УМК Введение в литературоведение ИФ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Филологический факультет

Кафедра классической и русской филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Введение в литературоведение»

для специальности

В5021000 – Филология: иностранная филология

Караганда

2012

Составитель: Шевлякова Любовь Реональдовна

доцент, кандидат филологических наук

«Введение в литературоведение» — это основополагающая филологическая дисциплина, формирующая основы теоретических знаний в литературоведческом аспекте. Дисциплина формирует представления о специфике искусства, о художественном произведении, о литературном процессе. УМК рассчитан на комплексную и систематическую работу, позволяющую студенту профессионально воспринимать художественное произведение, интерпретировать его и понимать специфику национальной литературы и ее соотнесенность с литературой мировой.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в литературоведение» для специальности В5021000 – «Филология: иностранная филология» / Сост. Л.Р.Шевлякова. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2012 – 115 с.

© Карагандинский государственный университет, 2012

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – SYLLABUS

1.1 Данные о преподавателе:

Шевлякова Любовь Реональдовна

доцент кафедры классической и русской филологии,

кандидат филологических наук;

тел.: 35-90-04, 8-775-633-49-50

email: [email protected]

1.2 Данные о дисциплине:

Введение в литературоведение

2 кредита

Факультет иностранных языков

Выписка из учебного плана

Форма обучения

Срок обучения

Курс

Семестр

Кредиты

Лекции

Семинары

лабораторные

СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

очная

3,4 г.

1

1

2

15

15

нет

30

30

90

Экзамен

заочная

2 г.

1

1

2

6/24

15

нет

30

30

90

Экзамен

1.3 Пререквизиты: знание классических текстов русской и зарубежной литературы, фольклорных жанров, мировой и отечественной истории, философии, искусства, культуры, общие сведения об античной культуре, знание античной литературы, навыки обработки источников и начальные сведения о библиографии.

1.4 Постреквизиты: литература страны изучаемого языка, история зарубежной литературы, история, философия, культура.

1.5 Краткое описание дисциплины

Цель преподавания дисциплины – сформировать основы теоретических знаний, необходимых для изучения истории литературы и фольклора, теории литературы и литературной критики.

Задачи изучения дисциплины:

— овладение специфической терминологией;

— знакомство с основами библиографии, отработка правил библиографического описания источников;

— усвоение специфики искусства и литературы как вида искусства;

— понимание соотношения искусства и действительности; — овладение принципами анализа художественного произведения в зависимости от родовой его принадлежности;

— освоение основ стиховедения;

— знакомство с особенностями современного литературного процесса.

1.6 Результаты обучения

В ходе изучения дисциплины «Введение в литературоведение» у студентов должны сформироваться:

предметные компетенции в области практического применения полученных знаний в целях квалифицированного анализа художественного произведения в аспекте его родовой и жанровой принадлежности с использованием теоретического аппарата дисциплины;

надпредметные компетенции предполагают умение обучающихся обнаруживать и интерпретировать специфику художественного текста как объекта эстетической деятельности и уникального явления литературного процесса.

1.7 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Виды работ

Цель и содержание задания

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

Баллы (согласно рейтинг-шкале)

Форма контроля

Сроки сдачи

1.

Конспект

Изучить специфику научного и художественного познания. Понять место литературы в ряду других искусств.

(9, 14)

1 неделя

3

беседа

В соотв-ии с планом уч. процесса

2.

Работа по составлению словаря терминов

уметь отбирать главное в словарной статье, сопоставлять разные определения

(10, 11,12, 13)

10 недель

5

Проверка работ

В соотв-ии с планом уч. процесса

3.

Конспект работ, выписки

Соотносить понятия целостности и единства формы и содержания

(21)

2 недели

4

Беседа

В соотв-ии с планом уч. процесса

4.

Анализ композиции «Легкого дыхания « И. Бунина, «Выстрела» А. Пушкина»

Уметь анализировать текст с точки зрения композиции сюжета, разграничивать сюжет и фабулу

(1, 3, 4, 6)

1 неделя

4

Деловая игра

В соотв-ии с планом уч. процесса

5.

Анализ тропов в стихотворении А. Пушкина «Элегия»

Уметь при анализе учитывать родовую специфику

(2)

1 неделя

4

Круглый стол

1.8 Список литературы

Абрамович. Л. Введение в литературоведение. – М., 1979.

Анализ одного стихотворения. – Л., 1985.

Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

Бабенко Н. Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодерна. – М.: Изд-во: Либроком, 2010. – 304 с.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М., 1989.

Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. – М., 1975.

Бибихин В. В. Слово и событие. Писатель и литература. – М.: Изд-во: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. – 416 с.

Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.

Введение в литературоведение / Под. Ред. Н. Поспелова. – М., 1988.

Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1988.

Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 2000

Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины. Уч. пособие. – М.: Высшая школа, 1999. – 556 с.

Введение в литературоведение: Учебник / Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л. М. Крупчанова. – М.: Изд-во Оникс, 2005. – 416 с.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. – М., 1979.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 256 с.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1980–1925 годов в комментариях. – М., 1993.

Гачев. Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр. – М., 1969.

Гачев. Д. Творчество. Жизнь. Искусство. – М., 1980.

Гельгардт Р.Р. Исследование стиля художественной речи. – М.: Изд-во Либроком 2011, 232 с.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979.

Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

Гливенко И. И. Поэтическое изображение и реальная действительность. – М.: Изд-во: Либроком, 2011. – 288 с.

Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л., 1981.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.

Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З. И. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход . – М.: Флинта, Наука, 2011. – 280 с.

Золотусский И. Незримая ступень. Беседы о литературе и религии в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке. – М.: Изд-во: Московские учебники, 2010. – 176 с.

Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 1988.

История и повествование: Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

История понятий, история дискурса, история метафор. – М., 2010. – 328 с.

Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1974.

Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. – Ижевск, 1982.

Краткая литературная энциклопедия. – Т.1–9. – М., 1962–1978.

Культ-товары. Феномен массовой литературы. – М., 2009. – 336 с

Левидов А.М. Автор-образ-читатель. – Л., 1977.

Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. – Изд-во: Московские учебники XX век, 2011. – 800 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.

Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.Кожевникова и П. Николаева. – М., 1987.

Лихачев Д.С. О филологии. – М., 1989.

Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: Статьи и очерки. – Л., 1985.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.

Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М., 1987.

Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. – М., 1980.

Матяш С.А., Савченко Т.Т. Пособие по спецкурсу «Анализ лирического стихотворения». – Караганда, 1982.

Зоркая Н. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. – М.: Изд-во: Аграф, 2010. – 400 с.

Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002.

Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-т / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М.: Московский лицей, 2000.

Палиевский П.В. Литература и теория. – М., 1978.

Поспелов Г.Н. Лирика. – М., 1978.

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.

Принципы анализа литературного произведения. – М., 1981.

Сильман Т. Заметки о лирике. – Л., 1977.

Словарь литературоведческих терминов / Редакторы–составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М., 1974.

Современное зарубежное литературоведение (Страны Запада, Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. – М., 1996.

Современное искусствоведение. Методологические проблемы. – М., 1994.

Творческие методы и литературные направления. – М., 1987.

Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст