Учитель начальных классов плиско дина Михайловна

Учреждение образования « Миорская государственная

общеобразовательная средняя школа №3»

Учитель начальных классов ПЛИСКО Дина Михайловна

Миоры 2010

Введение

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

Работая над темой гражданско-патриотического воспитания, я определила особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания; формы и методы; составила план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработала тематику классных часов, тематику бесед и лекций с родителями учащихся; разработала и провела ряд мероприятий.

Взгляд на патриотическое воспитание

Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания детства: колыбельная песня матери, сильные руки отца, подбрасывающие малыша к потолку, мудрая сказка бабушки — западают глубоко в душу и надолго определяют самочувствие человека. По мнению многих, счастливые воспоминания детства часто спасали в самых страшных жизненных испытаниях, уберегая от последнего, непоправимого шага.

Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен сложили о родном доме. Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества.

Почему дом (как ценностное понятие) так важен для ребенка? Во-первых, с точки зрения психологии, это та среда обитания, где ребенок чувствует себя в безопасности, где он защищен от неизвестности и опасностей окружающего мира. Во-вторых, дом — это то место, где ребенок учится, познает, радуется, где исполняются его явные и тайные мечты, где любят друг друга просто так, ни за что. В-третьих, дом там, где у ребенка есть место, не только место для учебы, игр, отдыха, но и место в семейных отношениях, где с ним считаются, принимают, ждут. Здесь формируется сознание своего «Я», своей общественной ценности. Здесь формируются и чувства стыда, боли, а в конечном итоге — чувство совести, которое в дальнейшем будет сопровождать человека на жизненном пути и подсказывать, что хорошо, а что плохо.

Начиная с 4-летнего возраста, ребенок тянется к сверстникам. В школе для него важно признание детского коллектива. Психологи считают, что возраст от 9 до 12 лет характеризуется самым высоким интересом к коллективу. Это поистине период коллективизма, групповых подвижных игр и всевозможных соревнований. Ребенок утверждает себя в группе сверстников. Теперь это главная среда его обитания. Оценки и мнение сверстников становятся весьма значимыми. Воспитывая патриотизм, мы формируем отношение к сверстникам как к товарищам по совместным играм, общей деятельности, общим интересам, общему отношению к миру, стараясь при этом воздействовать на группу таким образом, чтобы ее влияние было положительным в социальном плане.

Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерархию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь школа — это «кусочек» той страны, где живет ребенок. Отношение к классу, школе зависит, в свою очередь, от того, как ребенок учится (успешно или неуспешно), как к нему относятся учителя и сверстники, каков психологический климат в классе и школе и т. д. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищённо, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе.

Родина для ребенка — это то, что его окружает: двор, в котором он играет с товарищами, трудится во время субботников; улица, на которой стоит его дом; город, в котором он живет, с которым связаны воспоминания о праздниках, событиях, путешествиях, поездках. Отношение к своему двору, своей улице, своему городу (поселку, деревне), обогащаясь и расширяясь, перерастает в отношение к своей стране.

Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества. Работа в этом направлении ведется исходя из постулатов: «Природа — наш дом» и «Беречь природу — значит беречь Отечество». Младший школьный возраст — наиболее благоприятный для воспитания ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному взаимодействию с природой.

Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему. Ребенок узнает, представителем какого народа он является; в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей. Он начинает изучать свою страну: ее историю, географическое положение, знакомится с выдающимися людьми, оставившими след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция.

История страны неразрывно связана с историей и настоящей жизнью народа. Поэтому педагог формирует у детей отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям народа. Это происходит в учебной деятельности и во внеклассной работе.

Патриотизм — категория нравственная и в то же время гражданственная, действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни страны, без труда на благо и процветание Отечества. Поэтому, воспитывая патриотизм, мы формируем у детей отношение к труду как ценности, приучаем к физическим и духовным усилиям, воспитываем ценные трудовые мотивы (заботы, долга, ответственности). Именно в труде материализуются отношения детей к близким, дому, природе, людям, Родине.

Последовательное, поэтапное формирование всех названных отношений составляет содержание патриотического воспитания. Все эти отношения фокусируются в понятии, которое называется патриотизмом.

Особенности патриотического воспитания

младших школьников

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение курса «Человек и мир», более активное общение со сверстниками, взрослыми, участие в общественной жизни (общественные акции, общественно полезный труд, школьные и государственные праздники, коллективные творческие дела, забота о природе и т. д.), совместный труд, чтение детских периодических изданий, просмотр теле- и прослушивание радиопередач дети приобщаются к жизни своей страны, познают ту реальную социальную действительность, которая их окружает.

Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников.

Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.

Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.

Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Мэты грамадзянска-патрыятычнага выхавання

малодшых школьнiкаў:

• знаёмства з нацыянальнымi традыцыямi, звычаямi, абрадамi;

• знаёмства з беларускiмi народнымi святамi, гульнямi, народнай творчасцю;

• далучэнне да традыцый выхавання дзяцей у беларускай сям’i;

• знаёмства з гiсторыяй i культурай сваей краiны;

• развiццё нацыянальнай самасвядомасцi.

Задачы грамадзянска-патрыятычнага выхавання

малодшых школьнiкаў:

I клас

• фармiраванне першапачатковых паняццяў i ўяўленняў аб сваiм родным краi;

• абуджэнне любовi да сваей Радзiмы, павагi да яе гiсторыi i традыцый;

• выхаванне любовi да роднай прыроды i жадання клапацiцца аб ей;

• выхаванне працавiтасцi, дабрынi, чуласцi, сяброўскiх адносiн да аднакласнiкаў, умення дружна працаваць у калектыве;

• выхаванне цiкавасцi да навакольнага свету.

II клас

• выхаванне любвi i павагi да сваiх бацькоў, да сваiх родных i блiзкiх;

• выхаванне павагi i цiкавасцi да працы сваiх бацькоў, жадання iм дапамагаць;

• фармiраванне ўяўленняў аб паходжаннi сваiх продкаў;

• выхаванне пачуцця абавязку перад сям’ёй;

• выхаванне пачуццяў таварыскасцi, узаемадапамогi, працавiтасцi, сцiпласцi, справядлiвасцi, гасцiннасцi, праўдзiвасцi;

• выхаванне павагi да сямейных святаў i традыцый.

III клас

• фармiраванне паняццяў i ўяўленняў аб Радзiме, аб сваiм родным горадзе;

• выхаванне любовi да роднага краю, роднага горада, павагi да традыцый i звычаяў;

• выхаванне любовi да роднай прыроды, беражлiвых адносiн да скарбаў прыроды, да раслiннага i жывёльнага свету;

• выхаванне павагi да людзей працы, беражлiвых адносiн да вынiкаў працы, жадання працаваць;

• паглыбленне ўяўленняў аб клапатлiвасцi, дабрынi, узаемападтрымцы;

• выхаванне пачуцця сяброўства, жадання прыйсцi на дапамогу другому;

• выхаванне цiкавасцi да вучобы, бескарыслiвасцi, сумленнасцi, чуласцi, спагады;

• фармiраванне навыкаў культурных паводзiн.

IV клас

• знаёмства з гiсторыяй нашай дзяржавы; выхаванне любовi да беларускага народа, сваёй Айчыны;

• выхаванне павагi да звычаяў i традыцый беларускага народа;

• выхаванне любовi да роднай прыроды, беражлiвых, клапатлiвых адносiн да прыроды i ўсяго жывога;

• выхаванне добразычлiвасцi, справядлiвасцi, гаспадарлiвасцi, гасцiннасцi, спагадлiвасцi, сардэчнасцi, чалавекалюбства, уважлiвасцi;

• выхаванне таварыскасцi, умення працаваць у калектыве, лiчыцца з членамi калектыву.

План мерапрыемстваў па выхаваннi патрыятызму

верасень

Мой родны горад.

Экскурсiя па родным горадзе.Гутарка “Гiстарычнае мiнулае майго горада”. Інфармацыйная гадзіна “Музеi майго горада”.Вусны часопіс “Гiстарычныя мясцiны горада”.Віктарына “Чым славiцца родны горад?”Беларускае свята «Дажынкi»..

Сустрэчы з цiкавымi людзьмi. Знакамiтыя землякi

кастрычнiк

Зямля з блакiтнымi вачамi.

Беларускае свята «Багач». КВЗ “Чым славiцца родная зямля?”Завочнае падарожжа “Гістарычныя мясцiны Беларусi”.Гульня-віктарына “Цi ведаю я родны край?”Вусны часопіс “Пiсьменнiкi i паэты беларускай зямлi”.Інфармацыйная гадзіна “Беларусь спартыўная”.Віктарына “Народная творчасць — каштоўнасць беларускага народа”.

лiстапад

Працаваць не любiш — чалавекам не будзеш.

Завочнае падарожжа “Багаццi зямлi беларускай”.Гутарка “Працаваць — значыць любiць i паважаць сваю краiну”.

Конкурс малюнкаў “Вобраз беларуса-працаўнiка”.Свята «Беларускiя вячоркi».Выстава «Цуды прыроды».

Вусны часопіс “Дружная праца — крынiца багацця”.

снежань

Без кораня i палын не расце.

Гутарка “Без родных i блiзкiх не можа жыць чалавек”.

Вусны часопіс “Традыцыi беларускай сям’i ў горадзе i на вёсцы”.

Гульня-віктарына “Што я ведаю пра сваiх продкаў?”

Завочнае падарожжа “Пра што раскажуць старыя фотаздымкi?”

Інфармацыйная гадзіна “Як скласцi генеалагiчнае дрэва?”

Сямейнае свята «Тата, мама i я — спартыўная сям’я».

Сямейныя пасядзелкi ”П’ем гарачую гарбату”.

студзень

Здароўе даражэй за ўсё.

Віктарына “Здаровы лад жыцця”.

Беларускае свята “Прыйшлi калядкi з блiнамi i аладкамi”.

Гутарка “Мая культура паводзiн (манеры, мова, адзенне)”.

Вусны часопіс “Дрэнныя звычкi. Клопат пра свае здароўе”.

КТС “Урокi здароўя”.

Дзень здароўя i спорту. Вясёлыя старты.

люты

Запрашаем усiх на свята.

Беларускае свята «Грамнiцы».Народныя гульнi.Свята «Беларускiя пасядзелкi».Віктарына “Я загадку загадаю”.

Вусны часопіс «Дзiцячы фальклор».

КВЗ «Сядзiм, казкi слухаем».

Свята будучых абаронцаў Айчыны.

Завочнае падарожжа “Гераiчныя песнi беларусаў”.

сакавiк

«Прыйдзi, вясна-красна».

Вусны часопіс “Вясновыя святы”.

Беларускае свята «У нас сёння Масленiца, прыляцела да нас ластавiца».

Весялосць на Масленiчны тыдзень. Забавы i гульнi на Масленiцу.

Працоўны дэсант “Падарункi для мам, бабуль, сястрычак”.

Ранішнік “Вiншум дарагую мамачку”.

Свята «Гуканне вясны».

Акцыя «Чакаю цябе, шпачок!».

Беларускае свята «Саракi».

красавiк

Добраму добрая памяць.

Беларускае свята «Камаедзiцы».

Няхай жывуць ветлiвасць i дабрыня! Вучымся гаварыць ветлiва.

Гульня-віктарына “Беларуская этыка i этыкет”.

Акцыя «Мiласэрнасць».

КТС “Птушка моцная крыламi, а чалавек — дружбай”.

Клопат аб малодшых. Наведванне вучнямi дзiцячых садкоў.

Свята «Ляльнiк».

Гутарка “Якая справа, такая й слава”.

Шануем прыроду. Акцыя «Пасадзiм дрэўца».

май

Мiр. Май. Праца.

Інфармацыйная гадзіна “Дзень мiру i працы”.

Інфармацыйная гадзіна “9 мая — дзень Перамогi”.Акцыя “Вiншаванне ветэранаў вайны i працы”.

Завочнае падарожжа “Подзвiг беларускага народа ў гады Вялiкай Айчыннай вайны”.

Сустрэча з ветэранамi Вялiкай Айчыннай вайны.

Выстава малюнкаў «Я не хачу вайны!».

Экскурсiя ў музей “Подзвiг нашых землякоў у гады вайны”.

Вусны часопіс “У вайны не жаночы твар”.

Выстава «Беларусь партызанская. Рэйкавая вайна».

Гісторыя маёй Радзiмы — гiсторыя маёй сям’i, майго роду.

Тэматыка класных гадзiн з вучнямi пачатковай школы

I — II класы

1. Рэспублiка Беларусь — мой родны край, мая Радзiма.

2. Мой родны кут, як ты мне мiлы.

3. Я гавару на мове роднай.

4. Гістарычнае мiнулае роднага горада.

5. Гістарычныя мясцiны роднага горада.

6. Знакамiтыя людзi майго горада.

7. Багаццi зямлi беларускай.

8. Раслiнны i жывёльны свет Беларусi.

9. Лес — наша багацце.

10. Чым славiцца беларуская зямля.

11. Станоўчыя рысы характару беларусаў.

12. Працавiтасць, гасцiннасць, добразычлiвасць — рысы беларуса.

13. Нацыянальныя традыцыi, звычаi, абрады.

14. Беларускiя народныя святы.

15. Дзiцячы фальклор: песенькi, калыханкi, забаўлянкi.

16. Лiчылкi, прыказкi, прымаўкi, загадкi — скарб народа.

17. Народная мудрасць у беларускiх народных казках.

18. Вясёлыя танцы беларусаў.

19. Музычныя народныя iнструменты.

20. Вясёлыя прыпевачкi.

21. Дзiцячыя народныя гульнi.

22. Беларуская цацка.

23. Народныя прыкметы.

24. Гісторыя бабулiнага ручнiка.

25. Паэзiя народнага касцюма.

26. Этыкет беларусаў.

27. Вучымся гаварыць ветлiва.

28. Добрыя справы робяць цуды.

29. Беларуская сям’я. Без родных i блiзкiх не можа жыць чалавек.

30. Сямейныя святы.

31. Што ўмелi нашы прадзеды.

32. Прадметы беларускага побыту.

33. Дзе справа, там i слава. Мы любiм працаваць.

34. Справа майстра баiцца.

35. Фiзiчная культура i спорт у жыццi беларусаў.

III—IVкласы

1. Мая Радзiма — Рэспублiка Беларусь. На карце вялiкага свету яна, як кляновы лiсток.

2. Жыву ў Беларусi i тым ганаруся.

3. Гісторыя беларускага народа.

4. Культура мовы i зносiн беларусаў.

5. Славутыя iмёны зямлi беларускай.

6. Беларускi этыкет.

7. Беларуская этыка.

8. Звычаi i традыцыi беларускага народа.

9. Традыцыi выхавання дзяцей у беларускiх сем’ях.

10. Беларускiя народныя святы.

11. Народныя гульнi ў жыццi беларусаў.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст