвестиционного фонда и инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда должны соответственно содержать:

описание целей инвестиционной политики акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда;

перечень объектов инвестирования;

описание рисков, связанных с инвестированием в указанные объекты инвестирования;

требования к структуре активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда.

Приказ ФСФР РФ от 20.05.2008 N 08-19/пз-н (ред. от 02.04.2009) «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2008 N 11887)

III. Требования к составу и структуре активов

акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных

фондов, относящихся к категории фондов облигаций

3.1. В состав активов акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов облигаций, могут входить только:

1) денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

2) долговые инструменты;

3) полностью оплаченные акции российских открытых акционерных обществ, за исключением акций акционерных инвестиционных фондов (далее — акции российских открытых акционерных обществ);

4) полностью оплаченные акции иностранных акционерных обществ;

5) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и акции акционерных инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов облигаций или фондов денежного рынка;

6) паи (акции) иностранных инвестиционных фондов, проспектом которых предусмотрено, что в состав активов указанных фондов могут входить только активы, которые в соответствии с личным законом иностранного эмитента относятся к инструментам с фиксированным доходом, если присвоенный указанным паям (акциям) код CFI имеет следующие значения: первая буква — значение «E», вторая буква — значение «U», третья буква — значение «O», пятая буква — значение «S».

IV. Требования к составу и структуре активов

акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных

фондов, относящихся к категории фондов акций

4.1. В состав активов акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов акций, могут входить только:

1) денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

2) полностью оплаченные акции российских открытых акционерных обществ;

3) полностью оплаченные акции иностранных акционерных обществ;

4) долговые инструменты;

5) акции акционерных инвестиционных фондов и инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов акций и индексных фондов, если расчет индекса осуществляется только по акциям;

6) паи (акции) иностранных инвестиционных фондов, проспектом которых предусмотрено, что не менее 80 процентов активов указанных фондов инвестируется в ценные бумаги, которые в соответствии с личным законом иностранного эмитента относятся к акциям, если присвоенный указанным паям (акциям) код CFI имеет следующие значения: первая буква — значение «E», вторая буква — значение «U», третья буква — значение «O», пятая буква — значение «S»;

7) российские и иностранные депозитарные расписки на ценные бумаги, предусмотренные настоящим пунктом;

8) обыкновенные акции российских закрытых акционерных обществ (для акционерных инвестиционных фондов, интервальных и закрытых паевых инвестиционных фондов).

V. Требования к составу и структуре активов

акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных

фондов, относящихся к категории фондов смешанных инвестиций

5.1. В состав активов акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов смешанных инвестиций, могут входить только:

1) денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

2) полностью оплаченные акции российских открытых акционерных обществ;

3) полностью оплаченные акции иностранных акционерных обществ;

4) долговые инструменты;

5) акции акционерных инвестиционных фондов и инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, за исключением инвестиционных фондов, относящихся к категории фондов фондов;

6) паи (акции) иностранных инвестиционных фондов, если присвоенный указанным паям (акциям) код CFI имеет следующие значения: первая буква — значение «E», вторая буква — значение «U», третья буква — значение «O», пятая буква — значение «S»;

7) российские и иностранные депозитарные расписки на ценные бумаги, предусмотренные настоящим пунктом;

8) обыкновенные акции российских закрытых акционерных обществ (для акционерных инвестиционных фондов, интервальных и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Вопрос. Особенности оценки и управления активами инвестиционных фондов. Функции и роль управляющей компании в этом процессе.

ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ, Приказ ФСФР РФ от 20.05.2008 N 08-19/пз-н (ред. от 02.04.2009) «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов»,Приказ ФСФР РФ от 15.06.2005 N 05-21/пз-н (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию»

Статья 36. Определение стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов и чистых активов паевых инвестиционных фондов

Стоимость чистых активов акционерных инвестиционных фондов и чистых активов паевых инвестиционных фондов определяется в порядке и сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статья 37. Оценка активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда

1. Оценка активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Оценка недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество, иного предусмотренного нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду или составляющего паевой инвестиционный фонд, осуществляется оценщиком, определенным советом директоров (наблюдательным советом) акционерного инвестиционного фонда или указанным в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

3. Правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом может быть предусмотрена оценка имущества, передаваемого для включения в состав паевого инвестиционного фонда при формировании такого фонда, оценщиком, который не указан в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

4. Оценка имущества, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

5. Оценщиком акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда не могут быть аффилированные лица акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, аудитора акционерного инвестиционного фонда и аудитора управляющей компании паевого инвестиционного фонда.

6. Оценщик несет ответственность перед акционерным инвестиционным фондом или владельцами инвестиционных паев за причиненные им убытки, возникшие в связи с использованием акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией паевого инвестиционного фонда итоговой величины рыночной либо иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком:

1) при расчете стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда и активов паевого инвестиционного фонда;

2) при совершении сделок с имуществом акционерного инвестиционного фонда и имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.

7. Управляющая компания паевого инвестиционного фонда несет с оценщиком субсидиарную ответственность, предусмотренную пунктом 6 настоящей статьи. Управляющая компания, возместившая убытки, имеет право обратного требования (регресса) к оценщику в размере суммы, уплаченной ею владельцам инвестиционных паев.

8. Оценка имущества, указанного в настоящей статье, если оно принадлежит акционерному инвестиционному фонду или составляет паевой инвестиционный фонд, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте, может не осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, инвестиционной декларацией акционерного инвестиционного фонда или правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Инвестиционный фонд — находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

Из данного положения закона следует, что управляющая компания осуществляет управление (пользование и распоряжение) имущественным комплексом, переданным ей акционерным обществом, либо физическими и юридическими лицами, в чьей собственности находится это имущество.

Вопрос. Облигации федеральных займов: понятие, порядок выпуска и обращения.

ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 г.

Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов. Утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 №458



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст