Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинс

Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Школа равных возможностей

МОУ «Калиновская СОШ»

с. Калиновка, ул. Школьная, д. 2

Чернушинский район

Пермский край 617805

директор Макова Галина Степановна

43(261)24321 HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

Директор МОУ «Калиновская СОШ» _____________ Г.С.Макова

2011

Информационная справка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Калиновская средняя общеобразовательная школа» находится в с. Калиновка Чернушинского района на расстоянии 28 км от районного центра, занимает здание типовой постройки.

Школа реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего полного общего образования. Основными целями являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных и коррекционных программ; адаптация выпускников к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье; формированию здорового образа жизни.

В школе накоплен опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т. к. школу посещают учащиеся с проблемами развития, требующие обучения в специальной (коррекционной) школе. Это связано с тем, что родители не согласны с переводом детей в школу-интернат г. Чернушка, поэтому по ходатайству школы, на основании Управления образованием Чернушинского муниципального района, приказ № 298 от 04.07.2007 г., в МОУ «Калиновская СОШ» был открыт разновозрастной специальный (коррекционный) класс.

Школа обеспечивает занятия на дому и в специальном (коррекционном) классе в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья учащихся. В соответствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Направление обучающихся в классы коррекционно-развивающего обучения осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обучение на дому организуется по медицинскими показаниями.

В 2010-2011 учебном году в специальном (коррекционном) классе обучается 7 человек (все мальчики): 5 класс – 2 чел., 7 класс – 2 чел., 8 класс – 3 чел., в т.ч. 1 на дому по программе «Особый ребенок». Также в школе по общеобразовательным программам обучаются еще 2 ребенка-инвалида: один (6 класс) на дому и один (9 класс) в общеобразовательном классе. Кроме этого, в школе есть дети, имеющие ограничения в занятиях по физической культуре (прил. № 1).

В школе работает 20 педагогов, в т. ч. с детьми с ОВЗ – 9 чел. (45%), все работающие с детьми с ОВЗ имеют педагогическое образование и квалификационные категории, из них:

4 чел. (44%) — высшее педагогическое образование;

1 чел. (12%) — высшее незаконченное педагогическое образование;

4 чел. (44%) – среднее специальное педагогическое образование;

5 чел. (56%) — высшую квалификационную категорию;

4 чел. (44%) – вторую квалификационную категорию;

1 чел. – победитель национального проекта «Образование».

Аналитические материалы

Нормативно-правовая основа

Деятельность школы направленная на создание условий для детей с ОВЗ, регламентируется Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», от 23 октября 2003г., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, HYPERLINK «http://www.lexed.ru/doc.php?id=1966» \l «A1» Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617), «Методическими рекомендациями по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6, «Рекомендациями по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ», от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06, Уставом МОУ «Калиновская СОШ».

Порядок открытия и организация деятельности специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения определяется «Положением о порядке открытия и функционирования специализированного (коррекционного) класса VIII вида в общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», «Положением об обучении на дому детей-инвалидов», приказами по школе, на основании заявления родителей (законных представителей), о включении в состав специального (коррекционного) класса и форме обучения.

Школа имеет лицензию А № 248814 на право ведения образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования и специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида выдана 17 мая 2010 года, регистрационный № 725 сроком на 6 лет.

В Программе развития школы до 2012 года «Личностно-ориентированное обучение, как средство развития школы и саморазвития личности», во главу угла поставлено отношение к учащемуся как полноправному субъекту учебно-воспитательного процесса. Школа и её окружение, является тем микросоциумом, в котором учащийся живет и готовится к будущей жизни, поэтому задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но и в организации полноценной жизнедеятельности своих воспитанников.

Включение в практику общеобразовательного учреждения интегрированного обучения и воспитания (экстернальная интеграция), позволяет максимально приблизить к месту жительства ребенка необходимую педагогическую (учебную) и коррекционно-педагогическую помощь. Основными задачами школы являются создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, развития личности, ее самореализации и самоопределения, формирования у обучающихся современного уровня знаний, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, для осознанного выбора профессии.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Работа в едином образовательном режиме в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся, социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития территории позволит самореализоваться выпускникам, причем, речь непросто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, но и партнерского отношения. Например, выпускник специального (коррекционного) класса 2010 года Смирнов Айвенго, продолжает обучение в Чернушинском механико-технологическом техникуме по специальности «Мастер отделочных строительных работ». В свободное от учебы время посещает спортивные занятия со старшеклассниками с. Калиновка, принимает участие в товарищеских встречах. В 2011году, в районных соревнованиях среди допризывной молодежи по волейболу на приз земляка героя Советского Союза Бушмакина А.П. он входил в состав команды Калиновской СОШ, занявшей 1 место.

Условия обучения

В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Решение вопроса о форме обучения, выбора вида класса, для детей с ОВЗ, пришедших в школу, рассматривается индивидуально по каждому обучающемуся с учетом согласия родителей (законных представителей), решения муниципальной ПМПК, медицинских документов, Устава школы.

Учебный план разновозрастного специализированного (коррекционного) класса составлен на основании базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, приказ МО РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п. Расписание соответствует учебному плану класса, который состоит из 3-х частей: федерального, регионального и школьного. Инвариантная часть включает общеобразовательные предметы наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности: русский язык (чтение и письмо), математику, природоведение, биологию, историю, обществознание, географию. В этой части плана особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов естественноведческого и обществоведческого циклов.

В региональную часть, наряду с изобразительным искусством, музыкой и пением, физической культурой, входят трудовое и допрофессиональное обучение. Мы считаем, что сельская школа должна давать образование, ориентированное на более тесное взаимодействие человека с природой, на развитие интереса к растительному и животному миру, основам слесарной подготовки, поэтому в учебном плане специального (коррекционного) класса нашей школы выделено до 9 часов на трудовое обучение, включающее в себя сельскохозяйственный и технический труд.

В школьном компоненте представлены коррекционные курсы: социально-бытовая ориентировка, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на развитие коммуникативных умений, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, поведенческих и других свойств психики.

Учебный план финансируется учредителем, реализуется в полном объёме. Для работы привлекается педагог-психолог отдела психологического сопровождения Чернушинского «Межшкольного методического центра», все дети обследованы специалистом-логопедом.

В школьное инклюзивное пространство включены два общеобразовательных класса и разновозрастной специальный (коррекционный) класс, где обучаются 11 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие такие нарушения, как задержка психического развития, астма, слабое зрение, детский церебральный паралич, синдром Клейпенфейна, олигофрения.

Обучение учащихся специального (коррекционного) класса организовано по программам для коррекционных классов VIII вида. Для них имеются учебники по всем предметам (прил. №3), для всех классов, имеется необходимое дидактическое и методическое сопровождение, оборудование для проведения уроков. Для занятий специального (коррекционного) класса выделен отдельный кабинет, приобретена новая мебель по нормам СанПиН, с учетом роста ребенка. Кабинет оформлен, в нем имеются постоянные и сменные стенды, такие как «Пиши правильно», «Я и мое здоровье», «Времена года», «Календарь наблюдений за погодой», с символикой Российского государства, уголок класса. Представлен разнообразный наглядный материал к урокам: сюжетно-предметный и наглядно графический, так как, чем меньше у ребенка представлений, тем больше ему нужна визуальная поддержка.

У администрации школы имеется план контроля, согласно которого проводятся собеседования и консультации учителей по текущим вопросам работы класса (тематическое планирование, заполнение журнала, оценивание работ, итоги проверок и т.д.). Все уроки проводятся в первую смену. После занятий дети посещают группу продленного дня, для учащихся начальной школы; для среднего возраста предложены занятия в спортивных секциях и военно-спортивном клубе.

Опыт работы с частичной инклюзией по отдельным предметам учебного плана, показал, что интеллектуальные нарушения психофизического развития учащихся коррекционного класса, не подлежат совместному обучению в общеобразовательных классах. В настоящее время отдельные предметы проводятся учителями – специалистами: технология, биология, физическая культура, география, история только с учащимся данного класса (прил. № 4). Все дети успешно справляются с программой, успеваемость составляет 100%, качество повысилось с 14 до 29% в 2010 г. Результат итоговой аттестации в 2010 учебном году – 100% качество (защита проекта по технологии – слесарное дело).

Ведущие направления коррекционно-педагогической деятельности школы — это корректирующее воздействие на ученика средовыми факторами, природными и социальными, организация учебного процесса, специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, психогигиена семейного воспитания.

Учителя школы стремятся для каждого ученика создать благоприятный морально-психологический климат на уроке, важно вселить в ребенка веру в свои силы, стремление преодолеть себя, раскрыть свои возможности. При обучении в разновозрастном классе каждый класс работает в соответствии со своим учебным планом. Учебный процесс осуществляется в виде отдельно следующих друг за другом частей урока. При проведении занятий педагоги учитывают количество учебной информации с возможностям каждого класса и ученика, их интересов и потребностей. Сочетают коллективную деятельность с самостоятельной работой учащихся. Для снижения утомляемости проводятся физкультминутки, также обязательна смена вида деятельности на уроке.

Мы считаем, что таким детям необходима коррекционная гимнастика. У нас накоплен опыт проведения занятий включающих в себя элементы лечебной корригирующей гимнастики, в которую входит набор различных физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки; подвижные игры, способствующие формированию правильной осанки, координации движений; упражнения, направленные на формирование стереотипа правильного дыхания; упражнения на формирование мышечного «корсета» для мышц спины и живота; упражнения для самовытяжения позвоночника; упражнения с предметами для коррекции плоскостопия (прил. №5).

В школе имеется медицинский кабинет, обслуживание учащихся проводит фельдшер ФАП с. Калиновка. В связи с тем, что в сельской местности нет узких специалистов, реабилитационные мероприятия медицинского характера организуются совместно с управлением социальной защиты, здравоохранением и родителями (законными представителями). В рамках сохранения здоровья школьников, в летний период все дети получают путевки для оздоровления либо в учреждения медицинской направленности, либо в летний лагерь при школе, где отдыхают вместе со сверстниками. Дети-инвалиды обучающиеся на дому, также получают дополнительную поддержку в летний период.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся школы определен согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2 1178-02, по 5-дневной учебной неделе, приказ № 94 от 30.08.2010 года. При проведении занятий в школе все нормы СанПиН соблюдаются: учебная нагрузка, продолжительность урока, динамическая пауза, 2-х разовое горячее питание.

Учащиеся специального (коррекционного) класса разновозрастные: 5 класс, 7класс, 8 класс, из них, 4 человека прибыли из коррекционной школы, где учились и проживали в интернате. Все усилия педагогов школы, направлены на развитие жизненных качеств, дружеских отношений, мотивации к обучению. Формирование классного коллектива идет через серию классных мероприятий и участия в общешкольных делах. Воспитательная работа с учащимися коррекционного класса способствует формированию у них жизненно-необходимых качеств: трудолюбия, общения, аккуратности, работоспособности, усидчивости, укреплении собственного здоровья. Процесс идет достаточно медленно и только к концу первого года обучения наметилась положительная динамика класса в общении друг с другом.

Работа классного руководителя продумана так, что все дети вовлечены в жизнедеятельность класса. Такие формы работы, когда каждый имеет постоянное поручение — дежурство по классу, озеленение, хозяйственная служба, дежурство по столовой, наряду с воспитательным эффектом, позволяют добиться создания классного коллектива.

Наша школа сильна спортивными традициями, во многих спортивных мероприятиях, наравне с остальными, принимают участие и учащиеся класса коррекции (прил. № 6). Пять детей из шести охвачены дополнительным образованием: в спортивной секции и военно-спортивном клубе. Активные участники общешкольных мероприятий: спортивные соревнования, турслёт, осенний кросс, игра «Зарница», новогодняя ярмарка поделок, новогодняя ёлка, конкурсы рисунков, «Масленница». Запланированы и проводятся классные часы на темы нравственности, формирования здорового образа жизни, правовой грамотности. Во внеурочное время участвуют в развлекательно-познавательных мероприятиях: КВН, викторины по математике, русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим миром. С удовольствием ученики участвуют в субботниках по благоустройству территории школы, уборке урожая с пришкольного участка.

Вовлечение детей с ОВЗ в жизнедеятельность класса и школы, включение их в общую систему образования и обучение вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности, способствует становлению их полноправными членами современного общества, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности. Несмотря на включение данной категории детей в рамки групп обычных детей школы, гиперактивность и девиантное поведение требуют индивидуальных и групповых коррекционных занятий. На стадии становления и организации специального (коррекционного) класса в нашей школе педагогом-психологом Королевой А.А. проводилась постоянная коррекционная работа. В настоящее время, данный вид работ осуществляется муниципальной психологической службой. Результаты обучения и освоения образовательных программ школьниками с ОВЗ отслеживаются администрацией школы два раза в четверть, а также по итогам учебного года.

Обучение детей-инвалидов на дому осуществляется по 2-м направлениям: «Особый ребенок» для обучающихся с отклонениями в развитии и по общеобразовательной программе. Выбор учебного плана осуществляется на основании рекомендаций муниципальной ПМПК, выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения.

Учитывая индивидуальные интересы и способности детей-инвалидов, школа создает для них специальные условия, когда они могут достигнуть высоких результатов в обучении. Этому способствует ведение занятий по выбору ребенка: английский язык, информатика, изобразительное искусство. Вводим в практику привлечение детей к участию в заочных конкурсах по учебным предметам, где поддержку оказывают родители. Например, Антипина Наташа, учащаяся 6-го класса, являясь отличницей, с удовольствием принимает участие в Международных и Всероссийских предметных конкурсах. В течение 5 лет ежегодно она показывает лучшие результаты среди участников школьного тура в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». В конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» она также лучше всех в школе по итогам за 3 года, а в 2009 году – победитель в Чернушинском районе. Дважды участвовала во Всероссийском Молодежном математическом чемпионате. В 2010 году получила диплом за лучший результат в Чернушинском районе.

Дети-инвалиды, обучающиеся в общеобразовательных классах школы, работают по единому учебному плану класса, но имеют ограничения в занятиях физической культурой. Они принимают участие в классных и школьных мероприятиях, занимаются в кружках по интересам, представляют свои работы на различных конкурсах. Например, Рычкова Татьяна — активный участник школьных, поселенческих и районных выставок декоративно-прикладного творчества «Умелец года». В 2011 году в сельской библиотеке оформлена персональная выставка её работ (прил. № 7).

Поддержка педагогов, работа с семьей

В школе сложилась система мероприятий направленная на повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Во-первых, это курсовая подготовка педагогов. Во-вторых, посещение мероприятий в рамках районного методического объединения, позволяющее получить практический опыт работы с детьми данной категории. Так например, Ощепкова М.Г., учитель и классный руководитель специального (коррекционного) класса прошла в 2007 г. курсовую подготовку в г. Пермь («Основы специальной педагогики и методики преподавания дисциплин С(К)ОУ (классах) VIII вида»), посещает все семинары, проходящие на базе школы №4 МС(К)ОУ VIII вида в г. Чернушка, в т. ч. индивидуальные консультации с заместителем директора школы Ахметовой М.В.

На базе нашей школы в феврале 2010 году, прошел семинар «Организация работы специальных (коррекционных) классов в условиях сельской школы» в рамках которого были проведены открытые занятия по русскому языку, биологии и физической культуре (прил. №5).

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка с 2007-08 учебного года является опорной площадкой для коррекционных классов общеобразовательных школ района. Педагоги МОУ «Калиновская СОШ» посещают проводимые для них семинары, на базе данной школы и других ОУ района, где имеются подобные классы.

Учителя принимают активное участие в работе районных совещаний («Развитие нравственных качеств личности как средство профилактики девиантного поведения» выступление Ощепковой М.Г. учителя «Калиновской СОШ» «Профилактика девиантного поведения в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы», ноябрь 2010г.).

В-третьих, семинарские занятия в школе, способствующие знакомству с особенностями психического и эмоционального состояния поступивших в школу детей, продумыванием форм работы и поведения с данной категорией обучающихся.

Все учителя, работающие с детьми с ОВЗ, при переходе на НСОТ имеют повышенный коэффициент оплаты труда, также в Положении о стимулирующих надбавках предусмотрено поощрение педагогов за повышение методического уровня и вовлечение учащихся с ОВЗ во внеклассную и конкурсную работу, способствующую адаптации и социализации учащихся.

В школе обучаются дети из 2-х населенных пунктов. Осуществляется подвоз из д. Коробейники, в т. ч. 5 учащихся из специального (коррекционного) класса, из них, 4 ребенка проживают в приемных семьях. В связи с особым статусом этих детей школа поддерживает тесный контакт с социальной службой района. Родители (законные представители) знакомятся с Уставом школы, с особенностями образовательного процесса, режимом работы, предоставляемыми услугами во внеурочное время. Ведется просветительская работа, при взаимодействии с семьей используется индивидуальный подход, индивидуальные консультации, считаем, что это наиболее приемлемая форма работы для разновозрастного класса. Оправдывает себя и такая форма как посещение уроков, т.к. в классе есть проблемные дети, а это позволяет родителям ознакомиться с требованиями к уроку, домашним заданиям, формами проведения занятий. Родители посещают родительские собрания, оказывают помощь в подготовке и проведении праздников: литературной композиции, чаепитий ко «Дню матери» и «Дню знаний», «Защитников Отечества». Совместные мероприятия помогают увидеть взаимоотношения родителей и детей, учат ответственности, умению общаться со старшими и сверстниками.

Особо продумываем работу с родителями при организации образовательного процесса в форме надомного обучения, так как деятельность родителей обучающихся является обязательной составляющей обучения на дому. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, создание системы индивидуального консультирования. Через кружковые занятия ребенок, совместно с родителями обучен работе на персональном компьютере.

В 2010 году школа вошла в проект «Дистанционное образование детей-инвалидов в Пермском крае», и обеспечивает организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития (6 и 9 класс).

Для организации процесса дистанционного обучения обучены 2 педагога школы: Коткина Т.Р. заместитель директора по УВР посетила курсы в г. Пермь в 2010 году по теме «Создание дистанционной обучающей среды для детей, не посещающих образовательные учреждения». Такие же курсы, но дистанционно прошла Печенцева И.Г. учитель математики. Ведется работа по созданию рабочих мест для детей-инвалидов в местах их непосредственного проживания с выходом в Интернет и рабочих мест педагогов в ОУ, обучению родителей, заключение договоров на обслуживание и передачу оборудования.

Перспективы развития

Проанализировав демографическую ситуацию, миграционные потоки, данные медицинских осмотров школьников, пришли к выводу, что в перспективе количество детей в коррекционном классе не уменьшится, детей с ОВЗ — увеличится. Особенности географического месторасположения школы способствуют тому, что все дети посещают местную школу и это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений учителя.

Образовательная инклюзия основывается на имеющемся опыте школы по совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками и развивается при полном использовании всех ресурсов школы с учетом местных особенностей: отдаленность от районного центра г. Чернушка и отсутствие регулярного автобусного сообщения с ближайшей школой в с. Деменево, а также контингента детей — 80% обучающихся в школе из малообеспеченных семей, 17% из приёмных и опекаемых семей. Созданная образовательная среда физически доступна и позитивна, дружелюбна по отношению к различным группам обучающихся.

Все дети, посещающие МОУ «Калиновская СОШ», обеспечиваются социальной поддержкой независимо от вида отклонения в развитии и степени его выраженности: горячее 2-х разовое питание, летний отдых, в т. ч. и детей-инвалидов, обучающихся на дому, материальные выплаты многодетным малообеспеченным семьям.

В перспективе планируется расширение спектра специальных условий для успешного обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в ОУ и включает в себя совершенствование условий развития школы.

Медицинские условия — это обеспечение воспитанников школы в соответствии с действующими нормами в области здравоохранения и образования квалифицированным медицинским персоналом ФАП, состоящим в штате МУЗ «Чернушинская ЦРП», которые, наряду с администрацией школы, несут ответственность за здоровье, физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, за соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня и качества питания; санитарно-просветительскую работу с родителями и детьми. Оценка физического состояния детей, распределение на медицинские группы для занятий физической культурой – осуществляется медицинскими работниками.

Педагогические условия – это дальнейшее развитие дистанционного обучения детей-инвалидов, создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития. Включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки «Юный художник», «Оригами», «Хозяюшка», спортивные секции, Военно-спортивный клуб). Формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения.

Психологические условия — это психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности через центр психологической службы Управления образовательными учреждениями, работу школьного и семейных психологов.

Материально-технических условия – это оборудование учебного кабинета современными техническими средствами обучения, приобретение компьютерных симуляторов, игр и тренажеров. Для дальнейшего развития инклюзивных процессов необходимо обновление материально-технической базы школы.

В школе будет дополняться, и разрабатываться созданная база данных по планированию и моделированию коррекционно-развивающих уроков разновозрастного класса. Разрабатываться система-картотека специальных коррекционных упражнений по развитию памяти, внимания, мышления, для использования их педагогами. Организуется дифференцированная и индивидуальная работа с целью максимальной помощи отдельным ученикам.

Обучение учащихся начальным допрофессиональным навыкам, осмысление необходимости трудовой деятельности позволит им продолжить дальнейшее образование в профессиональных училищах.

Формированию толерантных отношений будет способствовать создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога. Формирование дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности; работа действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.

Для решения поставленных задач в школе необходимо создать школьную психолого-медико-педагогическую комиссию, которая позволит координировать и отслеживать процессы развития инклюзивного обучения. Кроме этого школьная ПМПК поможет выстроить индивидуальный образовательный маршрут ученику с ОВЗ, позволит наладить механизмы наблюдения за данными детьми, осуществлять поддержку не только детей, но и родителей.

Заключение

Обучение детей с ОВЗ, важнейшая проблема, с которой все чаще сталкивается сельская школа и жизнедеятельность её в сложных экономических, демографических, культурных и социальных условиях обязывает педагогов, руководителей, родителей, всех заинтересованных людей искать новые нестандартные пути, средства и способы обучения детей с ОВЗ, их адаптации в социуме. Сегодня мы осознаём, что важной становится одна из идей, когда школа строит свою деятельность исходя из потребностей окружающего социума.

Основную задачу нашей работы мы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Наличие разновозрастного специального (коррекционного) класса в нашей общеобразовательной школе – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели нашей школы организованно посещают ребенка и проводят с ними занятия непосредственно по месту его проживания. Домашнее обучение построено с учетом возможностей учащегося.

В школе имеется опыт работы по дистанционному обучению нормально развивающихся детей в НП «Телешкола», участие в проекте «Дистанционное образование детей-инвалидов в Пермском крае», позволит расширить круг школьников получающих возможность учиться с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Опыт работы МОУ «Калиновская СОШ» с детьми с ОВЗ демонстрирует, что в школе развивается инклюзивное обучение: у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса, имеются возможности для обобщения и передачи навыков в среде нормально развивающихся ровесников.

Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся с ОВЗ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и, в общем – к дальнейшей жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в обучении (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, экологических) позволяет формировать личность выпускника.

Накопленный опыт позволит разработать модель инклюзивного образования в школе и обеспечить доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

PAGE \* MERGEFORMAT 2