Учитель химии сош им. Зеленова Е. М. Тарасова Л. П

Тезизы к выступлению на областной конференции

(учитель химии СОШ им.Зеленова Е.М. Тарасова Л.П.)

Для дальнейшей успешной адаптации выпускников в социуме и реализации их себя на рынке труда в настоящее время у нас в стране меняется подход к обучению школьников, т.к. назрела необходимость формирования основных компетентностей. Кроме этого, многие учителя–предметники отмечают значительное снижение познавательной активности учащихся и, как результат, снижение качества знаний и степени обученности учащихся.

Отход от традиционной методики обучения и внедрение компетентностно – ориентированного подхода к обучению, на наш взгляд, является одним из направлений решения этих задач. Реализация компетентностно – ориентированного подхода в образовании провозглашена в концепции модернизации Российского образования (до 2010 года). Для поддержания компетентностно – ориентированного подхода в образовании в нашей школе организована методическая работа с целью ознакомления педагогического коллектива с новыми образовательными технологиями, которыми в настоящее время пополнились методики преподавания многих учебных предметов. Проводились обучающие семинары, «круглые столы», заседания МО учителей – предметников, где анализировались потенциальные возможности применения новых образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе. Была спланирована и проводилась апробация этих технологий на уроках в различных предметных областях. На наш взгляд, общим в этих технологиях является то, что учитель становится не транслятором знаний, а организатором процесса их получения. Ученик же перестает быть приёмником этих знаний. Процесс его обучения заключается в том, что он сам «добывает» необходимые знания, сменяя различные виды деятельности. Задачами нашей школы определено формирование у учащихся коммуникативной и информационной компетенции.

Для реализации этих задач я, как учитель – предметник, на уроках химии в 9 – 11 классах использую такие технологии как «Дебаты», «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В технологии РКМЧП чаще всего используется чтение текста с пометками – «Инсерт».

Урок в данной технологии имеет свою структуру. Он состоит из нескольких частей – этапов.

Этап I. – «Вызов»

Он необходим для выявления исходных знаний учащихся по теме, вовлечения учащихся в тему урока. «Вызов» знаний проводится на основе ключевых слов, из которых учащиеся составляют небольшие рассказы. На этом этапе применяется «мозговая атака», которая заключается в индивидуальной работу учащихся, в работе парами и в группах. Итогом работы на этапе является рассказ, составленный в группе и прочтённый всему классу.

Этап II. – «Осмысление»

На этом этапе учащиеся читают текст и проводят его маркировку в соответствии с принятыми пометками : «V» — известная информация; «+» — новая информация, полученная из текста; «-« информация, противоречащая первоначальным сведениям; «?» — информация, требующая дополнительных уточнений.

Учащиеся читают текст достаточно медленно, т.к. чтение должно быть осмысленным.

Этап III – «Рефлексия»

На данном этапе учащиеся заполняют таблицу в соответствии с проведенной маркировкой с помощью сокращенного текста. При этом происходит осмысление информации по – новому и, вполне возможно, новое обращение к тексту. Учащиеся, которые быстро справляются с данной работой, приступают к составлению синквейна – белого пятистишья, которое импровизируется в границах заданной грамматической формы и данной темы.

Домашнее задание состоит: 1) из составления рассказа по

материалам заполненной таблицы.

2)сообщений, подготовленных для уточнения информации в

колонке «?» маркировочной таблицы.

Оценки ставились за:

наибольшее количество ассоциативных моделей в рассказе на стадии «Вызов»;

удачные синквейны;

сообщение по уточнению информации (информативность, структура сообщения, речевое оформление, наглядность оформления);

наиболее полные рассказы на тему урока (информативность, структура сообщения, речевое оформление)

По двум последним пунктам оценки ставились на следующем уроке.

Наибольшую трудность на уроках, проводимых в данной технологии, вызывает выдерживание временных рамок на каждой стадии и на каждом этапе, неумение учащихся достаточно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Работа по данной технологии способствует формированию умения работать в группах, самостоятельно заниматься обучением, слушать и слышать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

И, как результат: — формируются основные компетенции

(информационная и коммуникативная);

на уроках исключаются стрессовые ситуации;

учебная мотивация,

познавательная активность учащихся.

УРОК ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

«Нефть и её переработка»

Цель урока: совершенствовать навыки работы в технологии КМЧП; выяснить состав

нефти и рассмотреть основные способы её переработки

Оборудование: сырая нефть, коллекция «Нефть и продукты её переработки»

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Вызов (12 минут)

1.Используя ключевые слова составить рассказ:

миллион лет назад, бензин, транспорт, нефть, перегонка

2. «Мозговая атака»:

парная работа (3 мин);

групповая работа (3 мин);

чтение полученных рассказов (5 мин)

«Осмысление» (12 минут)

1.Чтение текста и его маркировка (10 минут)

Текст взят из учебника «Химия. 10 класс». Авторы: О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев,

С.Ю. Понаморев, В.И.Теренин. «Дрофа», 2001г.

2. Рассмотреть образцы сырой нефти и продуктов её переработки (2 мин)

«Рефлексия» (13 минут)

Заполнение таблицы (10 минут)

V

+

?

2.Составление синквейна на тему «Нефть и её переработка».

Домашнее задание: 1. Составление рассказа «Нефть и её переработка» на

основании материалов таблицы.

2.Подготовить сообщения на темы «Бактерии и переработка

нефти», «Детонационная стойкость бензина».

КОММЕНТАРИИ К УРОКУ

1.Учащиеся 10 класса знакомы с данной технологией. Поэтому на организационный момент отводится 1 – 1,5 минуты.

2. «Мозговая атака» на стадии «Вызов» проходит быстро и успешно, т.к. учащиеся знакомы представленные слова. Только слово «перегонка» используется в смысле транспортировки нефти из одного места в другое.

3. «Инсерт» так же не вызывает у учащихся затруднений. В работу включены все ребята, даже те, кто открывает учебник очень редко.

4. На стадии «Рефлексия» таблица получилась следующая:

V

+

?

1.Нефть — важнейшее сырьё.

2.Внешний вид.

3.Использование продуктов переработки нефти

1.Состав нефти

2.Способы переработки: перегонка, крекинг.

3.Некоторые термины: ректификация, детонационная стойкость бензина.

4Существование и действие «нефтяных» бактерий.

1. «Перегонка» как транспортировка и «перегонка» как способ переработки нефти

1.Бактерии, «перерабатывающие» нефть.

2.Пары углеводородов, образующиеся в ректификационной колонне.

3.Детонационная стойкость бензина и октановое число бензина.

Одна из учениц сразу смогла дать информацию, т.е. объяснить, что из себя представляют пары в ректификационной колонне (вопрос №2 в «?»).

5.Подготовка сообщений по 1 и 3 вопросам в колонке «?» стала домашним заданием к следующему уроку.

6.Составленные синквейны не все получились удачные, т.к. некоторые учащиеся не до конца поняли и изученный материал и суть синквейна .

7. Оценки ставились за:

наибольшее количество ассоциативных моделей в рассказе на стадии «Вызов»;

разъяснение работы ректификационной колонны (устройство и последовательность работы);

удачные синквейны;

сообщение на тему «Бактерии» и «Детонационная стойкость бензина» (информативность, структура сообщения, речевое оформление, наглядность оформления);

наиболее полные рассказы на тему «Нефть и её переработка» (информативность, структура сообщения, речевое оформление)

По двум последним пунктам оценки ставились на следующем уроке.

УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

«Аморфные и кристаллические вещества.

Кристаллические решетки»

Цель урока: совершенствовать навыки работы в технологии КМЧП; выявить различие в физических свойствах веществ аморфных и кристаллических; дать определение кристаллической решетке; выявить связь физических свойств вещества и строения его кристаллической решетки.

Оборудование: модели кристаллических решеток различных веществ: хлорида натрия, алмаза, магния, хлороводорода.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. (2 минуты)

II.Вызов (12 минут)

1.Используя ключевые слова составить рассказ:

вещества, физические свойства, молекулы, атомы, ионы, узлы.

2. «Мозговая атака»:

парная работа (3 мин);

групповая работа (3 мин);

чтение полученных рассказов (5 мин)

III.«Осмысление» (12 минут)

1.Чтение текста и его маркировка (10 минут)

Текст взят из учебника «Химия. 8 класс». Авторы: О.С.Габриелян.

«Дрофа», 2005г.

2. Рассмотреть образцы кристаллических решеток различных веществ(2 мин)

IV.«Рефлексия» (13 минут)

Заполнение таблицы (10 минут)

V

+

?

2.Составление синквейна на тему «Кристаллические решетки».

V.Домашнее задание: 1. Составление рассказа «Кристаллические решетки и физические

свойства вещества» на основании материалов таблицы.

2.Подготовить сообщения на темы « Почему вещества ионного и

атомного строения имеют непостоянный состав?»

КОММЕНТАРИИ К УРОКУ

1.Учащиеся 8 класса только знакомятся с данной технологией. Поэтому на организационный момент отводится 1,5 – 2,0 минуты.

2. «Мозговая атака» на стадии «Вызов» проходит быстро и успешно, т.к. учащиеся знакомы представленные слова. Только слово «узлы» не вошло в большинство рассказов, т.к. учащиеся не смогли найти его место в рамках заданной темы.

3. «Инсерт» так же не вызывает у учащихся затруднений. В работу включены все ребята, даже те, кто открывает учебник очень редко.

4. На стадии «Рефлексия» таблица получилась следующая:

V

+

?

1.Агрегатные состояния вещества.

2.Частицы в составе вещества.

3. Типы химической связи.

4. Влияние температуры на величину колебаний частиц.

5.Тугоплавкость алмаза.

1.Кристаллическая решетка. Узел решетки

2.Типы кристаллических решеток.

3.Закон Пруста.

4.Зависимость физических свойств вещества от строения кристаллической решетки.

5.Аморфные вещества

1. Температура плавления аморфных веществ.

1. Непостоянство состава для веществ немолекулярного строения.

5.Подготовка сообщений по вопросу в колонке «?» также стала домашним заданием к следующему уроку.

6.Составленные синквейны не все получились удачные, т.к. некоторые учащиеся не до конца поняли и изученный материал и суть синквейна .

7. Оценки ставились за:

наибольшее количество ассоциативных моделей в рассказе на стадии «Вызов»;

удачные синквейны;

сообщение на тему «Почему вещества ионного и атомного строения не имеют постоянного состава?» (информативность, структура сообщения, речевое оформление, наглядность оформления);

наиболее полные рассказы на тему «Кристаллические решетки вещества и их физические свойства» (информативность, структура сообщения, речевое оформление)

По двум последним пунктам оценки ставились на следующем уроке.

Примеры рассказов на стадии «Вызов»

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вещества – это то, из чего состоят тела. Вещества могут быть образованы атомами, молекулами, ионами. Вещества имеют некоторые физические свойства.

Все физические тела состоят из атомов и молекул. Некоторые вещества могут состоять из ионов. Свойства каждого вещества отличаются от свойств другого вещества. Наука химия связана с наукой физикой крепкими узлами.

Примеры рассказов из домашнего задания

Кристаллическая решетка – это «пространственный каркас», объединяющий частицы кристаллического вещества. Точки, где находятся частицы вещества, называются узлами решетки. Существует четыре вида кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические. Соответственно, в узлах этих решеток находятся ионы, атомы или молекулы. Вещества с ионной решеткой обладают сравнительно высокой твердостью и прочностью, тугоплавки и не летучи. Вещества с атомной решеткой плавятся при очень высокой температуре, прочны и тверды и практически не растворимы в воде. А вот вещества с молекулярной решеткой – полная противоположность веществам с атомной решеткой. Эти вещества летучи, имеют малую твердость и низкие температуры плавления. Наиболее интересны вещества с металлической решеткой. Эти вещества ковки, пластичны, имеют электро – и теплопроводность и характерный металлический блеск.

Кристаллическая решетка характеризуется периодической повторяемостью расположения частиц в трех измерениях.. В элементарной ячейке может размещаться до нескольких десятков частиц химических соединений. Кристаллическая решетка описывает идеальный кристалл. Конкретное расположение частиц в кристаллической решетке называют кристаллической структурой. Для описания кристаллической решетки достаточно знать размещение частиц в элементарной ячейке. От типа кристаллической решетки зависят физические свойства вещества.

Существует четыре типа кристаллических решеток, которые зависят от типа частиц, расположенных в узлах решетки.

В ионных решетках в узлах находятся ионы. Связи между ними устойчивые. Поэтому вещества с ионными решетками не летучи, тугоплавки, имеют высокую твердость и прочность. К ним относятся соли, некоторые оксиды и гидроксиды. В атомных кристаллических решетках в узлах располагаются атомы. Связи между атомами прочные ковалентные. Вещества, имеющие атомную решетку тугоплавки, прочны, тверды и практически не растворимы. К ним относится алмаз, бор, кремний, кварц, песок. В молекулярных решетках связи между молекулами очень слабые. Поэтому вещества летучие, имеют низкие температуры плавления, малую твердость. В узлах металлической решетки находятся атомы и ионы. Ни определяют характерные физические свойства металлов: ковкость, электро – и теплопроводность, характерный металлический блеск.

Вывод: зная тип кристаллической решетки, можно определить свойства вещества. И, наоборот, по свойствам вещества можно определить тип решетки.

Примеры синквейнов

Решетки

кристаллические, правильные

объединяют, содержат, упорядычевают

Они определяет физические свойства вещества

Правильные

Вещества

кристаллические, аморфные

кристаллизуются, плавятся, растворяются

Физические свойства веществ зависят от строения кристаллической решетки

Разнообразные.