Учитель в художественной литературе и в современной жизни

VIII Республиканские юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри

Научно-исследовательская работа

Учитель в художественной литературе

и в современной жизни.

Выполнил: ученик 8А класса

Большеатнинской средней

общеобразовательной школы

Атнинского района РТ

Мингазов Рамиль Радикович.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы Мингазова Г.М.

Атня-2010

Почему выбрана эта тема. 2010 год объявлен в России годом Учителя. Какие изменения принесет он в систему образования? Будет ли сполна оценен труд педагога? Каков образ учителя в литературе: меняется ли он в понимании детей XX и XXI столетий? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, на которые мне хочется найти ответа. Они и побудили меня к этой исследовательской работе.

Цель: 1) проследить динамику образа учителя в художественной литературе;

2) при помощи анкетирования определить темперамент не только современных учителей, но и героев художественных произведений.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

подобрать художественные произведения, в которых присутствует образ учителя;

определить степень влияния исторической действительности на художественный образ;

выяснить, люди какого темперамента выбирают профессию учителя.

План работы.

Подобрать литературу для анализа.

Проанализировать художественную литературу по вопросу.

Провести анкетирование среди учителей района.

Проанализировать анкеты.

Сделать вывод.

Содержание.

Введение.

Анализ художественной литературы: Ч.Айтматов «Первый учитель», В.Быков «Обелиск», В.Распутин «Уроки французского», И.Евсеенко «Вторая учительница».

Анализ анкетирования.

Выводы.

1. Введение.

Учитель… самое обычное название профессии человека. Но вот когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Учитель не просто дает знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Все начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, ученого, сделавшего открытие, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти свое призвание, научил любить труд, воспитал мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия, как никакая другая, — одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

2. Анализ художественной литературы.

Учитель из аула Куркереу Дюйшен Таштанбеков. Живую легенду о таком человеке создал Чингиз Айтматов в повести «Первый учитель». Нам, современной молодежи, трудно даже представить условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену, понять его титанический труд. Куркереу – аул небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркереу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. «В ней вся сила», — говорят аульчане. Учитель страстно берется за дело: чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.

Как и каждый учитель, Дюйшен видит способности детей, заботится об их будущем («Ручеек ты мой светлый, — сказал он, ласково гладя меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!), верит в них («Ты тоже вырастишь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано… И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная…»).

«Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир…» Но подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь, самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: «Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали». Это значит, Дюйшен научил отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого человека, становящегося примером для молодежи.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиск»е Василя Быкова. В своем произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны.

В начале повести мы знакомимся с корреспондентом, который при встрече со своим товарищем узнает о смерти учителя села Сельцо Павла Миклашевича. На похоронах он знакомится с Тимофеем Титовичем Ткачуком. От него он услышал имя Алеся Ивановича Мороза. Возвращаясь в город, корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. «Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской». И Ткачук рассказывает корреспонденту об А.И.Морозе, его жизни и подвиге.

Родом Мороз был с Могилевщины, уже пять лет работал учителем после окончания педтехникума. Как-то раз на Мороза была подана жалоба, что он не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программы наркомата и говорит ученикам, что не надо ходить в костёл, пусть туда ходят бабушки. Эта жалоба стала причиной поездки в Сельцо и знакомства Ткачука с Морозом. А на жалобу Алесь Иванович ответил следующее: «С программами в школе действительно не всё в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие, особенно католики, плохо справляются с белорусской грамматикой, их начальные знания не соответствуют нашим программам. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они – люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане…» Мороз хотел сделать из детей не отличников учебы, а прежде всего – людей. Заступается учитель и за Павла Миклашевича, которому плохо живется с отцом и мачехой.

Началась война. Сельцо заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжал работать в школе. При встрече с Ткачуком он говорит: «Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не за тем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Вскоре учитель раздобыл приемник. Все, что услышит, передает другим. Первое время шло все хорошо. Но один из полицаев, в селах его звали Каин, все-таки что-то заподозрил. В школе устроили допрос, перетрясли ученические сумки, но ничего не нашли. Учителю устроили допрос, но все обошлось. Тогда ребята что-то задумали Они всегда были откровенны с учителем, а тут затаились даже от него. Они как-то намекнули ему, что неплохо бы пристукнуть Каина. Но учитель строго запретил. В ходе операции, которую совершили ребята, Каин остался жив. Через несколько дней всех ребят взяли. Но партизаны, к которым пробрался Мороз, ничем не могли помочь. Немцы требовали учителя, иначе всех детей повесят. Мороз отправляется к немцам.

В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И это подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, учитель с большой буквы.

Герой произведения Валентина Распутина «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учение, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжелое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчик страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. «Подозреваю, что она нарочно для меня придумала, будто пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других».

Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет «наш герой» получать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. «Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя. – Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстраненно смотрела в окно. – Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». Лидия Михайловна точно знает, что мальчик обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не «преступление» это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, учительница не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет… Тут виновата я…

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они».

События в повести Ивана Евсеенко «Вторая учительница» происходят в 1953 году в далеком селе. Ольга Сергеевна, новая учительница, оказалась пожилой женщиной, лет 45, полноватой и медлительной. Эта полнота и медлительность не портили её, а наоборот лишь оттеняли какую-то особую, не деревенскую красоту. Ей очень шли и круглые, в тоненькой почти невидимой оправе очки и необычная, редко встречаемая у деревенских женщин прическа. Темные волосы были гладко зачесаны назад и уложены в тугой пучок. Но больше всего Колю поразило то, что у нее на груди виднелся маленький нательный крестик, который она носила на серебряной цепочке.

На первом уроке она не стала спрашивать, а просто познакомилась с детьми. Это удивило всех, потому что прежняя учительница Анна Павловна была деревенской и знала их. Но когда каждый ученик рассказал о себе, «…вдруг обнаружили, как будто заново познакомились друг с дружкой и даже как будто побывали друг у дружки в гостях». А откровенный разговор — рассказ учительницы о себе, сложной судьбе – сблизил детей и учительницу. Они почувствовали простой человеческий интерес к себе. Автор вспоминает, что больше всего их поразило то, что с самого первого урока Ольга Сергеевна начала называть их на «вы». Они этим страшно загордились, заважничали, подтянулись в учебе, стали более внимательными.

Образованный человек всегда уверен в себе, особенно учитель. Когда директор школы, по прозвищу Дециметр, приходил на уроки, дети его просто боялись и от страха путались в ответах, «…забывали на уроках математики таблицу умножения, а на уроках русского языка самые простые, казалось, навсегда уже заученные правила». Потому что побаивалась Дециметра и прежняя учительница Анна Павловна. Она путалась, краснела, роняла мел. А Ольга Сергеевна вела урок так же уверенно и спокойно, как и в отсутствие директора; «…вызывала и отличников и бывших двоечников, кого надо журила, кому надо объясняла задание по несколько раз, ничуть не боясь задержать его возле доски больше положенного». Ольга Сергеевна не побоялась сообщить ученикам и о смерти Ивана Бунина, чьё творчество было запрещено в советскую эпоху, и смело начала читать детям его книгу, даже призналась о личном знакомстве с ним. Не боится она в день Пасхи поздравить детей с праздником, а на Радоницу идет на кладбище помогать Ивану Дмитриевичу и бабке Акулине.

«…Ольга Сергеевна уезжала, расставалась с нами навсегда. И остановить её, наверное, было невозможно… Я не выдержал её молчания и безучастия и громко, почти навзрыд заплакал…» Имен в это момент Коля понял, как глубоко любил и уважал он свою учительницу. Ведь всё дорогое мы оцениваем после потери.

Как видно, образ второй учительницы является воплощением лучших черт, как человека, так и учителя. Не зря её запомнил мальчик и так тепло отзывался в этой повести уже будучи писателем.

Вывод: Из проанализированных выше произведений видно, что образ педагога в художественной литературе 50-80х годов характеризуется положительно, отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

3. Анализ анкетирования.

Как часто, общаясь с людьми, нам приходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решения или даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такая разница умиляет, иногда раздражает, и вот мы уже в сердцах говорим, что мы абсолютно разные по темпераменту.

Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учителей. (Приложение 1). В анкетировании приняло участие 104 респондента. (Приложение 2) Не секрет, что большинство учителей в школах — женщины. Они и составили 83% опрошенных. Для того, чтобы определить темперамент педагогов, обратились к характеристике темпераментов (Приложение 3).

Как видно из Приложения 2, холерический тип темперамента имеют 41 человек, флегматический — 45, сангвинический — 13, меланхолический — 5. Хочется оговориться, что в чистом виде темпераменты встречаются очень редко, обычно в каждом человеке они присутствуют в различных пропорциях. Не стоит также отождествлять характер и темперамент. Последний всего лишь характеризует тип нервной системы, ее свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ.

Опираясь на Приложение 3, мне захотелось попытаться определить темперамент учителей в тех художественных произведениях, которые мною были проанализированы выше. Вот что из этого вышло.

Автор и название произведения

Учитель

Характеристика

Тип темперамента

Ч.Айтматов «Первый учитель»

Дюйшен

Дюйшен хотел ответить что-то резкое, но сдержал себя

Школа для меня не в тягость, Караке. Если бы я мог лучше учить ребят, я бы ни о чем больше не мечтал.

Он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение.

Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным, что называется, по наитию. Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм, с которым он взялся за дело, не пропал даром.

Я и сейчас не могу найти слов, чтобы хоть сколько-нибудь выразить, как я была тронута благородством Дюйшена. …Я смотрела так, будто бы впервые увидела, сколько светлой красоты в его лице, сколько нежности и добра в его глазах, будто бы никогда прежде не знала я, как сильны и ловки его руки в работе, как чиста его ясная улыбка, согревающая сердце.

Преобладает сангвиничес-кий характер

В.Быков «Обелиск»

Алесь Иванович Мороз

И тут, как это часто бывает, не обходится без своих энтузиастов. Мороз был именно одним из тех, кто сделал для людей многое, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи. А неудач и разных конфликтов у него хватало.

Мороз вообще был мастер путать постулаты.

Не только школьники, но и крестьяне со всей округи стали смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника. Что у кого было трудного или хлопотного, со всем шли к нему в школу. Настоящий консультационный пункт открыл по различным вопросам.

Мороз своим умом обошел нас.

Слова Алеся Ивановича вселяли надежду.

Преобладает флегматичес-кий темперамент

В.Распутин «Уроки французского»

Лидия Михайловна

…Не было видно в её лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было как-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

Мне и теперь часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.

Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня – одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница, мне даже хотелось порой на нее прикрикнуть.

Преобладает холерический темперамент

И.Евсеенко «Вторая учительница».

Ольга Сергеевна

Голос был сильный и высокий. Я сразу догадался, что читает новая учительница.

По моим понятиям, она была женщиной довольно уже пожилой, лет сорока пяти, а то, может, даже и пятидесяти, чуть полноватой и медлительной.

Мне очень нравилось это её «здравствуй», строгое и четкое.

Вдруг окинула весь наш класс каким-то успокаивающим, ласковым взглядом.

Уроки она проводила спокойно и тихо, ни разу ни на кого не накричала, не поставила в угол и не выгнала из класса.

Но Ольга Сергеевна ничуть не менялась, не придумывала никаких новшеств согласно указаниям Дециметра. По крайней мере, мы этого не чувствовали.

Ольга Сергеевна ничуть, кажется, не удивилась моему появлению, но ничего и не сказала, молча и отрешенно смотрела куда-то.

Преобладает флегматичес-кий темперамент

4. Выводы.

1. Как видно из произведений, взаимоотношения учителя и ученика построены на взаимоуважении, доверии, понимании. Ученик интересует учителя как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления.

2. Любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

3. Учитель делает всё, чтобы вырастить достойных людей, формирует в детях такие ценные качества, как человечность, честность, сострадание.

4. Анкетирование показало, что среди современных учителей (как и в художественной литературе) встречаются люди с различным типом темперамента. Темперамент не влияет ни на выбор профессии, ни на специальность.

Я думаю, что личный пример учителя важен и сегодня, даже очень. Согласен с мнением Л.Н.Толстого, который говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Именно такими совершенными учителями были и герои проанализированных мною произведений.

Использованная литература.

1. Айтматов Ч. Первый учитель. – М.: Детская литература, 1962.

2. Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986.

3. Евсеенко И. Вторая учительница. – Роман-газета, №8 2008 г.

4. Распутин В. Уроки французского. – М.: Детская литература, 1987.

5.Кравцова А. Статьи по психологии. Как определить тип темперамента. — Психомедиа: информационный канал-дайджест.

Приложение 1.

Анкета. Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением.

Вы:

1.Отличаетесь усидчивостью.

2.Вспыльчивы и импульсивны.

3.Чаще всего нетерпеливы.

4.Инициативны и решительны.

5.Упорны, даже упрямы.

6.Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.

7.Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.

8.Любите рисковать.

9.Легко прощаете обиды.

10.Ваша речь быстрая и пылкая.

11.Часто страдаете от своей неуравновешенности.

12.Не терпите недостатков.

13.Вас привлекает все новое.

14.Ваше настроение часто меняется.

15.Вы жизнерадостный и веселый человек.

16.Энергия бьет ключом, вы всегда собранны.

17.Часто бросаете начатое на полдороге.

18.Не всегда адекватно оцениваете свои силы.

19.Ваши интересы и увлечения часто меняются.

20.К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.

21.Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.

22.Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.

23.Вы отзывчивы, любите общение.

24.Ваша речь внятная и громкая.

25.Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.

26.Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.

27.Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.

28.Вы рассеяны, невнимательны.

29.Вы сдержанный и хладнокровный человек.

30.В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.

31.Вы осторожны и рассудительны.

32.Выдержанны, умеете выжидать.

33.Неразговорчивы, не любите пусто-порожней болтовни.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст