Учимся различать буквы м – л Занятие 1

Учимся различать буквы м – л

Занятие 1

1. Развитие зрительного и слухового восприятия

— Послушай стихотворение. Угадай имя героя и раскрась картинки.

Есть на свете кот один,

Он учёный господин.

Если грустно станет вдруг —

Вспомни, он хороший друг.

Для него не страшен труд.

Знаешь, как его зовут?

— Познакомься с гостями занятия. Это мыши и кот Леопольд. Сравни первые буквы выделенных слов. Чем они похожи? Чем отличаются?

Кто за дверью? Тихо… Слышишь?

Там опять скребутся мыши.

Нужно мышек нам позвать,

Будем буквы мы искать.

2.Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с символами и буквами.

— Назови первую букву в имени кота. (Л.)

А с какой буквы мы записали бы слово «мышата»? (М.)

Назови тему занятия. (Буквы л — м.)

2. Сравнение букв занятия

— Сравни буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных букв и строчных.

3.Конструирование и реконструирование букв занятия.

Построй из элементов печатную строчную и заглавную букву л, затем «преврати» их в букву м. Выложи из верёвочки рукописную букву л, затем перестрой её в букву м. Для буквы л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы м — два элемента.

4.Развитие зрительного восприятия

Кто за дверью? Тихо… Слышишь?

Там опять скребутся мыши.

Нужно мышек нам позвать,

Буквы будем мы искать.

INCLUDEPICTURE \d «http://0» \* MERGEFORMATINET

Буква л очень любит цифру 1, потому что у нее одна вершина, а буква м любит цифру 2, потому что у нее две вершины. Найди и обведи кружком красного цвета все буквы л для кота Леопольда, а все буквы м — кружком серого цвета для мышей.

3. 5.Дифференциация букв занятия в слогах

INCLUDEPICTURE \d «http://1» \* MERGEFORMATINET

Мыши любят пошалить.

Нужно их опередить —

Леопольда разыскать,

О мышах ему сказать.

За воротами наш кот.

Кто быстрее в них войдет?

Прочти слова. Найди в них и запиши слоги с буквами л — м. У тебя должна получиться дорожка из слогов.

дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох

Образец записи: дом, Ли, му, лод, ла, лас, му, ло, мок, ли, ми, мох.

INCLUDEPICTURE \d «http://2» \* MERGEFORMATINET

4. Дифференциация букв на уровне слова

Леопольд тебя встречает,

Чашку чая наливает.

Чай отличный — высший сорт,

А к нему огромный торт.

Ах, какая красота!

Именины у кота.

Вставь в торт кота Леопольда свечки (буквы л — м) так, чтобы можно было прочитать слова.

Объясни значение этих слов и запиши их.

Образец записи: мелкий, солома, молоко, метла…

INCLUDEPICTURE \d «http://0» \* MERGEFORMATINET

Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания.

Кот Леопольд вчера гулял под дождём и промочил ноги.

Леопольд сегодня болен,

Он врачами недоволен:

Принесли ему врачи

Лишь пустые калачи!

Вы исправьте огорченье,

Что же нужно для леченья?

— Чем можно вылечить больного Леопольда.

— Составь словосочетания, запиши их и укажи буквы занятия.

Приблизительный перечень словосочетаний:

молоко с мёдом, молоко с маслом, витамины, уколы, горячая грелка, горячий компресс…

Кот здоров, кругом — веселье,

На столе — пирог с вареньем.

Назови для Леопольда слова с буквой л.

Назови слова с буквой м для мышат.

Занятие 2

Припоминание темы прошлого занятия и букв л — м, сходных по начертанию.

Вы ушли и позабыли,

Что в прекрасном замке были.

Леопольд остался там,

Начался вдруг шум и гам.

Мышки, что пирог не ели,

Отомстить вдруг захотели,

И, конечно, неспроста

Загорелись ворота.

Рассмотри картинки. Выпиши слова с буквой л в левый столбик, а слова с буквой м — в правый столбик.

INCLUDEPICTURE \d «http://2» \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE \d «http://3» \* MERGEFORMATINET

Тема занятия — буквы л — м. Сравниваем буквы по начертанию: количество, качество и расположение элементов букв л — м в пространстве.

Работа со словами-паронимами

Лишь ворота сохранились,

А за ними появилась

Речка быстрая, как быть?

Как же речку переплыть?

Пока мышата с Леопольдом строят плот, давай сравним пары слов по написанию, звучанию и значению. Зашифруй эти слова. Обозначь буквы л и ж при помощи цифр 1 и 2.

МОШКА-ЛОЖКА_____________ МАМА-ЛАМА______________

МАК-ЛАК_____________________ МОЛОТЬ-ЛОМОТЬ_________

МИЛЯ-ЛИЛЯ___________________ ГНОМ-КЛОП______________

3. Дифференциация букв л — м в словосочетаниях.

Ну, и мыши тут как тут,

Вслед за нами уж бегут,

С рюкзаками за плечами,

Что бы это означало?

В рюкзаках у них… гранаты.

Стойте, дерзкие мышата!

Приготовим мышеловку —

И мышей поймаем ловко!

Послушай словосочетания и впиши в клетки мышеловки только буквы занятия:

огромная лепешка,

веселая матрешка,

смешной Петрушка,

ласковая мама,

ленивый малыш,

кислый лимон,

сильный мороз,

майский ландыш.

Взрослый читает словосочетания, ребенок «прячет слова» в мышеловку по образцу, заполняя все клетки мышеловки по строкам слева направо, начиная с верхнего левого угла.

Образец: огромная лепёшка — м — л,

весёлая матрёшка — л — м …

— Составь и запиши словосочетания со словами:

сильный, мышиный, медвежья, король, берлога, лось.

4. Работа с «перевертышами» (ребенку предлагают слово «зазеркалье», написанное зеркально расположенными буквами)

Удалась наша уловка,

Мыши плачут в мышеловке.

Обещают никогда

Не преследовать кота.

Вышли мышки на свободу

Жаль, в ненастную погоду!

Чтобы тучку отогнать,

Нужно слово разгадать.

— Переверни буквы и отгадай слово.

 (Зазеркалье)

5. Дифференциация букв л-м на уровне предложения

Всё не так в стране Зеркальной,

Все наоборот буквально!

Здесь не знаешь, с кем дружить –

В зеркалах печально жить.

Ты расставь всё по местам —

И порядок будет там!

Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы л- м, слова из правого столбика. Запиши эти предложения и выдели в словах буквы занятия.

…юди ш…и по .

…иша бежа… по …есу на.

Га…ки и го…уби у…ете…и на соседнюю.

Под е…кой поставили деда .

…а…ьчики ссСде…а…и д…я птиц .

…а…а поставила чайник на.

кормушка

Мороз

аллея

плита

клетка

лыжи

6. Работа на уровне текста

Прочитай слова. Составь с ними рассказ из 4—5 предложений и запиши его. Отметь цифрами 1 и 2 буквы л- м.

Морозы, ребята — каток, мальчики — коньки, снег — горка, Лида — санки, малыши — скамейка.

Перед записью текста производится его анализ (грамматическое оформление, логика построения, объяснение встречающихся орфограмм и слов с буквами занятия).

Из книг: 1. Е.В. Мазанова. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Издательство ГНОМ и Д. 2008.

2. Е. В. Мазанова Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Издательство: ГНОМ и Д, 2006 г.