Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки раб

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Портфолио учащегося:

составление и использование

(Методические рекомендации)

Автор-составитель: Т. Б. ТАБАРДАНОВА

Ульяновск

2010

ББК 74.200

Т

Портфолио учащегося: составление и использование: методические рекомендации./ Автор-составитель: Т.Б. Табарданова – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010. – 21 с.

Методические рекомендации посвящены проблемам создания и использования портфолио учащегося в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области. Рассматривается структура портфолио: достижения ученика в учебной и внешкольной деятельности, а также в личностном росте. Приводится методика изучения и оценки результатов создания портфолио.

Представленные рекомендации помогут педагогам в учреждениях общего, дополнительного, а также начального и среднего профессионального образования успешно применять метод портфолио в практической работе.

Издание адресовано учителям-предметникам, классным руководителям и всем, кто занимается организацией воспитательной работы в школе.

@ Ульяновский ИПКПРО, 2010

@ Табарданова Т.Б., 2010

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………………………………… 4

1. Функции и разновидности портфолио…………………………………………………. 6

2. Портфолио успехов…………………………………………………………………………….. 9

3. Портфолио личностного развития ……………………………………………………… 12

4. Портфолио лидера……………………………………………………………………………… 14

5. Заключение……………………………………………………………………………………….. 16

Литература……………………………………………………………………………………………. 17 Приложение………………………………………………………………………………………….. 18

Предисловие

Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет человеку осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда придти к их переоценке.

В процессе написания данных рекомендаций мы опирались на исследования и разработки по данной проблеме известных ученых-педагогов с кафедры развития образовательных систем АПКиПРО А.С. Прутченкова. и Т.Г. Новиковой.

Также мы ознакомились с региональным опытом педагогов Волгоградской области, которые в свою очередь при составлении портфолио использовали опыт американских педагогов штатов Монтана и Южная Каролина, накопленный учителем английского языка муниципальной Новонадеждинской средней общеобразовательной школы 3.М. Молчановой во время стажировки в США как финалистки конкурса «2003 ТЕА». Материалы этого портфолио были успешно апробированы в международных образовательных проектах, и через систему обучающих семинаров всероссийского статуса они внедряются в образовательные учреждения в нашей стране.

Также определенный интерес представили разработки Черниковой Тамары Васильевны, кандидата психологических наук, доцента Волгоградского государственного педагогического университета: «Портфолио лидера детских и молодежных групп», созданное совместно с Е.А. Михайличенко, заведующей муниципального учреждения дополнительного образования — центра для детей и подростков «Истоки» г. Волгограда и «Портфолио развития» основанное на реализованной совместно с директором центра социально-психологической службы Тракторозаводского района г. Волгограда И.В. Чумаковым его идеи по созданию и практическому внедрению психологической карты учащегося группы риска в практику работы психологов образования.

Кроме «Портфолио успешной личности», имеющего широкий спектр применения среди старшеклассников различной направленности профильного обучения, ими предлагается технологическое обеспечение работы с ранними проявлениями у школьников социального лидерства и склонности к девиациям.

Эта идея была впервые озвучена на Всероссийской конференции «Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России» в 2001 г., поддержана начальником отдела практической психологии и охраны здоровья детей Министерства образования РФ И.М. Камановым и рекомендована министерством в качестве формы документирования психологической работы с трудными школьниками.

«Портфолио лидера» дает возможность воспитателю, работающему с группой старшеклассников, исследовать развитие лидерских качеств, необходимых в работе с младшими и сверстниками. Предлагаемое портфолио может быть использовано на занятиях с учащимися социально-экономического профиля обучения, выбирающих профессии в сфере управления и общественного развития.

Таким образом, три разновидности личностного портфолио позволяют охватить работу с различными группами учащихся.

В данных рекомендациях мы предлагаем вниманию педагогов как общие подходы к созданию портфолио, так и конкретные виды портфолио: «портфолио личностного развития», «портфолио успехов», «портфолио лидера».

Все три разработки личностного портфолио прошли апробацию в учреждениях общего и дополнительного образования и подтвердили свою высокую эффективность, т.е. способствовали успешному развитию учащихся.

Мы надеемся, что представленные рекомендации помогут успешно применять метод портфолио в практической работе педагогов, работающих в учреждениях общего, дополнительного, а также начального и среднего профессионального образования.

1. Функции и разновидности портфолио

В определении понятия, функций и разновидностей портфолио нет унифицированного подхода, поэтому мы рассмотрим несколько позиций, а наши читатели вправе сами определить свой выбор, на который будут опираться в своей практике.

Портфолио — это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана (5, с. 27). Так определяют данное понятие Федотова Е.Е., Новикова Т.Г и Прутченков А.С. в обзоре зарубежного опыты использования портфолио.

Там же они рассматривают типы портфолио, наиболее часто цитируемые в зарубежной педагогической литературе (5, с.28):

1) Портфолио документации.

2) Портфолио процесса.

3) Портфолио показателей.

4) Оценочный портфель.

Функции портфолио состоят в том, чтобы:

отслеживать ход процесса учения и, на основе учета текущих достижений, корректировать этот процесс применительно к каждому учащемуся;

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, подсказывать пути повышения уровня образованности;

формировать и организационно упорядочивать учебные умения и навыки: ставить цели, составлять и претворять в жизнь личный план академических достижений;

обеспечивать адекватность самооценки школьников в их притязаниях на занятие конкурсных учебных мест;

составлять общую рейтинговую оценку учащихся при распределении их по профилям обучения;

оценивать эффективность алгоритмизированных средств обучения, представленных документально в виде результатов экзаменов, уровня информированности по отдельным вопросам, конкретных умений (например, анализа текста);

получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах выпускников школ и их динамике по годам.

Знакомясь с публикациями на тему портфолио, мы обнаружили существование двух групп разновидностей портфолио: портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.

Портфолио внешних достижений составляют первую группу. Они описаны в учебно-методической литературе и достаточно разработаны технологически. В качестве разновидностей портфолио внешних достижений называют портфолио документов, портфолио творческих работ и рейтинговое портфолио.

Портфолио документов — самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, почетные грамоты и дипломы, письма-отзывы. Портфолио документов иногда разделяют на две части. В первую, «портфолио свидетельств», входят удостоверения об участии в подготовительных курсах и пробном тестировании, сертификаты об участии в различных олимпиадах и грантах, свидетельства об окончании музыкальных и художественных школ. Во вторую часть, «портфолио отзывов», входят копии рецензий, благодарственных писем, экспертных заключений.

Портфолио творческих работтакая разновидность портфолио, которая в значительной мере ориентирована на содержание учебных предметов. Оно отражает усилия, прогресс и достижения школьников в определенной предметной области. Такое портфолио составляется из выполненных старшеклассниками реферативных, конкурсных и оригинальных творческих работ. Оно может быть дополнено газетными и журнальными вырезками с опубликованными авторскими материалами учащихся (статьи, художественные иллюстрации и др.).

Рейтинговое портфолио — это коллекция контрольных работ и диагностических срезов по учебному предмету, которая дает возможность педагогам и самому учащемуся иметь представление о занимаемом им рейтинговом месте. Рейтинговая таблица, прилагаемая к каждому индивидуальному портфолио, дает возможность проследить продвижение старшеклассника в системе рейтинга в течение года или двух. Такая таблица составляется по данным учащихся одного класса, классных параллелей, школьников такого же профиля по району и городу.

Основное назначение рейтингового портфолио состоит в осуществлении жесткого мониторинга качества образования учащихся. При ведении рейтингового портфолио развивается конкуренция в отношениях между учащимися, в связи с этим данную работу необходимо сопровождать постоянным наблюдением за состоянием социально-психологического климата в классном коллективе или учебной группе.

В связи с конкурсами, в т.ч. ПНПО «Образование» стали популярны портфолио учителей, которые выполнены как правило в традициях портфолио внешних достижений. В некоторых случаях происходит сопоставление (прямое и обратное) портфолио учителя с «папками достижений» учащихся в курируемом им классе. Считается, что чем больше примет внешних достижений имеется у учителя (аттестационная категория, обучение на курсах повышения квалификации, проведение творческих самоотчетов, участие в конкурсах педагогического мастерства), тем качественнее будут портфолио воспитанников и наоборот: мастерство педагога оценивается по достижениям его воспитанников.

Портфолио личностного развития составляют вторую группу. Содержание таких портфолио пока недостаточно разработано. Термин «портфолио» в данном случае употребляется в качестве дополнения к основному его значению и имеет характер метафоры. Личностное портфолио представляет собой набор или комплект социально значимых качеств, свойств и характеристик, изменения которых исследуются в динамике учебно-профессионального развития и становления индивидуальности юношей и девушек старшего школьного возраста.

Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это получение частных результатов, которые складываются в целостное свидетельство дееспособности человека, правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе.

В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин.

Отличие личностного портфолио от портфолио внешних достижений состоит в том, что предметом систематизации становятся не свидетельства успехов в учебе (оценки, дипломы за участие в предметных олимпиадах) и внеклассной деятельности (грамоты за участие в конкурсах, ксерокопии и фотографии продуктов творческого труда), а материализованные результаты динамики развития собственной личности в различных ее проявлениях (характер, способности, общение и др.). Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение старшеклассником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.

Зачем это нужно делать в условиях школы? Ответ на этот вопрос предложил Э. Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или быть». «Человек, — утверждал он, — должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом».

Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду». Школа своей системой профильного обучения, обращенного к индивидуальным интересам молодого человека, может способствовать успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего экономического и просто человеческого благополучия.

2. Портфолио успехов

Наша педагогическая цель: вырастить личность, обладающую такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также деятельную, способную достичь успеха. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы выпускники школы не были пассивными и беспомощными, равнодушными и безжалостными, некомпетентными специалистами или самоуверенными карьеристами. Но важно для каждого: обрести в жизни свой успех!

Поэтому именно в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у старшеклассника устойчивое стремление к самосовершенствованию, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.

Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха — это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.

З.М. Молчанова и А.А. Тимченко (1, с.8-10) предлагают программу классных часов по созданию «Портфолио успешной личности», которая направлена на содействие личностному росту старшеклассников. Это содействие проявляется в:

обучении эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях;

раскрытии внутреннего потенциала старших школьников;

развитии лидерских качеств и организаторских способностей;

формировании жизненных навыков, необходимых выпускнику в будущей карьере;

поддержании учебных целей и стремления старшеклассника к самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться новому.

Цель портфолио: помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения старшеклассники могли:

эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;

конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;

плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;

успешно развивать учебные навыки;

легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;

самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.

Структура портфолио включает в себя пять взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного саморазвития учащихся в достижении жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого специально формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Содержание работы по разделам представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности старшеклассника и развивающих личностные качества успешного человека. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов и обеспечивает реализацию индивидуально-личностного подхода в их воспитании.

Первый раздел. Задания на развитие мотивации к личностному росту. Главное назначение заданий этого раздела — сфокусировать внимание старшеклассника на том, что такое «Портфолио успешной личност», и повысить внутреннюю мотивацию к саморазвитию, пробудить желание изменить себя. Выполняя разные задания, старшеклассники создают портрет преуспевающей личности, учатся рассуждать на тему «Что такое успех», анализируют факторы успеха в диаграмме, строят свою «лестницу успеха» — план карьерного роста, знакомятся с философией успеха известных всему миру людей, выводят свою формулу успеха в жизни.

Второй раздел. Задания на самопознание и управление саморазвитием. Главная задача данного раздела — помочь школьнику создать образ своего «я», сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие у старшеклассника внутренних возможностей и развитие их умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки. В фокусе данного блока находится также планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития. Внимание учащихся акцентируется на осмыслении жизненных ценностей и потребностей. Старшеклассники учатся делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель, планировать свои учебные и личные дела и выполнять их.

Третий раздел. Задания на развитие личностных качеств. Главная цель заданий — развитие характера. Работа начинается с обзора личностных качеств, которыми должен обладать успешный человек, и представляет собой главную ступень сознательного, целенаправленного процесса самовоспитания личности старшеклассника. В центре внимания — работа над своим характером. Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями и временем, самообладание и стрессоустойчивость. В этом разделе содержатся советы, как стать более организованным и ответственным, как повысить свою самооценку.

Четвертый раздел. Задания на развитие эффективной коммуникации. Главная задача этого раздела состоит в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми. Задания этого раздела способствуют развитию социально важных качеств человека — коммуникативных умений. Старшеклассники учатся строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления.

Пятый раздел. Оценка достижений. Задача последнего раздела — осуществление самоанализа успехов и достижений. Учащиеся оценивают свои умения, личностные качества и то, насколько им удалось измениться в процессе работы над портфолио.

Ожидаемые результаты. Эффективность системной работы над созданием портфолио измеряется тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности выпускника школы, его способность конструктивно выполнять разные социальные роли, умение органично вписаться в общественные институты, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.

3. Портфолио личностного развития

В системе работы интернатных учреждений, вечерних школ и классов педагогической поддержки обычных школ существует необходимость проведения профилактической работы с учащимися, которые после окончания девятого класса будут решать вопрос о своей дальнейшей судьбе. Взрослость для них наступит гораздо раньше, чем у их сверстников. Какой будет эта ранняя взрослость? Как помочь молодым людям справиться с предстоящими трудностями перехода в новую социальную среду?

С целью организации профилактики нарушений социализации подростков группы риска в Центре психологической службы комитета по образованию при администрации Тракторозаводского района г. Волгограда была создана и внедрена «Психологическая карта учащегося группы риска». По материалам этой карты Т.В. Черникова и И.В. Чумаков разработали портфолио, основанное на трех базовых идеях (1, с. 104-105).

Профилактическая направленность является первой ключевой идеей созданного портфолио. Профилактическая направленность портфолио состоит в выборе рефлексивных средств, обращенных к личности взрослеющего человека.

Психолого-педагогическое сопровождение — вторая ведущая идея нашей работы. Оно состоит в переориентации позиции взрослого с обобщенного знания об учащихся группы риска на понимание логики индивидуальной жизни отдельного человека. Такой подход предполагает субъект-субъектные отношения во взаимодействии с воспитанником.

Экзистенционально-гуманистическая направленность как третья научная концептуальная идея проведения профилактического сопровождения заключается в выборе личностной направленности практической работы. Данный подход предполагает участие компетентного взрослого, вызывающего доверие, в построении жизненного пространства старшеклассника.

При разработке карты авторы опирались на известные и признанные в профессиональной педагогической среде методы профилактической работы с подростками группы риска и способы их комплектования. При составлении портфолио они ориентировались на следующие основные принципы.

Принцип возрастного развития, нашедший свое выражение в учете значимой информации для актуального момента.

Принцип системного учета социализирующих факторов на каждом этапе возрастного развития и прогнозирования позитивных и негативных вариантов развития.

Принцип динамики личностного развития школьника с однозначной интерпретацией диагностических данных.

Принцип целесообразности коррекционно-развивающей работы с учетом обнаруженных признаков социальной дезадаптации.

Принцип ведущей роли старшеклассника в обсуждении и интерпретации результатов исследования.

Принцип преемственности воспитательного воздействия в условиях смены кадров.

Содержание портфолио включает в себя три раздела. Это прежде всего данные о внешних событиях в истории развития старшеклассника. В «Портфолио развития» вошли также сведения об особенностях характера учащегося, его познавательных, эмоционально-волевых и регуляторных возможностях. Наиболее значимую информацию о школьнике в содержании портфолио составляют результаты изучения социально-психологических факторов: положения среди сверстников и взрослых в формальных и неформальных группах, особенности общения с ними, способы преодоления напряженных ситуаций и получения карманных денег и другое.

Портфолио заполняется совместно взрослым и старшеклассником по ходу проведения собеседования. Учащийся фиксирует для себя и осмысливает при поддержке педагога или психолога повседневную жизненную реальность, собственные переживания, а также новую психологическую информацию. Все это будет стимулировать самопознание и саморазвитие школьника.

Основные рекомендации по применению и хранению портфолио как документа психолого-педагогического наблюдения за личностным развитием учащегося группы риска:

1. Портфолио является формой школьной документации, которую ведут педагоги и психологи образовательного учреждения. Означенный документ последовательно и системно отражает воспитательный статус обучающегося.

2. Целью ведения портфолио является определение и предупреждение причин нарушения личностного и социального развития, профилактика условий возникновения нарушений и прогнозирования поведения учащихся группы риска.

3. Список учащихся, на которых заводится портфолио, обсуждается и утверждается на педагогическом совете, совещании при директоре или медико-психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

4. Портфолио учащегося дополняется приложениями в виде заключений по результатам диагностики, протоколов исследований, карт наблюдений, анкет, рисунков и т.д.

5. Портфолио учащегося хранится в соответствии с этическими принципами организации практической деятельности педагогического работника школы, в случае изменения должностных обязанностей или места работы обеспечивается преемственность воспитателей в работе с портфолио.

6. По усмотрению педагогического коллектива содержание разделов портфолио может изменяться в соответствии с изменением запросов психолого-педагогической практики.

7. На ведение портфолио следует получить согласие самого учащегося, достигшего четырнадцатилетнего возраста, о чем свидетельствует его роспись на титульном листе.

4. Портфолио лидера

Задачи общественного развития и становления гражданского общества в нашей стране настоятельно требуют подготовки специалистов, способных эффективно работать в сфере управления социальными процессами.

Гражданское общество — это общество, в котором социальные, экономические и культурные связи между людьми обладают независимостью по отношению к государственным учреждениям. Гражданин такого общества свободен от произвола власти, он способен к самоорганизации и самоуправлению, может лучше понять свою роль в мире.

Работа в условиях стихийно складывающихся общественных процессов и не всегда позитивного воздействия средств массовой информации настолько сложна, что в ней не могут запросто участвовать те люди, которые желают работать с людьми. Здесь требуется особая коммуникативная культура, которая положительно воздействует на становление общественного мировоззрения и межличностные отношения.

Чтобы подготовить таких специалистов к деятельности в сфере общественного управления и к успешной педагогической работе, следует привлекать в такую профессиональную среду людей с ранними проявлениями лидерского поведения. Раннее профилирование школьного обучения создает благоприятную предпосылку для развития лидерских устремлений у школьников, имеющих организаторские способности и склонности к педагогической деятельности.

Т.В. Черниковой и Е.А. Михайличенко рассматривается возможность формирования портфолио лидера в профильном обучении и в условиях дополнительного образования (1, с. 91-93).

В профильном обучении в школах работа в данном направлении может проводиться среди старшеклассников в рамках педагогической специализации технологического профиля обучения или гуманитарных специализаций социально-экономического профиля. Практическое значение такой работы в рамках отдельной школы выразится в грамотной постановке шефской и вожатской работы с младшими школьниками, улучшении качества досуга, интенсификации воспитательной работы в летних и зимних школьных лагерях.

В учреждениях дополнительного образования подобные образовательные программы могут быть успешно реализованы для старшеклассников, посещающих подростковые клубы и центры, а также в специализированных учреждениях, совмещающих образовательную направленность с общественной активностью. Например, в школе управленческого резерва и т.п.

Положительное влияние такой работы скажется на профилактике подростковых правонарушений. Здесь ранний педагогический опыт старших школьников, безусловно, принесет свои заметные плоды. В настоящее время стихийному влиянию лидеров уличных группировок с их деструктивными установками и идеями может быть противопоставлено лидерское влияние позитивной направленности.

Это влияние создается не только благодаря эмоциональной привлекательности личности социально успешного старшеклассника-волонтера. Большую роль играет общая эрудиция, социокультурная компетентность, знание детской психологии и технологических основ организации воспитательной работы. Опыт такого влияния и способов организации старшеклассники приобретают в молодежных организациях различных политических партий: КПРФ, «Единая Россия» и др.

Выход учащихся за пределы школы будет способствовать улучшению обстановки в микрорайоне, если школьники примут участие в реализации малых социальных проектов, направленных на оказание помощи подросткам из неблагополучных семей, воспитанникам детских домов и интернатов, инвалидам с обучением на дому.

Выбравшему общественно-педагогическую направленность обучения старшекласснику следует иметь в виду, что ему придется очень много работать над собой в плане личностного роста и духовного развития.

Без сомнения, последующее обучение по выбранным профессиям гуманитарной направленности поможет обрести конкретные практические навыки, но самую главную предпосылку успешности в педагогической и общественной работе — духовно богатую личность со сформированной готовностью к постоянному саморазвитию — молодому человеку придется создавать самому. Это потребует от него творческого отношения к учебе, пересмотра своих отношений со сверстниками в условиях реализации коллективных творческих дел и социальных проектов, мобилизации регуляторных ресурсов и проверки на достоверность заявленных альтруистических устремлений.

Личностно развивающие занятия для старшеклассников, выбравших профессии общественно-педагогической направленности, проводятся при обязательном ведении портфолио. Оно служит одновременно и каталогом дел, освоение которых обязательно для лидера, и дневником самонаблюдения.

Основное назначение портфолио отражено в заданной его структурой направленности на развитие личности молодого человека. Это развитие обеспечивается благодаря:

утверждению групповых норм поддержания конструктивного настроя в любых сложных ситуациях межличностного, внутригруппового, межгруппового и другого социального взаимодействия;

включению в усвоение системы кросс-культурного общения и расширению индивидуальных средств позитивного влияния на людей;

установлению цивилизованных экономических и политических отношений в условиях сходства и конфронтации ценностей различных социальных групп;

укреплению нравственной позиции во взаимоотношениях между людьми, определению допустимости вмешательства в систему нравственных ценностей и установок других;

развитию стремления к самоорганизации своей жизни в плане постановки ближних и дальних целей, выбора средств их достижения, оценки результатов и прогнозирования последствий своих действий.

Содержание портфолио обретает личностный характер за счет того, что каждый раз после изучения темы на учебно-развивающих занятиях по проблемам общественно-педагогического лидерства предстоит провести рефлексивную работу по составлению самоотчёта.

Это будет отчет самому себе о том, как учебный материал отразился на изучавшем его молодом человеке. Задания для анализа учебного материала составлены так, что они дополняют сведения, полученные на занятиях, дают возможность сопоставить различные точки зрения и предложить свою. Самым главным образовательным эффектом от ведения портфолио мы считаем выработку индивидуальной позиции лидера при сохранении ориентации на выработанные совместно требования к профессионалу в области педагогической деятельности и общественного управления.

В качестве эталонной характеристики делового общения с различными социальными группами на занятиях рассматривается открытость — запрет на манипулирование в отношениях между людьми, право на отстаивание индивидуального мнения, честная и конструктивная конфронтация. Мы предполагаем, что опыт таких отношений как социально одобряемая норма будет в последующем перенесен молодыми людьми в ситуации реального профессионального взаимодействия в государственные и социальные институты.

Содержательно портфолио имеет три раздела, отражающих основное содержание программы. Первый раздел занятий посвящен анализу проблемы лидерства, изучению типов лидерства и личности лидера. Второй раздел содержит материалы, посвященные проблемам построения взаимодействия лидера с группами детей и молодежи. Третий раздел позволяет классифицировать освоенные технологические средства работы лидера детских и молодежных групп по педагогической общественной тематике.

Ожидаемым результатом ведения портфолио станут три вида личностного опыта старшеклассников.

Опыт интенсивного личностного развития будет получен старшеклассниками в условиях взаимного обучения, обсуждения проб лидерского поведения в практической деятельности педагога и общественника, активности в дискуссиях по выработке индивидуальной позиции в ситуациях, требующих лидера-организатора.

Опыт анализа, прогнозирования и рефлексии собственной деятельности сложится в сформированные умения проводить ситуативную диагностику, планировать работу на ближайшее время и на перспективу, выбирать уровень сложности задач для временных детских коллективов, проводить самооценку выполненной работы.

Опыт организационной работы и деловой коммуникации проявится в умении разрабатывать коллективные творческие дела, координировать реализацию работы в нескольких направлениях, налаживать сотрудничество различных групп детей и молодежи.

Литература

Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковай . — 2-е изд., стереотипное — М.: Глобус, 2007. — 128 с.

Новикова Т.Г, Прутченков А.С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений ученика». / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Методист. — № 2. — 2005. С. 11-19.

Новикова Т.Г, Пинская М.А., Прутченков А.С. Портфолио в профильном обучении: Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихс Под ред Т.Г. Новиковой. / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков. — М.: АПКиПРО, 2006. — 40 с.

Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательного учреждения // Юридический журнал директора школы. — № 2. — 2008. — С. 10-11.

Федотова Е.Е., Новикова Т.Г, Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио. / Е.Е. Федотова, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Методист. — № 5. — 2005. С. 27-33.

Приложение 1.

Примерное положение о портфолио

ученика общеобразовательного учреждения (4, с. 10-11)

Утверждено приказом Министерства образования

и молодёжной политики Чувашской Республики

от 3 декабря 2007 г. № 1294

1. Общие положения

1.1. Портфолио ученика — это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио.

1.3. Портфолио разрабатывается администрацией общеобразовательного учреждения, утверждается приказом руководителя и является обязательным для всех учащихся.

1.4. Портфолио учащегося состоит из трех частей:

• перечень документов: резюме, зачетная ведомость успеваемости, ведомости оценки деятельности в творческих, спортивных мероприятиях, участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, документы, подтверждающие участие и получение призовых мест в конкурсах всех видов и уровней;

перечень творческих, курсовых и проектных работ;

пакет отзывов, рецензий, высказываний.

1.5. Для оценки участия в различных мероприятиях и результатов учебной деятельности разрабатывается шкала баллов оценки портфолио специально созданной экспертной комиссией.

1.6. Портфолио является основанием для составления рейтингов учащихся по параллелям за каждое полугодие и по итогам учебного года.

2. Цели и задачи составления портфолио

2.1. Основными целями являются развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности учащихся, повышение их конкурентоспособности.

2.2. Основными задачами являются:

•систематизация контроля за различными видами деятельности учащихся, включая учебную, вне-учебную, научную, творческую, спортивную деятельность;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст