Управление запасами в цепях поставок потребительского рынка (на

На правах рукописи

ДЕМЕРЖИБА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

(НА ПРИМЕРЕ ЮФО)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление

народным хозяйством: логистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)».

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки РФ

доктор экономических наук, профессор

Альбеков Адам Умарович

Официальные оппоненты:

Зайцев Евгений Иванович

доктор экономических наук, профессор

кафедры «Логистика и организация перевозок» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный экономический университет»

Тасуева Тамила Сулеймановна

кандидат экономических наук, доцент,

старший научный сотрудник отдела

экономических исследований Комплексного

научно-исследовательского института

Российской Академии наук (г. Грозный)

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»

Защита состоится 27 июня 2013 г. в 1330 на заседании диссертационного совета Д 212.209.01 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Сведения о защите и автореферат размещены 27 мая 2013 г. на официальном сайте ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» www.rsue.ru и ВАК Минобрнауки России – www.vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан 27 мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к. э. н., доцентТ. В. Пархоменко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Посткризисное функционирование экономики российских регионов, реформирование и стратегическое развитие отраслей хозяйства страны формируется с учетом условий и особенностей изменяющейся рыночной среды, предъявляющей требования по оптимизации затрат и временных параметров в цепях поставок. Одним из значимых звеньев, на долю которого приходится весомая часть затрат, является система консолидации запасов, управление которыми в цепях поставок потребительского рынка приобретает все большую значимость.

Особенности современного этапа развития экономических систем позволяют определять экономические процессы не только как комбинацию факторов производства, но и отображать полные затраты, возникающие в логистической системе в результате взаимодействия потоков материи, энергии и информации. Подобные процессы оптимизации потоков материалов, финансов и информации являются предметом современной логистики.

Логистические затраты на хранение запасов, их грузопереработку и иные операции по обслуживанию материального потока, который в определенный момент приобретает резервное значение, составляют значительную часть конечной покупательской стоимости продукта в каждой стране мира: в среднем 20–25 % в США, 15–20 % по Европе. Наша страна в рейтинге затратоемкости на хранение и содержание запасов занимает отнюдь не лидирующие позиции, имея показатели на уровне 30–35 %.

Следовательно, проблематика разработки научно обоснованных и практически выверенных рекомендаций по управлению запасами в цепях поставок потребительского рынка региона является актуальной. Благодаря решению назревших в данной области применения логистических активностей проблем, проектированию и созданию востребованных сервисных предложений на региональном рынке складирования и грузопереработки можно обеспечить существенную экономию затрат и рисков, минимизацию временных параметров в цепях поставок.

Степень разработанности проблемы. Проблематика формирования общей теорико-методической базы интегрированной логистики и управления в цепях поставок представлена в работах ученых ведущих отечественных и зарубежных научных школ логистики: А. У. Альбекова, Б. А. Аникина, В. В. Борисовой, Е. В. Будриной, В. В. Дыбской, Е. И. Зайцева, В. С. Лукинского, Ю. В. Малевич, Л. Б. Миротина, Ю. М. Неруш, Б. К. Плоткина, О. Д. Проценко, А. В. Парфенова, В. И. Сергеева, В. Н. Стаханова, В. И. Степанова, С. А. Уварова, В. В. Щербакова, Р. Х. Баллоу, Э. Дж. Барди, Д. Дж. Бауэрсокса, Дж. К. Джонсона, Д. Дж. Клосса, Дж. Коула, М. Кристофера, М. Р. Линдерса, Д. М. Ламберта, Дж. Р. Стока, Д. Уотерса, Дж. Ф. Шапиро и др.

Развивают научно-прикладные положения о теории и рыночной практике управления запасами в логистических системах хозяйства страны, теоретико-методические представления следующих авторов: В. В. Волгина, А. П. Долгова, С. А. Измалковой, Ю. Г. Лебедева, Н. К. Моисеевой, О. А. Новикова, Н. Г. Плетневой, И. О. Проценко, А. И. Семененко, Т. Р. Терешкиной.

Научные разработки, представленные в трудах перечисленных авторов, образуют комплекс системных представлений об управлении запасами в цепях поставок, но, несмотря на достигнутые научные результаты, многие теоретико-методические вопросы требуют дальнейшей разработки в рамках изменения рыночного поля страны. Вступление России в ВТО, усложнение структуры товарно-материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков и иные рыночные изменения требуют уточнения структуры теории управления запасами в цепях поставок потребительского рынка, совершенствования научно-прикладного инструментария эмпирической базы логистики и взаимосвязи показателей эффективности управления логистическими функциями в цепях поставок.

Необходимость системно-аналитического исследования и поэтапного решения указанных проблем определили выбор темы, формулировку целей и постановку задач работы.

Цель исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию и развитию теории управления запасами в цепях поставок потребительского рынка региона и доведения их до практической реализации в рамках оптово-розничных торговых систем.

Задачи исследования. В соответствии с выбранной целью в работе поставлены и поэтапно решены следующие задачи:

проведен анализ теоретической базы, характеризующей научно-методические подходы в логистике управления запасами;

представлены особенности формирования цепей поставок в товаропроводящей сети региона;

рассмотрены концептуальные проблемы логистики управления цепями поставок их особенности и значимость в региональном, внутристрановом и межстрановом товарообмене;

представлена системно-аналитическая характеристика состояния и перспектив развития потребительского рынка ЮФО;

раскрыты основные направления управления запасами в рамках логистической системы консолидации потребительских товаров региона;

усовершенствована система интегрированного планирования управления запасами в цепях поставок региона;

систематизирован инструментарий экономико-математических методов и моделей управления запасами;

расширен механизм оптимизации цепей поставок на основе унификации взаимодействия оптово-розничного звена и логистических операторов;

дополнен инструментарий теоретико-прикладного совершенствования аддитивной модели управления запасами в цепях поставок;

разработана алгоритмизированная программа комплексного строительства в регионе складских мощностей класса А.

Объектом исследования являются материальные потоки, образующие цепи поставок и выступающие на определенном этапе в качестве запасов, проходящие через логистические системы предприятий и организаций, реализующих ключевые функции по управлению запасами.

Предметом исследования выступают теоретико-концептуальные и методические проблемные аспекты, связанные с интегрированным управлением логистическими функциями консолидации запасов в цепях поставок потребительского рынка региона.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили основы общей экономической теории, логистики, маркетинга, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, адаптированные в процессе исследования рыночного поля региона на основе применения положений общей теории систем, теории менеджмента, использования материалов экономической и отраслевой литературы.

Инструментарно-методический аппарат работы основан на применении базисных методов экономических исследований: системно-аналитических, факторного и ситуационного анализа, статистических обобщений, экспертных оценок, графической визуализации выводов и предложений, интерпретации информационных данных.

Информационно-эмпирическая база исследования основывается на официальных данных органов федеральной и региональной служб государственной статистики, российских и зарубежных рейтинговых агентств; монографиях и статьях ведущих ученых; нормативно-методических материалах; обзорно-аналитических отчетах, опубликованных в периодической печати; данных информационных интернет-ресурсов, оригинальных материалах, собранных автором в процессе работы. Сбор, обработка и анализ информационно-статистических материалов, проведение системных аналитических расчетов выполнялись с использованием инструментария программных средств.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом научной специальности ВАК 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: логистика, п. 4.1 «Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управления цепями поставок, их народнохозяйственная значимость», п. 4.8 «Интегрированное планирование в цепях поставок» и п. 4.9 «Теоретические и методологические вопросы управления запасами в логистических системах».

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности теоретических положений, в соответствии с которыми управление запасами в цепях поставок потребительского рынка региона требует развития сферы применения инструментария логистики в рамках подсистемы складирования и грузопереработки, что предполагает формирование методического подхода к интеграции элементов-звеньев цепях поставок и позволяет повысить экономическую эффективность функционирования товаропроводящих систем региона.

Положения, выносимые на защиту

1. В процессе формирования и реализации комплекса мер интенсивного развития макро-, мезо- и микроструктур национальной экономики возникают проблемы обеспечения эффективности деятельности предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, сферы услуг и формирования сбалансированной структуры общественного производства, поэтому организация эффективно функционирующей системы товародвижения, построенной на взаимодействии активаторов и операторов оптово-посреднических услуг требует создания эффективной системы управления запасами.

2. Базовые концепции логистики предполагают не только интегрированное управление потоковыми процессами в цепях поставок, но и совершенствование логистических систем в отраслях народного хозяйства страны. Реальность современного этапа развития рыночного поля, усложнение структуры и характера товарно-материальных потоков предопределяют необходимость системно-аналитического исследования теоретико-прикладных направлений, тенденций и особенностей управления запасами в цепях поставок.

3. Логистические издержки в России составляют показатель, примерно в 1,5 раза превышающий среднее значение данного профиля в большинстве стран мира, и хотя современный бизнес доказал, что содержание обширной базы запасов тормозит развитие логистических систем, нахождение некоторого резервного количества необходимо как защита от повышения цен, как ответ на рост покупательского спроса по отдельным категориям товарно-материальных ценностей. Определенная часть совокупных логистических издержек в ВВП различных стран колеблется в широких пределах, что подчеркивает предположение о необходимости исследования наиболее эффективного теоретико-прикладного опыта логистического инструментария оптимизации затрат на хранение, управление запасами как ключевой составляющей логистической системы, на долю которой приходится около 50 % общих издержек в системе товародвижения.

4. Эффективность процесса обеспечения потребителей материально-техническими ресурсами, готовыми изделиями формируется на основе многих базовых и рыночных показателей, на реорганизации технико-технологических процессов, изменении форм взаимоотношений между участниками рыночной экономики. Современные условия хозяйствования, находящиеся в состоянии нестабильности и некоторой неопределенности, требуют разработки и применения наиболее эффективных, научно обоснованных методов и моделей управления запасами, адаптированных к вероятности рыночных перемен. Логистика как интегральный стратегический инструментарий содержит научно-прикладной базис оптимизации основного объекта деятельности торговых организаций региона, выступающих в качестве инициаторов и координаторов систем управления материальными потоками.

5. Управление запасами оптово-розничного звена и организаций, его составляющих с учетом минимизации рискообразующих и затратообразующих факторов предполагает создание самоорганизующихся логистических систем управления товарными запасами в цепях поставок, что позволит рационально осуществлять деятельность как самих производителей, так и операторов оптово-посреднических услуг и предприятий – конечных потребителей консолидации товарно-материальных ценностей.

Научная новизна диссертации отражает необходимость разработки инструментария адаптации теоретико-методических основ управления запасами в цепях поставок к изменениям рыночного поля региона, что позволит обеспечить интеграцию качественно новых стратегий логистического менеджмента в складские звенья.

В процессе исследования получены следующие результаты, представляющие научную новизну.

1. Определено, что предложение спектра товаров и услуг, наиболее адекватного спросу при минимуме затрат на операции хранения и грузопереработки, актуализирует значимость эффективной логистической деятельности по управлению запасами в товаропроводящих системах, позволяет улучшить использование основных видов ресурсов, способствует снижению общих затрат, итоговой стоимости и приводит к усилению конкурентных позиций организации на рынке.

2. Установлено, что значимая часть издержек в цепях поставок потребительского рынка возникает и приходится на долю подсистемных звеньев, функционально связанных с управлением запасами, что позволяет выделить их влияние на базовые экономические индикаторы программ логистической оптимизации затрат и рисков в системах товародвижения региона.

3. Представлена классификация стратегий управления запасами, основанная на возможности вариации признаков и инструментария логистического менеджмента: по виду процессов, в зависимости от показателей спроса на продукцию, по виду и уровню управляющих воздействий, в зависимости от номенклатуры, по величине партий заказа, позволяющая оценить уровень организации региональной системы управления запасами.

4. Разработан механизм оптимизации цепей поставок на основе совершенствования аддитивной модели управления запасами в цепях поставок на основе формирования оптимального размера заказа, создания интегральной логистической системы управления запасами, оптимизирующей функции логистического обеспечения материальных потоков, позволяющей сформировать оптимальную конфигурацию сети поставок в товаропроводящей системе региона.

5. Разработана программа реорганизации складских мощностей в регионе, включающая анализ и полноценную характеристику современного состояния, экономического потенциала и инфраструктурной обеспеченности региона; мониторинг и прогноз стабильности показателей экономического роста, характеризующих эффективность функционирования цепи поставок; исследование и анализ емкости рынка, активного спроса и способности поглощения определенных продуктов потребительского рынка, позволяющая осуществлять строительство и ввод в эксплуатацию востребованных рынком объектов складской недвижимости.

Теоретическая значимость исследования определяется достигнутым уровнем разработанности проблематики, актуальностью решения поставленных в исследовании задач и обогащением научно-прикладных методик логистического управления запасами в цепях поставок потребительского рынка региона, системно-аналитическими исследованиями современного периода развития товаропроводящих систем, разработкой методов комплексной алгоритмизации процессов внутрисистемной области исследования.

Практическую значимость имеют рекомендации по уточнению факторного субъектно-объектного состава категории товарно-материальных запасов, применению принципа динамической связки потоковых процессов в цепях поставок потребительского рынка региона. Научно-прикладные разработки, представленные в исследовании, могут быть использованы при формировании стратегии долгосрочного развития и социально-экономического роста региональных торгово-экономических систем, в процессе преподавания в вузах таких дисциплин, как «Основы логистики», «Управление цепями поставок».

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и были одобрены на межрегиональных научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону, г. Тамбове, г. Курске (2011–2013 гг.). Теоретико-прикладные положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, используются в образовательном процессе при разработке учебных курсов «Основы логистики», «Управление цепями поставок» для специальности «логистика» в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 10 печатных работах общим объемом 4,2 п. л., в том числе в 3 работах общим объемом 2,0 п. л. в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Диссертация имеет следующую структуру.

Введение

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ТОВАРОДВИЖЕНИИ

1.1. Научно-методические подходы в логистике управления запасами

1.2. Особенности формирования цепей поставок в товаропроводящей сети региона

1.3. Концептуальные проблемы логистики управления запасами в цепях поставок

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА

2.1. Системно-аналитическая характеристика состояния и перспектив развития потребительского рынка ЮФО

2.2. Управление запасами в рамках логистической системы консолидации потребительских товаров региона

2.3. Интегрированное планирование логистического управления запасами в цепях поставок региона

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕГИОНА

3.1. Оптимизация цепей поставок на основе унификации взаимодействия оптово-розничного звена и логистических операторов

3.2. Совершенствование аддитивной модели управления запасами в цепях поставок

3.3. Разработка алгоритмизированной программы комплексного строительства в регионе складских мощностей класса А

Заключение

Библиографический список

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, представлена степень ее разработанности и практическая значимость в современной научной базе системного экономического инструментария, сформулированы цель и задачи диссертационной работы, поэтапно решенные в ходе исследования, раскрыта теоретико-методическая база, научная новизна и практическая значимость предложений и выводов диссертационной работы, представлены и обоснованы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методические основы управления запасами в товародвижении» раскрывает сущность научно-методических подходов в логистике управления запасами, подчеркивает значимость исследования особенностей формирования цепей поставок в товаропроводящей сети региона, раскрывает концептуальные проблемы логистики управления цепями поставок, определяя их народнохозяйственную значимость.

Положительная характеристика экономической сущности запасов актуализируется тем, что они позволяют обеспечить непрерывность процесса воспроизводства и сбытовых процессов. Фактически, выступая гарантом стабильности потребления продукции, запасы являются своеобразным буфером надежности и стабильности функционирования логистических систем в различных отраслях хозяйствования. Они сглаживают рыночные колебания спроса и предложения, страхуют сбои в поставках, в производственном процессе. Уровень запаса является контролируемым логистическим менеджментом параметром, так как запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в функционировании логистических систем.

Но также необходимо отметить, что в запасах на определенное время замораживаются значительные финансовые средства, материальные ресурсы, которые можно было направить на развитие не только производственных, но и сбытовых звеньев логистических систем.

Запасы создаются в логистических системах на всех стадиях кругооборота товаров, что позволяет их рассматривать, но в рамках исследуемой тематики, с точки зрения их маркетинговой роли в товарообороте, необходимо рассмотреть характеристики запасов именно с точки зрения востребованности. В маркетинге основой исследования товара выступает его жизненный цикл, или характеристики определенных этапов нахождения продукции на рынке.

В рамках научно-прикладной формации запасы – это прежде всего накопленные, но временно не используемые материальные ресурсы. Причина их образования кроется в несовпадении временного отрезка производства и момента их производственного или личного потребления, а с помощью запасов, принявших форму материального потока, соединяются не совпадающие во времени и в пространстве фазы воспроизводственного процесса и подсистемные звенья распределительной цепи.

Хозяйственный механизм экономической системы также выступает причиной образования запасов в результате конъюнктурных различий и специфических свойств продукции. В данном контексте опять актуализируется их маркетинговая составляющая, так как с помощью запасов можно сгладить колебания важнейших рыночных характеристик – спроса и предложения.

Вторая глава диссертации «Анализ системы управления запасами в цепях поставок потребительского рынка региона» характеризует развитие потребительского рынка Ростовской области. В процессе проведения экономических реформ в отраслях народного хозяйства страны и ее регионах преобразования первостепенно отразились на сфере торговли, которая в процессе разгосударствления и коммерциализации определяется снижением роли государственных структур во всех его секторах.

В данной части исследования анализируются причинно-следственные связи и можно выявить, что при общем снижении платежеспособности населения в Ростовской области эти факты свидетельствуют о наличии именно в сельской местности покупательской активности, возможно в виде сбережений граждан и продолжающимся ростом потребительского кредитования населения (рис. 1).

EMBED Excel.Sheet.8

Рисунок 1 – Структура оборота розничной торговли в 2011 году

Показатели запасов в организациях оптовой торговли отдельных видов продукции (товаров) приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Продажа и запасы в организациях оптовой торговли отдельных видов продукции (товаров)

 

Продажа

Запасы (на конец года)

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Трубы стальные, млн т

1,4

2,2

4,1

0,1

0,2

0,2

Цемент, млн т

5,1

8,7

7,5

0,1

0,2

0,1

Шины, млн шт.

29,2

37,4

42,0

4,5

4,0

5,7

Грузовые автомобили общего назначения, специализированные и седельные тягачи, тыс. шт.

80,7

117

165

4,3

4,7

5,0

Пассажирские автомобили (легковые, микроавтобусы, специальные пассажирские автомобили),

тыс. шт.

348

583

1052

27,4

40,8

63,0

Удобрения минеральные, млн т

3,0

3,9

4,9

0,1

0,2

0,3

Бумага в большой массе (без упаковки, в рулонах), тыс. т

114

112

110

2,0

1,3

16,7

Картон в большой массе (без упаковки, в рулонах), тыс. т

243

277

182

3,4

2,5

4,6

Древесина деловая, млн плотных м3

10,1

11,6

7,8

0,2

0,1

0,1

Мясо, включая мясо птицы и дичи, тыс. т

1303

1639

2312

59,2

57,6

65,4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст