Управление образованием администрации муниципального района

Управление образованием администрации муниципального района

«Новооскольский район»

Использование дидактических тестов младшими школьниками на уроках как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предметам.

Автор опыта: Швечикова Виктория Викторовна учитель

начальных классов

МОУ «Богородская основная общеобразовательная школа»

г. Новый Оскол

2008 г.

Содержание

Стр.

1. Информация об опыте…………………………………………………………….. 3

2. Технология опыта…………………………………………………………………….7

3. Результативность опыта…………………………………………………………..20

4. Библиографический список……………………………………………………..22

5. Приложение к опыту……………………………………………………………….23

Информация об опыте

Отличительной чертой современной школы является гуманизация образовательного процесса, которая предполагает обращение к личности ребёнка, развитие его лучших качеств, формирование разносторонней и полноценной личности.

В связи с этим многие школы работают по развивающим системам. Новые социальные условия диктуют необходимость пересмотра содержания, форм и методов обучения и попытки активизировать процесс получения и приобретения знаний.

Формирование познавательной активности, самостоятельно добывать знания – одна из острых проблем современной школы. Опыт показывает, что сегодня в школе падает интерес учащихся к процессу обучения. Введение стандарта начального образования предъявляет определённые требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Повторение и контроль учебного материала является существенной составляющей в работе учителя начальных классов. Повторение даёт возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.

В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения.

Очень часто родители, да и мы педагоги, ставим вопрос: как развить интерес к предмету, сформировать потребность учащихся в самостоятельном приобретении знаний? В своей практике я попыталась найти ответ, используя тесты в процессе повторения и контроля.

Тесты – это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. В заданиях может закладываться не только содержание ответа, но и его форма.

Приступая к работе по данной теме, я обучала детей по традиционной системе, к которой в практике начальной школы сейчас сложилось пренебрежительное отношение. Я считаю, что сложившаяся годами система не исчерпала себя и на современном этапе развития начальной школы надо использовать лучшее, что было в традиционной системе. Изучая принципы развивающего обучения, я пришла к выводу, что и традиционную систему обучения можно усовершенствовать, применяя элементы развивающего обучения. Это способствует большей подготовленности учащихся к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию учебного материала, обоснованию найденного решения, выражения собственной мысли.

Я работаю в малокомплектных классах и часто использую тестовый контроль. Это оперативная проверка качества усвоения определённых знаний, немедленное исправление ошибок восполнение пробелов. Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить достаточно оперативную обратную связь о результатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса и темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит повысить его эффективность.

Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности, таких как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу, следовательно, работа с тестами осуществляет личностно-ориентированный подход. Различная степень трудности тестов расширяет возможность реализовать дифференцированный подход, а ребёнку позволяет успешно проявлять себя на уровне своих возможностей. При работе с тестами совершенствуется самоконтроль. Эффективно это качество развивается в том случае, когда ученик имеет возможность после или во время работы с тестами открыть учебник, справочник, словарь и сопоставить свои ответы с информацией в книге.

Результаты проведения государственного экзамена показали, что дети в старших классах, в том числе и выпускники, плохо владеют навыками работы с тестами и плохи результаты иногда из-за того, что дети имеют недостаточное представление о том, как нужно с ними работать.

Это ещё раз убедило меня в актуальности выбранной мною темы и позволило сформулировать проблему моей работы. Как научить детей работать с тестами, повысить качество знаний у учащихся и развить интерес к предметам русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.

Технология опыта

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать, каким образом развить интерес к предметам и повысить качество знаний с помощью дидактических тестов на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.

Работая по данной теме, я поставила следующие задачи.

Изучить теоретические вопросы, являющиеся основой моей работы, познакомиться с опытом других учителей.

Выявить уровень подготовленности учеников моего класса, их психологические особенности и познавательные интересы, мотивы на начальном этапе.

Выявить педагогические условия, способы обучения, способствующие использованию дидактических тестов, повышения качества знаний, развития интереса к предмету.

Проверить эффективность этих условий, форм и методов в своём классе.

Подвести итоги.

Традиционно педагогический диагноз, целью которого является целостное представление о таком явлении, как формирующаяся учебная деятельность, становятся на основе данных, получаемых путём наблюдения, анализа результатов деятельности.

Из опыта работы могу сказать, что низкая эффективность учебной деятельности, обусловленная проблемами в знаниях по пройденному материалу, существенно затрудняет постановку правильного педагогического диагноза.

Работа по теме проходила во 2-4 классах. По данной теме я работала в течение трёх лет в классе со средним уровнем развития численностью 8 человек. Работа проводилась в три этапа.

Изучение теоретических материалов по проблеме исследования; работа по выявлению уровня развития интеллектуальных способностей учащихся, познавательных мотивов уровня интереса к предметам.

Использование в работе традиционных и нетрадиционных средств обучения, направленных на совершенствование навыков работы с тестами учащихся, повышения качества знаний, привитие интереса к учебному процессу.

Подведение итогов работы.

Главная моя задача научить учиться. Для этого к выпуску из начальной школы дети должны овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.:

— научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;

— самостоятельно разбираться в учебной задаче;

— находить способ её решения;

— сравнивать свой результат с правильным ответом;

— адекватно оценивать себя и свои действия.

Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем возникающих у учащихся в процессе изучения программного материала.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

В ходе повторения устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что позволяет ребёнку воспринять его как целостную структуру.

Таким образом имеет место образовательная функция, которая состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, в повышении их качества (точность, полнота, осознанность, проблемы, ошибки)

Воспитательная функция повторения заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, в выработке умений постановки и достижения целей; умении самоконтроля и самооценки, следствием которых является становление адекватной самооценки.

Развивающая функция направлена на развитие сенсорной сферы, памяти, мышления, воображения, речи, творческих способностей, эмоциональной сферы и качеств личности: трудолюбие, умение слушать другого, исполнительность и обязательность, самостоятельность, активность, аккуратность и т.д.

Контролирующая функция позволяет получить обратную связь о достижениях учащихся, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, а, следовательно, соотнести достижения учащихся с установленным стандартом образования.

В начале второго класса, приступая непосредственно к работе по теме, я провела анкетирование учащихся.

Задача состояла в том, чтобы выявить отношения учащихся к учебным предметам, узнать познавательные мотивы. Самые высокие процентные показатели нелюбимых уроков были предметные уроки.

Работая по данной теме я обратилась к журналу «Начальная школа». И оказалось, что учителей других школ тоже волнуют такие же вопросы, как и меня: как активизировать деятельность учащихся на уроках? Как разнообразить процесс обучения и получать наглядную картину успеваемости? Как сэкономить время, отводимое на опрос и контроль?

Тесты, как правило, отражают информацию в обобщенной форме, поэтому способствуют развитию умения обобщать знания, формулировать

чёткий ответ. Моя задача, как учителя, на начальном этапе состояла в том, чтобы помочь учащимся освоить алгоритм действий, постепенно приучить детей к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

Например, работая с любой сюжетной картинкой (какой художник и какая картина?) можно использовать вопросы-тесты. После описания картины, когда дети ознакомлены с сюжетом и ответили полными предложениями на вопросы учителя, дали свою оценку увиденного на картине, ещё раз попытались описать картину в целом, проводим групповое тестирование с использованием заготовленных тестовых вопросов на усвоение сюжета картины. Картина убирается с поля зрения учащихся и внимание обращается только на тесты. Так на картине художник изобразил дружную семью, которая в выходной день работает в саду: бабушка подметает дорожку, отец капает ямки для саженцев, мама белит деревья, сын носит воду, дочь сгребает сухие листья.

Тесты на проверку усвоения сюжета картинки такие:

С выбором ответа.

Выбери правильное утверждение и отметь его кружочком:

А) Папа носит воду; Б) Бабушка сажает цветы;

В) Мама белит деревья, Г) Дети играют.

С кратким ответом

Закончи предложение:

1. Дружная семья…

С развёрнутым ответом

1. Докажи, что эта семья дружная и трудолюбивая.

Такие тестовые задания часто использую при подготовке к изложению, сочинению в 3 и 4 классах.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период продуктивнее. На начальном этапе, чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шёл эффективнее, практикую безотметочную проверку заданий.

В качестве подготовки к самостоятельному выполнению тестовых заданий в конце первого класса и в начале второго провожу подготовительную работу с подробным объяснением способов выполнения заданий.

На доске заранее написано 3 задания:

У Пети 12 марок, а у Антона на 4 марки меньше. Сколько всего марок у мальчиков?

Отметь свой ответ крестиком: 8 марок; 16 марок; 20 марок; 12 марок.

У Пети 12 марок, а у Антона на 4 марки меньше. Сколько всего марок у мальчиков?

Ответ: … марок.

У Пети 12 марок, а у Антона на 4 марки меньше. Сколько всего марок у мальчиков?

Запиши своё решение.

Ответ: …марок.

Ребята, прочитайте три задания. Вы видите, что задача, которую надо решить, одна и та же, но в каждом из этих заданий требуется по — разному записать ответ или решение. Обратите внимание, что ответ может быть отмечен крестиком, как в первом задании, или записан в окошечке, как во втором задании.Давайте вспомним, что нужно сделать для того, чтобы выполнить первое задание: сначала нужно решить задачу, получить ответ, затем найти среди данных ответов и отметить. Правильный ответ только один, поэтому выбирать нужно только один вариант ответа. Давайте вместе выполним задания такого типа.

Решаем задачу вместе. Узнаем, сколько марок у Антона. Для этого из двенадцати вычитаем четыре и получим восемь. Получен ли ответ на вопрос задачи, можно ли отмечать крестиком ответ «8 марок»? Почему нельзя? Продолжаем решение. Узнаём, сколько всего марок у мальчиков. К двенадцати прибавляем восемь, получаем двадцать. У мальчиков двадцать марок. Найдём и отметим такой ответ крестиком. Этот ответ третий по счёту.

Теперь посмотрите на второе задание. Задача такая же, но задание отличается от первого тем, что здесь нет выбора из различных ответов. Тот ответ, который мы получили, нужно вписать в окошко. Запишем число двадцать в окошечко.

Рассмотрим третье задание. В нём сначала нужно записать решение, а потом ответ. Такая форма работы вам хорошо знакома. На уроках математики мы всегда так записываем решение задач в тетради.

На клетчатой части листа нужно записать уже устно выполненные наши решения:

1) 12 – 4 = 8 (м)

12 + 8 = 20(м)

Можно записать решение более коротко.

(12 — 4) + 12 = 20 (м) или 12 + (12 — 4) = 20 (м)

Ответ записывается так же, как во втором задании.

По русскому языку первичное обучение тестовым заданиям даётся подобно, как и по математике.

На доске записаны 2 задания:

В каком слове ударным будет второй слог? Отметь свой ответ.

Мячик; ямка; мята; заря.

В каком слове ударным будет второй слог: мячик, ямка, мята, заря. Запиши свой ответ.

Ребята, прочитайте эти два задания. Они одинаковы, но в них нужно записать ответ по-разному. В первом задании нужно прочитать все четыре слова и подумать, в каком из них будет второй слог. Вам нужно будет выбрать один правильный ответ, а для этого вам нужно мысленно выполнить все задания, проговаривая каждое слово, определить ударные слоги в каждом из слов. В словах «мячик», «ямка», «мята» — ударный будет первый слог, а вот в слове « заря» — второй. Значит ставим крестик или галочку возле слова «заря».

Во втором задании рассуждаем так же, как и в первом, но верное слово нужно будет аккуратно выписать на предложенную строчку.

Теперь давайте рассмотрим ещё один способ выполнения задания. В ряду четыре слова. Одно из них подчёркнуто и является «лишним», объясни, почему это слово можно считать «лишним».

Мячик, ямка, мята, заря.

Вы видите, что подчёркнуто слово «ямка». Почему оно «лишнее»? Как это объяснить? Слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим. Какую букву мы видим в каждом слове? Обратите внимание, в каком слове буква «я» будет «приказывать» согласному звуку читаться мягко? Это слово «мячик» ( м ачик), «мята» ( мיата), «заря» ( зарיа). А вот в слове «ямка», буква «я» будет обозначаться двумя звуками (јамка). Так нужно и записать на специальных строчках:

В слове ямка буква я обозначает два звука (ја).

По литературному чтению текстовые упражнения проводились после прочтения произведения, подробного анализа его содержания. Выполнения разного характера задания после прочтения сказки

Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Выбираем один правильный ответ из четырёх предложенных.

Задание № 1.

Найди утверждение, которое соответствует содержанию сказки «Пятеро из одного стручка». Отметь выбранное вами утверждение крестиком или обведи.

(1 В стручке сидело 4 горошины;

2) В стручке сидело 5 горошин;

(3 Горошинам не хотелось выбираться наружу;

4) Стручок сорвала маленькая девочка.

Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание? Нужно сначала прочитать все утверждения, а потом выбрать правильное. Какое из утверждений правильное? Это второе по счёту утверждение. Поставьте крестик в окошко.

Задание № 2.

Девочке очень понравился вьющийся горошек. Приведи два примера, подтверждающие это и запиши.

Вам нужно записать примеры, подтверждающие, что девочке понравился горошек. Для этого вспомним текст сказки. Находим нужные примеры. Таких примеров несколько.

— Она подставила палочку к зелёному ростку, чтобы его не сломал ветер.

— Она его сорвала и любовалась в комнате.

— Она поклонялась и целовала тонкие лепестки.

— Она его засушила.

А теперь выберем два и запишем их.

Выполнение заданий требует очень внимательной работы с текстом. На первых порах дети обращаются к тексту, просматривают его, перечитывают.

Задание №3

Как ты думаешь, какой горошине и почему повезло больше, чем остальным. Запиши свой ответ. Давайте обсудим этот вопрос (выслушивается несколько ответов).

Здесь вы не должны ничего не выписывать из текста, а просто записать то, что вы сами думаете и сейчас говорили. Например: больше всего повезло горошине, которая проросла и радовала девочку.

По предмету окружающий мир (Приложение № 1, стр. …) даю различные тесты вида:

— на вычёркивание лишнего слова или исключения понятия;

— на создание графика, схемы;

— на завершение предложений или определений;

— на выбор верного утверждения.

В условиях развивающего обучения уже со второго класса применяю различные типы тестов. Работа с тестами не должна занимать более 15 минут.

Чаще всего тесты предлагаю на специальных карточках: отдельным (индивидуальное повторение, контроль) или всем учащимся (фронтальное повторение, контроль) класса. Тесты применимо и в групповой деятельности, в парах. Такая групповая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся. По результатам выполнения тестов можно судить об уровне знаний, умений, навыков учащихся, о степени развитости их некоторых личностных качеств. Тесты предполагают наличие у пользователя определённого объёма информации, поэтому они применяются при повторении и закреплении, контроле знаний.

Тестовый контроль — это оперативная проверка качества усвоения полученных знаний. Тесты применяю на разных этапах работы на уроках окружающего мира (Приложение № 9, стр. ….), математики (Приложение

№ 10, стр. ….), русского языка (Приложение № 11, стр. …)

В структуре проверки знаний на уроках тесты могут быть:

— текущими; (Приложение №12, стр. )

— предварительными; (Приложение №13, стр. )

— тематическими; (Приложение № 14, стр. )

— повторными; (Приложение № 15, стр.)

— итоговыми. (Приложение № 16, стр.)

По одному и тому же материалу тесты могут быть разной степени трудности, что расширяет возможность дифференцированного подхода в обучении, а ребёнку позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей. Например, один и тот же вопрос в тесте усложняется несколькими верными ответами. (Приложение № 2, стр. )

Для проверки осознанности чтения произведения я использую тесты на этапе первичной проверки домашнего задания.

Раздаю детям листочки, на которых написаны номера вопросов. Напротив каждого номера в окошечке нужно поставить знаки «плюс» или «минус», в зависимости от согласия (или несогласия) с утверждением. Сами утверждения можно давать несколькими способами. Первой – это учитель читает утверждения, а дети сразу ставят знаки «+» или « — »

В. М. Гаршин «Лягушка — путешественница»:

1) Случай с лягушкой произошёл весной.

2) Лягушка совершала путешествие с утками.

3) Лягушка собралась на север.

4) Лягушка была смелая.

5) Лягушка долетела до места.

6) Птицы вернулись за лягушкой.

7) Лягушка не долетела из-за хвастовства.

Раздаю детям карточки с утверждениями, и они на листах ставят «плюс» или «минус». Карточки можно подготовить в двух вариантах с разными вопросами.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1 вариант.

А) Девицы пряли под окном утром.

Б) Одна из девиц хотела нарубить дров.

В) Царю понравилась речь девицы, которая хотела родить богатыря.

Г) Царю пришлось уехать на войну.

Д) Царь дал гонцу указ погубить жену и сына.

2 вариант.

А) Сына и царицу посадили в ящик и пустили по морю.

Б) Царевич на острове спас лебедя.

В) В первый раз князь Гвидон обратился в пчелу.

Г) Хрустальный дом белки располагался на берёзе.

Д) Белка пела песню «Во саду ли, в огороде»

Способы проверки тестовых заданий использую разнообразные. Даю ключ к тесту, и дети осуществляют самопроверку и оценивают свои работы самостоятельно. Так же взаимопроверка, где дети обмениваются листочками или карточками-тестами и осуществляют взаимопроверку по образцам правильных ответов, после чего выставляют оценки друг другу.

И последний способ проверки – это дети сдают свои работы. Когда дети осуществляют самопроверку или взаимопроверку, то наиболее распространённые ошибки, допущенные в выполнении тестовых заданий, комментируются. Если учитель проверяет, то на следующем уроке можно провести небольшой анализ тестовых работ.

К концу третьего класса и в четвёртом классе при разработке тестов использую различные виды заданий.

1. Задания свободного изложения характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения). (Приложение № 3, стр. )

Задание дополнения накладывают ограничения на ответы учащихся и предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме (слово – ответа, символа или знака)

(Приложение № 4, стр. )

Задание с альтернативным типом ответов предполагают наличие двух вариантов ответов. ( Да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развёрнутых определений, правил. (Приложение № 5, стр. )

Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Учащимся необходимо подчеркнуть или отметить определённым знаком номер ответа, который он считает правильным.

(Приложение № 6, стр. 28)

Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий. (Приложение № 7, стр. 29)

Тестовые задания с переструктуированием требуют от детей восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием. (Приложение № 8, стр. 30)

Количество заданий в тестах может быть разнообразное: от 4 до 10 заданий.

Перед уроками контроля, проверки и коррекции знаний предлагаю аналитический тест уровня усвоения изученной темы, ориентированный на личностные достижения ребят.

Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?

Всегда Не всегда

2. Уверен ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени существительного?

Всегда Не всегда

3. Затрудняешься ли ты в определении рода имён существительных?

Всегда Не всегда

4. Испытываешь ли ты трудности в написании имён собственных и нарицательных?

Всегда Не всегда

5. Понимаешь ли ты различия между одушевлёнными и неодушевлёнными предметами?

Всегда Не всегда

Такие аналитические тесты хорошо использовать не только про теме «имя существительное», но и по другим темам, как русского языка так и другим предметам (математики, окружающего мира, литературного чтения).

Тестовые задания можно дифференцировать по уровню сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ученику. По

П.И. Самойленко выделяются следующие уровни сложности:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст