Учебный план воспитательно-образовательного процесса разработан

Планирование и организация воспитательно-образовательной деятельности в учреждении осуществляется на основе базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца). При составлении распорядка дня, режима двигательной активности детей и расписания занятий, педагогический коллектив руководствуется нормативно-правовыми и санитарно-эпидемиологическими документами (Письмо Минобразования России от 4 марта 2000 г. № 65/23-1 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения; временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении; «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Министерства здравоохранения Российской федерации СанПиН 2.4.1.1249-03 от 20 июня 2003 года).

Непосредственное планирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется на основе гибкого режима дня, предполагающего приспособление к индивидуальным особенностям ребенка, состоянию его здоровья, уровню работоспособности и выносливости, полное удовлетворение его психофизических потребностей, а также на основе учебного плана, предполагающего распределение нагрузки в соответствии с программными задачами и возрастом детей.

Учебный план воспитательно-образовательного процесса разработан в соответствии с линиями развития ребенка дошкольного возраста, выделенных в базисной программе «Истоки».

Основная программа ИСТОКИ

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»Программа «Истоки» — программа открытого типа. Опираясь на предложенные технологические приемы, воспитатели учреждения, в соответствии со своим профессиональным опытом, используют и другие педагогические технологии; педагогам также предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕС целью решения поставленных в программе «Истоки» задач, специалистами разработано методическое обеспечение по линиям развития. Так, задачи физического воспитания и оздоровления детей более эффективно позволяет решать пособие М.А. Руновой «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ».Пособие разработано с учетом основных положений программы «Истоки» и успешно используется для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия в детском саду и семье.СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕЗадачи ознакомления воспитанников с социальной действительностью в полной мере позволяет решать программа С.А. Козловой «Я – человек».Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей картины мира, созвучной возможному уровню развития его чувств.Цели программы — дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.Одной из задач социализации является овладение связной речью. Для эффективного решения задач речевого развития воспитанников используется книгаА.Г. Арушановой «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ».В программе представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». Работа направлена на развитие  коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

В дошкольном учреждении работает логопункт. Учитель- логопед используют в своей работе коррекционно-развивающию программу обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина,1991.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Одним из направлений познавательного развития дошкольника является работа по ознакомлению с миром природы. С этой целью используется программа С.Н. Николаевой «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. В работе по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений у воспитанников педагоги детского сада используют методику  В.П. Новиковой «Математика в детском саду». Пособие построено как система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей математических представлений в соответствии с возрастом. Методика в пособиях дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. В конце каждого пособия дана специальная методика для проверки знаний, полученных детьми в процессе занятий.  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕС целью приобщения детей к сокровищам художественной культуры педагогами используется пособие Л.В. Пантелеевой «Музей и дети». Разработанное как методическое обеспечение к программе «Истоки», пособие направлено на практическое освоение ее раздела «Дети в музее изобразительного искусства».  В книге представлены тематические циклы художественно-творческих занятий:волшебный мир игрушки;русский дом;дом, где рождалась сказка; каменных и златных дел мастера; наша Третьяковка; путешествия к чудесам света; прогулки к дворцам и паркам и др.Многими педагогами выбрана «ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ» Г.С. Швайко. Предложенная автором разнообразная тематика позволяет воспитателям интересно организовать творческую продуктивную деятельность воспитанников. Цель программы — развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.Общие педагогические задачи программы:развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности; развивать познавательную активность детей;воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Задачу приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы помогает педагогам решать книга О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш «ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ» Цель данной методики – сформировать отношение к литературе как самоценному виду искусства.Одно из направлений художественно-эстетического  развития детей – музыкально-ритмическое воспитание, для эффективного решения задач которого используется ПРОГРАММА О.П. Радыновой «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ».Программа представляет собой научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающую принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающие индивидуальные и психофизиологические особенности детей. Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.Одним из условий всестороннего развития личности ребенка является развитие творчества. С этой целью в учреждении организована углубленная работа по развитию детей в театрализованной деятельности. Помогает в этом ПРОГРАММА С.И. Мерзляковой «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА».Цель программы — развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАВ учреждении функционируют две группы раннего возраста от 2до3лет Педагоги данных групп для реализации задач программы «Истоки» используют пособие «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева).Авторами освещены особенности воспитания и развития детей второго и третьего года жизни, даны методические рекомендации к работе на занятиях и в повседневной жизни, к руководству самостоятельной деятельностью детей.

Педагоги дополнительного образования используют в работе следующие программы:

Изостудия — Нетрадиционные формы работы по изобразительной деятельности.

Ритмика — Буренина А.И. «Ритмическая мозаика».

Компьютер в Д/С — Перволего.3.0

Программно-технологический и методический комплекс ГОУ Д/С272

ГОУ детский сад 272 ориентируется на базисную региональную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки» /авторский коллектив сотрудников научного центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой: АлиеваТ.И., АрнаутоваЕ.П., Арушанова А.Г.,Давидчук А.Н.,

Павлова Л.Н., Рунова М.А. И др./. Среди основных программ и технологий использовались следующие:

Линия развития

Программы

Технологии и дополнительные источники

Примечание

С

О

Ц

И

А

Л

Ь

Н

О

Е

Р

А

З

В

И

Т

И

Е

Основные : «Истоки» — базисная программа развития ребенка-дошкольника ( авт.коллектив АлиеваТ.И., Антонова Т.В. И др., 2001)

Дополнительные или парциальные:

Программа С.А. Козловой

«Я — человек» .

Курочкина И.Н.. Как научить ребенка поступать нравственно. — М.:Флинта,2001

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника.- М.: Владос,2003

С.А. Козлова «Мой мир»приобщение ребенка к социальному миру. М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2000.

Смирнова Е.О., ХолмогороваВ.М. Межличностные отношения дошкольников. — М., 2003.

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.

М.: ЦГЛ,2003

А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,1999.

А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. Истоки диалога. (3-5 лет). М.: Мозаика-Синтез,2003.

А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. Истоки диалога. (5-7 лет). М.: Мозаика-Синтез,2004.

П

О

З

Н

А

В

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

Р

А

З

В

И

Т

И

Е

Основные : «Истоки» — базисная программа развития ребенка-дошкольника ( авт.коллектив АлиеваТ.И., Антонова Т.В. И др., 2001)

Дополнительные:

Николаева С.Н. Юный эколог. — М.: Мозаика-Синтез,1999

Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду.- М.: Сфера,2002

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры — Санкт-Петербург: Детство-Пресс,1998.

О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова,А.И. Максакова, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина. Занятия по развитию речи в д/с. М.: Совершенство 1998.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.:Владос,2003

О.С. Ушакова. Придумай слово. М.: Инст. Психиатрии ,2001.

Алешина Н.В. Знакомим детей с родным городом. — М.: Сфера,1999.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Школа-Пресс,1999.

Журова Л.Е., ДуроваВ.В. Обучение грамоте. — М.: Школа-Пресс, 1999

Новикова В.П. Математика в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. — М.: Карапуз, 1999.

Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под редакцией Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА ,2006.

Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Т. И. Гризик. Познаю мир.М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». — 2004.

Ранний возраст:

Павлова Л.Н.. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.

Л.Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

А.Н. Давидчук. Обучение и игра. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Коррекционно-развивающие

Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина, 1991.

Э

С

Т

Основные : «Истоки» — базисная программа развития ребенка-дошкольника ( авт.коллектив АлиеваТ.И., Антонова Т.В. И др., 2001)

Ушакова О.С, Гавриш И.С..

Знакомим дошкольников с

литературой. — М. : Сфера, 2004.

Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. (5-10 лет). М.: «Карапуз-дидактика», 2006.

Е

Т

И

Ч

Е

Буренина А.. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике.

З.А. Гиценко. Ты детям сказку расскажи…Методика приобщения детей к чтению .- М.: Линка-Пресс,2003

С

К

Буренина А., Сауко Т.. Хлоп-топ.2-3 лет.

Пантелеева Л.В.. Музей и дети.5-7

лет. — М.:Карапуз, 2000.

Т

О

Е

Казакова Т.Г.. Развивайте у

дошкольников творчество. — М. : Просвещение, 1985.

РАЗ

В

Швайко . Занятия по

изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. — М.: Владос,2003.

Комарова Т.С.. Дети в мире

творчества.

К.В. Тарасова , Т.Г. Рубин. Дети

слушают музыку. М.: Мозаика —

Синтез, 2002.

ИТИЕ

О.С. Ушакова. Развитие речи и

творчества дошкольников. М.:

Сфера 2001.

ФИЗИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ

И

ЗДОР

О

ВЬЕ

Основные : «Истоки» — базисная программа развития ребенка-дошкольника ( авт.коллектив АлиеваТ.И., Антонова Т.В. И др., 2001)

Дополнительные:

В.Н. Зимонина. Восптание ребенка-дошкольника. Расту здоровым: Программно-методическое пособие. М.:Владос, 2003.

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста.- Д/В №3,4 1997г.

АлиеваТ.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие. М.: карапуз,1999

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2000.

Осокина Т.И. Физическая кудльтура.

Фролов В.Г. Физкультурные занятия , игры на прогулке. — М.: Просвещение,1986.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.

Пензулаева Л.И. Подвижные игры детей. — М.: Мозаика — Синтез, 2001.

Проченко , Семенов. Одновременная методика обучения плаванию с2-7 лет

Белая К.Ю. , Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольника.