Учителя французского и английского языков моу «Лицей №101»

Портфолио

учителя французского и английского языков МОУ «Лицей №101»

Бетенькова

Дмитрия

Петровича

Содержание:

1. Учебная деятельность

2. Научно-практическая деятельность

3. Внеклассная работа. Элективные курсы.

4. Курсы повышения квалификации

5. Достижения учащихся

6. Поощрения

Учебная

деятельность

2006-2009 гг.

Содержание

1. Самоанализ учебной деятельности

2. Отзывы на открытые уроки

***

В целях модернизации российской системы образования (введение Госстандарта и ЕГЭ) государство и общество ставят новые задачи перед общеобразовательной школой и, следовательно, перед учителем.

Учебная деятельность учителя направлена на реализацию образовательного стандарта по предмету. Учитель призван обеспечить:

выполнение целей изучения учебного предмета;

выполнение основных образовательных программ;

выполнение требований к уровню подготовки выпускников.

Инвариантная структура содержания цели обучения ИЯ включает четыре аспекта:

учебный;

познавательный

воспитательный;

развивающий.

Учебный аспект заключается в овладении учащимися всеми видами речевых действий:

умением говорить на иностранном языке;

умением читать на иностранном языке;

умением писать на иностранном языке;

умением понимать иностранную речь на слух.

Познавательный аспект заключается в приобретении учащимися:

знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным языком;

знаний о культуре страны (стран) изучаемого языка (литература, история, музыка, архитектура, искусство, традиции, быт, характер общения и др.), о взаимосвязи культур родного и иностранных языков;

возможности удовлетворять свои личные познавательные интересы посредством иностранного языка (Интернет, книги, журналы, кино, туризм и др.)

Воспитательный аспект состоит из трех «видов воспитания»:

нравственное воспитание (чувство патриотизма, справедливости; гуманизм, толерантность; правовое сознание; общечеловеческие ценности; бережное отношение к природе и др.);

эстетическое воспитание (формирование чувства прекрасного, эстетический вкус в одежде, поведении, способность отличать подлинное искусство от мнимого и др.);

трудовое воспитание (воспитание культуры умственного труда, уважения к труду, формирование навыков самостоятельной работы, ответственность за свою работу и др.)

Развивающий аспект заключается в целенаправленном развитии:

речевых способностей (фонематический слух, способность к догадке, к различению, к имитации, к логическому изложению и др.);

психических функций, связанных с речевой деятельностью (речевое мышление, память во всех видах, внимание, воображение, анализ, синтез, обобщение и др.);

способности к общению (коммуникабельность, эмоциональность, эмпатию и др.);

таких черт характера как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность и др.;

мотивации к дальнейшему овладению иноязычной культурой;

готовности к самостоятельной работе после школы.

Реализация целей обучения ИЯ мной осуществляется в рамках компетентностного подхода, принятого сегодня в мировой образовательной практике. Являясь основой модернизации общего образования, этот подход предполагает развитие или формирование у учащихся так называемых ключевых компетенций. Они характеризуются тем, что:

позволяют решать сложные (неалгоритмичные) и разноуровневые (полифункциональные) задачи;

имеют комплексную ментальную организацию (интеллектуальная + эмоциональная сферы);

требуют для успешной реализации сочетания навыков разного уровня и разной сложности (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования и т.д.);

применимы на разных уровнях деятельности (от элементарного до сложного);

переносимы из одной области деятельности в другую.

Очевидно, что язык – без его участия невозможно мышление и общение – является необходимым средством для усвоения ключевых компетенций. Поэтому основной целью в обучении ИЯ на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции, которая обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, умение формулировать и сообщать свои мысли на неродном языке в процессе коммуникаций.

Успешная реализация коммуникативной компетенции предполагает:

владение языковыми средствами (фонетика, грамматика, лексика, семантика, орфография, орфоэпия) SHAPE \* MERGEFORMAT лингвистическая или языковая компетенция;

умение адекватно использовать эти языковые средства для решения практических задач общения SHAPE \* MERGEFORMAT дискурсивная или речевая компетенция;

умение варьировать свою речь в зависимости от социального статуса собеседников и общего контекста общения SHAPE \* MERGEFORMAT социолингвистическая компетенция;

Поскольку формирование компетенций предполагает деятельностный характер обучения, то основным подходом к обучению и овладению иностранным языком считаю деятельностный подход, в рамках которого большое внимание уделяю стратегической составляющей совершаемых коммуникативных действий. Например, дискурсивная стратегия представляет собой ментальную или когнитивную процедуру, которая позволяет говорящему/пишущему управлять разноуровневыми действиями для достижения поставленной цели. В процессе порождения – это планирование речи, реализация плана, мониторинг и коррекция «на марше», выбор оптимальной формы и схемы изложения событий, редактирование собственного высказывания (добавление, удаление и переупорядочение), установление и поддержание контакта с адресатом и т.д.

Таким образом, в коммуникативную компетенцию я включаю стратегический компонент, который заключается в умении отобрать и использовать наиболее эффективные способы и приемы решения различных коммуникативных задач во всех видах речевой деятельности.

Особое внимание в своей работе уделяю личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. считаю, что успешная реализация указанных целей в контексте этого подхода вносит свой весомый вклад в решение общих задач, связанных с формированием личности молодого человека:

формирование личности с гуманистическими ценностями;

формирование конвергентного и дивергентного мышления;

формирование самосознания, позитивной Я-концепции;

формирование самостоятельности; формирование способности к кооперации и др.

Поставленные цели мной осуществляются в рамках общих направлений деятельности лицея:

формирование сложных дидактических умений и навыков учащихся как одно из условий повышения качества образования, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе (2007-2008гг.);

содействие повышению качества образования через использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе (2008-2009гг.)

Для достижения поставленных целей используют ведущие педтехнологии:

проблемно-поисковые;

личностно-ориентированные;

имитационно-ролевую;

традиционную;

коммуникативную; полного усвоения знаний.

Выбор той или иной технологии зависит от целого ряда обстоятельств:

программных целей и задач обучения;

возраста учащихся;

количества учащихся в группе;

уровня обучаемости и обученности учащихся;

количества часов, отведенных на прохождение учебной программы;

уровня сложности учебного материала и др.

В каждом случае учитель должен решить сам, какая технология будет оптимально эффективной, может привести к наилучшему результату.

Рассмотрим кратко психолого-педагогические особенности некоторых технологий.

Технология традиционного обучения.

Она ориентирована, главным образом, на усвоение знаний учащимися. Её положительные стороны:

систематический характер обучения;

упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;

организационная чёткость;

обеспечивает доступность (от лёгкого к трудному) и прочность знаний, что позволяет учащимся успешно справляться с лексико-грамматическими тестами.

постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Её слабые стороны:

ученик пассивен значительную часть урока (слушает, запоминает);

доминирует внешнее стимулирование;

опирается на объяснительно-иллюстративный способ обучения;

слабая мотивация учащихся к учебной деятельности;

используются главным образом репродуктивные упражнения;

ученик не осознает ответственности за результат обучения;

преобладают информативные методы обучения.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре.

Обучение происходит посредством общения. Эта технология ориентирована на формирование умений и навыков через общение. Она отвергает путь «от грамматики к языку». Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Её яркой стороной являются упражнения. Грамматические навыки формируются в условно-речевых упражнениях, являющихся важнейшим компонентом коммуникативного метода Е. И. Пассова. Например, вместо того, чтобы предлагать учащимся поставить предложения в прошедшем времени, ставится речевая задача:

«Я буду говорить о том, что обычно делаю, а вы поинтересуйтесь, делал ли я это раньше».

— Каждый вечер я немного читаю.

— А вчера вы тоже читали? и т. п.

Эта технология наиболее полно реализует принцип коммуникативности. Она создаёт благоприятные предпосылки к изучению иностранного языка. Ситуация – основная организационная форма. Дети активны большую часть урока, проявляют интерес к занятиям. Её слабые стороны:

не опирается на формально-логическое мышление, поэтому, скажем, малопродуктивна для детей с «математическим складом ума», а также для визуалов и кинестетиков;

рассчитана на детей – экстравертов, тех, кто любит общаться, и малоинтересна детям – интровертам, тем, кто предпочитает индивидуальную работу (уединенно);

требуется больше времени (количества часов) для прочного усвоения знаний;

отрицает дедуктивный метод в обучении (от правила к практическим действиям);

недооценка принципа сознательности в обучении.

Технология полного усвоения знаний.

В её основе лежит таксономия целей обучения Б.С. Блума, которая выросла из необходимости измерения результатов обучения. Согласно этой технологии процесс познания (усвоение содержания обучения) проходит 6 этапов:

значение (термины, факты, понятия, закономерности, теории);

понимание (интеллектуальные умения оперировать знаниями);

применение (использование знаний в новых условиях, а также решение проблем);

анализ (логическое упорядочивание, систематизация знаний);

синтез (обобщение знаний);

оценка (суждение о правильности или ценности изученного, критическое сравнение, обсуждение).

В практическом плане это может выглядеть так:

семантизация лексики по теме;

упражнения на усвоение лексических единиц по теме;

использование новой лексики в диалогах, описаниях картинок и т.п.

работа с тематическим текстом, составление плана пересказа;

пересказ текста с использованием новой лексики;

«круглый стол» по изученной теме или другая работа (творческое задание).

К преимуществам этой технологии относятся такие качества как системность, последовательность, прочность усвоения знаний, возможность их контролировать на каждом этапе. Однако её применение ограничивается возрастом учащихся, их интеллектуальными возможностями, уровнем обучаемости и обученности детей и др.

Итак, в любой технологии можно найти плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Одна, например, повышает мотивацию к учебе, развивает лучше других умения, другая гарантирует прочность знаний, третья проста, логична, требует меньше временных затрат. Наверное, не следует отдавать предпочтение какой-то одной технологии, лучше их чередовать, комбинировать в зависимости от учеников и объекта познания уровня сложности усваемого и количества часов и т.д.

В целях прочного усвоения знаний, развития умений и навыков учащихся, стимулирования их интереса к предмету применяю разные методы обучения:

объяснительно-иллюстрированный;

репродуктивный;

грамматико-переводной;

дедуктивный;

структурный (Г. Пальмер);

коммуникативный;

суггестопедический;

аудиовизуальный;

сопоставительный;

познавательной игры;

предъявления учебных требований;

устный опрос;

письменные работы.

Выбор методов обучения зависит от:

цели, задач и содержания материала конкретного урока;

времени, отведённого на изучение того или иного материала;

возрастных особенностей учащихся, уровня их реальной познавательной возможности;

уровня подготовленности учащихся;

материальной оснащённости кабинета.

В своей практической деятельности стараюсь придерживаться основополагающего принципа полимодального обучения: учащиеся нуждаются в разных стилях обучения. Этот принцип основан на том факте, что люди по-разному воспринимают информацию в зависимости от ведущего канала восприятия информации. Соответственно, всех людей можно отнести к рефлексивному, синтетическому, сенсорному, индуктивному, контекст-зависимому, кинестетическому типу (часто типы имеют пересечения), а в широком смысле – к правополушарным (чаще всего аудиального типа, склонны к синтезу, индукции) и левополушарным (визуального типа, ориентированы на дедукцию и анализ).

Все учащиеся условно делятся на три категории:

визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации).

Ученики-визуалы организованны, наблюдательны, осмотрительны, хорошие рассказчики, они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение. При обучении им необходим общий взгляд, цель; при повторении помнят то, что видели.

аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации).

Ученики-аудиалы разговаривают сами с собой, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, говорят ритмическими паттернами, любят музыку, могут имитировать тон, тембр голоса. Эти дети обучаются слушая, для них важны тон, темп, интонации. Они помнят то, что обсуждали, любят дискуссии, склонны монополизировать их.

кинестетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения).

Эти ученики ориентированы физически, для них характерно обилие движений, богатые физические реакции, разнообразная жестикуляция. Они обучаются гуляя и смотря, манипулируя и активно действуя, помнят общее впечатление от происходящего.

В зависимости от канала восприятия выбирается учебный стиль. Учащиеся достигают лучшего результата, используя предпочитаемый ими учебный стиль. Стараюсь соблюдать баланс стилей на уроках ИЯ.

Стиль

Виды деятельности на уроках иностранного языка

Синтетический

Восприятие информации на слух, освоение вокабуляра методом «островков»

Аналитический

Чтение, освоение вокабуляра посредством изучения слов

Импульсивный

Мозговой штурм, деятельность, требующая быстрой реакции, ролевые игры

Рефлексивный

Работа в малых группах, деятельность, требующая отсроченной реакции

Визуальный

Чтение с доски, работа с картинками, картами

Аудиальный

Диалоговый режим, прослушивание аудиокассет

Кинестический

Игры, соревнования в группах с переменным составом, работа с аудиоматериалом и учителем

Выполнение поставленных целей и задач требует также тщательного продумывания и планирования отдельных уроков. При подготовке к уроку учитываю:

ХОД УРОКА

ЭТАП

ЗАДАЧА

ОРГАНИЗАЦИЯ

***

Используемые мной педтехнологии и методы обучения привели к следующим результатам.

При 100 % успеваемости качество знаний учащихся составило:

учебный год

группа*, язык

2006-2007

2007-2008

2008-2009

1 (анг.)

81%

68%

55%

2 (анг.)

100%

100%

92%

3 (анг.)

41%

41%



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст