Учет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся пр

УЧЕТ БИБЛИОТЕКАРЕМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Стародубова Г.А., Уленко Ю.В.

Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Учет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры (2001).

На рубеже третьего тысячелетия мировое сообщество приходит к осознанию факта, что комфортное существование индивида в обществе XXI века, продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, развитие и реализация интеллектуального потенциала личности, навыков и умений в области информационной деятельности в значительной мере зависит от уровня его информационной культуры. Следствием этого особую значимость приобретает научное обоснование совершенствования процесса формирования информационной культуры подрастающего поколения.

Полагаем, что формирование информационной культуры школьников должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

четкое определение целей, задач работы, построенной с учетом конкретных условий деятельности образовательного и информационно-библиотечного учреждения;

определение минимума специальных знаний, умений, которыми должна обладать конкретная группа учащихся;

изучение, выявление активных форм и методов формирования информационной культуры, соответствующих данному возрасту, группе обучающихся и в наибольшей мере отвечающих конкретным условиям и возможностям данного социального института, каждого педагога, библиотекаря;

учет психофизиологических особенностей конкретной возрастной группы учащихся, их возрастных и индивидуальных различий, то есть целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, подростка, юношу должно опираться на возрастные индивидуальные особенности.

Какие же психофизиологические особенности конкретных возрастов, принятые в современной педагогике и психологии, необходимо знать и учитывать библиотекарю в процессе формирования информационной культуры школьников?

Л.С. Выгодский, рассматривая своеобразие структуры детского сознания на конкретном возрастном этапе, называл его социальной ситуацией развития. В это понятие известный психолог вкладывал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Это особое сочетание и обуславливает динамику психологического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно – своеобразные психологические образования к его концу. По мнению другого классика психологии С.А. Рубинштейна возрастные характеристики заключаются в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода.

Современные исследователи отмечают образование в различные периоды детства у ребенка своей внутренней позиции, своей системы личностных отношений к действительности и к самому себе, то есть некоей модели мира. Каждый возрастной этап характеризуется специфической направленностью личности, сопровождается изменениями положения в школе, семье, изменением форм общения и воспитания, новыми формами и видами деятельности, особенностями созревания организма.

Для организации эффективного процесса формирования информационной культуры у детей, подростков, юношества библиотекарю необходимо иметь представление об общих тенденциях развития учащихся. Это и определило цель проведенного на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств исследования – выявить и охарактеризовать психофизиологические особенности возрастных групп школьников. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

выявить и оценить психофизиологические особенности конкретных возрастных групп учащихся,

определить оптимальный вариант выбора форм и методов, соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся, и обеспечивающих дифференцированный подход к обучению основам информационной культуры.

Объектом исследования послужили учебные, научные и методические издания по возрастной психологии и педагогике опубликованные с 1970 по 2000 гг, авторами которых являются специалисты: Т.С. Абрамова, А.С. Белкин, Т. А. Василькова, Ю.В. Василькова, Л.С.Выгодский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, И.Ю. Кулагина, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман.

Сравнительный анализ психофизиологических особенностей учащихся осуществлялся в разрезе трех возрастных групп: младший (с 6-7 до 10-11 лет), средний (с 10-11 до 14-15 лет) и старший (с 14-15 до 16-17 лет) школьный возраст.

Выявление психофизиологических характеристик учащихся различных возрастных групп (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, деятельность, учебная деятельность, речь) и их сопоставительный анализ позволили сделать вывод о том, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение учащимися знаний и умений как в целом в учебной деятельности, так и в сфере формирования информационной культуры, в частности.

Ведущей деятельностью для всех возрастов школьников является учение. Психологи определяют кроме этого и ведущую деятельность каждого школьного возраста в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются школьниками в ходе учения.

Так, младший школьный возраст – это возраст в хождения в учебную деятельность, овладение ее структурными элементами.

В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет освоение социальной действительности межчеловеческих отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей. Но, если ведущей деятельностью младших школьников является собственно учебная деятельность, то в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью является взаимодействие и общение школьников в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником). Таким образом, именно тип учения (вид деятельности подростка и характер взаимодействия в ней с другим человеком) в этом возрасте определяет и подход к деятельности по овладению информационной культурой.

В старшем школьном возрасте, учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Избирательность интересов связана с жизненными планами. Старшие школьники могут интересоваться двумя – тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Изменяется мотивация в основных видах деятельности: учения, общения, труда. На месте прежних (детских) мотивов возникают и закрепляются новые (взрослые) мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.

Психологи отмечают, что уровень психического развития младших школьников является предпосылкой начала систематического планомерного и целенаправленного обучения.

Используя огромные познавательные резервы каждого возраста, библиотекарь может достичь значительных результатов в своей деятельности.

Знание психофизиологических особенностей конкретных возрастных групп учащихся позволяет не только осуществлять дифференцированный подход к обучаемым, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы и методы формирования информационной культуры, также зависящие от возрастных особенностей учащихся. В частности, например, если для младшего школьного возраста наиболее действенной формой будет игра, беседа, экскурсия и т.д., то для старших школьников рациональными формами обучения как лекция, деловая игра.

PAGE

PAGE 1