Учет, аудит и анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Российская Федерация

НОУ ВПО «САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра «Бухгалтерский учет»

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой_________________

«_____»_______________2009 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА

Учет, аудит и анализ дебиторской и кредиторской задолженности

(по материалам ООО «Консалтинг-МГ»)

Студента факультета «Бухгалтерский учет»

Группы БУ-66-03з

Специальность

080109 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Научный руководитель

Самара, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \O «1-3» \N \H \Z \U HYPERLINK \L «_TOC272442604» Введение

HYPERLINK \L «_TOC272442605» Глава 1. Учет дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Консалтинг-МГ»

HYPERLINK \L «_TOC272442606» 1.1 Организация учета дебиторской и кредиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442607» 1.2 Учет дебиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442608» 1.3 Учет кредиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442609» Глава 2. Аудит дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Консалтинг-МГ»

HYPERLINK \L «_TOC272442610» 2.1 Организация внутреннего аудита дебиторской и кредиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442611» 2.2 Стандарты внутреннего аудита и контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442612» 2.3 Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

HYPERLINK \L «_TOC272442613» Глава 3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Консалтинг-МГ»

HYPERLINK \L «_TOC272442614» 3.1 Организация анализа дебиторской и кредиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442615» 3.2 Анализ дебиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442616» 3.3 Анализ кредиторской задолженности

HYPERLINK \L «_TOC272442617» 3.4 Анализ влияния дебиторской и кредиторской задолженности на платежеспособность

HYPERLINK \L «_TOC272442618» Заключение

HYPERLINK \L «_TOC272442619» Список использованной литературы

HYPERLINK \L «_TOC272442620» Приложения

HYPERLINK \L «_TOC272442621» Приложение 1

HYPERLINK \L «_TOC272442622» Приложение 2

HYPERLINK \L «_TOC272442623» Приложение 3

HYPERLINK \L «_TOC272442624» Приложение 4

HYPERLINK \L «_TOC272442625» Приложение 5

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В процессе осуществления деятельности предприятия возникает необходимость учета взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами.

Правильное отражение в учете дебиторской и кредиторской задолженности имеет исключительно важное значение, поскольку суммы балансовых остатков по этим задолженностям и периоды оборачиваемости каждой из них влияют на платежеспособность предприятия.

Кроме того, в некоторых случаях анализ задолженности необходим и в фискальных целях, поэтому Федеральный закон № 119-ФЗ требует проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей [4; 17].

Большая дебиторская задолженность — проблема многих предприятий. Однако современная динамично развивающаяся компания, особенно если она работает на высококонкурентном рынке, должна проводить достаточно гибкую политику и оперативно реагировать на запросы экономической среды.

Важная составляющая «коммерческой гибкости» — эффективная работа с покупателями. Поэтому все чаще предприятия отгружают товары или оказывают услуги на условиях отсрочки платежа. При таком подходе к работе с партнерами доля дебиторской задолженности в составе оборотных активов предприятия постоянно растет. Компания, которая имеет возможность предоставлять клиентам более значительные товарные кредиты, резко повышает свою конкурентную привлекательность, увеличивает количество партнеров и объемы продаж.

Однако у каждой медали есть оборотная сторона: все больше денежных средств оказываются «замороженными» в виде дебиторской задолженности и не участвуют в коммерческом обороте. Такая тенденция подталкивает современных финансистов обращать больше внимания на вопросы управления дебиторской задолженностью [18].

Организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств и, следовательно, на платежеспособность [29].

Дебиторская и кредиторская задолженность — неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар. К сожалению, задержка платежа в иных случаях может привести к свёртыванию инвестиционных программ, необходимости брать в долг и даже к банкротству.

Поэтому значение внутреннего контроля за движением кредиторской и дебиторской задолженностями трудно переоценить: при его помощи обеспечивается защита имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере финансов и предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта [39].

Проводимые контрольные мероприятия позволяют своевременно получать руководству хозяйствующего субъекта и собственникам информацию об имеющихся недостатках в данном направлении финансово-экономической и хозяйственной деятельности, дают возможность правильно оценить фактическое использование денежных и материальных ресурсов, состояние бухгалтерского и налогового учета и отчетности, подтверждают полноту выполнения мероприятий, включенных в бизнес-планы и программы деятельности [37].

Осуществление контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины, и важным фактором контроля является оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности.

Так как основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, то перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может отрицательно влиять на финансовую устойчивость предприятия и его платежеспособность [20].

Поэтому современная система бухгалтерского управленческого учета должна включать и совокупность методов анализа и оценки дебиторской и кредиторской задолженности. С их помощью находят оптимальное соотношение между долгами дебиторов и кредиторов, добиваются более высокой эффективности использования денежных средств.

Многообразие форм расчетов, предусмотренных законодательством, превращает учет и внутренний аудит расчетов с поставщиками и покупателями в процесс, требующий знания гражданского законодательства, правил ведения бухгалтерского и налогового учета, умения оценить и описать систему взаимодействия с контрагентами.

Актуальность темы дипломной работы обоснована и тем, что динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, а, следовательно, на платежеспособность предприятия.

Цель дипломной работы — разработать рекомендации по управлению расчетами с дебиторами и кредиторами для повышения платежеспособности предприятия. Цель дипломной работы определила ее задачи:

1. Исследовать организацию учёта дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Консалтинг-МГ»

2. Оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов.

3. Изучить источники информации для осуществления внутреннего аудита дебиторской и кредиторской задолженности.

4. Исследовать организацию внутреннего аудита за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами в ООО «Консалтинг-МГ» и дать оценку ее эффективности.

5. Проанализировать состав, структуру и динамику дебиторской и кредиторской задолженности анализируемой организации.

6. Оценить влияние дебиторской и кредиторской задолженности на платежеспособность ООО «Консалтинг-МГ».

7. Дать рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженности для повышения платежеспособности ООО «Консалтинг-МГ».

Объектом исследования дипломной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Консалтинг-МГ», деятельность которого сопряжена с задолженностью дебиторов и кредиторов.

Предметом исследования является постановка учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Консалтинг-МГ» и оценка влияния расчетов с дебиторами и кредиторами на платежеспособность предприятия.

Информационная база дипломной работы представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации по вопросам расчетов с дебиторами и кредиторами, специальной экономической литературой, периодическими изданиями по бухгалтерскому учету, аудиту и экономическому анализу дебиторской и кредиторской задолженности.

Дипломная работа состоит их введения, трех глав, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «КОНСАЛТИНГ-МГ»

1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Общество с ограниченной ответственностью «Консалтинг-МГ» было создано в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса РФ и Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью по решению учредителя — гражданина РФ, который является его единственным участником. Правоспособность ООО «Консалтинг-МГ» возникла с момента его создания и регистрации учредительных документов (Устава) в установленном порядке (Приложение 1).

Основными видами деятельности ООО «Консалтинг-МГ» в соответствии с Уставом являются:

Деятельность в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита;

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;

Деятельность по изучению общественного мнения по политическим, экономическим и социальным вопросам и статистический анализ результатов.

Организационная структура ООО «Консалтинг-МГ» представлена на Рис.1 Приложения 1.

Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет директор и главный бухгалтер ООО «Консалтинг-МГ».

Бухгалтерия, являясь самостоятельным структурным подразделением, непосредственно подчиняется директору. Ведение бухгалтерского учета организации возложено на главного бухгалтера, решающего все вопросы, связанные с учетом, последующим контролем, своевременностью оформления документов и сдачей их в архив. Ведение бухгалтерского учета по направлениям возложено на бухгалтеров на участке.

Согласно п.7 ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» вид деятельности, представляющий собой однородную группу выполняемых работ, оказываемых услуг, может быть выделен в операционный сегмент.д.ля представления в бухгалтерской отчетности информации по операционным сегментам, выделенным в соответствии с п.9 ПБУ 12/2000 в отчетные сегменты, ООО «Консалтинг-МГ» формирует в бухгалтерском учете показатели о доходах, расходах и финансовых результатах по каждому сегменту.

При осуществлении разных видов деятельности в ООО «Консалтинг-МГ» различными структурными подразделениями (отделами) первичные документы (в том числе о доходах и расходах) по каждому подразделению формируются отдельно. Исключение составляют общехозяйственные расходы, которые подлежат распределению по видам деятельности пропорционально выручке. Учет продаж, расходов и доходов по видам деятельности ведется по подразделениям (отделам).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис.1. Организационная структура бухгалтерии ООО «Консалтинг-МГ»

Бухгалтер отдела № 1 — направление связи с общественностью

Бухгалтер отдела № 2 — направление экспертно-аналитическое

Бухгалтер отдела № 3 — направление налогового и бухгалтерского сопровождения

Контроль за деятельностью директора осуществляет внутренний аудитор, назначаемый учредителем. Должностная инструкция внутреннего аудитора представлена в Приложении 2.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, разработанным на основании Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н [12].

Бухгалтерский учет в ООО «Консалтинг-МГ» автоматизирован, используются программы «1С: Предприятие» версии 8.0 и «Первичные документы». Предприятие ООО «Консалтинг-МГ» применяет типовые формы первичных учетных документов, отраженные в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Одним из основных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета организации, является учетная политика (Приложение 3).

В учетной политике ООО «Консалтинг-МГ» установлен порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, в том числе и расчетов с контрагентами.

Расчеты с дебиторами и кредиторами являются разделом учета, организация и ведение которого требуют от бухгалтерии ООО «Консалтинг-МГ» взаимодействия, как со структурными подразделениями своего предприятия, так и с внешними контрагентами.

Кредиторская и дебиторская задолженность связана с понятием «обязательства». Термин «обязательства» в первоначальном значении — это отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В бухгалтерском учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала организации (предприятия). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности к ним относятся экономические обязательства хозяйствующего субъекта, которые признаны и оценены в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. К основным видам долговых обязательств относится дебиторская и кредиторская задолженность [34].

В соответствии с 269 статьей Налогового кодекса РФ [7] под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Из всего спектра обязательств, в которых предприятие выступает в качестве активного и (или) пассивного субъекта, действующие в России нормативные акты (в первую очередь Инструкция по применению плана счетов [12]) предписывают показывать в учете те обязательства, которые входят в категории активов и пассивов. То есть, говоря бухгалтерским языком, составляют дебиторскую (актив) и кредиторскую (пассив) задолженности.

При этом под дебиторской задолженностью понимаются суммы денежных средств или суммы денежной оценки иных активов, причитающихся к получению предприятием, а под кредиторской задолженностью — суммы денежных средств или суммы денежной оценки иных активов, причитающихся к выплате (передаче) предприятием [34].

Согласно российским стандартам бухгалтерского учета и отчетности и международным стандартам финансовой отчетности дебиторская задолженность — это сумма денежных средств, причитающаяся организации от ее покупателей продукции, товаров (потребителей услуг) — дебиторов. Причина возникновения дебиторской задолженности состоит в том, что факт поставки товара (предоставление услуг) не всегда совпадает по времени с поступлением денежных средств [23].

Определение дебиторской задолженности, данное в МСФО (IAS) 39, корректно только в части учета финансовых инструментов. В МСФО нет стандарта, регламентирующего учет дебиторской задолженности как таковой. Принципы учета вытекают из многих отдельных стандартов (МСФО 11, 18, 32, 39 и т.д.), а вопросы учета дебиторской задолженности, так или иначе, затрагиваются практически во всех стандартах [23].

Образование дебиторской задолженности объективно и объясняется двумя существенными факторами:

для организации-дебитора это бесплатный источник дополнительных оборотных средств;

для организации-кредитора это возможность сохранения и расширения рынка распространения товаров, работ, услуг.

Третий фактор, который, как правило, не афишируется, но существует, это способ отсрочки налоговых платежей при расчетах между взаимозависимыми (аффилированными) юридическими лицами.

Финансовый цикл оборотного капитала представлен на Рис.2:

Рис.2. Финансовый цикл оборотного капитала (цифрами 1, 2, 3 обозначена степень ликвидности; 1 — абсолютная ликвидность)

Самыми распространенными примерами возникновения дебиторской задолженности являются: невыполнение договорных обязанностей заказчиками; не поставленные под оплаченный ранее аванс активы; задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы; суммы излишне уплаченных налогов или излишне взысканных сборов и пеней [32].

Долговые обязательства могут быть классифицированы по различным основаниям. Прежде всего, их подразделяют на долги, связанные с размещением и привлечением средств, т.е. на дебиторскую и кредиторскую задолженность. Оба вида долговых обязательств по экономическим, расчетным и юридическим основаниям подразделяют в зависимости от продолжительности, состава субъектов задолженности, валюты платежа и содержания обязательств [35].

Классификация долговых обязательств представлена на Рис.1 Приложения 4.

По продолжительности выделяют долгосрочную задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев, и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев. В свою очередь, краткосрочную и долгосрочную задолженность можно подразделить на:

срочную (непросроченную), у которой не истек срок исполнения по договору или предельный срок исполнения (срок исковой давности);

просроченную, у которой истек срок исполнения;

отсроченную, по которой продлен срок исполнения.

В то же время просроченная задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную. Истребованной считается задолженность, по возврату которой организация-кредитор предприняла все предусмотренные законодательством меры (направление претензионных писем, подача искового заявления в суд), неистребованной — задолженность, для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий.

В состав субъектов долговых обязательств, т.е. в зависимости от того, кто является второй стороной по сделке, входят: дебиторы и кредиторы, имеющие задолженность по оплате труда и прочим операциям; юридические лица, у которых взаимные обязательства возникают при сделках купли-продажи, поставки, подряда; налоговые органы — в связи с платежами по налогам и сборам; внебюджетные фонды — в связи с расчетами по социальному страхованию и аналогичным платежам; кредитные организации, заимодавцы — в связи с расчетами по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам; учредители — в связи с взносами и расчетами с учредителями; дочерние (зависимые) общества — в связи с расчетами по хозяйственным операциям.

По содержанию обязательств различают задолженность, возникшую в связи с поставкой товаров, арендой, выдачей и получением авансов, хранением и страхованием грузов, оказанием посреднических услуг и т.д. [27].

Согласно МСФО дебиторская задолженность классифицируется на краткосрочные (оборотные) активы, удовлетворяющие любому из критериев:

актив предполагается реализовать или он предназначен для потребления при обычных условиях операционного цикла организации;

актив предназначен для продажи или его предполагается реализовать в течение 12 месяцев после отчетной даты;

актив представляет собой денежные средства или их эквиваленты, не имеющие ограничений на использование.

Долгосрочные (внеоборотные) активы — все прочие активы, не подпадающие под определение краткосрочных [23].

Организация одновременно может иметь кредиторскую задолженность, то есть быть должником по отношению к другим организациям и физическим лицам. Например, к ней могут относиться: задолженность перед поставщиками за поставленные материальные ценности; невостребованные суммы депонентов; непогашенные виновными лицами суммы недостач и др.

В договорах с дебиторами и кредиторами должны оговариваться формы, условия и сроки расчетов. Если плательщик не исполняет обязательства, начинает течь срок исковой давности с конкретной даты или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об оплате.

В случаях возникновения длительной задолженности организациям необходимо отрегулировать возникшие между ними отношения путем предъявления претензионных писем. Если это не оказывает влияния на исполнение обязательств, то к должнику предъявляется иск в течение срока исковой давности [24].

В рекомендуемой Минфином России форме бухгалтерского баланса [8] содержится единственная расшифровка дебиторской задолженности — по расчетам с покупателями и заказчиками. Однако если предприятие считает, что те или иные расшифровки по расчетам являются существенными и могут оказать влияние на экономические решения заинтересованных пользователей, эти показатели следует включить в формы отчетности [34].

Таким образом, юридическое и бухгалтерское значения объема обязательств не совпадают и в России. Решающее значение имеют обязательства, вытекающие из договоров. В юридическом смысле объем обязательств определяется суммами, указанными в договорах. И они почти всегда больше сумм обязательств, отраженных в бухгалтерском учете. Дело в том, что обязательства, вытекающие из заключенных договоров, начинают отражаться в бухгалтерском учете только с момента начала их исполнения.

В рамках МСФО — совершенно иной подход, в основу которого положена идея приоритета экономического содержания фактов хозяйственной жизни над их юридической формой. Здесь, как и в определении активов, следует выделить три ключевых момента:

а) имеющаяся обязанность;

б) прошлое обязывающее событие;

в) будущий отток ресурсов, несущих экономические выгоды.

Это объясняется тем, что первой неотъемлемой характеристикой обязательства (liability) организации выступает наличие у нее «обязанности» (present obligation) выполнить определенные действия (перечислить денежные средства, отгрузить товар, выполнить какую-либо работу и т.п.).

Существование обязанности обуславливается, во-первых, юридически или вытекает из традиций ведения бизнеса данной организацией и, во-вторых, совершившимся обязывающим событием.

Юридическая обязанность выступает следствием требований договора или закона. В большинстве случаев она возникает при получении ресурсов от других организаций и физических лиц в связи с необходимостью возвратить или оплатить эти ресурсы [34].

В ООО «Консалтинг-МГ» разделяют задолженность на: долгосрочную и краткосрочную.

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия и раздела 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» Формы № 5.

Дебиторская и кредиторская задолженность возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. Поэтому, основными задачами учета дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Консалтинг-МГ» являются:

1) распределение дебиторской и кредиторской задолженности по видам задолженностей, должникам и срокам (датам) погашения задолженностей. Установление законности проведения расчетных операций;

2) установление объемов непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности и своевременное выявление расчетных документов, не оплаченных контрагентами организации, а также самой организацией, векселей, срок оплаты которых уже наступил, непогашенных коммерческих и иных кредитов;

3) установление состава и объемов непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности, связанных с расчетами по авансам, векселям, страхованию, претензиями и другими расчетами. Установление причин их возникновения и выявление возможностей их погашения;

4) установление состава и объемов непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с работниками организации — материально-ответственными и подотчетными лицами. Установление причин их возникновения и выявление возможностей их погашения;

5) своевременное выявление просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, установление ее объемов и доли в общей задолженности, постоянный контроль за финансовым состоянием должников, имеющих просроченную задолженность, изыскание возможностей для ее погашения;

6) выявление резервов и возможностей для погашения задолженностей как с помощью денежных, так и неденежных расчетов. Изыскание возможностей досудебного решения этого вопроса;

7) оперативный учет движения денежных средств по расчетным операциям;

8) постоянный контроль за соблюдением подразделениями организации и ее ответственными лицами платежно-расчетной дисциплины.

ООО «Консалтинг-МГ» предоставляет консалтинговые услуги, основанные на договоре возмездного оказания услуг. Расчеты с контрагентами в ООО «Консалтинг-МГ» ведутся по договору в целом (Приложение 5) или по каждому расчетному документу. Способ ведения расчетов определяется конкретным договором.

Обычно услуги, предусмотренные договором, ООО «Консалтинг-МГ» оказывает в течение не одного месяца, а дольше. Поэтому, чтобы правильно сформировать себестоимость консалтинговых услуг, расходы, которые предприятие понесло в отчетном периоде, распределяются между договорами, по которым подписан акт сдачи-приемки услуг, и договорами, по которым работы еще ведутся. При этом используется консультационная карта организации по форме, представленной в Приложении 5. В консультационной карте фиксируются все консультации, предоставленные заказчику в течение месяца, для обобщения данных, используемых в процессе подготовки акта выполненных работ (Приложение 5).

Как правило, учтенные затраты распределяются пропорционально договорной стоимости услуг. Исключение составляют лишь управленческие и коммерческие расходы. Этим объясняется высокие значения величин по статье «Затраты в незавершенном производстве» Формы № 1 (Приложение 6).

Основная масса документов, являющихся первичными при ведении расчетов с дебиторами и кредиторами, создается не на предприятии, что требует от бухгалтерии ООО «Консалтинг-МГ» особого внимания и вызвано следующими факторами:

1) сложностью в соблюдении требований по унификации первичных документов. Ведь бухгалтер не в состоянии влиять на форму и качество документов, оформляемых контрагентами (особенно по оказанным услугам). В связи с этим возникает риск признания расходов документально не подтвержденными в соответствии с требованиями ст.252 НК РФ;

2) сложностью восстановления утраченных либо неправильно оформленных документов;

3) несвоевременным поступлением документов от контрагентов.

Учет расчетов с поставщиками (подрядчиками), покупателями (заказчиками) и прочими дебиторами и кредиторами в ООО «Консалтинг-МГ» осуществляется на бухгалтерских счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, дебиторская и кредиторская задолженность в ООО «Консалтинг-МГ» отражаться на счетах:

1) счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

2) счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

3) счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

4) счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

5) счет 67 «Расчеты по налогам и сборам»;

6) счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

7) счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

8) счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

9) счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

10) счет 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 2 «Расчеты по выплате доходов»;

10) счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженностей в ООО «Консалтинг-МГ» организован таким образом, чтобы обеспечить прозрачность и простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление расчетами с дебиторами и кредиторами.

1.2 УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

В соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению [12] в ООО «Консалтинг-МГ» по строкам бухгалтерского баланса «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» отражается вся дебиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная) независимо от контрагентов, по расчетам с которыми она возникла.

Долгосрочная дебиторская задолженность отражается по строке 230 Формы № 1. Долгосрочная дебиторская задолженность в ООО «Консалтинг-МГ» отсутствует.

Краткосрочная дебиторская задолженность отражается по строке 240 Формы № 1, где отражается сумма остатков по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (дебетовое сальдо) и дебетовое сальдо по счету 71 «Расчет с подотчетными лицами».

Для счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыты следующие субсчета:

62 — 1 «Авансы полученные»;

62-2 «Расчеты векселями».

В ООО «Консалтинг-МГ» в расчетах с покупателями применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов (Приложение 7). Расчеты наличными производятся в пределах 60000 рублей по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся только через банки и другие кредитные организации.

Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными требованиями, счетами-фактурами, приходными кассовыми ордерами. На суммы оплаты за выполненные работы и оказанные услуги ООО «Консалтинг-МГ» предъявляет расчетные документы заказчику и производится следующие бухгалтерские записи:

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — К 90 «Продажи».

Поскольку услуга считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС (Д 90 — К 68 «Расчеты по налогам и сборам») при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

В соответствии с заключенными договорами ООО «Консалтинг-МГ» может получать авансы на покупку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате услуг и работ по частичной их готовности.

Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов используется субсчет 62-1 «Расчеты по авансам полученным». Суммы, полученные ООО «Консалтинг-МГ», авансом отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств: Д 51 — К 62. Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса по установленной ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 62 аванс и увеличивается задолженность бюджету:

Д 62 — 1 «Авансы полученные» — К 68 «НДС».

Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам счета 62 записью: Д 62-1 «Авансы полученные» — К 62.

ООО «Консалтинг-МГ», выполняет работы долгосрочного характера. Для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Каждый законченный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных, выполненных работ списывается, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонденции с Кредитом счета 90. Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 в дебет счета 90. Оплата заказчиком этапов работ учитывается 62 (Д 51 — К 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в дебет счета 62.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю и заказчику. В таблице 1 представлены бухгалтерские проводки с покупателями и заказчиками.

Таблица 1. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Содержание операции

Корр. счета

Дебет

Кредит

1. Получен аванс от покупателя под заказ

51

62-1

2. Начислен НДС

62-1

68

3. Отражена задолженность покупателя за выполненные работы

62

90-1

4. Восстановлен НДС по сумме аванса

62-1

68



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст