Учитель истории и обществознания

ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Учитель истории и обществознания

 

Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. Совершим небольшой экскурс в историю развития информационных технологий и средств коммуникации.

INCLUDEPICTURE «../../../Школьный%20сайт%2064/images/clip_image002.gif» \* MERGEFORMAT Каких-то сто пятьдесят – двести лет назад основу информационных технологий составляли перо и чернильница. Коммуникация осуществлялась путем отправления писем. На смену им в конце XIX века пришла пишущая машинка, телефон. В 40-60-х годах ХХ века появляются электрические технологии, основанные на использовании электрических пишущих машинок, копировальных машин. Повысилась эффективность и скорость обработки информации. Появление во второй половине 60-х годов прошлого столетия ЭВМ позволило трансформировать не только форму, но и содержание информации. Это было началом формирования электронной или компьютерной технологии. Современную жизнь мы уже не представляем без ИКТ. И если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.

 

Цели использования информационных технологий на уроке:

•  Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств)

•  Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств

•  Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником

•  Помочь учителю в:

— проверке знаний, умений и навыков;

— организации закрепления полученных на уроке знаний;

— экономии времени;

— придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

— возможности эмоционально и образно подать материал.

Формы работы с использованием ИКТ на уроках истории: INCLUDEPICTURE «../../../Школьный%20сайт%2064/images/clip_image003.gif» \* MERGEFORMAT

создать собственный исторический проект по выбранной теме;

 

INCLUDEPICTURE «../../../Школьный%20сайт%2064/images/clip_image004.emz» \* MERGEFORMAT

написать и вывести в Интернет web-страницу исторической тематики;

создать программу, позволяющую изучать и проверять знания по истории и обществознанию;

оформить научно — исследовательскую работу, реферат и.т.п.;

провести интерактивный урок;

INCLUDEPICTURE «../../../Школьный%20сайт%2064/images/clip_image006.emz» \* MERGEFORMAT INCLUDEPICTURE «../../../Школьный%20сайт%2064/images/clip_image008.emz» \* MERGEFORMAT

•  найти достойные внимания исторические сайты в Интернет и дать им оценку.

Первым шагом в этом направлении было использование ресурсов ИНТЕРНЕТ в процессе подготовки лекций. Затем мы перешли к созданию презентаций по отдельным темам, так, например, презентация по теме курса «История России в художественных образах». К сожалению, темам по культуре отводится очень мало времени, а материал объемный и, как раз уроки-презентации, позволяют показать детям за короткий 45-минутный промежуток времени все, что хочет показать учитель. Между тем, излагая материал, преподаватель оказывается в крайне жестких временных рамках: необходимо за учебный час усвоить большое количество информации. Для активизации познавательных способностей и выстраивания логической последовательности, систематизации материала используется презентация, составленная в программе Power Point.

Сейчас мы с учащимися разрабатываем темы по обществознанию и оформляем их в виде проектов, используя ИКТ. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по обществознанию. Один из таких проектов мы предоставили на городскую научно-практическую конференцию школьников. Благодаря использованию ИКТ произошло глубокое погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени — с другой.

Это совершенно особая форма работы – организация совместной исследовательской деятельности. Не углубляясь в теорию вопроса, хотелось лишь отметить специфику этой формы деятельности с использованием информационных технологий. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности:

•            прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;

•            развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

•            формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

•            способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана.

Итак, подведем итоги:

ИКТ позволяют:

o расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории

o сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества.

o вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены

o Повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу.

Раздел 7. Методические разработки нетрадиционных уроков истории и обществознания.

Урок-игра.

Урок-диспут.

Занятие методом проектов.

Бинарный урок.

Взаимный диктант.

Лекция с обратной связью.

Урок-практикум.

Мнемотурнир.

Конференция однородных групп.

Занятие-мастерская и др.

5. Лабораторный практикум: не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1 Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Боголюбов, Л. Н. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений / Л. Н. Боголюбов. — М., 2002.

Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. — М. : Владос, 2004.

б) дополнительная литература:

Баранов, П. А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П. А. Баранов. — СПб., 2000.

Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя / Л. С. Бахмутова. — М. : ВЛАДОС, 2003.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. — М., М., 2001.

Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.

Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе: учебник / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М. : Гуманитарный изд.центр Владос, 2003. — 334 с.

Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М. : Владос, 2000.

Горшкова, В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии / В. В. Горшкова. — М., 1997.

Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. — М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Кларин, М. В. Инновации в обучении: модели и метафоры / М. В. Кларин. — М., 1997.

Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М., 1994.

Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. — СПб. : КАРО, 2002.

Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М. В. Короткова. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.