Учебный план Рабочие программы учебных дисциплин Программы пра

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Определение

1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки (специальности)

1.3. Общая характеристика ООП

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения ООП

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной ООП

3.1. Общекультурные компетенции выпускника

3.2. Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции выпускника

3.3. Матрица по направлению подготовки 022000.68 «Экология и природопользование» профиль «Менеджмент в экологии» (соответствия компетенций, составных частей и оценочных средств)

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

4.1 Календарный учебный график

4.2 Учебный план

4.3. Рабочие программы учебных дисциплин

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Ресурсное обеспечение ООП

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации выпускников ООП магистратуры

7.1. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП

7.2. Фонды оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

9. Приложения

Общие положения

Определение

Основная образовательная программа магистратуры (далее магистерская программа), реализуемая государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по направлению подготовки «Экология и природопользование» и профилю подготовки «Устойчивое развитие и природопользование»_ представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие учебные программы дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки (магистр)

Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки высшего профессионального образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российский Федерации от «29» марта 2010 года, № 243;

Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.09 № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

Инструктивное письмо Минобрнауки России 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки носит рекомендательный характер;

Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет».

Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (магистратуры)

Цель ООП

Целью ООП является развитие у студентов личностных качеств; формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально личностных, инструментальных) профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки «Экология и природопользование», профилю «Менеджмент в экологии»; подготовка эрудированных в области экологии и природопользования экологов-менеджеров, обладающих фундаментальной научной базой, владеющих методологией научного творчества, междисциплинарным видением проблем перехода к устойчивому развитию, способностью проводить анализ и решать задачи управления, находящиеся на пересечении социальных, экологических и экономических аспектов развития.

Срок освоения ООП

Срок освоения ООП для очной формы обучения в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Экология и природопользование», профилю «Менеджмент в экологии» составляет 2 года.

Студенты, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают квалификацию (степень) «магистр» (код квалификации – 68).

Трудоемкость ООП

Трудоёмкость ООП освоения студентом ООП ВПО 120 зачётных единиц.

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП по направлению подготовки 022000.68 «Экология и природопользование»

Код учебного цикла ООП

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

М.1

Общенаучный цикл

20

Базовая часть

8

Вариативная часть

12

М.2

Профессиональный цикл

40

Базовая часть

5

Вариативная часть

35

М.3

Практика и научно-исследовательская работа

55

М.4

Итоговая государственная аттестация

5

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения основной образовательной программы

Лица, имеющие диплом бакалавра (или квалификацию дипломированного специалиста) и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытанний, программы которых разрабатываются РГСУ с целью установления у поступающего следующих компетенций:

▪ владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК- 1);

▪ понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

▪ имеет базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умеет создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеет ГИС-технологиями; умеет работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

▪ обладает базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию(ПК-1)6:

▪ обладает общепрофессиональными компетенциями: иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

▪ знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6).

Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности магистров включает научно-исследовательскую, проектно-производственную,контрольно-экспертную, административную и педагогическую работу, связанную с экологией и использованием природных ресурсов.

Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности; образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

Виды профессиональной деятельности выпускника

Магистр по направлению подготовки 022000 Экология иприродопользование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

▪ научно-исследовательская,

▪ проектно-производственная,

▪ контрольно-экспертная,

▪ административная,

▪ педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Задачи профессиональной деятельности выпускника

Магистр по направлению подготовки 022000.68 Экология иприродопользование должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

▪ определение проблем, задач и методов научного исследования;

▪ получение новой информации на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных;

▪ реферирование научных трудов, составление аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности;

▪ обобщение полученных результатов в контексте ранее накопленных в науке знаний;

▪ формулирование выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований;

▪ проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем, разработка рекомендаций по их разрешению;

▪ оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов; оценка состояния здоровья населения и основных демографических тенденций региона по имеющимся статистическим отчетным данным;

проектно-производственная деятельность:

▪ проектирование типовых природоохранных мероприятий;

▪ проведение оценки воздействий планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду;

▪ выполнение экологического мониторинга;

▪ анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

▪ выявление и диагностика проблем охраны природы, разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

▪ управление отходами производства и потребления;

экспертно-аналитическая и контрольно-ревизионная деятельность:

▪ проведение экологической экспертизы различных видов проектного задания;

▪ разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

▪ контрольно-ревизионная деятельность, экологический аудит;

административная деятельность:

▪ руководство деятельностью отдела, сектора, рабочей группы; ▪ определение порядка достижения поставленных целей и детализация задач;

▪ распределение заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением;

▪ определение недостатков в процессе выполнения работы и принятие своевременных мер к их устранению;

▪ поддержание рабочей дисциплины и подбор кадров в пределах определенной компетенции;

▪ составление итоговых документов по результатам выполнения производственного или научного задания;

разработка систем управления охраной окружающей среды предприятий и производств;

педагогическая деятельность:

▪ педагогическая работа в вузах;

▪ учебно-методическая деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития;

▪ консультации преподавателей по содержанию экологического образования.

Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершению освоения данной ООП

Общекультурные компетенции по направлению подготовки «Экология и природопользование», профиль «Менеджмент в экологии»

Наименование компетенции

Код компетенции

Обладать глубоким пониманием философских концепций естествознания и владением основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени

ОК-1

Обладать знанием современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способностью самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности

ОК-2

Обладать способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности

ОК-3

Владеть методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей

ОК-4

Обладать способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов; использованием на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом

ОК–5

Обладать навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи .

ОК-6

Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции по направлению подготовки 022800.68 «Экология и природопользование», профиль «Менеджмент в экологии»:

— в научно-исследовательской деятельности:

Наименование компетенции

Код компетенции

способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований

ПК-1

глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры

ПК-2

владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры

ПК-3

использованием современных методов обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований

ПК-4

— в проектно-производственной деятельности

умением разработать типовые природоохранные мероприятия

ПК-5

способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду

ПК-6

умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития

ПК-7

знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры)

ПК-8

способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлению производственными процессами

ПК-9

в экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности:

умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды

ПК-10

— в административной деятельности:

готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-аналитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры)ПК-11

— в педагогической деятельности:

обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развитияПК-12

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 022000.68 «Экология и природопользование» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом магистра с учетом его профиля, рабочими программами учебных дисциплин, материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическим материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

Календарный учебный график (см. приложение 1).

Учебный план (см. приложение 2)

Рабочие программы учебных дисциплин (см. приложение 3)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст